Интернет-коммуникации в современном музейном деле на примере Государственной Третьяковской галереи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №37 (379) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 07.09.2021

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Новиков, О. А. Интернет-коммуникации в современном музейном деле на примере Государственной Третьяковской галереи / О. А. Новиков, М. А. Караванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83958/ (дата обращения: 28.03.2024).



В данной статье речь идет об особенностях интернет-коммуникаций в современном музейном деле. Автор анализирует возможности применения современных технологий в целом и интернет-коммуникаций в частности в музейном деле на современном этапе его развития. Приводя в качестве примера различные успешно работающие интернет-коммуникации, к примеру, во ФГБУК «Всероссийское Музейное Объединение Государственная Третьяковская галерея» и других музеях с мировой известностью, автор делает вывод о том, что интернет-коммуникации — это возможность для музеев расширить спектр предлагаемых посетителям услуг, а также значительно облегчить работу сотрудников музеев.

Ключевые слова: музейное дело, интернет-коммуникации, диджитал, цифровое пространство, мультимедиа, социальные сети, интерактивность, современные технологии.

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени мир столкнулся с достаточно серьезной угрозой, а именно с пандемией коронавируса COVID-19, которая продолжает распространяться. Ограничения, введенные правительствами всех без исключения стран, оказали значительное негативное влияние на все стороны жизни населения. Огромный ущерб был нанесен экономике и социальной политике, системе образования и здравоохранения. Безусловно, эти отрасли жизни любого государства, являются одними из самых важных. Однако, нельзя оставлять без внимания и тот факт, что культурная жизнь также оказалась подверженной сильному отрицательному влиянию. На протяжении длительного времени музеи, картинные галереи, театры и другие места проведения культурного досуга были полностью закрыты для посещения. После того, как культурная жизнь начала налаживаться, ограничения, тем не менее, не были сняты в полной мере. Так, к примеру, практически во всех музеях Российской Федерации существуют ограничения по количеству посетителей в единицу времени. Все вышеперечисленное, тем не менее, может быть если и не приведено к «допандемийным» показателям, то в определенной мере снивелировано посредством применения интернет-коммуникаций в современном музейном деле. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать, каким образом интернет-коммуникации могут быть использованы в деятельности современных музеев.

Современные исследователи, например, Т.А., Смирнова в сфере музейного дела выделяют три наиболее значимых направления применения современных технологий в музейном деле, а именно: техническое, концептуальное и коммуникационное [5, с. 15], о которых представляется целесообразным рассказать более подробно.

Так, техническое направление представляется собой разнообразные аспекты проектирования экспозиций музеев в зависимости от того, насколько сложным является применяемое оборудование, которое может быть очень разным: от простых информационных панелей, до использования различных видов цифрового оборудования в рамках сценарного замысла экспозиции. В качестве примера последнего можно назвать экспозиции двух музеев в Москве: «Дом Н. В. Гоголя» и «Государственный Дарвиновский музей».

Концептуальное направление включает в себя применение цифровых технологий с целью формирования дополнительного информационного, образовательного и имиджевого контента. В качестве достаточно интересного примера концептуального аспекта можно назвать «Виртуальный филиал», являющийся проектом Русского музея. «Виртуальный филиал» был создан как единое образовательно-культурное и информационное пространство в сети Интернет, что делает его доступным для пользователей во всем мире.

Коммуникационное направление — это применение цифровых технологий для информационного обмена между посетителем и экспозицией музея. Сущность этого направления — в его интерактивности. Виртуальная среда является результатом реализации этого аспекта, при этом в рамках виртуальной среды имеет место проникновение виртуального мира в реальный [4].

В настоящий период времени имеет место высокий уровень конкуренции как между музеями, так и между иными возможностями проведения досуга у тех, кто мог бы стать потенциальным посетителем музея. Соответственно, на тех, в чьи обязанности входит привлечение посетителей в музеи и работа с ними, лежит ответственность не только за то, какие музеи будут наиболее популярными, но и за то, что именно будет выбрано потенциальной аудиторией: новые компьютерные игры, многочасовое сидение в социальных сетях, посещение онлайн-кинотеатров или же посещение музея.

В настоящий период времени экран компьютера или смартфона представляется собой потенциальное «окно» в мир музеев, что ведет к изменению формата общения музеев с посетителями. Так, например, в LAVA Lab было создано приложение #GoldenAge для «Портретной галереи золотого века» в Амстердамском Эрмитаже. Это приложение посредством iBeacons дает возможность всем желающим пообщаться с героями портретов — персонажами XVII века. В этом уникальном приложении посетители могут «подружиться» с людьми, изображенными на портретах и получать различные статусы [6].

