Актуальные проблемы в задачах учета и управления федеральным имуществом в сфере науки и образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.09.2021

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Грунчева, М. В. Актуальные проблемы в задачах учета и управления федеральным имуществом в сфере науки и образования / М. В. Грунчева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83870/ (дата обращения: 22.01.2022).



Ключевые слова: федеральное имущество, информационные технологии, реинжиниринг бизнес-процессов.

Управление федеральным имуществом является одной из важнейших функций государственного, финансового и имущественного контроля, и представляет собой единую систему разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, пользованием, распоряжением и владением объектами имущества в организациях различных сфер деятельности.

Управление имуществом можно разделить на задачи учета имущества и задачи управления. К задачам учета имущества относятся: инвентаризация, сбор данных и формирование структурированной информации об имуществе, а также своевременная актуализация данной информации. Результатом учета и инвентаризации имущества является создание реестра имущества организации. К задачам управления относятся организация внутреннего контроля и мониторинг текущих, а также прогнозирование будущих состояний имущества [1].

Повышение эффективности государственного управления в сфере имущественных отношений и оптимизация процессов учета и контроля за имуществом требуют организации четко выстроенных бизнес-процессов. Также, необходимо внедрение информационных технологий, обеспечивающих автоматизированную поддержку функций управления имуществом, направленных на повышение оперативности выполнения задач, исключение ошибок, реализацию долговременного хранения и обработку данных.

Данная работа направлена на анализ задач системы управления федеральным имуществом и выявление проблем с целью дальнейшей разработки предложений по оптимизации и реинжинирингу бизнес-моделей и процессов.

Задачи управления федеральным имуществом рассматриваются на примере деятельности Отдела по управлению имуществом федерального государственного бюджетного научного учреждения, подведомственного Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.

Принципы функционирования и основные задачи системы управления федеральным имуществом

Система управления федеральным имуществом основывается на соблюдении ряда основополагающих принципов:

  1. Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов [2].
  2. Принцип взаимодействия. Функционирование системы управления федеральным имуществом основано на взаимодействии различных государственных структур, а также их внутренних подразделений между собой. Порядок взаимодействия государственных органов детально регламентируется соответствующими правовыми актами [2].
  3. Принцип автоматизации. В основе лежит применение (внедрение) информационных технологий и систем, которые позволяют автоматизировать часть процессов управления, включая учет федерального имущества и предоставление информации из реестра федерального имущества [3].

Система управления федеральным имуществом в сфере науки и образования включает следующие основные задачи:

– учет федерального имущества в реестре федерального имущества;

– постановка на государственный кадастровый учет, а также государственная регистрация прав собственности Российской Федерации и иных вещных прав на недвижимое имущество, закрепленное за организацией;

– распоряжение временно неиспользуемым федеральным имуществом, закрепленным за организацией (передача имущества в аренду/безвозмездное пользование);

– распоряжение (отчуждение, списание) недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за организацией.

Далее, более детально рассматриваются две задачи: учет федерального имущества и распоряжение временно неиспользуемым федеральным имуществом.

Учет федерального имущества

Задача учета федерального имущества заключается в размещении сведений об объектах федерального имущества в двух информационных системах:

– Автоматизированной системе учета федерального имущества (далее — АСУФИ), являющейся подсистемой Федеральной государственной информационно-аналитической системы «Единая система управления государственным имуществом» (ФГИАС «ЕСУГИ»);

– Информационно-аналитической системе «Мониторинг» Минобрнауки России (далее — ИАС Мониторинг).

АСУФИ обеспечивает автоматизацию процесса учета сведений о федеральном имуществе и организациях. К основным функциям системы относятся: учет федерального имущества, принадлежащего правообладателю на соответствующем вещном праве, учет имущества, составляющего государственную казну РФ и предоставление информации из реестра федерального имущества [4].

