Lesson Study «Как через использование техник семантизации развить лексические навыки учащихся» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (380) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.09.2021

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Водопьянова, О. В. Lesson Study «Как через использование техник семантизации развить лексические навыки учащихся» / О. В. Водопьянова, Э. М. Лютова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84065/ (дата обращения: 25.04.2024).



One forgets words as one forgets names. One’s vocabulary needs constant fertilizing or it will die .

Evelyn Waugh

Данная научно-практическая статья содержит информацию об исследовании, направленном на выявление наиболее эффективной техники семантизации (раскрытия значения слова) для расширения словарного запаса и правильном употреблении иноязычной лексики учащимися в речи. Исследование урока было проведено в среднем звене Назарбаев Интеллектуальной школы города Петропавловск учителями английского языка. Целью исследования являлось выявления наиболее эффективной техники семантизации лексических единиц и их правильного употребления в речи на уроках английского языка в среднем звене. Актуальность данного исследования обуславливается тем, что формирование и развитие словарного запаса учащихся среднего звена является основой для успешного овладения иностранным языком. Более того, освоение лексических единиц и их более качественное запоминание влияет на внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка. В ходе исследования было выявлено, что выбранные техники семантизации имеют свои плюсы и минусы, и наиболее эффективны в сочетании друг с другом. Кроме того, при выборе техники семантизации, следует обращать внимание на ведущий канал восприятия учащегося.

Ключевые слова : lesson study, техники семантизации, лексический навык.

Введение

Словарный запас — это ключ к пониманию иноязычной речи и умению выражать свои мысли. Иными словами, словарный запас важен, потому что это основа всего языка. Это необработанные строительные блоки, которые мы можем использовать для выражения наших мыслей и идей, обмена информацией и понимания других. Задача учителя научить учащихся правильно пользоваться языком в его коммуникативной функции, применяя знания лексики, грамматики, фонетики, социокультурных норм в устной и письменной речи [3].

Поэтому, мы считаем, что тема «Как через использование техник семантизации развить лексические навыки учащихся?» актуальна и важна. Лексический навык подразумевает автоматизированное действие по выбору лексической единицы соответствующий нормами сочетания с другими единицами в устной и письменной речи и контексту [2]. Исходя из вышеизложенного, лексические единицы должны быть не просто механически заучены, а усвоены таким образом, чтобы ученики могли использовать их в продуктивной речи в зависимости от контекста и речевой задачи. Один из способов прочного усвоения лексики на этапе введения лексического материала — семантизация иноязычных слов, т. е. раскрытие их значения. Беспереводные техники семантизации иноязычных слов позволяют использовать и развивать зрительный, артикуляционный и акустический каналы восприятия и осмысления информации. К беспереводным способам относят: раскрытие значения слова с помощью дефиниций, использование наглядности, контекста, синонимов и антонимов, указание на словообразовательную ценность слова, через обобщение (группировка слов по классу или группе) [1].

Актуальность данной проблемы обуславливается еще тем, что освоение лексических единиц и их более качественное запоминание влияет на внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка. Нехватка словарного запаса учащихся вызывает чувство неуверенности и нежелание говорить на иностранном языке. Следовательно, учителю следует уделить особенно пристальное внимание повышению эффективности формирования лексических навыков на уроке иностранного языка. Поэтому появилась необходимость в выявлении наиболее эффективной техники семантизации лексического материала для преодоления психологического барьера учащихся и повышения уровня овладения языковыми единицами.

Основная часть

В своем исследовании мы выбрали три техники семантизации, раскрытие значения слова с помощью дефиниций, раскрытие значения слов по сопровождающим средствам наглядности, создающим в памяти языковой образ слова и раскрытие значения слова с использованием известных способов словообразования. Во время наблюдения выделили фокус группу, состоящую из трех учащихся: Студент А — не возникает проблемы с запоминанием и употребление нового лексического материала ни с одной техникой, студент Б — успешен в зависимости от изучаемого материала и выбранной техники семантизации и студент С — низкий уровень овладения и употребления лексического материала независимо от примененной техники семантизации.

Целью исследования является выявления наиболее эффективной техники семантизации лексических единиц и их правильного употребления в речи на уроках английского языка в среднем звене.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— изучить существующие техники семантизации подходящие для учащихся среднего звена, которые в дальнейшем будут апробироваться и применяться на уроках;

— определить фокус группу учащихся для наблюдения;

— планировать и адаптировать уроки к проведению Lesson Study, в ходе которых будут применены отобранные техники семантизации;

— проводить Lesson Study и вести наблюдение за учащимися разного уровня владения английским языком, акцентируя особое внимание на обучении и развитии фокус группы;

— провести короткое интервью с целью выявления отношения фокус группы к применяемым на уроках техникам семантизации;

— проанализировать аудио запись интервью фокус группы и данные полученные в ходе наблюдения уроков в рамках Lesson Study;

— подвести итоги и использовать полученные достижения в педагогической практике и поделиться результатами исследования с коллегами.

