Ключевой характеристикой корпоративных образований, позволяющей им достигать своих целей в условиях конкуренции, является конкурентоспособность. Существует много научных школ и направлений, которые изучают данную экономическую категорию. Это понятие многогранно и распространяется на все составляющие деятельности корпоративного образования, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики корпоративного образования. Мы не будем подробно рассматривать, и анализировать данное понятие, и остановимся на следующем понимании корпоративного образования и конкурентоспособности в данном исследовании.
Корпоративное образование – это юридическое лицо (или группа лиц, или их объединение, преследующее единые цели), являющееся субъектом экономической системы любого общества, которое исходя из своей главной цели по получению прибыли самостоятельно ведет полноценную финансово-хозяйственную деятельность, несет ограниченную ответственность и участвует в политике государства[4,c.47].
Конкурентоспособность корпоративного образования означает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками, партнерами и конкурентами.
Конкурентоспособность проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде деятельности предприятия. Взятая в долговременной перспективе с учетом макроэкономических, политических, социальных и экологических аспектов, конкурентоспособность корпоративного образования обеспечивает ему устойчивое развитие.
Достижение устойчивого развития корпоративных образований является одной из проблем текущей российской экономики и политики.
Актуальность этой проблемы с одной стороны усиливается нарастающими тенденциями к глобализации мировой, которая не позволит национальным производителям пользоваться высокими тарифными и таможенными барьерами и отстать от мирового технологического прогресса. С другой стороны, национальный производитель обеспокоен структурными искажениями в экономике. Очевидно, в этих условиях государство не должно оставлять национального производителя один на один с иностранными транснациональными корпорациями, выступающими основными экономическими агентами глобальной экономики, однако в каких формах и в каких масштабах должна оказываться эта поддержка, остается не ясным.
Существует много научных школ и направлений, которые изучают данную экономическую категорию. Это понятие многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики предприятия.
Нами, под экономической устойчивостью производственного предприятия представляется понимать способность движущейся во временном пространстве производственной системы эффективно функционировать и не отклоняться от своего движения при воздействии каких-либо внутренних и внешних факторов.
Эффективный механизм управления - это адекватный условиям работы корпорации комплексный механизм, который наилучшим образом позволяет корпорации плодотворно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять потребности потребителей и достигать своих целей с высокой степенью капитализации акций. Комплексный механизм устойчивости корпоративного образования направлен, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями корпоративного образования, распределение между ними прав и ответственности, и согласовании их интересов[7,c.146]
Особая роль экономических интересов в процессе устойчивого развития определяется тем, что через процесс их реализации проявляется и разрешается в определенных формах основные противоречия экономической системы, в основе которого лежит дилемма неограниченности потребностей и ограниченности ресурсов экономических субъектов. Следовательно, экономические интересы, фокусируя основные противоречия экономической системы, составляющие ядро механизма функционирования и развития экономических субъектов, модели индивидуального экономического поведения, институциональной среды и всей системы в целом, лежат в основе формирования условий для устойчивого развития.
Устойчивость является функцией сочетания интересов различных экономических субъектов. Для определения механизма устойчивости предприятия необходимо уточнить понятие «экономический интерес».
Экономический интерес – сложная экономическая субстанция, воздействующая на устойчивость экономической системы. Во – первых, это свойство экономического субъекта, соизмеряющего свои затраты и результаты при реализации потребностей и на этой основе принимающего решения о своей дальнейшей деятельности. Стремление к эффективному распоряжению своими ресурсами является важнейшим фактором устойчивости. Во-вторых, это экономическая категория, представляющая сторону каждого экономического отношения, которое существует до тех пор, пока в нем заинтересованы субъекты экономики. В-третьих, это элемент механизма развития экономического отношения. Взаимодействие двух сопряженных интересов, составляющих отношение, означает его возобновление и развитие, обеспечивая его устойчивость. В-четвертых, это явление, проявляющееся в деятельности человека под воздействием определенной цели, стимула, мотива, которые могут совпадать с целью всей системы или вступать с ней в противоречие. Наконец, интерес – это биосоциальный процесс, разворачивающийся от осознания потребности до ее удовлетворения, обеспечивающий воспроизводство самого носителя интереса, а также подсистемы экономических отношений, в нем задействованных, то есть процесс определяющий степень устойчивости экономической системы.
Главным носителем экономических интересов являются участники корпоративных отношений, интересы которых совпадают в одних сферах, но расходятся в других. Механизм устойчивости корпоративных образований интегрирует различные формы деятельности корпоративного образования по поиску стейкхолдеров и выявлению их ожиданий в отношении организации. Стейкхолдером может быть любая группа людей внутри и вне организации, делающая ставку на ее работу. Уровень удовлетворенности каждой из таких групп можно считать индикатором эффективности деятельности корпоративного образования [7,c 65-91].
