Значение и роль пальчиковых игр в развитии детей раннего и дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хламова, Н. А. Значение и роль пальчиковых игр в развитии детей раннего и дошкольного возраста / Н. А. Хламова, Н. А. Новикова, Р. Р. Тарунина, Н. Ю. Снаткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84057/ (дата обращения: 16.04.2024).



Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев.

В. Сухомлинский

Известно, что на развитие головного мозга человека оказывает большое влияние его действия руками. На деятельность мозга положительно влияют упражнения с участием рук и пальцев. В центральную нервную систему идут импульсы от рефлекторных точек, расположенных на кистях рук человека. Выполняя массаж определенных точек, мы воздействуем на внутренние органы, которые связаны с этими точками. Например, массаж мизинца положительно сказывается на работе сердца, а указательного — на работе желудка. Средний палец связан с кишечником, а безымянный с печенью и почками. Массаж большого пальца повышает активность головного мозга.

Многие детские физиологи, психологи, логопеды уделяют особое внимание общему развитию моторики детей. Ю. А. Соколова, О. А. Новицкая описывают приемы по развитию моторики у детей. А А. Ю. Хвостовцев, С. Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки.

Сотрудники института детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе проведенных исследований была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть выше нормы.

Известные исследователи Института физиологии детей и подростков А. В. Антакова — Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми, и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, что систематические упражнения по тренировки движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития всех психических процессов — внимания, памяти, восприятия и речи.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики пальцев рук ребенка являются пальчиковые игры. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Такие игры очень эмоциональны, занимательны и способствуют не только развитию речи ребенка, но и развитию творческой деятельности. В играх с пальчиками ребенок отражает реальность окружающего его мира — животных, предметы, явления природы, людей, их деятельность. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Также, пальчиковые игры порождают развитие добрых взаимоотношений между взрослым и ребенком. Игры с пальчиками стимулируют ребенка к творчеству: малыш придумывает к текстам свои особенные, оригинальные движения; самостоятельно придумывает новое развитие игры. [2]

Виды пальчиковых игр:

  1. Пальчиковые игры с предметами
  2. Активные игры со стихотворным сопровождением
  3. Игры-манипуляции
  4. Пальчиковые кинезиологические игры
  5. Пальчиковые игры с элементами самомассажа
  6. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением
  7. Пальчиковые игры в парах

Малыши от года до двух лет легко и с большим интересом воспринимают пальчиковые игры, выполняемые только одной рукой. [1] Трехлетние дети с удовольствием осваивают игры, проводимые двумя руками: одна рука изображает Теремок, а другая мышку, вбегающую в Теремок. Четырехлетние дети играют в эти игры, используя несколько действий, идущие друг за другом. Старшим детям можно предложить дополнить игры разнообразными атрибутами: домиками, шариками, мелкими предметами, кубиками. [5]

Воспитательную ценность представляет и театрализованная деятельность, она является источником глубоких переживаний и открытий ребенка, развития чувств, приобщает его к духовным ценностям, формирует опыт социальных навыков поведения, нравственную направленность. Пальчиковый театр дает возможность ребенку решать различные проблемные ситуации, преодолевает нерешительность, стеснительность в себе, скромность, и здесь ему это дается легче, чем в игре — драматизации. [3]

Взрослые помнят, как в детстве играли «Сорока, сорока, кашку варила, деток кормила…»? А попробуйте напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками. Одно условие необходимо соблюдать — пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему только радость. Пальчиковые игры вырабатывают у детей такие качества, как способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры — это пальчики ребят.

Игры с пальчиками не только развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, но и тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка. Еще один очень важный момент — если, выполнять пальчиковую игру под музыку, которая радует ребенка, то она снимет психическое напряжение, успокоит малыша, поднимет настроение. По данному вопросу были проведены серьезные исследования В. М. Бехтеревым, выдающимся русским медиком — психиатром, педагогом и психологом. Он писал, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека. Поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном. Поэтому во время пальчиковой игры с музыкой вы не только положительно воздействуете на своего ребенка, но и получите от него наиболее выразительной передачи образа, где раскроются его творческие задатки. [6]

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

— Взрослый выполняет сам движения — ребенок смотрит;

— Взрослый выполняет движения ручками ребенка;

— Ребенок выполняет движения своими ручками.