Можно говорить о том, что музеи будущего могут быть в полной мере названы цифровыми пространствами, что обусловлено динамичным развитием современных технологий в музейной деятельности. Именно эти технологии дают возможность посетителю музея не просто посещать выставки, но и становиться их полноценными участниками. Этот партиципаторный подход является стратегическим для множества популярных музеев во всеми мире [3].

Также необходимо несколько слов сказать об особенностях общения музеев с молодым поколением посетителей. Современная молодежь представляет собой поколение, которое с самого раннего детства взаимодействует с цифровым миром, что, безусловно, оказывает огромное влияние на способы, формы и виды получения знаний об окружающем мире, в рамках которого необходимо принимать во внимание привычку детей, подростков и молодежи к ярким зрительным образам.

В условиях, когда современные технологии представляют собой неотъемлемую часть повседневной жизни, именно на них должна делаться опора в процессе удовлетворения запросов современно молодежи на получение новых знаний. Именно данный подход применяется в деятельность СПб ГБУК «Музейно-выставочного центра», чья работа началась с открытия в 2017 году исторического парка «Россия — моя история». В данном проекте имеется множество мультимедийных экспозиций, которые демонстрируют многолетнюю историю России. Здесь же представлена отдельная выставка «Санкт-Петербург. История развития», на которой использование мультимедиа и декораций направлено на то, чтобы показать Санкт-Петербург в качестве живого организма, который находится в постоянном развитии [2].

Хороший современный музей должен представлять собой «живую» коллекцию. К примеру, у Третьяковской галереи она является настолько обширной, что посредством ее использования может быть рассказана история любого человека или любого исторического периода. Диджитал дает возможность донести эти истории до каждого человека. Именно в этом и заключается потенциал взаимодействия со средствами массовой информации, поскольку музей посредством СМИ может заинтересовать и привлечь новых посетителей.

В Третьяковской галерее работа с мультимедиа подразделяется на два направления, а именно:

– первое — это все то, с чем посетители встречаются на выставке. Сюда можно отнести графику, информацию о контексте того или иного исторического периода, биографии живописцев и т. д. Данное направление представлено интерактивными экранами, слайд-шоу, тач-панелями и т. д.;

– второе — это мир музея онлайн. Сюда относятся сайты и соцсети, в которых представлены образовательные программы в режиме онлайн, отвечающие запросам аудитории [1].

Социальные сети представляют собой прямой канал связи с потенциальной аудиторией. Так, к примеру, половина аудитории Третьяковской галереи находится за пределами Москвы. В формате онлайн идет рассказ о новых сюжетах и темах выставок, которые могли бы быть интересны посетителям.

Необходимо отметить, что специалисты по интернет-коммуникациям из Третьяковской галереи проводят четкое разделение аудитории таких социальных сетей, как Вконтакте, Фейсбук, Инстаграм и т. д. Кроме того, каждый год имеет место анализ наиболее популярных публикаций и тем, которые вызвали наибольшее количество споров.

5 июня 2021 года в Третьяковской галерее был представлен проект с использованием виртуальной реальности. Этот проект был сделан в соавторстве с VRtech и получил название «Авангард в трех измерениях: Гончарова и Малевич». Проект посвящен наиболее известным представителям русского авангарда, совершившим революцию в искусстве. Данный проект дает возможность не только получить новые знания о творчестве Гончаровой и Малевича, но и самостоятельно воссоздать их произведения [1].

Кроме того, в Третьяковской галерее имеет место активное освоение формата онлайн-экскурсий. Музей приглашает интересных спикеров и специалистов из иных сфер деятельности для того, чтобы расширить аудиторию и представить программы по-другому. Так, например, к Пасхе в 2021 году была организована онлайн-экскурсия, которая была посвящена особенностям пасхального стола. На этой экскурсии шеф-повар ресторана русской кухни «Матрешка» в прямом эфире рассказывал о собственном видении пасхальных натюрмортов из коллекции музея в рамках выставки, посвященной Василию Верещагину.