Общность интересов стейкхолдеров корпоративного образования заключается в том, что все участники заинтересованы в стабильности существования и прибыльности деятельности корпоративного образования, с которым они связаны. В тоже время, обобщая интересы основных групп участников, проанализировав литературные источники можно выделить следующие наиболее значимые различия между ними, представленные в табл 1.
Как видно из представленной таблицы, участники корпоративных отношений по - разному взаимодействуют между собой, и сфера несовпадения их интересов весьма значительна. Наиболее значимыми в процессе корпоративного управления являются объективно существующие противоречия между интересами собственника и менеджера, сформировавшиеся в виде так называемой, агентской проблемы. Суть данной проблемы состоит в том, что акционер передает управление предприятием менеджеру и ожидает от него действий, направленных на увеличение дохода собственника. Однако, иногда менеджеры принимают решения, которые выгодны им лично, в ущерб интересам собственника. " Глубокое познание внутренней природы противоречий между экономическими интересами хозяйствующих субъектов позволит найти оптимальные пути их разрешения. По нашему мнению, правильно выстроенный экономический механизм корпоративного управления минимизирует возможное негативное влияние различий интересов на процесс деятельности предприятия и достижения конечной цели.
Таблица 1
Взаимосвязь интересов стейкхолдеров корпоративного образования
Категория стейкхолдеров |
Интересы группы |
Взаимодействия с другими группами |
Собственники |
Установление контроля над предприятием, получение дивидендов, поддержание высокой стоимости акций |
Непосредственно взаимодействуют с менеджментом предприятия и другими заинтересованными лицами |
Менеджеры |
Денежное вознаграждение, престиж, власть, заинтересованы в возможности контроля и управления финансовыми потоками |
Непосредственно взаимодействуют с персоналом, кредиторами, клиентами, поставщиками, органами власти и вынуждены принимать во внимание их интересы |
Сотрудники |
Достаточная оплата труда, возможности профессионального роста и построения деловой карьеры, гарантия занятости |
Непосредственно взаимодействуют с менеджерами и зависят от них |
Поставщики |
Регулярность поставок, длительность сотрудничества |
Непосредственно взаимодействуют с менеджерами |
Потребители |
Высококачественные товары и услуги по разумным ценам |
С сотрудниками организации |
Федеральные и местные органы власти |
Заинтересованы в устойчивости предприятия, его способности выполнения бюджета посредством налоговых поступлений и сохранения рабочих мест для населения |
Непосредственно взаимодействуют с менеджментом, влияют на деятельность предприятия через систему налогообложения |
Кредиторы |
Заинтересованы в устойчивости предприятия и его платежеспособности и гарантии возврата поставленных средств |
Взаимодействуют с менеджерами |
Профсоюзы |
Заинтересованы в достойной своевременной заработной плате и льготах |
Взаимодействуют с органами власти и акционерами |
Общество |
Занятость, охрана окружающей среды, реализация социальных программ |
Взаимодействуют с высшим руководством |
Взаимосвязь интересов и устойчивости корпоративного образования проявляется в следующем:
Устойчивость корпоративного образования, его компонентов, а также интересы субъектов экономических отношений данной системы связаны со структурой потребностей;
Возможности устойчивости корпоративного образования, также как и реализация интересов, определяются степенью удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон;
Устойчивость корпоративного образования является функцией реализации интересов ее компонентов;
Интересы представляют важнейший элемент механизма развития экономической системы. Они играют исключительную роль в обществе, координируя действия экономических законов и деятельность людей.
Поэтому действие механизма экономической устойчивости корпоративного образования заключается в том, что он экономически и организационно побуждает участников процесса корпоративных отношений к определенной деятельности, воздействуя на их экономические интересы, которые отражают потребности экономических субъектов.
Следовательно, размещаясь генетически между глубинными, постоянно повторяющимися, существенными связями и социальной деятельностью субъектов, экономические интересы вводят в эти связи те реальные силы, которые их реализуют. Деятельность субъектов, с одной стороны, направляется их экономических законов. Таким образом, множество экономических интересов, налагаясь на систему экономических законов, направляет деятельность субъектов в сторону, определяемую тенденциями общественного прогресса, становясь в этой связи элементом механизма устойчивого развития социально – экономической системы и ее компонентов.
