Работа с одарёнными обучающимися: организация их развития в различных областях образовательной и творческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шумская, О. А. Работа с одарёнными обучающимися: организация их развития в различных областях образовательной и творческой деятельности / О. А. Шумская, И. Г. Придворева, Е. Г. Татарникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83969/ (дата обращения: 23.01.2022).



Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности к нестандартному поведению.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].

Организация работы с одаренными обучающимися направлена на знакомство с научной литературой психологической направленности, а также использование методических приемов, которые наиболее эффективны при работе с одаренными учащимся. Важно проводить целенаправленные наблюдения за деятельностью как учебного, так и внеурочного характера учащихся. Необходимо подбирать материал специальных тестов, а также анкет и диагностических обследований, которые дадут возможность определить одаренность у ученика. Создание условий помогут оптимально развить одаренность.

Система работы с одаренными детьми:

  1. Выявление одаренных детей.
  2. Развитие творческих способностей на уроках у таких детей.
  3. Развитие способностей во внеурочной деятельности.
  4. Создание условий, которые направлены на всестороннее развитие личности одаренных детей.

Формы работы с одаренными учащимися применяются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В урочной деятельности можно проводить нетрадиционные уроки, работа в парах, а также малых группах, использование в работе разноуровневых и творческих заданий, ролевых и дидактических игр, творческих и нестандартных заданий и проектно-исследовательскую деятельность. Во внеурочной деятельности целесообразно использовать такие формы работы как: экскурсии, секции, круглые столы, конференции, диспуты, научные сообщества, олимпиады, а также конкурсы, викторины и интеллектуальные игры [3].

Модель одаренного ребенка — это личность, которая способна самостоятельно находить выходить из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, а также владеть средствами и способами исследовательского труда. Также это личность, которая здорова физически, духовно-нравственно и социально воспитанная, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом интересов и возможностей каждого ученика. Трудности в организации работы с одаренными учащимися:

  1. Незнание особенностей одаренных учащихся.
  2. Нехватка предметных знаний.
  3. Трудности в выборе направлений и форм работы.
  4. Несформированные умения и навыки педагогов в области дидактики и методики обучения одаренных детей.
  5. Трудности в разработке гибких индивидуальных программ обучениях учащихся [2].
  6. Низкий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации педагога.

Одним из распространенных мифов является мнение, что одаренный ребенок — это трудный ребенок. Считается, что их боятся педагоги, ими озадачены родители, к ним недоброжелательно присматриваются сверстники и, скорее всего, — это не просто миф.

Еще одна проблема — одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя.

Одаренные и талантливые дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно.

Трудности произвольной саморегуляции — это одна из наиболее часто встречающихся проблем развития одаренных детей, когда деятельность эффективно осуществляется лишь в том случае, если представляет личностный интерес.

В то же время эти дети могут отличаться двигательной расторможенностью, неспособностью к длительной концентрации внимания, трудностями в сфере общения, конфликтностью.

Однако сочетание таланта и проблем, серьезно затрудняющих обучение, — вовсе не редкость. Более того, известно, что многим выдающимся людям с трудом давалось чтение, письмо или математика. Если всю информацию о проблемах одаренного ребенка обобщить, то можно выделить причины:

– исключительная любознательность;

– стремление чаще общаться с взрослыми, чем со сверстниками;

– высокая требовательность по отношению к себе самому, склонность к самокритике;

– способность концентрироваться на интересующем занятии или предмете;

– стремление быстрее научиться читать;

– любовь к чтению [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в работе с одаренными учащимися наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично — поисковые, а также проблемные и проектные виды деятельности. Развитие любого ребенка, в том числе одаренного, не может и не должно определяться только работой школы. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить, потому что именно родители создают климат семьи, а это так важно одаренному ребенку.

Литература:

  1. Афанасьева В. Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одар. ребенок. — 2010. — № 6. — С. 50–55. — Библиогр.: с. 55.
  2. Ляшко Л. Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. — 2011. — № 1. — С. 8–15.
  3. Омарова В. К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова // Одар. ребенок. — 2010. — № 6. — С. 22–28. — Библиогр.: с. 28.
  4. Одаренный ребенок /под ред. О. М. Дьяченко М; 1997 г.
Основные термины (генерируются автоматически): одаренный ребенок, внеурочная деятельность, ребенок, форма работы, организация работы, создание условий, трудность, учащийся.


Задать вопрос