Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры / И. В. Винюкова, С. В. Божкова, В. В. Яшина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 52-53. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83939/ (дата обращения: 17.01.2022).



В дошкольном возврате игра — основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре происходят моменты тренировки социальной личности. Общее образование на первое место выводит идею развития личности маленького человека, формирование его способностей к творчеству, воспитание основополагающих личностных качеств. При исследовании нововведений к реализации ФГОС ДО, немаловажным является процесс развития ребенка, развитие у него логического мышления, таким образом в основе логического мышления лежит свободное ориентирование в окружающей нас системе.

Ключевые слова: мышление, логическое мышление, дошкольное детство, дидактическая игра. При развитии логического мышления у детей дошкольного возраста важным фактором является системное использование дидактических игр.

Анализируя исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Зимней, Холодной, мы пришли к выводу о том, что логическое мышление формируется с 5 до 7-ми летнего возраста.

Исследователями психологии дошкольного детства выявлено, что дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста способствуют развитию мышления. Мышление представляет собой высшую ступень познания человека, которое способствует получению знаний об объектах, свойствах и понятиях реального мира, т. е. ощущения, восприятия и представления.

Логическим, А. В. Запорожец называет мышление, которое рождается при помощи рассуждений, выполнение таких операции сравнения, анализа, обобщения, конкретизации.

Дошкольное детство является малым временем в жизни индивида, но приобретенное в этот период имеет большое значение во взрослой жизни.

При проведении нашего педагогического наблюдения мы брали за основу психолого-педагогические работы: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, труды Н. Н. Поддьякова, JI. А. Венгера,А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина; концепцию В. Т. Кудрявцева; концепцию детства В. В. Зеньковского..

В ходе педагогического наблюдения нами применялись следующие методики исследования:

  1. «Нелепицы». Целью являлось определение уровня сформированности анализа, как операции логического мышления.
  2. «Времена года». Целью являлось определение уровня сформированности синтеза, как операции логического мышления.
  3. «Найди отличия». Целью являлось определение уровня сформированности сравнения, как операции логического мышления.
  4. «Найди лишнее». Целью являлось определение сформированности обобщения, как операции логического мышления.

В ходе второго, развивающего этапа, нами активно были использованы дидактические игры Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко, А. К. Бондаренко, Л. Ю. Субботиной, Л. Ф. Тихомировой

Последний, контрольный этап подтвердил, что, в старшем дошкольном возрасте усваиваются определенного типа мыслительные действия и понятия. В протоколах наблюдений мы зафиксировали, что ребенок, в этом возрасте решает проблемную ситуацию несколькими способами, используя: наглядно- действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

Повторная диагностика показала, что дидактические игры способствуют формированию комплексов психических связей, которые формируют и развивают логическое мышление. Кроме того, мы убедились на практике, что развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте будет осуществляться гораздо лучше, если использовать комплекс различных упражнений, серии занятий, в том числе — дидактические игры.

При логическом содержании игра является помощником в воспитании познавательного интереса у детей, способствующая развитию поиска исследований и творчества, классификация, обобщение ситуации, и в конце концов приводящие к умозаключению.

Дидактические игры скрывают внутри себя дидактические задачи, игровые правила и действия. Можно сказать, что именно само содержание и задачи дидактических игр прежде всего интересует детей дошкольников приводит их к чувствам удовлетворенности и стимуляции детской активности.

Литература:

  1. Агаева, Е. Формирование элементов логического мышления: старший дошкольный возраст/Е.Агаева // Дошкольное воспитание. — 2015. — No 1. — С. 38–412
  2. Блонский, П. П. Память и мышление. /П. П. Бонский, Изд.2. — М.: Академия, 2007. — 208 с.
  3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. А. К. Бондаренко, -Изд. 2-е, испр. и доп. М., Просвещение, 1977
  4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология.- 3-е изд., стер. — М.: Смысл, 2014. — 119 с.
  5. Григорьева, И. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр/ И. А.Григорьева, Т. А. Грузинцева, // Молодой ученый. — 2016. — No12.6. — С. 28–31.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, дошкольное детство, игра, старший дошкольный возраст, педагогическое наблюдение.


Ключевые слова

мышление, логическое мышление, дошкольное детство, дидактическая игра. При развитии логического мышления у детей дошкольного возраста важным фактором является системное использование дидактических игр
Задать вопрос