Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста в системе использования ИКТ (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (379) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 10.09.2021

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Черепанова, Я. А. Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста в системе использования ИКТ (из опыта работы) / Я. А. Черепанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83989/ (дата обращения: 18.04.2024).



Особенностью занятий по развитию словесно-логического мышления является игровой характер, серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает воспитанников ДОУ.

В процессе выражения элементов словесно-логического мышления посредством предоставления мультимедиа существуют следующие задачи:

  1. Видеть и называть различные объекты, их особенности, их особенности и действия, описывать каждый объект в определенной последовательности.
  2. Для детей представление о последовательности личностных персонажей, отображаемых на экране, обучение детей упорядочению изображений в определенной логической последовательности в соответствии с развитием действий.
  3. Формирование умения не только понимать образ изображения, но и согласованно описывать всех персонажей, их коммуникации, среду, используя разные языки, более сложные грамматические структуры.

Особенностью занятий по развитию словесно-логического мышления является неучебный характер, серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает воспитанников ДОУ

Основной формой осуществления программы является групповая и индивидуальная работа.

Примерная структура занятия

«Весёлый круг»

1 минута

Настрой на сплочение группы, настраивает детей на положительное взаимодействие.

«Коммуникативная игра»

3 минуты

Формирование эмоционально положительного настроя продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

«Разминка»

3 минуты

Создание положительного эмоционального фона. Вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

«Мозговой штурм»

7 минут

Освоение алгоритмических методов формирования осознанного, управляемого, целенаправленного процесса развития мышления. Обучение работе с информацией. Развитие творческих способностей.

«Рефлексия»

3 минуты

Самооценивание, подведение итогов занятия.

Каждый участник группы перед прощанием должен получить «общественное признание».

Система работы на занятиях по развитию речи

Тема ОД

Формы использования ИКТ

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительной операции прямой аналогии, применение метода «Синектика».

Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Интерактивная дидактическая игра-тренажёр «Составь предложение». Нажав на треугольник — узнать задание. Детям предлагается посмотреть на картинки прочитать (кто умеет) или прослушать предложения, определить правильно ли оно составлено по смыслу.

Для проверки перетаскиваем стилусом слова на другое поле через шляпу и видим правильно составленное предложение. Игра направлена на закрепление навыков чтения, логического мышления и анализа предложений.

Различие между согласными [C] — [C,] в слогах, словах, предложениях в лекциях и письме.

«Знак — символ +

слово»

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Специализированная компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры”

3. КДИ из серии «Звуковой калейдоскоп»

4. Настольная игра «Активити»

Развитие произвольного

внимания.

Совершенствование

мыслительной операции символической аналогии, применение

метода «Синектика».

Различение [Р] — [Л] в устной и письменной речи.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Упражнение из серии «Логопедические игры» программы развития и обучения

дошкольника «Трудные звуки» (Скворцова И. П.)

3. КДИ из серии «Звуковой калейдоскоп»

4. Интерактивная дидактическая игра-тренажёр «Урожай»

Отдельные коренные слова. Учебные упражнения по выбору однокорневых

Слова и подсветка корня.

1. Презентация в Microsoft PowerPoint

2. Компьютерная дидактическая игра «Пища»

3. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа с опорой на сюжетные слайды презентации.

Игра «Кубики»

Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек, «Переложи палочку так, чтобы…»

Развитие произвольного внимания.

Совершенствование мыслительной операции личной аналогии, применение метода

«Синектика».

Родственные слова и слова с омонимичными корнями.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Интерактивная дидактическая игра-тренажёр «Загадки-шутки». Ребятам предлагается отгадать загадки. Если загадка отгадана правильно, то, нажав на картинку с ответом, появится зеленая галочка со звуковым сигналом. Если загадка отгадана не верно — красный крестик.

Синонимы.

Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни)

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Составление описания предметов по картинно-графическому плану.

Назвать все изображённые на слайде объекты.

Смысл этих заданий — добиться полноты восприятия картины на слайде. Обращаем внимание детей на все, даже мелкие детали, выделяя их анимационным эффектом.

Учим не бояться называть не только главные, но и незаметные на первый взгляд объекты, подготавливая, таким образом, детей к наиболее полному описанию картины.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительной операции «обобщения» и «классификации». Метод «смыслового видения».

Антонимы.

Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Интерактивная дидактическая игра-тренажёр «Слова-антонимы». Узнав задание, дети называют предметы, которые спрятаны на картинке и, используя инструменты Mimio, с помощью стилуса открывают их, таким образом, развивая воображение, зрительное внимание и закрепляя знание антонимов.

Родственные слова. Корень слова.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Назвать признаки объектов с опорой на появляющиеся схемы «Войди в картинку».

Во время описания признаков предметов на экране появляются подсказки — схемы в нужной последовательности.

На продвинутых этапах работы эту последовательность дети выбирают самостоятельно из всех предложенных схем, таким образом, учатся выделять важные для каждого ребёнка признаки объектов, преодолевать стереотипность мышления.

Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Интерактивная дидактическая игра-тренажёр «Веселая карусель». Нажав на волчок, на игровом поле выпадает первый слог из слов, найти которые надо рисунке вокруг игрового поля. Игра направлена на развитие слогового анализа, внимания, мышления и ориентировки в пространстве.

Совершенствование мыслительных операций анализа и синтеза.

Метод «Хорошо-плохо».

Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. «Называние ласково»

Составление описания кота по картинно-графическому плану

Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных

слов и выделении корня

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. «Ребусы». Составь новые слова по первым слогам, проверь правильность своего ответа, нажав на цветные звездочки.

Совершенствование мыслительных операций.

Метод «Морфологический ящик». Графический диктант.

Родственные слова и слова с омонимичными корнями.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. «Составь рассказ по слайду». Предлагаются слайды презентации, нужно определить последовательность рассказа. Что было в начале, а что потом. Придумать название к рассказу. В последнем ряду блоки картинок передвигаются. Ребенок должен составить из них рассказ.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Метод придумывания.

Разделительный мягкий знак.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Упражнение из серии «Логопедические игры» программы развития и обучения

дошкольника «Трудные звуки» (Скворцова И. П.)

3. КДИ из серии «Звуковой калейдоскоп»

Совершенствование мыслительных операций. Метод выявления функций объекта. Графический диктант.

Связь слов в предложении.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Составление рассказа с опорой на слайд-шоу презентации.

В ходе разработки программы для нас было важно прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами. Для этого детям была представлена возможность услышать и увидеть лучшие произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Л. Толстой, К. Ушинский, С. Черный, Н. Заболоцкий, К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, М. Яснов).

Книги, привнесенные в ОД, не только соответствовали теме, но и привлекали внимание ребенка, вызывали у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации обладали художественными достоинствами.

В процессе разработки системы работы делался упор не только на специально организованные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, но и на свободную деятельность.

Литература:

  1. Белошистая А. В., Левитес В. В. Развитие логического мышления младших детей на основе использования специальной систем занятий: Монография. / А. В. Белошистая, В. В. Левитес — Мурманск: МГПУ.
  2. Веклерова Х. М. Формирование логических структур у старших додетей / Х. М. Веклерова. — Обнинск: Светоч.
  3. Венгер Л., Развитие мышления дошкольника/ Л.Венгер, В.Мухина// Дошкольное воспитание. — 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): презентация, слово, развитие, ребенок, словесно-логическое мышление, совершенствование, графический диктант, игровая деятельность, картинно-графический план, логическое мышление.


Похожие статьи

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников...

В процессе формирования логического мышления очень важно научить детей делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочению формальных логических связей. С этой целью разработан цикл занятий, объединенных общей идеей — решение логических задач.

Тесный контакт детского сада и семьи — необходимое условие развития у детей логического мышления и формирования личности. На собраниях родителям были показаны игры, в которые дети играют ежедневно, находясь в группе, сопровождались эти игры задачами, которые родители должны ставить перед собой, проводя ту или иную игру. В уголке для родителей периодически вывешивается материал по развитию у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, сопровождающиеся фоторепортажем, иллюстрациями, литературой.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного...

Необходимо учитывать, что развитие логического мышления у детей должно осуществляться своевременно и последовательно, это сложный и длительный процесс. Данная проблема вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствуют исследовательскому и творческому поиску, познанию законов окружающего мира и сущности предметов, овладению такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, умозаключение. Нами был осуществлён подбор дидактических игр по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, составлен перспективный план.

Дидактическая игра как средство развития логического...

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. В уголке для родителей периодически вывешивался материал по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, консультации.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста...

Мышление развивается в три этапа: наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) — это основной вид мышления ребёнка раннего возраста; наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) — является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста; словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) — этот вид мышления начинает

Дидактические игры направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно использовать в процессе непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, в свободной деятельности детей, в досугах, с использованием различных методов и приёмов, таких как игра, беседа, совместное решение проблем и ситуаций.

Условия развития логического мышления детей старшего...

Логическое мышление у детей должно развиваться одновременно с интеллектуальным формированием и развитием фантазии. Развитие логики у детей должно начинаться с дошкольного возраста.

Предпосылками развития логического мышления в дошкольном возрасте являются овладение мыслительными операциями и усвоение действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладывающиеся в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться

Проанализировав данные авторские методики, направленные на развитие познавательных процессов и логического мышления у дошкольников следует вывод, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимися содержанием, с дидактическими задачами, игровыми...

Алгоритм использования дидактических игр для развития...

Отмечается важность развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью использования алгоритма дидактических игр. Ключевые слова: общее недоразвитие речи, мышление, речь, старший дошкольный возраст, игра. XXI век — век информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

На четвертом завершающем этапе в развитии словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи важно использовать дидактические игры, где дошкольники будут выделять, и фиксировать общий признак двух и более объектов, иначе говоря, группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначить образованную группу словом, распределять объекты по классам.

