Автор: Рузиева Комила Эрназаровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Рузиева К. Э. Обеспечение возможности использования межпредметных связей в преподавании химии в средних специальных и профессиональных учебных заведениях // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 389-391.

В нашей Республике с учетом преемственности в системе непрерывного образования был принят «Закон об образовании», «Национальная программа по подготовке кадров» и Государственные стандарты образования. Вся работа образовательного процесса направлена на совершенствование обучения, преподавания и развитие у молодежи навыков выполнения заданий и использования полученных знаний.

Внедрение межпредметных связей в образовательном процессе является для учителя большой дидактической задачей. Выполнение этой задачи предполагает знание и усвоение учителем сведений, касающихся даже самых узких специальностей. Применение в обучении межпредпредметных связей в средних специальных учебных заведениях, профессиональных колледжах позволяет подготовить специалистов, умеющих работать с техникой и механизмами, основанных на совершенной технологии. Также даст возможность увидеть результат выполнения поставленной цели. Применение межпредметных связей осуществляется с помощью новых педагогических технологий, использованием действующего и новейшего учебного оборудования, приобретенного на кредиты других государств . Только таким образом можно подготовить в колледже младшего специалиста.

Для подготовки младшего специалиста по направлению химия необходимо использовать специально разработанные программы и учебные планы, которые обязательны для приобретения знаний, навыков и умений учащимися.

Давайте коротко посмотрим, из чего состоит смысл взаимосвязи предметов и наук. Например, по химии идет объяснение темы «Нефть». Эта тема включает такие мелкие пункты как: «Распространение нефти в природе», «месторождения нефти», «Состав нефти, строение, физико-химические свойства», переработка нефти, продукция получаемая от нефти, где используется нефть, связанные с нефтью экологические проблемы.

Цели изучения этой темы:

  • закрепление знаний по изученной теме «Нефть», и обобщение полученных знаний, умение использовать их на практике;

  • экологическое воспитание, привитие любви к природе, ценить труд людей. Заложить фундамент предпринимательства, экономического воспитания и профессионализма в процессе обучения темы;

  • вызвать у учащихся интерес, связанный с приобретением специальности;

В преподавании специальных предметов и химии на каждом уроке обязательно должна быть связь между предметами, которая соответствует данным темам, это поможет учащимся в их профессиональной деятельности, повысит их технические представления и активность.

Основная цель профессиональных колледжей заключается в умении учащимися при получении специальности использовать приобретённые знания и умения. Для применения на практике связей между предметами требуются высокие знания самого преподавателя и использование их для образовательного процесса.

Преподавание химии в профессиональных колледжах должно быть по определённой системе, структуре, а это требует большого внимания, как со стороны преподавателя, так и ученика. Нужно терпеливо и внимательно изучать основные правила и понятия предмета химии.

Программа обучения должна быть составлена с учётом преемственности знаний в системе непрерывного образования и поэтому:

  • объяснение основных понятий должно проходит последовательно;

  • каждое понятие по химии должно найти подтверждение примерами и должно иметь свою структуру;

  • обязательное изучение основных понятий, правил, доказательств, схем, законов во взаимной связи при переводе химических символов на язык формул;

  • учащиеся должны уметь давать анализ различным химическим моделям, уяснить правила решения задач и делать необходимые выводы, но всё это должно проходить последовательно.

Для претворения целей обучения нужно, чтобы у учащего было стремление получения знаний. Получение твёрдых знаний необходимо по требованию жизни, времени, для общества нужна гармонично- развитая личность. И поэтому учащийся профессионального колледжа, пройдя некоторую главу программы, становится обладателем определённой системы знаний практической химии. А в конце учебного курса учащиеся уже обладают достаточными знаниями для анализа закономерных связей предмета химии, законов. Исторически в обществе всегда происходят изменения, из этого следует, что и программы обучения должны совершенствоваться.

В профессиональных колледжах преподавание предмета химии ставит задачу не только дать хорошие знания, но и приобретение студентами специальности совершеннной квалификации, применить в своей деятельности хорошие знания умения и навыки. Чтобы добиться таких результатов в преподавании химии и в использовании технических средств всегда должна быть неразрывная связь.

Внедрение межпредметных связей возможно при наличии следуюших направлений:

  • нужно уметь дать такие знания, навыки и умения по предметам, чтобы все преподаваемые предметы были направлены на подготовку хорошего младшего специалиста;

  • для качественного преподавания у самого педагога должны быть необходимые, установленные государственными стандартами учебные программы, календарно- тематические планы и другая необходимая документация.

Учащиеся, которые получают знания по химии и профессии, связанные с этим предметом должны участвовать на всех занятиях, проводимых по последнему слову современной техники. Учащиеся должны быть ознакомлены с системой оборудования, непосредственно связанной с получаемой специальностью.

