Автор: Барсукова Оксана Васильевна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Статья просмотрена: 612 раз

Библиографическое описание:

Барсукова О. В. Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (из опыта работы в Центре игровой поддержки) // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 316-319.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра выступает как предпосылка и условие благоприятного социального и психического развития детей как преддошкольного, так и дошкольного возраста. Игра – это также способ приобщения ребенка к миру культуры, мягкая форма обучения жизненно важным умениям, способ ознакомления с широким спектром видов человеческой деятельности, способ корректирования поведения ребенка, деликатное диагностирование уровня развития разнообразных способностей ребенка, способ психолого-педагогической помощи ребенку в решении реальных жизненных проблем и наиболее простой способ формирования дружеских отношений между детьми. В зарубежной и отечественной литературе перечисленные функции относятся преимущественно к игре детей дошкольного возраста, в то время как период раннего детства в данном контексте часто оставался неохваченным.

В последние годы в системе дошкольного образования особое внимание уделяется именно педагогике раннего детства. Отмечается тенденция к восстановлению системы «ясельного» образования детей раннего возраста, успешно работавшей до 80-х годов прошлого столетия [6]. Значительным достижением последнего времени стала активная разработка и внедрение в практику таких вариативных форм дошкольного образования, как группы кратковременного пребывания, лекотеки, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службы ранней помощи.

Центр игровой поддержки ребенка осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей, на основе современных методов организации игровой деятельности, а также проводит консультативную и просветительскую работу с родителями направленную на создание развивающей среды в условиях семейного воспитания. С другой стороны, Центр дает специалистам уникальную возможность изучить психологию современных родителей, узнать потребности семьи, выявить актуальные проблемы и особенности развития детско-родительских отношений.

В процессе работы нами был выделен ряд проблем, которые требуют от педагога-психолога структурного подразделения не только ознакомления и обучения родителей приемам игр с современными видами игровых средств, но и умения организовывать недирективную игру в диаде «ребенок – родитель» с элементами игротерапии. Элементы терапии игрой в нашем Центре используются преимущественно в играх с детьми от двух лет. Наиболее частыми причинами включения техник игротерапии в развивающий процесс являются следующие:

  • неправильные воспитательные приемы, и в целом стиль воспитания ребенка;

  • резкие перемены в жизни семьи (переезд, развод, рождение второго ребенка);

  • отсутствие единого подхода родителей в вопросах воспитания;

  • отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности, доступной возрасту ребенка;

  • неправильное построение режима дня ребенка, трудности в овладении бытовыми навыками и навыками самообслуживания;

  • трудности в протекании адаптации к условиям структурного подразделения;

  • эмоциональные проблемы малышей (тревожность, страхи, агрессивность, застенчивость, капризность и др.);

  • психологическое сопровождение ребенка в период переживания «кризиса трех лет».

В последнее время игровая терапия вызывает большой интерес и внимание специалистов, работающих с детьми. Это не случайно, ведь игра для ребенка – самый естественный способ рассказать о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. В. Экслайн рассматривает игру как процесс, в котором ребенок проигрывает свои чувства, таким образом выводя их на поверхность, вовне, получая возможность взглянуть на них со стороны или научиться управлять ими, либо отказаться от них [2 с. 12]. Зачастую беседы родителей с детьми, увещевания оказываются неэффективными и малопонятными, особенно детям раннего возраста. Игротерапия же предлагает альтернативу – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного Я, успешное моделирование собственного настоящего и будущего. У ребенка также появляется привилегия сравнить себя с самим собой. В результате такого опыта самоисследования, опыта «я-во-взаимодействии-с-другими», опыта саморазвития и самовыражения он учится принимать и уважать не только себя, но еще и других [7 с. 7].

Из основных направлений развития игротерапии, выделенных Г.Л. Лэндретом, терапия отреагирования и недирективная игровая терапия наиболее подходят для работы с детьми раннего возраста и их родителями. Такая терапия успешно применяется в работе с детьми с повышенной агрессивностью, тревожностью, страхами, низкой самооценкой, боязнью неудач, она показана детям, пережившим психологические травмы, ставшим жертвами или свидетелями разного рода насилия, чрезвычайных происшествий, смерти или тяжелых болезней близких и значимых взрослых. Данный метод может быть использован одновременно и в качестве диагностики, и, прежде всего, как коррекционный и психотерапевтический подход, полезный практически всем детям. Важно отметить также, что недирективная терапия не тратит усилий на то, чтобы управлять ребенком или как-то изменить его, основываясь на идее, что поведение ребенка всегда направляется к наиболее полной самореализации [2 с. 16]. Это отмечал и Г.Л. Лэндрет. Он писал, что дети – лучший источник информации о самих себе. Они вполне способны направлять свой собственный рост; им предоставляется свобода быть самими собой в процессе разыгрывания чувств и переживаний. В игровой комнате дети творят собственную историю, и терапевт с уважением относится к тому направлению, которое выбирает ребенок. Терапевт, центрированный на ребенке, стремится установить такие отношения с ним, которые облегчили бы внутренний эмоциональный рост ребенка и усилили бы его веру в себя [3 с. 53].