Объектом исследования стало активное использование учащимися новых лексических единиц и их уместность в речевом контексте.

Проведенное исследование позволило выявить следующее:

В средней школе студента А не столкнулся с трудностями в понимании и использовании новой лексики вне зависимости от предложенной техники семантизации. Однако, студент А считает, что техника семантизации с использованием контекстуального запоминания слов является наиболее эффективной так как дает возможность изучить употребление данной лексической единицы в контексте тем самым облегчая ее использования в своей речи.

Студент Б показал хороший уровень понимания значения слов при использовании всех трех техник, но у него возникали трудности в употреблении некоторых слов в речи, которые вводились учителем c помощью визуализации (раскрытие значения слов по сопровождающим средствам наглядности).

У студента С возникли сложности с пониманием слова в контексте вследствие ограниченного словарного запаса. Последний респондент отмечает технику раскрытия значения слов по сопровождающим средствам наглядности как наиболее эффективную так как данный метод не составляет трудности в понимании значения слова. Касаемо употребления лексических единиц в речи для студента С было сложно воспроизводить изученные лексические единицы в правильном контексте и возникали ошибки в произношении.

Выводы

В результате исследования было выявлено что наиболее эффективной техникой семантизации для понимания значения слова является техника раскрытия значения слов по сопровождающим средствам наглядности. Однако следует учитывать особенности восприятия и переработки информации учащимися (визуал, аудиал, кинестетик, дискрет). Это важно так как некоторым учащимся сложно соотнести и понять визуальный образ слова и его значение.

Касаемо употребления лексических единиц в речи, наиболее эффективной техникой семантизации является метод использования контекстуального запоминания слов. Данный способ семантизации предполагает достаточно хороший уровень словарного запаса и владения языком у обучающихся. В ходе исследования было вывялено, что данный метод позволяет не только развивать у учащихся навыки языковой догадки, но и позволяет осмыслить употребление слова в контексте. Немаловажно учителю при подборе заданий следует учитывать, что контекст употребления слова должен быть понятным, легко выводимым и соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Как показало исследование раскрытие значения слова с помощью дефиниций может вызвать трудности у учащихся с ограниченным словарным запасом, более того, этот метод эффективен в распознании значения лексической единицы. Однако, учащиеся затрудняются в употреблении слова в контексте, так как не дается пример использования лексической единицы в речи. Как следствие того, что слова звучат вне контекста, изолированно, этот метод мало эффективен на этапе формирования лексических навыков.

Рекомендации для учителей иностранного языка:

— сочетать различные техники семантизации лексических единиц для наиболее успешного осмысления и использования новой лексики в речи;

— провести диагностику репрезентативной системы ведущего канала восприятия у учащихся, что позволит подобрать наиболее эффективную технику семантизации для каждого учащегося;

— соблюдать преемственность в обучении, подбирать и адаптировать аутентичный материал в соответствии с уровнем учащихся и их возрастными особенностями.

Литература:

  1. Айдарова, С. Х., Гарипова, В. А., Гиниятуллина, Л. М., & Гарипова, Л. Р. (2013). Переводный и беспереводный способы семантизации лексики при изучении татарского языка. Вестник Казанского технологического университета, 16(1).
  2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: ИКАР, 2009. — 448 с.
  3. Бочарникова, М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде / М. А. Бочарникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 8 (8). — С. 130–132. — URL: https://moluch.ru/archive/8/566/ (дата обращения: 12.08.2021).
  4. Леонтьева Т. П. Методика преподавания иностранного языка. — К.: Высшая школа, 2015. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эффективная техника, иностранный язык, раскрытие значения слова, английский язык, единица, лексическая единица, лексический материал, сопровождающее средство наглядности, учащийся, правильное употребление.


Ключевые слова

lesson study, техники семантизации, лексический навык

Похожие статьи

Формирование англоязычной лексической компетентности...

Формирование англоязычной лексической компетентности средствами изобразительной наглядности для семантизации терминологических

Основные термины (генерируются автоматически): речевая деятельность, единица, лексическая единица, связь, слово, карт...

Мультимедиапрограммы в обучении лексике английского языка...

