Годонимический материал г. Старого Оскола как предмет изучения на уроках родного языка в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.09.2021

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Ромашкина, А. И. Годонимический материал г. Старого Оскола как предмет изучения на уроках родного языка в школе / А. И. Ромашкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83884/ (дата обращения: 24.04.2024).



В данной статье представлен анализ топонимического материала г. Старого Оскола, на примере конкретных годонимических единиц показано, каким образом данный материал может быть применён при изучении различных разделов русского языка.

Ключевые слова: годоним, оним, топонимика, образовательная программа, родной язык, Старый Оскол.

В настоящее время в связи с введением в образование компетентностного подхода особое внимание уделяется лингворегионоведческой компетенции, которая предполагает воспитание у подрастающего поколения уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры. Этому способствует изучение материала, касающегося языка и истории региона, в котором находится образовательное учреждение. Формирование данной компетенции может произойти только благодаря углубленному знакомству с языковыми единицами, на которых присутствует отпечаток региональной культуры: диалектизмы, онимические единицы (годонимы, топонимы, гидронимы), фольклор [4, с. 47].

В рамках программы ФГОС предлагается разнообразить учебную программу по родному языку путем введения в учебный план разработок занятий с включением дидактического материала, который будет касаться именно того района, в котором находится образовательное учреждение. Благодатным материалом для такого изучения являются топонимы родного края [см.: 1, с. 230]. В ходе нашего исследования было выявлено, что онимы представляют собой богатый материал для изучения их с точки этимологии, лексикологии, морфологии и словообразования. Ярким примером этому являются годонимы города Старый Оскол. Начать такую работу целесообразно с историко-краеведческого экскурса.

Изначально город Оскол, основанный в 1593 году, служил защитой от набегов чужеземцев. Известно, что название город получил от реки, на берегах которой он расположен. Происхождение гидронима Оскол весьма неоднозначно. Существует несколько версий, дающих объяснение, почему река носит именно такое название. Целесообразно обратиться к этимологическому словарю М. Фасмера:

1) «Оскол — левый приток Сев. Донца, др. — русск. Осколъ (Ипатьевская летопись)»;

2) тождественно в переводе с церковно-славянского, «оскол» означает «скала»;

3) также с польского языка Oskola — «сбор берёзового сока с помощью специальных надрезов»;

4) иначе Потебня сравнивает Оскол с польским переводом Oskola, а также с литовским Skalauti, skalauju «полоскать, мыть» и индоевроепейским, Ksalati «течёт» [5].

И. Г. Добродомов рассматривает иранское происхождение слова Оскол со значением ‘река аланов’ [1].

Интересны и другие версии происхождения этого топонима. Согласно одной из них данная онимическая единица восходит к старославянскому слову «оскол» осколок, обломок, скала. По мнению некоторых исследователей, оним происходит от диалектного «оскалять» , что значит обнажат ь. Второй вариант объяснения не случаен, поскольку местность у бассейна реки Оскол изрезана оврагами и балками. Её берега окаймляют оголенные меловые холмы. Существует также предположение, что оним Оскол имеет один и тот же корень, что и слова «осколок», «раскалывать». Объясняется данная версия тем, реки Оскол, Северный Донец, Ока, Ворскла имеют ледниковое происхождение, берут своё начало на просторах водораздельной возвышенности от Ельца до Белгорода. Огромные потоки воды как будто «раскалываются» на более мелкие течения. Одним из таких осколков (по-видимому, не самым маленьким) и является река, на которой образовался в дальнейшем город.

Происхождение годонимов является богатым материалом для изучения практически любого раздела русского языка. Так, изучение раздела «Морфемика и словообразование» в 6 классе можно сделать интересным и понятным благодаря рассмотрению различных способов образования слов на примере деривации годонимов родного города. Используем следующий материал:

– суффиксальный способ: Ольховая улица — ольха + ов , Песочный переулок — песок + н , Пушкарская улица — пушкарь + ск . Проанализировав множество названий, можно сделать вывод, что эти суффиксы являются самыми продуктивными в образовании названий улиц Старого Оскола: Каштановая, Кедровая, Кольцевая, Меловая, Парковая, Ореховая, Плодовая, Сосновая, Рябиновая, Соковая, Цветная, Хвойная, Южная, Ягодная, Северная, Просторная, Народная, Офицерская, Павловская, Пушкарская, Покровская, Октябрьская, Ямская, Темирязевский, Тульский, Советская .

– префиксально-суффиксальный способ: Привокзальная улица — при + вокзал + н , Подлесная улица — под + лес + н , Подгорная улица — под + гор + н , Пограничная по + границ/ч + н . Подсчитав количество годонимических единиц на карте Старого Оскола, делаем вывод, что данный способ словообразования представлен не столь частотно.

– сложение с суффиксацией: Лесопарковая улица — лес + парк + ов (ср.: Новосадовая улица, улица Новоселов ), Первоцветная улица — перв + цвет + н , Первомайская улица — перв + май + ск (ср.: Светогорская улица, Черноморска я улица, Красноармейский переулок, Красногвардейская улица, Красномилицейская улица, Новоильинская улица, Новооскольская улица).