Рабочая система терапевтических отношений с детьми лучше всего создается в игре, ведь именно игра дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. В. Экслайн пишет, что игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий. Он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу [3 с. 18]. Обобщая же свою концепцию игровой терапии, В. Экслайн отмечает: «Игровой опыт терапевтичен, поскольку в игре создаются безопасные отношения между, ребенком и взрослым, так, что ребенок свободен утверждать себя так, как он умеет, в точности таким, каков он в данный момент, собственным способом и в собственном темпе» [4 с. 34]. Позже этот подход и стали называть игровой терапией, центрированной на ребенке. Отношение к детям, базируется на следующих посылках о том, что такое ребенок, которые являются для терапевта теми рамками, в которых строится самопроективная установка на детей. Эти посылки состоят в следующем:

  • дети – это не маленькие взрослые, и терапевт должен помнить об этом.

  • дети – люди. Они способны к глубоким эмоциональным переживаниям боли и радости.

  • дети уникальны и заслуживают уважения. Терапевт ценит уникальность каждого ребенка и уважает в каждом из них личность.

  • дети выносливы. Дети обладают огромной способностью к преодолению препятствий и неблагоприятных обстоятельств в своей жизни.

  • дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию. Они обладают; внутренней интуитивной мудростью.

  • дети способны к позитивному управлению собственной деятельностью. Они способны творчески взаимодействовать с собственным миром.

  • игра – естественный язык ребенка, она является средой для его самовыражения, в которой он чувствует себя наиболее комфортно.

  • дети имеют право на молчание. Терапевт уважает желание ребенка не разговаривать.

  • дети уносят терапевтический опыт туда, где они должны жить. Терапевт не пытается определить, когда и как ребенок должен играть.

  • рост ребенка нельзя ускорить. Терапевт признает это и проявляет терпение в том, что касается развития ребенка.

Профилактика психоэмоционального состояния ребенка проводится во время игрового развивающего сеанса в кабинете педагога-психолога, на котором присутствует мать или отец. Зачастую элементы игротерапии слиты с развивающими играми и тем самым они взаимно дополняют друг друга. Педагог-психолог должен быть нейтрально-доброжелателен, эмпатичен и сохранять статус сопровождающего, идущего за ребенком. Необходимо поощрять активность и инициативность малыша, а также при необходимости мягко отстранять чрезмерно активных родителей, если они привносят правила в игру ребенка или высказывают о ней критические замечания.

На практике мы убедились, что наиболее эффективными в работе с детьми являются игры с народными деревянными игрушками, природными материалами, водой и разнообразными сыпучими материалами (песок, крупы), игры с бумагой, красками и со сказочными персонажами. Следует отметить, что многие игрушки могут использоваться для развития различных сторон психики ребенка. Так, например, игровые мягкие модули, предназначенные для развития общих движений могут использоваться и для эмоциональной разрядки ребенка. Игры с водой и сыпучими материалами не только способствуют развитию мелкой моторики рук, но и способствуют эмоциональному расслаблению, релаксации. Пальчиковые куколки не только развивают мышцы кистей рук и активную речь, но могут быть и элементом драматизации, проигрывания переживаний.

Важность периода раннего детства невозможно переоценить. Ведь именно сейчас у ребенка происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии. Если упустить это время, наверстать его очень трудно, а иногда и невозможно [1 с. 6]. Особенно это касается развития эмоциональной сферы ребенка. Известно, что эмоциональное состояние малышей во многом перекликается с эмоциональными проблемами матери. Без влияния извне ребенок не становится тревожным, боязливым или агрессивным. Иногда встречаются проявления так называемой депривационной симптоматики (deprivation – лишение, потеря), связанной с лишением ребенка важных условий его психологического развития. А именно – безопасной связи с матерью.

Уже более полувека в науке разрабатываются концепции, пытающиеся объяснить влияние депривационных условий воспитания на развитие ребенка. Все эти концепции приходят к тому, что в результате депривации ребенок оказывается лишенным главного фактора, необходимого для развития личности. Разные авторы по-разному называют этот фактор: «безусловное позитивное внимание» (К. Роджерс), «безусловная любовь» (Р. Кемпбелл), «привязанность» (Дж. Боулби), «сильная и устойчивая эмоциональная связь» (М. Эйнсворт) и т.д. Здесь по сути имеется в виду одно и то же – ребенок с первых дней жизни должен расти в обстановке любви, чувствовать себя ценным, нужным, любимым, вне зависимости от своего поведения, успехов и качеств. Отечественная теория депривации имеет сходство с западной в том, что также отводит центральную роль в развитии личности взаимодействию взрослого с ребенком (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.). Депривация рассматривается как нарушение или несформированность у ребенка специфической человеческой потребности в общении. Речь идет о семьях с нарушенными детско-родительскими отношениями. Многие дети из таких семей страдают не только из-за отсутствия благоприятных условий для жизни, но и из-за дефицита внимания со стороны взрослых, что приводит к тому, что ребенок развивается в эмоционально и информационно бедной среде. Здесь могут присутствовать различные типы неэффективного родительского отношения, например, эмоциональное отвержение – недостаток, отсутствие эмоционального контакта родителей и ребенка, нечувствительность родителя к потребностям ребенка. Конечно, при таких сложных ситуациях родителям и семье в целом необходима квалифицированная помощь психолога или психотерапевта. А при работе с детьми полезно начинать игровой сеанс с особых упражнений, создающих положительный эмоциональный настрой и ориентирующихся на преодоление трудностей. Игра для ребенка – это способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей его действительности. Она, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра, как уже было отмечено, обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование – так называемый катарсис [5 с. 22].