ИАС «Мониторинг» предназначена для автоматизированного сбора, обработки и представления данных о деятельности подведомственных учреждений Минобрнауки России. В разделе «Имущество организаций» размещается актуализированная информация об объектах федерального имущества, закрепленных за организациями.

Контекстная диаграмма и диаграмма декомпозиции IDEF0 функциональной модели учета федерального имущества в АСУФИ представлены на рисунках 1–2.

Контекстная диаграмма IDEF0 функциональной модели учета федерального имущества в АСУФИ

Рис. 1. Контекстная диаграмма IDEF0 функциональной модели учета федерального имущества в АСУФИ

Диаграмма декомпозиции IDEF0 учета федерального имущества в АСУФИ: принятие запроса и осуществление экспертизы данных

Рис. 2. Диаграмма декомпозиции IDEF0 учета федерального имущества в АСУФИ: принятие запроса и осуществление экспертизы данных

Учет федерального имущества в АСУФИ осуществляется следующим образом.

Сотрудник Отдела формирует запрос на регистрацию карт и/или записей в реестре федерального имущества. После ввода сведений об объектах и подписания электронно-цифровой подписью (ЭЦП) запрос направляется в МТУ Росимущества со статусом «Направлен». Сотрудник Территориального управления при получении запроса, изменяет статус на «Принят» и осуществляет экспертизу поступивших данных. После проведения экспертизы представленных документов и оценки полноты и качества заполнения электронных карт и записей принимается одно из следующих решений:

– произвести процедуру учета в реестре федерального имущества;

– приостановить процедуру учета до получения от правообладателя недостающих сведений и подтверждающих документов.

После обработки сведений запросу присваивается статус «Обработан». В случае предоставления недостоверных сведений, осуществляется отказ в учете данных в реестре федерального имущества.

Одним из главных требований в работе с данной системой является внесение достоверных и полных сведений об объектах федерального имущества. Однако, на практике, именно неточность и дублирование данных, а также их несоответствие Единому государственному реестру недвижимости (государственный информационный ресурс, содержащий наиболее актуальные данные об объектах недвижимости на территории Российской Федерации) является основной проблемой учета федерального имущества.

Процесс учета имущества в ИАС «Мониторинг» сопровождается внесением аналогичных сведений об объектах федерального имущества, что и в АСУФИ. При этом интеграция данных между системами отсутствует и одна и та же процедура выполняется дважды.

Таким образом, анализ задачи учета федерального имущества показал, что выполняется большой объем работы по ведению и актуализации данных, но из-за дублирования операций по внесению данных в две различные информационные системы, значительно увеличивается время выполнения задачи и количество возможных ошибок.

Распоряжение временно неиспользуемым федеральным имуществом правообладателем

Задача распоряжения временно неиспользуемым федеральным имуществом заключается в оформлении отношений по передаче данного имущества в аренду или безвозмездное пользование.

На рисунке 3 представлена контекстная диаграмма IDEF0 функциональной модели распоряжения временно неиспользуемым федеральным имуществом.

Контекстная диаграмма IDEF0 функциональной модели распоряжения временно неиспользуемым федеральным имуществом

Рис. 3. Контекстная диаграмма IDEF0 функциональной модели распоряжения временно неиспользуемым федеральным имуществом

Распоряжение временно неиспользуемым федеральным имуществом осуществляется следующим образом.

Учреждением формируется перечень временно неиспользуемых объектов имущества для передачи в аренду или безвозмездное пользование. Специалистами отдела инициируется процедура оценки рыночной стоимости арендной платы (при передаче объекта недвижимого имущества в аренду). Результат оценки рыночной стоимости арендной платы должен пройти экспертизу. В случае получения положительного мотивированного мнения МТУ Росимущества, выполняется подготовка документов, необходимых для получения согласия на передачу объектов в пользование. Электронный пакет документов размещается в АСУФИ для направления в Минобрнауки России. После получения согласия учредителя (Минобрнауки России) и уполномоченного органа (МТУ Росимущества) осуществляется процедура передачи временно неиспользуемого имущества в аренду или безвозмездное пользование.