Обучение лексике иностранного языка является одной из самых актуальных тем в современной методике

Все это определяет ее важное место и значение на каждом уроке иностранного языка, и

Уровень владения лексическим навыком должен учитываться как при введении...

Формирование лексических навыков на начальном этапе...

 Знать слово — это значит знать его формы, значение и употребление. Кроме того, под знанием слова традиционно понимается мгновенное его узнавание, т. е. способность вызывать слово из памяти и правильное употребление данной лексической единицы в сочетании с...

Использование чантов на начальном этапе обучения английскому...

Каждая лексическая единица также произносится трижды. При дальнейшем обучении усложняется лексический материал и в чанте

новая лексика, иностранный язык, начальный этап обучения, обучение иностранному языку. иностранный язык, языковой материал...

Игра в обучении дошкольников иностранному языку

Без знания лексического материала и владения им, осуществлять общение на любом языке невозможно. «Слова — это имена вещей, явлений

Чтобы научить ребенка общаться на иностранном языке, необходимо, прежде всего, дать ему лексический материал и научить...

Формирование и развитие лексических навыков в процессе...

Лексические навыки являются базовыми при изучении иностранного языка. Важно помнить, что их формирование и развитие происходит наиболее успешно в условиях грамотной комбинации современных техник и приемов, позволяющих заинтересовать и мотивировать...

Упражнения, направленные на предъявление и активизацию...

лексический навык, навык, иностранный язык, восприятие слова, работа, лексическая компетенция, контекст, иностранное слово, зарубежная литература, словарный запас. Словесные игры на уроках английского языка как способ... английский язык, учащийся, игра...

Словесные игры на уроках английского языка как способ...

язык, слово, учащийся, изучение, французский язык, португальский язык, лексическая единица, испанский язык, иностранный язык, лексика.

английский язык, учащийся, игра, уровень развития, словесная игра, лексический навык, навык, урок, иностранный язык...

Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на...

Главная цель преподавания иностранного языка – развитие у школьников лексических

иностранный язык, языковой материал, специальная лексика, лексика, обучение, слово

иностранный язык, языковой материал, студент, средство общения, свободный разговор...

Похожие статьи

Формирование англоязычной лексической компетентности...

Формирование англоязычной лексической компетентности средствами изобразительной наглядности для семантизации терминологических

Основные термины (генерируются автоматически): речевая деятельность, единица, лексическая единица, связь, слово, карт...

Мультимедиапрограммы в обучении лексике английского языка...

Обучение лексике иностранного языка является одной из самых актуальных тем в современной методике

Все это определяет ее важное место и значение на каждом уроке иностранного языка, и

Уровень владения лексическим навыком должен учитываться как при введении...

Формирование лексических навыков на начальном этапе...

 Знать слово — это значит знать его формы, значение и употребление. Кроме того, под знанием слова традиционно понимается мгновенное его узнавание, т. е. способность вызывать слово из памяти и правильное употребление данной лексической единицы в сочетании с...

Использование чантов на начальном этапе обучения английскому...

Каждая лексическая единица также произносится трижды. При дальнейшем обучении усложняется лексический материал и в чанте

новая лексика, иностранный язык, начальный этап обучения, обучение иностранному языку. иностранный язык, языковой материал...

Игра в обучении дошкольников иностранному языку

Без знания лексического материала и владения им, осуществлять общение на любом языке невозможно. «Слова — это имена вещей, явлений

Чтобы научить ребенка общаться на иностранном языке, необходимо, прежде всего, дать ему лексический материал и научить...

Формирование и развитие лексических навыков в процессе...

Лексические навыки являются базовыми при изучении иностранного языка. Важно помнить, что их формирование и развитие происходит наиболее успешно в условиях грамотной комбинации современных техник и приемов, позволяющих заинтересовать и мотивировать...

Упражнения, направленные на предъявление и активизацию...

лексический навык, навык, иностранный язык, восприятие слова, работа, лексическая компетенция, контекст, иностранное слово, зарубежная литература, словарный запас. Словесные игры на уроках английского языка как способ... английский язык, учащийся, игра...

Словесные игры на уроках английского языка как способ...

язык, слово, учащийся, изучение, французский язык, португальский язык, лексическая единица, испанский язык, иностранный язык, лексика.

английский язык, учащийся, игра, уровень развития, словесная игра, лексический навык, навык, урок, иностранный язык...

Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на...

Главная цель преподавания иностранного языка – развитие у школьников лексических

иностранный язык, языковой материал, специальная лексика, лексика, обучение, слово

иностранный язык, языковой материал, студент, средство общения, свободный разговор...

Задать вопрос