Устойчивость функционирования социально – экономической системы - это процесс, направленный на сохранение достигнутых ею параметров. Устойчивость функционирования является необходимым моментом устойчивого развития. Устойчивость экономического развития – это процесс динамичного функционирования экономики, ее субъектов и структур на основе согласованности различных групп экономических интересов субъектов, это специфический тип воспроизводства. Устойчивость – это расширенное воспроизводство всех жизнеспособных элементов экономической системы на основе сочетания интересов всех экономических субъектов, предполагающее постоянный рост эффективности функционирования социально – экономической системы.
Экономическая устойчивость корпоративного образования генетически связана с экономическими интересами. Устойчивость является функцией реализации интересов. В тоже время интересы представляют важнейший элемент механизма экономической устойчивости. Они играют исключительную роль в обществе, координируя действия экономических законов и деятельность людей. Деятельность субъектов, с одной стороны, направляется их экономическими интересами, а, с другой стороны, требованиями экономических законов. Таким образом, множество экономических интересов, налагаясь на систему экономических законов, направляет деятельность субъектов в сторону, определяемую тенденциями общественного прогресса, становясь в этой связи элементом механизма устойчивости социально – экономической системы и ее компонентов.
Особенность механизма устойчивости корпоративного управления заключается в том, что он характеризует средства воздействия, но эти средства не являются застывшими, они меняются в процессе управления по структуре, соотношению, важности. Механизм управления – это взаимодействие, сочетание различных рычагов воздействия, которое может формироваться сознательно, через:
1. Распознавание средств воздействия в их взаимосвязи.
2. Изменение взаимодействия и приоритетов рычагов в процессах их использования и в процессах работы с персоналом (образование, повышение квалификации, стиль управления, делегирование полномочий и пр.)
Механизм управления предоставляет возможность выбора средств воздействия и их коррекции по факторам эффективности управления и конкретным ситуациям положения и развития предприятия
Таким образом, механизм по управлению экономической устойчивостью корпоративного образования представляет собой взятую в единстве систему организационных, экономических, финансовых и социальных отношений, обеспечивающих эффективность результативного взаимодействия всех участников социально – экономического хозяйственного процесса с целью реализации интересов каждого из них и сохранения устойчивости.
Исходя из этого, одним из основных условий совершенствования механизма управления экономической устойчивостью корпоративных образований является оптимальное сочетание экономических интересов отдельных людей, объектов и субъектов хозяйствования, всего общества в целом, а основополагающей предпосылкой - раскрытие сущности и содержания экономических интересов различных субъектов корпоративных образований, взаимосвязей и взаимозависимостей между ними, единства и противоречия интересов, их целостной системы.
Помимо этого, от других субъектов коммерческой деятельности корпорации отличает высокая степень открытости для общества, публичности, элемент общественной организации. Он выражается не только в большой роли выборности в управлении корпоративным образованием, но и в открытости многих моментов, которые в деятельности других типов хозяйствующих субъектов на законных основаниях являются коммерческой тайной. Помимо этого одним из важнейших причин, позволяющим корпоративному образованию завоевать устойчивые позиции является его двойственность, которая рассматривается как своеобразная реакция на требования внутренних и внешних интересов. Двойственная природа современных корпоративных образований актуализирует свое внимание на двух началах устойчивости корпоративного образования: финансово – экономическом и социальном.
Исходя из этого, механизмом согласования экономических и социальных интересов субъектов корпоративных отношений может служить системный анализ внешней и внутренней сред корпоративного образования в соответствии с интересами всех ее компонентов.
- Литература:
Бесекерский В. А. , Попов Е. П. «Теория систем автоматического управления» / В. А. Бесекерский, Е.П. Попов / Изд. 4-е, перераб. и доп., СПб.: «Профессия», 2004. (Серия: Специалист), - 752с.
Брянцева И.В. Экономическая устойчивость предприятия: сущность, оценка, управление/И.В. Брянцева.- Хабаровск: Изд-во Хабаровского государственного технического университета, 2003 – 211 с.
Бурков В. Н., Новиков Д. А. «Как управлять организациями». М.: «Синтег», 2004. (Серия «Управление организационными системами») - 400с.
Динес В.А., Ларин В.М., Лоскутов Р.Ю., Яшин Н.С. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость предприятия. Саратов: Изд. Центр СГСЭУ, 1999. – 240с.
Зубанов Н. В. «Анализ устойчивости относительно поставленной цели как один из подходов к описанию функционирования организации в условиях неопределенности». // www.aur.ru
Самосудов М. В. «Основы корпоративной динамики». Химки: Институт международных экономических отношений, 2007. – 248с.
T. Donaldson and L. E. Preston The Stakeholder Theory of Corporation Concepts, Evidence and implication/ Academy of Management Review 20, 1995