Можно назвать пять основных принципов работы Третьяковской галереи с социальными сетями, а именно:

  1. Уникальный контент.
  2. Многоголосие — материалы о работе разных отделов пишут сами сотрудники
  3. Активная работа с жалобами и пожеланиями.
  4. Материалы, которые интересны конкретному посетителю: если он не любит современное искусство, он его и не увидит.
  5. Интерактив с фолловерами: конкурсы, фото и работы посетителей на страницах [1].

Специалисты Третьяковской галереи стараются делать так, чтобы современные интернет-коммуникации не просто усиливали впечатление от произведений, но и давали возможность посетителю взаимодействовать с художественным процессом на новом уровне посредством игры, в рамках которой посетитель музея может полностью погрузиться в образ мышления и стиль художника.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, можно сделать ряд выводов относительно особенностей применения интернет-коммуникаций в современном музейном деле, а именно:

  1. Использование современных технологий и в особенности интернет-коммуникаций дает возможность облегчить деятельность работников музеев в том, что касается их работы с экспонатами, а также научно-исследовательской работы, поскольку интернет-коммуникации дают возможность практически мгновенной связи как с ведущими музеями мира, в том числе и зарубежными, так и с исследователями, консультации которых могут потребоваться в срочном порядке.
  2. Интернет-коммуникации позволяют вести работу с потенциальными посетителями музеев. Сюда можно отнести возможность для посетителя музея выбрать заинтересовавшую его экспозицию онлайн, приобрести билеты в музей, заказать экскурсию и т. д.
  3. Интернет-коммуникации также позволяют повысить культурный уровень населения посредством проведения виртуальных экскурсий, что уже реализовано во множестве музеев по всему миру, и в том числе во ФГУК Всероссийское Музейное Объединение «Государственная Третьяковская галерея». Жители самых отдаленных уголков России, равно как и те, кто проживает за пределами РФ, имеют возможность виртуально посетить Третьяковскую Галерею, насладившись как представленными там экспонатами, так и исчерпывающими объяснениями экскурсовода.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать общий вывод о том, что необходимо дальнейшее развитие интернет-коммуникаций в современном музейном деле, поскольку это направление является весьма перспективным в современных условиях.

Литература:

  1. Гаранина Е. Третьяковка идет в диджитал: как устроен маркетинг музея и чем привлекают посетителей. — 30.07.2018. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://rb.ru/longread/tretyakovgallery/. Дата обращения: 03.09.2021.
  2. Каткова К. Проходите к тач-столу // Российская газета — Экономика Северо-Запада. — 28.04.2020. — № 92 (8146). — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/28/reg-szfo/kak-cifrovye-tehnologii-pomogaiut-sovremennym-muzeiam.html. Дата обращения: 04.09.2021.
  3. Кислицын Б. Глава 5. Цифровые технологии в музее Краткий обзор самых интересных решений, которые позволяют посетителю взаимодействовать с экспонатами. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://polytech.bm.digital/article/777089207606731505/glava-5-tsifrovyie-tehnologii-v-muzee. Дата обращения: 04.09.2021.
  4. Клементьева Н. В. Информационные технологии в современном музейном пространстве // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. — 2018. — № 1. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-sovremennom-muzeynom-prostranstve. Дата обращения: 04.09.2021.
  5. Смирнова Т. А. Цифровые технологии в информационном пространстве музея: современные тенденции и перспективы развития // Вестник ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». — 2012. — № 4 (22). — С. 14–18.
  6. Чарский Е., Воронина А. Все в музей!: 6 мировых трендов в музейных коммуникациях. Как музеи из пыльных архивов превращаются в современные пространства. — 03.05.2018. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/vse-v-muzej-6-mirovykh-trendov-v-muzejnykh-kommunikatsiyakh-31437.html. Дата обращения: 03.09.2021.
Основные термины (генерируются автоматически): Третьяковская Галерея, возможность, музей, современное музейное дело, посетитель, посетитель музея, виртуальная среда, Всероссийское Музейное Объединение, исторический период, музейное дело.


Похожие статьи

Музей и посетитель: новые подходы во взаимодействии...

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное общество, целевая группа, различная категория посетителей, выставка. Музей как средство ориентации личности на... Использование технологии виртуального музея на уроке по...

Что такое виртуальный музей и зачем он современному обществу

Третьяковская галерея и Русский музей используют историко-монографический принцип: там одновременно и по хронологии

Виртуальный музей — это хорошая возможность обратиться к прошлому через настоящее по-новому, благодаря

Виртуальный музей необходим современному обществу и занимает лидирующее положение, так как только наследие...