Безаффиксный способ: улица Бугорок , улица Гагарина , улица Гайдара , улица Гая , улица Гоголя , улица Дзержинского , улица Добролюбова , улица Дружбы , улица Зелёная , улица Красная , улица Новая , улица Мира , улица Пушкина , улица Полянка , улица Правды [6, с. 107] . Делается вывод, что годонимы в этом случае образованы от «готовых» слов нарицательных ( бугорок, дружба, полянка ) или онимов ( Гагарин, Гоголь и др.).

Изучение раздела «Лексикология» также позволяет включить годонимический материал. Так, при изучении темы «Значение слова» можно остановиться на лексической мотивированности названий улиц Старого Оскола. Проанализировав некоторое количество наименований с учащимися, можно сделать вывод, что основными факторами образования названий, являются следующие:

– имена известных людей и связанных с г. Старый Оскол: улица Абельдяева — в честь полковника медицинской службы, улица Токарева — по фамилии участника советско-финской войны, который совершил более двухсот боевых вылетов, провёл сорок один воздушный бой; улица Лиры Абдуллиной — старооскольский фестиваль авторской песни организован в городе в честь поэтессы Лиры Абдуллиной; улица Эрденко — по имени российского скрипача, прославившего Старый Оскол, основателя цыганской музыкальной династии Эрденко.

названия исторические и символические: улица Первомайская — названа в честь Первого мая, в советскую пору Дня международной солидарности трудящихся;

близость к чему-либо и географическому расположению : улица Привокзальная — недалеко от автовокзала, улица Дачная — по расположению на этой улице дачных домов, улица Заречная — располагается недалеко от реки Оскол, улица Лесная — по расположению недалеко от леса, улица Набережная — находится у берега реки;

–флора и фауна: улица Абрикосовая, улица Берёзовая, улица Брусничная, улица Васильковая, улица Вербная, улица Виноградная, улица Вишнёвая, улица Земляничная, улица Каштановая, улица Кедровая, улица Кленовая, улица Липовая, улица Моховая, улица Малиновая, улица Ольховая, улица Ореховая, улица Персиковая, улица Плодовая, улица Ромашковая, улица Тополиная;

–наименования в честь важных географических объектов: переулок Архангельский, переулок Московский, переулок Севастопольский, переуло к Белогорский, улица Алтайская, проспек т Губкина;

–годонимы пространственной семантики: переулок Южный, улица Восточная, улица Дальняя, улица Верхняя;

–названия, обозначающие характерные приметы самих улиц : улица Новая , улица Вагонная , улица Крутая , улица Мирная [3, с.31] .

Частотность использования частей речи в оформлении годонимов города Старый Оскол показываем следующим списком:

  1. Имена прилагательные занимают доминирующее положение — более 57 % процентов всех годонимических единиц;
  2. Имена существительные — названия улиц представлены в большей части именами собственными — фамилиями выдающихся личностей, внёсших вклад в развитие города — 38 %;
  3. Количественные и порядковые числительные — данные единицы представлены малым количеством единиц — всего 5 %.

Данное распределение объяснимо, ведь большая часть наименований являются отражением информации об исторических и культурных событиях или выдающихся жителях города [2, с.388].

Таким образом, благодаря использованию данного материала учитель сможет установить межпредметные связи на уроке с такими дисциплинами, как география, история, краеведение. Такой материал послужит средством развития творческих способностей учащихся, создаст базу для воспитания исследовательской личности, поможет привить любовь к родному краю.

Литература:

  1. Добродомов, И. Г. Оскол (этимологический этюд) / И. Г. Добродомов // Советская тюркология. 1988. N 2. — Режим доступа: https://www.academia.edu/14081563/1988
  2. Егорова, Л. В. К вопросу изучения годонимов в современной парадигме лингвистических исследований / Л. В. Егорова // Вестник Чувашского университета. — 2018. — № 2. — С.224–233. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35123012
  3. Казнина, Е. А. Основные принципы номинации улиц малого города (на примере Углича) / Е. А. Казнина // Материалы XVII Международной научной конференции. — 2019. — С.386–390.- Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=39262890
  4. Кривова, Н. И. Значение принадлежности в микротопонимах как выражение особенностей народного мировосприятия / Н. И. Кривова// Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе. — 2016. — № 26. — С. 30–33. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27450117
  5. Лукьянцева, М. М. Работа с топонимами на уроках русского языка в начальной школе/ М. М. Лукьянцева, Т. В. Яковлева// Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии. — Махачкала. — 2014. — С. 46–48.
  6. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 томах / Макс Фасмер. — 4-е изд., стер. — Москва: Астрель, 2014.
  7. Цветкова, Е. В. К вопросу о структурно-словообразовательной характеристике топонимов / Е. В. Цветкова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2012. — № 4. — С. 106–109.
Основные термины (генерируются автоматически): улица, Оскол, Старый Оскол, единица, родной язык, богатый материал, гагарин, изучение раздела, образовательное учреждение, родной край.


