Налоговый контроль как составная часть государственного финансового контроля в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 ноября, печатный экземпляр отправим 10 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (379) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 14.09.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Михайлова, Е. А. Налоговый контроль как составная часть государственного финансового контроля в Российской Федерации / Е. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83952/ (дата обращения: 23.10.2021).



В статье рассматривается понятие налогового контроля как составной части финансового контроля в РФ, мероприятия налогового контроля, проводимые налоговыми органами для достижения доходной составляющей части бюджета страны, задачи, выполняемые налоговыми органами в результате осуществления функций налогового контроля и имеющиеся проблемы налогового контроля в современном государстве.

Ключевые слова: мероприятия налогового контроля, функции налоговых органов, нормативно-правовые акты в налоговом законодательстве, проблемы налогового контроля.

The article discusses the concept of tax control as an integral part of financial control in the Russian Federation, tax control measures carried out by tax authorities to achieve the revenue component of the country's budget, the tasks performed by tax authorities as a result of the implementation of tax control functions and the existing problems of tax control in a modern state.

Keywords: tax control measures, functions of tax authorities, regulatory legal acts in tax legislation, problems of tax control.

Российская Федерация является демократическим правовым и социальным государством, которое заинтересованно в соблюдении и защите прав и свобод граждан, поэтому оно проводит социальную, экономическую, политику и выполняет функции по обеспечению безопасности граждан. Обеспечение функций государства осуществляется взиманием налогов и сборов с граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, налоговых агентов. 70 % расходов государственного бюджета формируется за счет налоговых поступлений в бюджет. Поэтому Правительство РФ уделяет пристальное внимание развитию налоговой системы и регулярно вносит изменения в налоговый кодекс и иные нормативно-правовые акты РФ с целью эффективности проведения мероприятий налогового контроля. На сегодняшний день тема статьи актуальна тем, что расходы государства превышают доходную часть бюджета, что способствует к поиску новых путей более эффективного взимания налогов и сборов, а также противодействия нарушения налогового законодательства [1, с. 20].

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, которые складываются в ходе выполнения государственного контроля в налоговой политике под воздействием правовых норм.

Предметом исследования являются мероприятия налогового контроля, также сложившаяся судебная практика в системе правовых отношений.

Цель исследования заключается в проведении анализа правовых норм проведения налогового контроля как части финансового контроля в РФ и выявление проблем его осуществления.

Научная новизна статьи заключается в обобщенном анализе всех проводимых налоговыми органами мероприятий налогового контроля и выявление несовершенства налоговой системы.

Использованы информационные источники в виде официального сайта Федеральной налоговой службы РФ, научные статьи и нормативно-правовые акты с целью формирования достоверной информации о проводимых мероприятиях налогового контроля.

Налоговый контроль как часть системы управления государства является важным условием достиженияэ ффективности складывающихся налоговых отношений, формируя обратную связь между налогоплательщиками и органами государственного управления (налоговыми органами).Однако налоговый контроль — это еще завершающая стадия формирования налогов страны, его необходимо рассматривать в виде основы распределительных отношений в части создания централизованных фондов денежных средств, и условие соблюдения устойчивости бюджета, в виде контроля регулярного поступления средств и увеличения доходов государства [3, с.46].

Налоговый контроль, как система финансового контроля, с одной стороны, отражает количественные поступления денежных средств в казну, а также отражает денежные отношения по взиманию данных поступлений. Поэтому налоговый контроль осуществляется в установленных правовых рамках и отражает принудительный характер взимания средств в результате возникающих отношений с налогоплательщиками по факту уплаты налогов и сборов в государственную казну. Данное положение формирует понятие налогового контроля как части финансового контроля государства в виде формирования денежных фондов государства (региональных и муниципальных образований), а также сосредоточения сведений в информационной базе по взиманию средств [2, с. 87].

По данным классификации государственного финансового контроля, налоговый контроль является внешним контролем, проводимым органами исполнительной власти, которые наделены соответствующими полномочиями в области реализации налоговой политики. На сегодняшний день существует проблема взаимодействия участников налоговой системы, что отражает направленность налоговых органов воздействовать на налогоплательщиков в целях уплаты налогов. Налоговый контроль является обязательным рычагом управления государственными финансовыми средствами, который выявляет отклонения в уплате налогов, фиксирует нарушения и обеспечивает правомерное расходование финансовых средств [4, с. 13].