Развитие логического мышления у детей младшего школьного...

Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития.

Мышление — это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного...

Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. В связи с этим была поставлена цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста через игровые ситуации, а именно через дидактические игры и упражнения, которые предлагает В. В. Воскобович. Для этого нужно, во-первых, создать педагогические условия учитывая индивидуально-возрастные характеристики, стимулировать каждого ребенка при организации игровой деятельности с использованием поисковых, занимательных вопросов. Во-вторых, поставить перед собой задачи проанализировав уровень развития логического мышления у детей путем использования игровых ситуаций; продумать и создать предметно-развивающую среду и разработать систему выполнения действий по данной проблеме. Для того, чтобы более...

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Ключевые слова: логическое мышление, мышление старших дошкольников. В современной практике дошкольного образования развитию логического мышления уделяется много программного времени, поскольку большинство видов учебной деятельности направлены именно на этот компонент психического развития. Вместе с тем, развитие логического мышления является сложным и поступательным процессом, требующим значительных усилий со стороны педагогов, дифференцированному подходу к каждому воспитаннику для того, чтобы уровень заданий соответствовал возможностям

В дидактических играх применялись разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Во время проведения дидактических игр у детей поддерживалась увлеченность игровой задачей. Для этого педагог должен быть участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами.

Похожие статьи

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников...

В процессе формирования логического мышления очень важно научить детей делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочению формальных логических связей. С этой целью разработан цикл занятий, объединенных общей идеей — решение логических задач.

Тесный контакт детского сада и семьи — необходимое условие развития у детей логического мышления и формирования личности. На собраниях родителям были показаны игры, в которые дети играют ежедневно, находясь в группе, сопровождались эти игры задачами, которые родители должны ставить перед собой, проводя ту или иную игру. В уголке для родителей периодически вывешивается материал по развитию у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, сопровождающиеся фоторепортажем, иллюстрациями, литературой.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного...

Необходимо учитывать, что развитие логического мышления у детей должно осуществляться своевременно и последовательно, это сложный и длительный процесс. Данная проблема вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствуют исследовательскому и творческому поиску, познанию законов окружающего мира и сущности предметов, овладению такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, умозаключение. Нами был осуществлён подбор дидактических игр по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, составлен перспективный план.

Дидактическая игра как средство развития логического...

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. В уголке для родителей периодически вывешивался материал по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, консультации.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста...

Мышление развивается в три этапа: наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) — это основной вид мышления ребёнка раннего возраста; наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) — является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста; словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) — этот вид мышления начинает

Дидактические игры направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно использовать в процессе непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, в свободной деятельности детей, в досугах, с использованием различных методов и приёмов, таких как игра, беседа, совместное решение проблем и ситуаций.

Условия развития логического мышления детей старшего...

Логическое мышление у детей должно развиваться одновременно с интеллектуальным формированием и развитием фантазии. Развитие логики у детей должно начинаться с дошкольного возраста.

Предпосылками развития логического мышления в дошкольном возрасте являются овладение мыслительными операциями и усвоение действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладывающиеся в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться

Проанализировав данные авторские методики, направленные на развитие познавательных процессов и логического мышления у дошкольников следует вывод, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимися содержанием, с дидактическими задачами, игровыми...

Алгоритм использования дидактических игр для развития...

Отмечается важность развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью использования алгоритма дидактических игр. Ключевые слова: общее недоразвитие речи, мышление, речь, старший дошкольный возраст, игра. XXI век — век информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

На четвертом завершающем этапе в развитии словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи важно использовать дидактические игры, где дошкольники будут выделять, и фиксировать общий признак двух и более объектов, иначе говоря, группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначить образованную группу словом, распределять объекты по классам.

Развитие логического мышления у детей младшего школьного...

Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития.

Мышление — это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного...

Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. В связи с этим была поставлена цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста через игровые ситуации, а именно через дидактические игры и упражнения, которые предлагает В. В. Воскобович. Для этого нужно, во-первых, создать педагогические условия учитывая индивидуально-возрастные характеристики, стимулировать каждого ребенка при организации игровой деятельности с использованием поисковых, занимательных вопросов. Во-вторых, поставить перед собой задачи проанализировав уровень развития логического мышления у детей путем использования игровых ситуаций; продумать и создать предметно-развивающую среду и разработать систему выполнения действий по данной проблеме. Для того, чтобы более...

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Ключевые слова: логическое мышление, мышление старших дошкольников. В современной практике дошкольного образования развитию логического мышления уделяется много программного времени, поскольку большинство видов учебной деятельности направлены именно на этот компонент психического развития. Вместе с тем, развитие логического мышления является сложным и поступательным процессом, требующим значительных усилий со стороны педагогов, дифференцированному подходу к каждому воспитаннику для того, чтобы уровень заданий соответствовал возможностям

В дидактических играх применялись разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Во время проведения дидактических игр у детей поддерживалась увлеченность игровой задачей. Для этого педагог должен быть участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами.

Задать вопрос