Истоки физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №37 (379) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 12.09.2021

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Апарина, М. В. Истоки физической культуры / М. В. Апарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/379/84013/ (дата обращения: 25.01.2022).



В данной статье рассказывается о том, с чего началось развитие физической культуры. Помимо этого, в тексте рассматривается развитие физической культуры в разные эпохи развития человека.

Ключевые слова: физическая культура, охота, двигательные навыки, эпохи развития, физическое воспитание, физические упражнения.

This article tells about how the development of physical culture began. In addition, the text examines the development of physical culture in different epochs of human development.

Keywords: physical culture, hunting, motor skills, era of development, physical education, physical exercises.

Начало развития физической культуры восходит к тому периоду, когда вся физическая и интеллектуальная деятельность человека ограничивалась непосредственным предоставлением условий существования. Больше всего интересует то, какие факторы в данных условиях, в постоянной борьбе с природой, заставили наших предков создать комплекс физических упражнений, которые служат развитию человека.

В своей монографии Н. Пономарев пришел к выводу, что человек стал человеком не только благодаря разработке орудий труда, но и в процессе постоянного совершенствования самого человеческого тела. Охота, как вид труда, играла главную роль в этом формировании. Для охоты было необходимым применение рабочих орудий, новых двигательных навыков, выносливости, скорости, силы и трудовой активности. Рассматривая физическую культуру, мы можем выделить несколько эпох развития человека:

1) В древности основным источником существования человека была охота на больших животных, что заставило человека разработать метательное оружие с использованием костей. Только тщательно подготовленными и проверенными средствами, а также общими действиями всех членов общины, можно было быть уверенными в успешной и эффективной охоте на животных. Охотясь, древний человек научился более целесообразно использовать различные предметы в качестве метательного орудия. Он открыл метод броска, который существенно повысил дальность полета. В течение использования метательного орудия древний человек научился контролировать свое тело, а именно управлять мускулами, координировать движения, рассчитывать затраченную энергию в зависимости от расстояния до цели. Освоение жизненно важных двигательных навыков осуществлялось путем наблюдения, копирования. Древний человек все чаще подмечал и использовал эти шаблоны в движениях, которые можно было использовать для преодоления водных преград, рыхлого снега, болот, заболоченных мест. Бег и перепрыгивание через какие-либо препятствия, которые применялись при охоте или бегстве от врага. Появились различные формы бега на длинные дистанции, прыжков и метаний.

2) В периоды мезолита и неолита сельское хозяйство и животноводство занимали главную роль в жизни человека, потому что являлись главными источниками его существования. Они утратили свое жизненное значение в физической культуре людей, занимавшихся скотоводством, бегом, прыжками, метаниями, преследованием. На первый план вышла верховая езда. Появлялась заинтересованность к поднятию тяжестей, танцам, медитации типа йоги, основанной на вере в плодородие, также увеличилась борьба за лучшие страны и территории. Все это повлекло за собой усложнения процесса подготовки молодежи к дальнейшей самостоятельной жизни. Начали возникать поединки, и военная подготовка стала важной частью.

3) В момент перехода от первобытнообщинного строя к классовому возник эстетичный образец прославленного героя, наделенного нереальными физическими и духовными возможностями. Человечество, обретя самосознание, возведенное в героев своего воображения, начало атаковать природу. Будущий идеал физической культуры грядущего периода рабовладения, еще не сломленный социальной несправедливостью, предстал сильным, гордым и победоносным титаном [4].

Дважды произошло качественное изменение в развитии физической культуры первобытнообщинного строя. Во время первого события охоты на больших животных появилась система движений, которая была изолирована от рабочего процесса и постепенно улучшалась, и ее перенос на другие сферы жизни. В рамках начинающейся новой области деятельности (физическое воспитание — особая сфера социальной активности, отличная от физического труда. Она возникла 80–8000 лет назад. Физические упражнения могут иметь место только тогда, когда они отделены от трудовой деятельности [6]) Различают непосредственно полезные физические упражнения, движения в танце и игровые элементы. В Древней Греции физическая культура рабовладельческого общества достигла наивысшей точки развития. Ее расцвет приходится на VI-V века до нашей эры. Поэтому характерные черты физической культуры рабовладельческой стадии уместно рассмотреть на примере политики таких древнегреческих государств, как Спарта и Афины.

Древнегреческая культура представляла человеческий идеал как совокупность физической и телесной красоты с духовным и интеллектуальным содержанием. Физическая культура Спарты стала наиболее значимой в VI веке до нашей эры. Физическая культура, направленная на закаливание, была предложена семьям с детьми до семи лет. По окончании данного срока детей забирали от родителей в специализированные публичные дома, где распределялись по группам и обучались государственными учителями из общества свободных граждан, получивших большее уважение. Наиболее важное место занимал такой предмет как физическая культура. Воспитание было строгим. Дети недоедали, они были босыми, а порой даже без одежды. На тренировках они царапали, били, кусали друг друга с их же позволения. Бывали моменты, когда в кругу детей намеренно создавались конфликтные ситуации и драки. В конце каждого года начинались различные соревнования, включающие борьбу за первенство в беге, прыжках, метаниях копья и диска, ритуальных танцах. Параллельно могли использовать несколько мистификаций. Так, соревнования проводились в местах захоронения героев прошлого. Одним из самых строгих экзаменов, приводящимся до полового созревания, был обычай склепа(вуали), когда 15-летние дети, в количестве 30–40 человек обучались в мятежных деревнях, в областях иотов, под четким наблюдением своего наставника. Само название обычая связано с нападением на дома, города, которые было принято считать опасными.