Ключевые слова

образовательная программа, родной язык, топонимика, оним, годоним, Старый Оскол

Похожие статьи

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби...»

Проект «Родной свой край люби и знай!" Этот проект направлен на развитие

Работу по воспитанию патриотических чувств у детей мы начали со знакомства с родным городом. Организовали экскурсии по улицам города, знакомили ребят с достопримечательностями и...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему...

Образовательная: − познакомить детей с историей Белгородского края.

Для нас с вами родной край — это Белогорье.

Рта нет, языка нет, А говорит о каждом.

А почему, как вы думаете? Дети: Белгородская черноземная почва, плодородная и богатая.

Изучение особенностей народного образования в Старом Осколе...

Старый Оскол, 1960 г.-123с. Евсюков Е. Н. Старооскольская школа: из прошлого — в будущее (из истории народного образования Староосколья) / Е

Никулов А. П. Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края). Курск: Изд-во ГУИПП «Курск», 1997. — 576с.

Познавая секреты профессионального успеха | Статья в сборнике...

Вернувшись в Старый Оскол, работала завучем в школе № 3. Имеет награды: медаль «За доблестный труд», медаль «За трудовое отличие»

Родная сестра нашей бабушки Отт Тамара Андреевна, приехав погостить в семью Некрасовых на целину, встретила там свою любовь...

Использование краеведческого материала на уроках окружающего...

Использование краеведческого материала в процессе обучения... родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения.

Использование материала по истории родного края является эффективным не только в школе, а на всех ступенях образовательного процесса.

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации...

родной край, ребенок, детский сад, образовательная деятельность, Старый Оскол

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста.

Одна из задач нашего образовательного учреждения - знакомить детей с традициями...

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД...)

Материалы иоборудование: Интерактивная доска; белые листы бумаги одного цвета для составления общей ленты времени «Знакомые даты истории»; краски, цветные карандаши и фломастеры; простые карандаши, ластики. Предварительная работа: Беседа об истории города.

Использование элементов ТРИЗ в приобщении старших...

родной город, Старый Оскол, родной край, ребенок, воинская слава, Москва, канун Дня Победы, День Защитника Отечества, День, Патриотическое воспитание детей. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста... Основные термины (генерируются автоматически)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности...

(Чтение стиха Владимира Молчанова «Родное Белогорье»). Край родной.

Создание парциальной образовательной программы по Художественно-эстетическому развитию детей 2-7 лет (по разделу «Музыка») «Мое родное Белогорье» представляется актуальной задачей...

Похожие статьи

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби...»

Проект «Родной свой край люби и знай!" Этот проект направлен на развитие

Работу по воспитанию патриотических чувств у детей мы начали со знакомства с родным городом. Организовали экскурсии по улицам города, знакомили ребят с достопримечательностями и...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему...

Образовательная: − познакомить детей с историей Белгородского края.

Для нас с вами родной край — это Белогорье.

Рта нет, языка нет, А говорит о каждом.

А почему, как вы думаете? Дети: Белгородская черноземная почва, плодородная и богатая.

Изучение особенностей народного образования в Старом Осколе...

Старый Оскол, 1960 г.-123с. Евсюков Е. Н. Старооскольская школа: из прошлого — в будущее (из истории народного образования Староосколья) / Е

Никулов А. П. Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края). Курск: Изд-во ГУИПП «Курск», 1997. — 576с.

Познавая секреты профессионального успеха | Статья в сборнике...

Вернувшись в Старый Оскол, работала завучем в школе № 3. Имеет награды: медаль «За доблестный труд», медаль «За трудовое отличие»

Родная сестра нашей бабушки Отт Тамара Андреевна, приехав погостить в семью Некрасовых на целину, встретила там свою любовь...

Использование краеведческого материала на уроках окружающего...

Использование краеведческого материала в процессе обучения... родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения.

Использование материала по истории родного края является эффективным не только в школе, а на всех ступенях образовательного процесса.

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации...

родной край, ребенок, детский сад, образовательная деятельность, Старый Оскол

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста.

Одна из задач нашего образовательного учреждения - знакомить детей с традициями...

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД...)

Материалы иоборудование: Интерактивная доска; белые листы бумаги одного цвета для составления общей ленты времени «Знакомые даты истории»; краски, цветные карандаши и фломастеры; простые карандаши, ластики. Предварительная работа: Беседа об истории города.

Использование элементов ТРИЗ в приобщении старших...

родной город, Старый Оскол, родной край, ребенок, воинская слава, Москва, канун Дня Победы, День Защитника Отечества, День, Патриотическое воспитание детей. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста... Основные термины (генерируются автоматически)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности...

(Чтение стиха Владимира Молчанова «Родное Белогорье»). Край родной.

Создание парциальной образовательной программы по Художественно-эстетическому развитию детей 2-7 лет (по разделу «Музыка») «Мое родное Белогорье» представляется актуальной задачей...

Задать вопрос