Передача федерального недвижимого имущества в аренду может осуществляться путем проведения торгов или без торгов в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Оформление отношений по передаче объекта в пользование включает в себя: подписание договоров аренды или безвозмездного пользования, договоров на возмещение всех расходов, связанных с содержанием имущества, страхование объектов недвижимости и страхование гражданской ответственности с последующей передачей объектов недвижимости пользователю.

После подписания необходимых документов и передачи объектов недвижимости в пользование выполняется государственная регистрация договора аренды (для договора безвозмездного пользования регистрация не требуется).

Зарегистрированный договор, а также соответствующие документы по передаче объектов в пользование размещаются в АСУФИ для предоставления сведений в Минобрнауки России и МТУ Росимущества. Данная функция представляет собой часть другой задачи — учет федерального имущества, но при этом, ее вынужден выполнять сотрудник, отвечающий за задачу по распоряжению временно неиспользуемым федеральным имуществом. Дополнительно, сведения о заключенных договорах аренды или безвозмездного пользования размещаются в ИАС «Мониторинг».

Таким образом, анализ показал, что в процессах задачи по распоряжению временно неиспользуемым федеральным имуществом происходит не только дублирование информации за счет внесения сведений в разные информационные системы, но и дублирование функций сотрудников, за счет выполнения аналогичных операций в разных задачах.

Заключение

В работе выполнен детальный анализ двух основных задач системы управления федеральным имуществом: учет федерального имущества и распоряжение временно неиспользуемым федеральным имуществом. Результаты анализа вышеуказанных задач позволили выявить следующие типовые проблемы.

– Проблема дублирования и неточности данных. Информация об объектах имущества, требующая постоянного обновления и актуализации, размещается в различных информационных системах (в данной работе рассматриваются две системы) и вносится вручную, что увеличивает количество допускаемых ошибок и время, затрачиваемое на данные процессы.

– Проблема дублирования функций сотрудников. Сотрудники, отвечающие за разные задачи, выполняют аналогичные функции по внесению данных в информационные системы, что увеличивает трудозатраты (сотрудники вынуждены осваивать дополнительные функции, связанные с обработкой больших объемов информации и использованием специализированных инструментальных средств) и время на выполнение операций.

Обеспечение интеграции информационных систем между собой и с Единым государственным реестром недвижимости при условии постоянной проверки корректности введенных данных, а также реинжиниринг бизнес-процессов, направленный на устранение дублирующих операций, позволят повысить эффективность решения задач управления федеральным имуществом.

Литература:

  1. Правосуд, О. С. Использование единой информационной системы учета и контроля недвижимого имущества МВД России в целях принятия оперативных управленческих решений / О. С. Правосуд. –Текст: непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. — 2013. — № 9. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-edinoy-informatsionnoy-sistemy-ucheta-i-kontrolya-nedvizhimogo-imuschestva-mvd-rossii-v-tselyah-prinyatiya-operativnyh. (дата обращения: 04.09.2020)
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 № 1024 (ред. от 29.11.2000 № 903) «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 39. — Ст. 4626.
  3. Приказ Росимущества от 20.09.2019 № 266 «Об утверждении Стратегии цифрового развития Росимущества на период до 2024 года» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 (ред. от 29.07.2020) «О совершенствовании учета федерального имущества» //Собрание законодательства Российской Федерации — 2007. –№ 34, –Ст. 4237.
Основные термины (генерируются автоматически): федеральное имущество, неиспользуемое федеральное имущество, безвозмездное пользование, Россия, контекстная диаграмма, задача управления, передача, распоряжение, Российская Федерация, система.


Ключевые слова

информационные технологии, реинжиниринг бизнес-процессов, федеральное имущество
Задать вопрос