Интерактивные формы работы с посетителями современных...

Рассмотрена специфика деятельности виртуальных музеев, музейных кварталов, музеев-городов, музеев современного искусства, музеев транснациональных культур и национальных меньшинств, музеев маргинальных культур и непрофессиональных форм художественного творчества. Рассмотрены современные формы организации экскурсий.

Интернет-маркетинг в деятельности музейных учреждений

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное общество, целевая группа... Продвижение в социальных сетях как часть маркетинговой... В современных технологических компаниях частью маркетинговой стратегии является.

Новейшие технологии в музейном пространстве

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное общество, целевая группа, различная категория посетителей, выставка. Музей как средство ориентации личности на... Современный музей занял особое место в изучении истории зарождения, становления и.

Особенности создания публичного музея на основе частной...

Рубрика: 6. Музейное дело. Опубликовано в. IV международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, июнь 2018).

 Материал статьи содержит анализ создания публичного музея, исследуются причины и условия создания Третьяковской галереи, выявляются обстоятельства передачи галереи в дар городу Москве.

Музейный маркетинг и виртуальные музеи в XXI веке: могут ли...

 Музейный маркетинг — это динамичная и сложная область, обычно ошибочно считающаяся менее привлекательной для исследователей.

Вот почему роль музеев и посетителей также значительно изменилась. Музеи — это места интеллектуальных развлечений.

Кроме того, виртуальные музеи оцениваются как полезные для посетителей и музейных специалистов.

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной...

Существуют несколько толкований о понятии музейной педагогики. Из определения педагогического словаря, музейная педагогика — это область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с другими образовательными...

Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как...

Для музейного дела, развитие современных информационных технологий также диктует новые тенденции.

В центре нашего внимания — направления, необходимые для функционирования современного музея, отвечающие последним новшествам музейного дела. Среди них такие, как: интерактивные занятия с посетителями; интерактивная экспозиция с использованием...

Похожие статьи

Музей и посетитель: новые подходы во взаимодействии...

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное общество, целевая группа, различная категория посетителей, выставка. Музей как средство ориентации личности на... Использование технологии виртуального музея на уроке по...

Что такое виртуальный музей и зачем он современному обществу

Третьяковская галерея и Русский музей используют историко-монографический принцип: там одновременно и по хронологии

Виртуальный музей — это хорошая возможность обратиться к прошлому через настоящее по-новому, благодаря

Виртуальный музей необходим современному обществу и занимает лидирующее положение, так как только наследие...

Интерактивные формы работы с посетителями современных...

Рассмотрена специфика деятельности виртуальных музеев, музейных кварталов, музеев-городов, музеев современного искусства, музеев транснациональных культур и национальных меньшинств, музеев маргинальных культур и непрофессиональных форм художественного творчества. Рассмотрены современные формы организации экскурсий.

Интернет-маркетинг в деятельности музейных учреждений

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное общество, целевая группа... Продвижение в социальных сетях как часть маркетинговой... В современных технологических компаниях частью маркетинговой стратегии является.

Новейшие технологии в музейном пространстве

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное общество, целевая группа, различная категория посетителей, выставка. Музей как средство ориентации личности на... Современный музей занял особое место в изучении истории зарождения, становления и.

Особенности создания публичного музея на основе частной...

Рубрика: 6. Музейное дело. Опубликовано в. IV международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, июнь 2018).

 Материал статьи содержит анализ создания публичного музея, исследуются причины и условия создания Третьяковской галереи, выявляются обстоятельства передачи галереи в дар городу Москве.

Музейный маркетинг и виртуальные музеи в XXI веке: могут ли...

 Музейный маркетинг — это динамичная и сложная область, обычно ошибочно считающаяся менее привлекательной для исследователей.

Вот почему роль музеев и посетителей также значительно изменилась. Музеи — это места интеллектуальных развлечений.

Кроме того, виртуальные музеи оцениваются как полезные для посетителей и музейных специалистов.

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной...

Существуют несколько толкований о понятии музейной педагогики. Из определения педагогического словаря, музейная педагогика — это область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с другими образовательными...

Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как...

Для музейного дела, развитие современных информационных технологий также диктует новые тенденции.

В центре нашего внимания — направления, необходимые для функционирования современного музея, отвечающие последним новшествам музейного дела. Среди них такие, как: интерактивные занятия с посетителями; интерактивная экспозиция с использованием...

Задать вопрос