Анализ результатов эмпирического исследования особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 07.09.2021

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Живодуева, А. А. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности / А. А. Живодуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83866/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье представлено краткий анализ и описание данных, полученных в ходе опроса, направленного на изучение особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности.

Ключевые слова: младший школьный возраст, тревожность.

Проблеме тревожности в последнее время уделяется большое внимание, так как от степени её проявления зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.

Младший школьный возраст играет особое значение в жизни ребенка, потому что, именно в этот период происходит становление его личности, а также складывается и во многом определяется все его последующее развитие, основные свойства характера и личностные качества. Дети тяжело переносят смену привычной обстановки, а необходимость установления новых социальных отношений может вызвать у ребенка значительные трудности. Многие из них в период адаптации к школе начинают испытывать повышенную тревожность, эмоциональное напряжение, становятся беспокойными, гиперчувствительными и замкнутыми. В этот момент очень важно поддержать ребенка и приложить все усилия для сохранения его эмоционального и психологического состояния на надлежащем уровне.

Решение проблемы тревожности относится к числу актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности.

Исследованию детской тревожности посвящено большое количество работ как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди отечественных ученых можно выделить А. М. Прихожан [3], В. Р. Кисловская [2] и т. д. В зарубежной психологии изучением данного вопроса занимались К. Хорни [5], Ч. Спилбергер [4] и др.

Работа по устранению тревожности у младших школьников, ведется по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и составлена на основе реализующих задач ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) в образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка [1].

Для углубленного изучения особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности была составлена анкета. Анкета состоит из 10 вопросов, каждому из которых предоставлялись варианты ответа.

В анкетировании приняло участие 20 человек, учащиеся 3–4 классов (разного пола в возрасте 9–11 лет). Цель анкеты заключалась в выявлении особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности.

Перейдем к анализу полученных данных.

На первый вопрос «Можешь ли ты долго работать, не уставая?» 70 % ответили «да, могу», 15 % — «нет», 10 % «скорее да, чем нет», 5 % «скорее нет, чем да». Данный вопрос не у кого не вызвал затруднений, последний вариант ответа никто не выбрал.

Полученные ответы на этот вопрос показывают, что большинство учащихся это 70 % (14 человек) способны долго работать, не испытывая при этом усталости. Это говорит о хорошей продуктивности и результативности в учебной деятельности. 15 % (3 человека) не способны.

На вопрос «Трудно дли тебе сосредоточиться на чем-либо?» 9 учащихся это 45 % ответили, что не испытывают никаких трудностей. 3 респондентам это 15 % сделать это сложно.

45 % «нет, не трудно», 10 % «иногда», 15 % «да, очень», 10 % «не знаю», 20 % «затрудняюсь ответить».

Третий вопрос «Испытываешь ли ты беспокойство при выполнении задания?» 60 % «нет», 20 % «иногда», 10 % «да, очень переживаю правильно ли я сделал(а)», 5 % «не знаю», 5 % «затрудняюсь ответить».

Результаты, полученные в 3 вопросе, показывают, что 60 % опрошенных спокойно ведут себя при выполнении задания, 10 % — очень переживают за правильность выполнения.

На следующий вопрос: «Как часто ты рассказываешь о своих неприятностях в школе?»получили такие результаты: 40 % (8 человек) ответили, что иногда могут рассказывать о своих неприятностях в школе, 45 % (9 человек) предпочитают об этом не говорить.40 % «иногда», 45 % «не рассказываю», 10 % «постоянно», 5 % «очень часто». Последний вариант ответа никто не выбрал.

Пятый вопрос «Жалуешься ли ты, что тебе сняться страшные сны?» 25 % «нет», 25 % «иногда», 20 % «редко», 15 % «не рассказываю», 15 % «затрудняюсь ответить». Результаты показывают, что 25 % (5 человек) не рассказывают о своих страшных снах, также 25 % (5 человек) иногда могут это делать, и 20 % (4 человека) постоянно рассказывают о том, что сниться.

На вопрос «Всегда ли у тебя преобладает хороший аппетит»? большинство респондентов это 60 % (12 человек), ответили да, они никогда не отказываются от еды и о том, что у них хороший аппетит, 15 5 (3 человек) страдают плохим аппетитом. 60 % «да», 3 % «иногда могу отказаться», 5 % «в последнее время не хочу есть», 15 % «нет», 5 % «затрудняюсь ответить».

На 7 вопрос «С трудом ли ты засыпаешь?» 65 % учащихся (13 человек) ответили, что засыпают хорошо и быстро, и 2 человека это 10 % ответили, что необходимо приложить не мало усилий чтобы расслабиться и заснуть. 65 % «засыпаю без проблем», 10 % «иногда», 10 % «да, мне нужно приложить не мало усилий», 15 % «не знаю».

Вопрос «Многое ли может у тебя вызвать страх?» были получены результаты: 65 % «нет», 20 % «зависит от ситуации», 15 % «да думаю многое меня пугает».

Большинство учащихся считают, что мало что может вызвать у них страх, и меньшая часть напротив пугливы в каких-либо ситуациях.

«Бывает такое что ты не можешь сдержать слезы?» 55 % ответили «нет, могу», 15 % «иногда», 10 % «зависит от ситуации», 15 % «затрудняюсь ответить», 5 % «да, часто».

Большинство учеников уверенны, что в состоянии сдержать слезы в каких-то ситуациях (55 %), и лишь 1 ученик (5 %) очень плаксив.