Никогда не следует ребенка принуждать играть. Если малышу понравится игра, то он будет сам пытаться участвовать, просить повторения. Если ребенок показывает движения по-своему, их не следует корректировать. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, скачет его белочка. Такая демонстрация особенно полезна для неловкого, стеснительного и застенчивого ребенка. Главное, чтобы малыш мог порадоваться своему успеху. А заканчивать пальчиковые игры желательно потешками — упражнениями, так как они содержат элементы массажа. Сопровождаются тексты растиранием, поглаживанием, разгибанием и сгибанием пальчиков рук. [4]

Таким образом, вышеизложенный материал подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы, необходимость и возможность ее решения. Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, пальчиковый самомассаж неотъемлемо связаны с полноценным и всесторонним развитием детей раннего и дошкольного возраста.

Литература:

  1. Борисенко, М. Г. Пальчиковый массаж для малыша от рождения до года: методическое пособие/ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина — Санкт-Петербург: Литера, 2021. — 64 с. — ISBN: 987–5-40700–151–5. — Текст: непосредственный.
  2. Гаврина, С. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук: методическое пособие / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова. — Москва: Экзамен, 2017. — 22 с. — ISBN: 978–5-377–11861–9. — Текст: непосредственный.
  3. Можгова, Е. И. Театрализованные игровые занятия для детей: сборник игр/ Е, И. Можгова. — Санкт-Петербург: Детство — Пресс, 2019. — 8 с. — ISBN: 9785907106345. — Текст: непосредственный.
  4. Никитина, А. В. 20 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения, загадки, потешки. Для детей 2–3 лет: сборник игр / А. В. Никитина; — СПб.: Каро, 2014. — 96 с. — ISBN: 978–5-9925–0334–0. — Текст: непосредственный.
  5. Пальчиковые игры и упражнения: сборник упражнений/ Т. В. Калинина, С. В. Николаева, О. В. Павлова, И. Г. Смирнова. — Волгоград: Учитель, 2020. — 151 с. — ISBN: 978–5-7057–2472–7. — Текст: непосредственный.
  6. Ткаченко, Т. А. Физкультминутки для развития пальчиковой моторики у дошкольников: сборник упражнений / Т. А. Ткаченко. — Москва: Гном, 2004. — 32 с. — ISBN: 5–296–00259–8. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, головной мозг, дошкольный возраст, малыш, мелкая моторика, пальчиковая игра, прямая зависимость, речевое развитие, тонкое движение пальцев рук.


Похожие статьи

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Сейчас у многих детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью: ребенок либо

Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов- внимания, памяти

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании...

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость. «Пальчиковые игры» — это инсценировка...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Пальчиковые игры — простые игры с участием пальчиков и ручек, да еще и в сопровождении детской песенки, стишка или потешки — не просто поднимут настроение ребенку, но будут иметь и оздоровительный эффект. Известно, что стимулируя развитие мелкой моторики рук...

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры

Работа по развитию речи детей раннего возраста должна осуществляться совместно с

Пальчиковые игры нравятся детям, дарят радость общения и несут ощутимую пользу.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой. Необходимо тренировать и совершенствовать крупную и мелкую моторику рук, у дошкольников уже с раннего возраста. Считаем, что самое ценное...

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей.

Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление...

Развитие мелкой моторики у малышей | Статья в журнале...

Развитие мелкой моторики ребенкатонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. № 3, 5, 6 2005. Калинина Т.В. Пальчиковые

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Сейчас у многих детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью: ребенок либо

Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов- внимания, памяти

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании...

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость. «Пальчиковые игры» — это инсценировка...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Пальчиковые игры — простые игры с участием пальчиков и ручек, да еще и в сопровождении детской песенки, стишка или потешки — не просто поднимут настроение ребенку, но будут иметь и оздоровительный эффект. Известно, что стимулируя развитие мелкой моторики рук...

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры

Работа по развитию речи детей раннего возраста должна осуществляться совместно с

Пальчиковые игры нравятся детям, дарят радость общения и несут ощутимую пользу.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой. Необходимо тренировать и совершенствовать крупную и мелкую моторику рук, у дошкольников уже с раннего возраста. Считаем, что самое ценное...

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей.

Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление...

Развитие мелкой моторики у малышей | Статья в журнале...

Развитие мелкой моторики ребенкатонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. № 3, 5, 6 2005. Калинина Т.В. Пальчиковые

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Задать вопрос