По окончании испытания, длившегося год, детей относили к группе эйренов. Тренировки здесь были связаны в основном с практическими навыками и оружием. Главное внимание заслуживали пятиборье и кулачный бой, который вместе с приемами рукопашного боя, формировал гимнастику спартанцев. Танец использовался для обучения юношей: во время ритмичных движений было необходимо метать копья и управляться с щитом, чтобы защититься от камней, летящих во время танца со стороны наставников и взрослых.

Спартанцы, достигшие возраста 20 лет, не раз преодолевали испытания и были отправлены в группу эфебов. Систематическая военная подготовка продолжалась до достижения 30 лет. Развитие физической культуры получило ещё более высокий уровень: образование в Спарте, Афинах, агонистика, военно-физическая подготовка в Риме. Данное направление несло по большей части военный характер. В эпоху снижения первобытнообщинного строя, что являлось вторым скачком, появились образцы подготовки и отбора, которым подчинилось общество. От основных частей форм движения, появившихся в рамках некой магии, через абсурдные условия классовых обществ, люди достигли наибольшей степени систем движения физической культуры, что дошло уже до современного мира. В течение изменения, совершенствования, движения физической культуры стилизировались, разделялись и интегрировались. Однако даже в наиболее развитых видах физкультурно-спортивной деятельности есть те моменты, которые показывают нам цель человека — покорение природы, которые и раздельно, и соединенные в единую систему, преобразились в физическую культуру наших дней. Так, в качестве примера можно привести:

а) производственные процессы лежат в основе игр с мячом, тяжелой атлетики, метания и охоты;

б) для конного спорта, бега, прыжков, автомобильных гонок, лыжного спорта и конькобежного спорта, соревнований по парусному спорту — действия, связанные с передвижением и преодолением препятствий и, следовательно, средствами их достижения;

в) для плавания и полета — движения, зафиксированные в природе;

г) для лечебной гимнастики и массажа — опыт лечения;

Само словосочетание «физическая культура» в понимании современного человека, зародилось в Англии, в конце XIX века, но не распространилось в западных странах и было принято под термином «спорт». В России термин не использовался официально до начала XX века, в те времена, когда для детей были открыты общеобразовательные школы.

В 1918 году в Москве был открыт Институт физической культуры, одновременно с выходом журнала «Физическая культура». Предмет с общепринятым сокращенным названием «Физическое воспитание» был введен в школах и преподается до сих пор. Министерство образования разработало и утвердило учебные планы по этой дисциплине, а также обязательное количество часов преподавания, отведенных на нее, и установило стандартную систему для студентов.

В целях оздоровления нации и пропаганды здорового образа жизни в советское время одной из составляющих массовой физической культуры было выполнение производственных физических упражнений на различных предприятиях СССР.

С 1931 по 1991 год в различных учреждениях страны, в том числе в школах, различных профессиональных и спортивных организациях, действовала программа физической подготовки для ПРТ («Подготовка к труду и обороне СССР»). Он включал стандарты для разных возрастных групп по различным видам спорта, таким как бег, подтягивание штанги, длинные и высокие прыжки, метание мяча, плавание и т. д. Те, кто прошел стандарты ГТО, получали специальные значки.

В заключении хочется отметить, что мы изучаем прошлое физической культуры не только для того, чтобы понять истоки настоящего. Знание прошлых периодов, в том числе самых старых, которые напрямую не связаны с нашим веком, позволяет нам осознать единство и разнообразие деятельности человека в области физической культуры. Записывая в истории физической культуры повторение, которое все более совершенствуется, отвечающее тем же потребностям, человеческим проявлениям, мы более полно осознаем структуру, функционирование, законы движения общества. Видя, насколько разнообразны формы человеческого существования, определяющие физическую культуру, мы более ясно видим свое место в историческом процессе и лучше понимаем свои собственные особенности и потребности.

Литература:

  1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого — М: ФиС, 1988 г — 208 стр.
  2. Быховская И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность — М: ГЦОЛИФК, 1993г. — 18 стр.
  3. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека — М: ГЦОЛИФК, 1992г. — 122 стр.
  4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта; Москва 1987.
  5. Решетников Н. В. Физическая культура — М: Академия, 2004г. — 152 стр.
  6. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 312 с.
  7. Столбов В. В., Финочентова Л. А., Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта — М: ФиС, 2001г. — 424 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, древний человек, VI-V, Афины, век до, главная роль, метательное орудие, Спарта, физическое воспитание, эпоха развития человека.


Задать вопрос