На последний вопрос «Как ты считаешь уверен ли ты в себе, в своих силах?» учащиеся ответили: 45 % «да, уверен», 25 % «думаю, что да», 15 % «нет, сомневаюсь», 5 % «не знаю», 5 % «затрудняюсь ответить». 45 % чувствуют себя хорошо, они уверенны в своих силах, когда 15 % напротив сомневаются в этом.

Таким образом, после проведенного исследования можно сделать вывод о том, что большинство респондентов 3–4 класса обладают низкой тревожностью, они способны работать, не испытывая при этом усталости, обладают хорошим вниманием, уверенны в себе и в своих силах, не беспокоятся когда выполняют какую-либо работу, очень стресс устойчивы, в критических ситуациях способны сдерживать себя, не плакать. Также часть опрошенных имеет высокую тревожность, они очень пугливы, не уверенны в себе. Педагогу-психологу необходимо провести коррекционную работу с детьми которые относятся к группе риска.

Литература:

  1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Федеральный закон от 22 декабря 2009 г. № 15785 URL:file:///C:/Users/777/Downloads/fgos_ru_nach.pdf.pdf (дата обращения 05.04.2021).
  2. Кисловская, В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В. Р. Кисловская. — Алма-Ата, 2004. 256 с.
  3. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — Москва: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. — 304 с.
  4. Спилбергер Ч. Д., Ханина Ю. Л. Коррекция повышения тревожности детей / Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханина. –CПб.: Полис, 2014. — 484 с.
  5. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ Пер. с англ. / К. Хорни. Под общ. ред. Т. В. Бурменской. — Москва: Прогресс, 2009. — 734 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, большинство респондентов, большинство учащихся, выполнение задания, зарубежная психология, младший школьный возраст, нет, последнее время, последний вариант ответа, хороший аппетит.


Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.

школьная мотивация, обычная школа, учебная деятельность, вариант обучения, ребенок, школа, хорошая школьная мотивация, младший школьный возраст...

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок

Чтобы учебная деятельность была успешной нужно, развивать у учащихся такие важные свойства

Такие показатели, как правило, у большинства учащихся младшего школьного возраста.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в

Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучения в школе

Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника.

Проблема взаимодействия родителей младших школьников...

Большинство респондентов (84,2 %) отметили, что нужно участвовать в жизни ребёнка

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в...

От социологического исследования до... | Юный ученый

В последнее время появилось много игр разработанных по принципу мемо-карт, то есть направленных на

Ответ на 2 и 3 вопрос должны были дать только те респонденты, которые на первый

игнорируя литературные пристрастия учащихся младшего школьного возраста...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего...

Школьная успешность в этом возрасте тесно связана с уровнем учебной мотивации

Цель исследования заключалась в выполнении сравнительного анализа особенностей учебной

Процесс обучения для детей младшего школьного возраста должно быть личностно...

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

В младшем школьном возрасте энергично развивается мотивационная сфера, появляется потребность, связанная с учебной деятельностью, потребность в точном выполнении требований педагога, желание высокой оценки, потребность в одобрении успехов со стороны...

Личностные качества «умение четко следовать правилам»...

У ребенка младшего школьного возраста меняется основной вид деятельности с игровой на учебную деятельность. Для ребенка этого возраста актуальнейшими отношениями и качествами являются те, которые связаны с его ведущей деятельностью — учением.

Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных...

Основные термины (генерируются автоматически): контрольное задание, учебная деятельность, время выполнения задания, успешность обучения

Ключевые слова: отметка, учебная мотивация, оценочная деятельность, младшие школьники, развитие учащихся.

Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.

школьная мотивация, обычная школа, учебная деятельность, вариант обучения, ребенок, школа, хорошая школьная мотивация, младший школьный возраст...

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок

Чтобы учебная деятельность была успешной нужно, развивать у учащихся такие важные свойства

Такие показатели, как правило, у большинства учащихся младшего школьного возраста.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в

Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучения в школе

Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника.

Проблема взаимодействия родителей младших школьников...

Большинство респондентов (84,2 %) отметили, что нужно участвовать в жизни ребёнка

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в...

От социологического исследования до... | Юный ученый

В последнее время появилось много игр разработанных по принципу мемо-карт, то есть направленных на

Ответ на 2 и 3 вопрос должны были дать только те респонденты, которые на первый

игнорируя литературные пристрастия учащихся младшего школьного возраста...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего...

Школьная успешность в этом возрасте тесно связана с уровнем учебной мотивации

Цель исследования заключалась в выполнении сравнительного анализа особенностей учебной

Процесс обучения для детей младшего школьного возраста должно быть личностно...

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

В младшем школьном возрасте энергично развивается мотивационная сфера, появляется потребность, связанная с учебной деятельностью, потребность в точном выполнении требований педагога, желание высокой оценки, потребность в одобрении успехов со стороны...

Личностные качества «умение четко следовать правилам»...

У ребенка младшего школьного возраста меняется основной вид деятельности с игровой на учебную деятельность. Для ребенка этого возраста актуальнейшими отношениями и качествами являются те, которые связаны с его ведущей деятельностью — учением.

Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных...

Основные термины (генерируются автоматически): контрольное задание, учебная деятельность, время выполнения задания, успешность обучения

Ключевые слова: отметка, учебная мотивация, оценочная деятельность, младшие школьники, развитие учащихся.

Задать вопрос