На сегодняшний день мероприятия налогового контроля осуществляются при помощи автоматизированных средств.

Автоматизированная информационная система ФНС России (АИС «Налог-3») является единой информационной системой ФНС России, обеспечивающей автоматизацию деятельности ФНС России в соответствии с выполняемыми функциями. Система утверждена Положением о Федеральной налоговой службе на основании постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506. АИС «Налог-3» предназначена для приема, обработки, предоставления информации, осуществляет анализ данных, формирует информационные блоки налоговых органов, количественные данные, а также сведения, необходимые для вынесения решений и предоставления данных внешним потребителям [7, с.57].

Обновленная база АИС «Налог-3» введена в работу в 4 квартале 2018 года. Налоговый контроль осуществляется исключительно на основе данных, содержащихся в базе. Все налоговые декларации, отчеты, сведения, подаваемые налогоплательщиками в налоговый орган по месту учета, отражаются в соответствующем разделе системы. Уплата налогов также фиксируется в базе в строках согласно кодам бюджетной классификации. Система автоматически сопоставляет записи и выявляет допустимые нарушения в части уплаты налога [5, с. 118].

Более детально и глубоко система анализирует налоговые декларации, представленные налогоплательщиками за отчетный период, начиная от строк в самой декларации и заканчивая сверкой номера и даты счета-фактуры согласно заявленным книгам покупок и книгам продаж. На данном этапе проводится сопоставление записей с контрагентами, независимо от региона страны. Выявленные нарушения автоматически формируются в тексте автотребования (требования о представлении пояснений, сформированное АИС «Налог-3») и направляются налогоплательщику, который в течение 5 рабочих дней со дня получения требования должен устранить нарушения. При не устранении налогоплательщиком нарушения, налоговый орган доначисляет соответствующую сумму налога.

Данные мероприятия налогового контроля позволяют пополнить бюджет страны и контролировать денежные поступления государства.

Иногда для проверки исполнения финансовых обязательств налогоплательщиком налоговому органу нужны дополнительные мероприятия налогового контроля. А именно:

– в соответствии со ст. 86 НК РФ налоговый орган вправе направлять запросы в банки о предоставлении сведений по операциям на счетах любой организации. На основании полученных данных можно проконтролировать, например, не отраженную реализации и также доначислить соответствующий налог. Можно сравнить операции по соблюдению условий заключенных договоров с контрагентами и выявить признаки возможного обналичивания денежных средств, либо вывод их на счета фирм-однодневок (несуществующих фирм, созданных для обналичивания средств). Анализ счетов покажет упущенную выгоду и величину неуплаченных средств в бюджет [1, ст. 86].

– в соответствии со ст. 93 НК РФ налоговый орган вправе истребовать документы у проверяемого налогоплательщика в рамках камеральной налоговой проверки. Документы истребуются в случае обнаружения нарушения, либо несопоставления записей в налоговой декларации. Проверяемый налогоплательщик имеет право представить все документы, подтверждающие правомерность заявленных данных: карточки бухгалтерских счетов, акты сверки, договоры, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и прочие документы. Налоговый орган проверяет представленные данные и при необходимости доначисляет налог, предварительно составив акт налоговой проверки [1, ст.93].

– в соответствии со ст. 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать документы у контрагента по взаимоотношениям с проверяемым налогоплательщиком в рамках камеральной налоговой проверки. Сведения сопоставляются с данными, представленными налогоплательщиком. Данные документы в частых случаях необходимы для подтверждения налоговых вычетов, заявленных проверяемым лицом в налоговой декларации [1, ст.93.1].

– в соответствии со ст. 90 НК РФ налоговый орган вправе проводить допрос свидетелей непосредственно или косвенно участвующих в операциях с движением денежных средств, отраженных или неотраженных в налоговой декларации. По итогам допроса составляется протокол, который будет подтверждением возможного доначисления налога [1, ст. 90].

Таким образом, налоговый контроль, как часть финансового контроля осуществляет полномочия сверки поступлений и выполнения финансовых обязательств налогоплательщиками.

Указанные мероприятия налогового контроля позволяют в рамках системы финансового контроля со стороны государства выделить и обозначить задачи налогового контроля, которые отражают их функцию:

– выявление технических отклонений (при котором осуществляется сопоставление записей в базе данных налогового органа);

– установление причин отклонений (установление обстоятельств, при которых выявлены финансовые потери государственной казны, и доказательство фактов нарушения налогового законодательства);

– коррекция (при установлении нарушения и доказательства его наличия налоговым органом проводятся обеспечительные меры по доначислению налога);

– превенция (выявление и предупреждение негативного воздействия обстоятельств, которые способствуют нарушениям налогового кодекса, проведение стандартных мероприятий по устранению уклонения от уплаты налогов);

– правоохрана (вынесение решения о привлечении к ответственности лиц, совершивших налоговое правонарушение) [4, с. 98].

Следует полагать, что описанные функциональные задачи налогового контроля необходимо рассматривать комплексно, в единой системе, что способствует эффективной деятельности в рамках мероприятий целенаправленного воздействия всей системы государственного финансового контроля, затрагивая все сферы государства.

Несмотря на имеющиеся возможности налогового контроля, анализируя имеющуюся судебную практику, можно сказать, что налоговому органу все сложнее доказать правомерность доначисленного налога. Об этом свидетельствует несовершенство налогового законодательства, размытость трактовок и неопределенность признаков деятельности предприятий, при которых устанавливается понятие недобросовестности налогоплательщика в части сокрытия дохода и уплаты налога, либо занижения налоговой базы.

Так, совсем недавно, в 2019 году широкое применение получила ст. 54.1 НК РФ, согласно которой налогоплательщику доначисляют налог при предоставлении налоговым органом доказательств в одном их двух вариантах: либо организация (физическое лицо) применила налоговые вычеты по приобретенным товарам (работам, услугам) по контрагентам, с которыми заведомо создала фиктивный документооборот и занизило налоговую базу, не уплатив сумму налога в бюджет, либо приобретение товаров (работ, услуг) не было вообще и вычеты заявлены неправомерно. Данные факты сложно доказать налоговому органу. Анализируя современную трактовку нормативно-правовой базы в рамках мероприятий налогового контроля, необходимо отметить, что имеющиеся нормативные правовые акты, касающихся аспектов правового регулирования возникающих правоотношений, свойственных по типу и характеру, приводят к проблемам при толковании и налоговыми органами, и налогоплательщиками. Также, регулярные изменения налогового кодекса требуют своевременного приведения в соответствие подзаконных нормативных правовых актов, которое на практике редко осуществляется (http://www.nalog.ru).

Налоговый контроль выступает главным инструментом по предупреждению, установлению и пресечению налоговых нарушений налогоплательщиками, а также плательщиками сборов и налоговыми агентами действующего законодательства о налогах и сборах. Имеющиеся нормативно-правовые акты, регулирующие взаимоотношения в сфере налогового контроля, создают отдельный правовой институт в области финансового контроля. Следует отметить, что одним из главных признаков ведения налогового контроля является подробная правовая трактовка порядка его осуществления.

Таким образом, сформировано представление о налоговом контроле как части финансового контроля государства в рамках имеющихся полномочий налоговых органов, направленных на формирование денежных поступлений в казну. Однако, данного контроля, проводимого в рамках сложившейся нормативно-правовой базы в стране, не всегда бывает достаточно для осуществления полномочий по взысканию налогов и формированию доходной части бюджета страны.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017) — Собрание законодательства РФ. — № 31. — 03.08.1998. — ст. 3824.
  2. Безверхая В. В. Налоговый контроль в современных условиях развития налоговой системы (Экономика и политика) — М., 2018.
  3. Галишникова Е. В. Роль и место налогового контроля в системе государственного финансового контроля (Контентус) — М., 2019.
  4. Лосенков О. И., Ситалиев М. Т. Налоговый контроль как часть системы налоговых отношений (Законность и правопорядок в современном обществе) — М., 2020.
  5. Марова Е. Е., Миргородская М. Г. Сущность налогового контроля в системе государственного финансового контроля (Экономика, социология и право) — М., 2019.
  6. Мероприятия налогового контроля официальный сайт, 2018 http://www.nalog.ru (дата обращения 20.08.2021)
  7. Сайдулаев Д. Д., Курбанов С. А. Налоговый контроль: сущность, предмет и формы (Экономика и предпринимательство) — М., 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, налоговый орган, РФ, финансовый контроль, налоговое законодательство, налоговая декларация, налоговая система, налоговый кодекс, проверяемый налогоплательщик, уплата налогов.


Ключевые слова

мероприятия налогового контроля, функции налоговых органов, нормативно-правовые акты в налоговом законодательстве, проблемы налогового контроля
Задать вопрос