Игры с безопасным взрослым (помимо родителей) позволяют лучше адаптироваться к реальной жизни. Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, подражает в игре любимым героям и персонажам. Для этой цели можно использовать народные, ролевые подвижные игры с предметами. Играть в такие игры можно уже с первого года.

При поступлении в Центр дети иногда уже отягощены грузом проблем семейных, домашних неудач, неуверенности в себе и страхом к окружающему. Страх – одна из эмоций, которая может возникнуть уже в период новорожденности. Ребенок очень рано может бессознательно «заражаться» эмоцией страха и тревоги от других. А осознавать, что другому страшно, он способен лишь с 5 лет. Уже в полгода у детей часто возникает страх при встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов или необычной ситуации.

В 1–2 года страх незнакомых людей почти проходит, но всегда присутствует по отношению к неадекватно ведущим себя взрослым и детям (пугающих, обижающих и т.д.). Появляется боязнь врачей и медицинских манипуляций, которые могут причинить боль. У немногих детей с переменным успехом может присутствовать страх высоты (боязнь забираться на лесенку, быть поднятым высоко над головой). В этом возрасте каждый третий ребенок боится оставаться без мамы. Это указывает на повышенную эмоциональную чувствительность и привязанность к маме. Ближе к 1,5 годам появляется страх неожиданных резких звуков. Он обусловлен инстинктом самосохранения, так что не стоит заострять на нём внимание при условии, что ребенок не слишком сильно и долго беспокоится.

В 2–3 года многие страхи второго года плавно переходят на третий год (боязнь врачей, уколов и резких звуков). С возрастом привязанность к родителям растет. В связи с этим возникает страх одиночества и потеря эмоционального контакта с мамой. Так же в этом возрасте на ребенка обрушивается слишком много запретов, а как следствие применение запугиваний («Сейчас отдам тебя милиционеру!») и наказаний с целью добиться послушания. Это не может не отразиться на эмоциональном состоянии ребенка. В этот же период дети могут начать бояться животных, так как начинают понимать, что они не такие уж и безобидные. После 3-х лет многие дети начинают бояться темноты, что совпадает по времени с развитием сферы воображения ребенка. Не отделяя вымысел от реальности, дети иногда начинают бояться персонажей сказок: Бабы Яги, Кощея и др.

Итак, как уже было отмечено, игра – это особый вид активности ребенка, позволяющий ему в безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся умения и навыки. Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь. Известно, что дети часто бывают не в состоянии осознать и рассказать о своих проблемах, а в игре с безопасным взрослым они получают возможность выразить, преодолеть и разрешить свои проблемы, травмы, накопленные эмоциональные переживания и трудности.

В связи с этим игровая поддержка ребенка, представляющая собой систему способов и средств обеспечения игровой развивающей деятельности детей, и комплекс мер, направленных на подбор игровых средств и оборудования, разработку техник и технологии их использования в условиях конкретного дошкольного учреждения, должна включать в себя и элементы психотерапии.

Игровой опыт, таким образом, терапевтичен, поскольку в игре создаются безопасные отношения между ребенком и взрослым так, что ребенок свободен утверждать себя так, как умеет, и быть в точности таким, каков он в данный момент, собственным способом и в собственном темпе [2 с. 17]. Все вышесказанное как нельзя лучше отражается в высказывании Ф. Роджерса: «Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть».


Литература:

  1. Воронина С.В., Кухаренко Р.Ю. Кенгуру: Тренинг раннего развития в паре мама – ребенок. – СПб.: Речь, 2008.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2008.

  3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

  4. Лэндрет Г.Л. Новые направления в игровой терапии. Проблемы, процесс и особые популяции. – М.: Когито-Центр, 2007.

  5. Ткаченок Т.И., Терешко М.Е. Игротерапия в профилактике детских страхов: Методико-практический материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»., 2003.

  6. Харисова Е. Центр игровой поддержки // Учительская газета, 2010.

  7. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Апрель Пресс, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): раннего возраста, игровой поддержки ребенка, детьми раннего возраста, ребенка раннего возраста, Центр игровой поддержки, рост ребенка, структурного подразделения, способ приобщения ребенка, детей раннего возраста, корректирования поведения ребенка, стиль воспитания ребенка, дошкольного возраста, разнообразных способностей ребенка, раннего детства, эмоциональный рост ребенка, воспитании ребенка, развития ребенка, рождение второго ребенка, процесс взаимодействия ребенка, доступной возрасту ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос