Экспонаты Кунсткамеры — вещи со своей собственной историей как часть великого музея | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.09.2021

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Курушина, А. С. Экспонаты Кунсткамеры — вещи со своей собственной историей как часть великого музея / А. С. Курушина, Ю. М. Молебнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83913/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы стараются раскрыть историю части экспонатов великого музея, акцентируя внимание на уникальности каждой экспозиции.

Ключевые слова: Кунсткамера, экспонат, автор.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — именно так именуют Кунсткамеру — один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г. С начала основания и по сей день она является хранительницей уникальных коллекций по этнографии, естествознанию и истории. Экспонаты музея тщательно систематизированы и описаны. О некоторых из них хочется сказать отдельно.

Готторпский глобус

Один из первых и уникальных экспонатов Кунсткамеры, одновременно являющийся глобусом и планетарием. Он поражал своими размерами. В диаметре он был 3 м 11 см, вес немного более 3,5 т. Изготовлен он был по распоряжению герцога Готторпского Фридриха III в 1661–1664 гг. Создателем является немецкий ученый физик, путешественник, изобретатель, математик и историк Адам Олеарий. Он представлял из себя глобус (внешняя часть), обклеенный холстом с нанесенной на него картой мира, а внутренняя часть — планетарий со скамьями и столом для посетителей, с небесной картой, на которой были аллегорические изображения созвездий. Попасть вовнутрь глобуса можно было через дверь с изображением герба герцогства Голштинского. Механизм глобуса был устроен так, что могли одновременно вращаться обе части. За сутки глобус совершал один полный оборот, поэтому его можно считать еще и часами. Глобус был установлен в Готторпском парке, в движение его приводило водяное колесо. В ходе Северной войны Петру I этот глобус был преподнесен в дар от герцога. Везли глобус более трех лет «санным путем на огромных скалках или катках, в Ригу, откуда прямо уже водою доставили в Петербург». Перевозка этого глобуса по суше наделала много хлопот, потому что местами приходилось вырубать целые деревья, чтобы удобнее и просторнее проложить дорогу огромной машине, которую разобрать по частям было невозможно.

Для глобуса специально был построен большой круглый зал в Кунсткамере. В 1647 году во время сильного пожара Готторпский глобус почти полностью сгорел. С 1748 по 1752 гг. он был восстановлен. Вернее, это уже был абсолютно другой глобус, «искуснее прежнего», хотя были повторены его размеры, механизм вращения, также была нанесена карта мира. Однако теперь надписи были на русском языке и указаны новейшие географические открытия. Назвали его Большой Академический глобус. В Архиве академии наук сохранились документы, указывающие на то, что в конструировании глобуса принимал участие талантливый механик Андрей Константинович Нартов, столярных дел мастера Александр Усиников и Федор Летвинов. Сегодня в Кунсткамере рядом с Большим Академическим глобусом находится подлинная дверь Готторпского глобуса с изображением герба герцогства Голштинского. В 1941 году немецкая армия вывезла глобус на родину в Шлезвиг. Но в 1947 году глобус вновь вернулся в Ленинград. В 1948 году Большой глобус был установлен на 5 этаже Кунсткамеры.

Восковая персона Петра I

В январе 1725 года император Петр I скончался в Зимнем дворце. Екатерина I приказала знаменитому и талантливому итальянскому скульптору Карло Растрелли снять с Петра I посмертную маску. Он же и стал автором восковой персоны императора Петра Великого. Восковая персона уникальна. Волосы на ней сделаны из волос самого Петра. Они были сострижены с него во время персидского похода в 1722 году. После этого из них был изготовлен парик. Из натуралистично подкрашенного воска опять-таки еще с живого императора были сделаны слепки головы и рук. Художник-миниатюрист Андрей Овсов мастерски изобразил на золотых пластинках по финифти глаза. Скульптура одета в подлинное платье Петра. Правда изначально оно было синего цвета. Со временем оно подпортилось, поэтому на восковой персоне другое платье из гардероба Петра Великого.

В полумраке казалось, что на кресле сидит живой Петр.

Создавали Восковую персону для того, чтобы потомки могли лицезреть истинный облик великого императора. На самом деле, оказалось, что фигура внушает ужас.

С первого момента появления Восковой персоны в Эрмитаже появились слухи, что периодически Петр встает и указывает рукой на выход посетителям, которые ему не нравятся. В ХХ веке проводилась реставрация скульптуры, во внутренней конструкции кроме шарниров, позволяющих ставить и сажать скульптуру, никаких механизмов обнаружено не было. Восковая персона Петра I изначально была в Зимнем дворце, позже ее перевезли в Кунсткамеру. В 1992 году, когда Зимний дворец Петра Великого был открыт, восковая персона вернулась в него.

Солнечные часы Джона Бредли

Солнечные часы — первый прибор, с помощью которого люди определяли время, появились в глубокой древности. В Средние века такие часы получили широкое распространение в Западной Европе. Во время Великого посольства Петр I знакомится с производством часов. В числе часовых дел мастеров, приглашенных в Россию, был и английский мастер — часовщик Джон Бредли. Во времена Петра появились мастерские по производству стационарных и портативных часов, которые изготавливались не только зарубежными, но отечественными мастерами. Петр сам хорошо знал устройство солнечных часов и даже принимал участие в создании нескольких приборов.

Кунсткамера — ключевой просветительский проект русского царя. Окончание правления Петра знаменуется тем, что Россия облачилась в одежды просвещения. Для этого потребовалось менее сотни лет. Ни одна страна мира не знала столь быстрого научного подъема и развития музейного движения.

Литература:

  1. Карпеев, Э.П. кунсткамера/ Э. П. Карпеев, Т. К. Шафрановская. — СПб.: ООО «Алмаз», 1996.
  2. Й. Дриссен-ван хет Реве. Голландские корни Кунсткамеры Петра Великого: история в письмах (1711–1752) [Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, — Режим доступа: http:// www. kunstkamera.ru
Основные термины (генерируются автоматически): восковая персона, Великое, глобус, Готторпский глобус, Зимний дворец, III, Академический глобус, время, изображение герба герцогства, Россия.


Ключевые слова

автор, экспонат, Кунсткамера

Похожие статьи

Вклад женщин-коллекционеров в историю частного собирательства России имперского периода и музеефикацию частных коллекций

Частное собирательство в России периода до начала XX в. — яркая страница истории старой России. Многочисленное разнообразие коллекций у представителей почти всех слоёв общества способствовало сбережению памятников, старинных и современных собирателям...

Особенности создания публичного музея на основе частной коллекции П. М. Третьякова

Материал статьи содержит анализ создания публичного музея, исследуются при-чины и условия создания Третьяковской галереи, выявляются обстоятельства передачи галереи в дар городу Москве. Показаны взаимоотношения Павла Михайловича Третьякова с художник...

Старые русские издания в фондах Бухарского музея: важный источник для изучения истории Бухарского ханства

В статье автор делится информацией о старых русских изданиях, которые хранятся в фонде Бухарского музея-заповедника.

Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры

В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.

Проблемы музеефикации частных коллекций на закате Российской империи

Динамика трансформации частных собраний в музейные учреждения — та грань отечественной культуры, без которой её история была бы неполной. Частное коллекционирование, создание на основе частных коллекций музеев — следствие интереса к жизни предков, из...

Формы, методы и основные средства связи и школы и музея

В статье рассмотрены основные направления сотрудничества школы и музея при изучении общественно – гуманитарных дисциплин, приведены конкретные рекомендации по организации уроков с использованием музейных материалов.

Исторический аспект Владивостокского ГУМа

В статье рассматривается история здания универмага «Кунст и Альберс». Основной целью для написания данной статьи является сохранность исторических мест города Владивостока. Красивые здания грациозностью притягивают к себе внимание, показывая нам замы...

Жанры рекламы музеев на примере двух самобытных профильных учреждений: рекламная зарисовка о Национальном музее Катара и рекламный репортаж о Доме Остроухова в Москве

Каждое музейное учреждение для эффективного функционирования своей деятельности логично заботится о популяризации своей просветительской миссии, о притоке посетителей, с целью привлечения которых используется реклама. Музей может влиять на аудиторию ...

Костюм как музейный экспонат

В статье автор анализирует особенности экспозиции костюма в музее, современные тенденции выставочной интерпретации костюма в музейной практике.

Фаберже: секрет успеха знаменитой ювелирной фирмы

В статье авторы исследуют творчество Карла Петера Фаберже и значение его творчества для развития декоративно-прикладного искусства.

Похожие статьи

Вклад женщин-коллекционеров в историю частного собирательства России имперского периода и музеефикацию частных коллекций

Частное собирательство в России периода до начала XX в. — яркая страница истории старой России. Многочисленное разнообразие коллекций у представителей почти всех слоёв общества способствовало сбережению памятников, старинных и современных собирателям...

Особенности создания публичного музея на основе частной коллекции П. М. Третьякова

Материал статьи содержит анализ создания публичного музея, исследуются при-чины и условия создания Третьяковской галереи, выявляются обстоятельства передачи галереи в дар городу Москве. Показаны взаимоотношения Павла Михайловича Третьякова с художник...

Старые русские издания в фондах Бухарского музея: важный источник для изучения истории Бухарского ханства

В статье автор делится информацией о старых русских изданиях, которые хранятся в фонде Бухарского музея-заповедника.

Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры

В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.

Проблемы музеефикации частных коллекций на закате Российской империи

Динамика трансформации частных собраний в музейные учреждения — та грань отечественной культуры, без которой её история была бы неполной. Частное коллекционирование, создание на основе частных коллекций музеев — следствие интереса к жизни предков, из...

Формы, методы и основные средства связи и школы и музея

В статье рассмотрены основные направления сотрудничества школы и музея при изучении общественно – гуманитарных дисциплин, приведены конкретные рекомендации по организации уроков с использованием музейных материалов.

Исторический аспект Владивостокского ГУМа

В статье рассматривается история здания универмага «Кунст и Альберс». Основной целью для написания данной статьи является сохранность исторических мест города Владивостока. Красивые здания грациозностью притягивают к себе внимание, показывая нам замы...

Жанры рекламы музеев на примере двух самобытных профильных учреждений: рекламная зарисовка о Национальном музее Катара и рекламный репортаж о Доме Остроухова в Москве

Каждое музейное учреждение для эффективного функционирования своей деятельности логично заботится о популяризации своей просветительской миссии, о притоке посетителей, с целью привлечения которых используется реклама. Музей может влиять на аудиторию ...

Костюм как музейный экспонат

В статье автор анализирует особенности экспозиции костюма в музее, современные тенденции выставочной интерпретации костюма в музейной практике.

Фаберже: секрет успеха знаменитой ювелирной фирмы

В статье авторы исследуют творчество Карла Петера Фаберже и значение его творчества для развития декоративно-прикладного искусства.

Задать вопрос