В ходе использования межпредметных связей обязательной считается и воспитательная работа. Оценка уровня приобретения знаний по химии в профессиональных колледжах дает нам понять какие темы в программе вызывают трудности в усвоении учащимися

Наряду с приобретением знаний по химии, учащиеся старших курсов должны уметь эти знания систематизировать, совершенствовать и помимо этого у учащихся должно сложиться мировоззренческое понимание химических процессов. Также основная цель обучения заключается в понимании учащимся изменений и добавлений в химических моделях, связи науки с другими отраслями. Выделим несколько этапов для достижения высоких целей в образовательном процессе, как на теоретических и так и практических занятиях:

а) при изучении новой темы или выполнении упражнений, довести до сознания каждого учащего основные понятия, правила и законы, выделить практические связи;

б) выявление приобретенных знаний навыков и умений с помощью различных видов контроля и творческими научными заданиями;

в) обобщение знаний навыков и умений по той или иной теме предмета и связь с другими науками.

г) обеспечение всех этапов обучения для повышения качественных знаний, ускорение процесса усвоения знаний, представления, размышления.

д) обеспечение обогащения мировоззрения учащихся через размышление о развитии химии как науки, представления об истории возникновения и развитии этой науки, ее основное назначение и применение;

е) выработать метод для диалектического подхода изучения предметов, привития логического мышления.

При обучении предмету химии, необходимо сочетать теоретические и практические занятия. Так как есть теоретические понятия, которые на практике не применяются, но через некоторое время они будут нужны для развития знаний следующей ступени образования. Существуют теоретические представления, которые дополняются в виду практической деятельности человека и возникают новые и новые направления практической химии.

Использование в обучении связи теоретических и практических занятий развивает представление, мышление, расширяет кругозор и приводит к реализации знаний. Совмещение теории с практикой развивает последовательность в событийности компонентов, моделировании. Также помогает творческому изучению химии, приобретению и совершенствованию навыков и поэтому каждое теоретическое и практическое занятие, которое проводится с правильной методической разработкой, дает учащимся знания, навыки и совершенствование умений. А это в последнее время требование современной совершенной системы урока. Вот такой совершенствованный урок химии в профессиональных колледжах, где выдвигаются следующие принципы:

  • применение проблемных методов урока;

  • - организация урока на основе научно-методических разработок;

  • создать условия для эффективного использования технических средств обучения;

  • -эффективное, целенаправленное использование информационно-вычислительной техники;

  • -уделить внимание принципиальной связи предмета химии с другими предметами на основе грамотно составленного и понятного для учащихся учебного материала;

  • -использование учителями и учащимися учебных пособий и учебников в непрерывной их взаимосвязи.

Одновременно с этим должен проходить взаимообмен мнений, совместное решение проблем, эвристический поиск, использование поискового метода по предмету на высоком уровне и требованиях. Непосредственная и прямая связь на протяжении всего урока для полного усвоения и обеспечения получения знаний. Чтобы достичь высоких результатов и показателей качества знаний необходимо обратить внимание на научно-методические положения. Организация обучения правил законов химии на основе научно-методических разработок. И поэтому на протяжении всего урока включить все элементы, связывающие и влияющие на сложную и составную систему обучения. Учителю применить все имеющиеся средства и методы, и связанные с ними диалектические законы. Это в свою очередь обеспечивается правильным выбором доступных и продуктивных методов. Все эти вышеизложенные мнения о диалектических связях дают возможность подготовиться каждому учителю к уроку.

Нужно обратить внимание на поставленные цели, определить структуру каждого урока и его проведение, так как это имеет большое значение. И поэтому основная цель предмета химии формировать прочные знания, навыки и умения. Учителя должны поставить перед собой основную цель формировать и развивать у учащихся умения решать примеры и задачи различными способами , моделями с помощью объяснений и методов обучения предметов. Каждый урок по химии имеет свою внутреннюю структуру, дидактический метод, поэтапность, которая характеризует определенную тему. Это подтверждение можно увидеть на 3-ей схеме. На этой схеме мы можем увидеть взаимосвязь предмета химии с другими предметами по составной структуре урока и его элементов.


Литература:

  1. Н.Х. Авлиякулов. Технология неразрывности обучения в системе непрерывного профессионального образования. Монография. Изд-во. «Фан». Ташкент. 2010. 78с.

  2. Тухтаева З.. Межпредметные связи в профессиональном образование. Журнал. Профессиональное образованиею Москва.2011.-№9. С.43.

Основные термины (генерируются автоматически): предмета химии, межпредметных связей, профессиональных колледжах, учебных заведениях, преподавании химии, практической химии, знаний практической химии, Внедрение межпредметных связей, приобретения знаний, использования межпредметных связей, связей предмета химии, понятия предмета химии, получения знаний, специальных учебных заведениях, преподавание предмета химии, цель предмета химии, младшего специалиста, обучении предмету химии, системе непрерывного образования, средних специальных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос