Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 30.08.2021

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Белеванцева, О. Н. Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций / О. Н. Белеванцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83845/ (дата обращения: 24.04.2024).



Одним из оснований модернизации российского образования признан компетентностный подход. В русле этой тенденции в нормативную и практическую составляющую образования были введены понятия компетенции и компетентности. По мнению академика А. В.Хуторского, данный процесс «позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций» [3]. Обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель или эрудит, а специалист, способный к самообразованию в течение всей жизни, обладающий высокой культурой мышления, способный принимать верные самостоятельные решения в быстро меняющихся социальных условиях, ориентированный на творческий подход к делу. Следовательно, задача школы видится не только в передаче следующим поколениям определенных знаний, но и в формировании основных компетентностей, т. е. способности использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения различных практических и теоретических задач.

Компетентностный подход — не новое явление в методологии, он достаточно давно используется в методике преподавания русского языка как иностранного и отражает тенденции развития европейского образования. Основой реализации компетентностного подхода являются системно-деятельностный и личностно-ориентированный походы.

Существует несколько определений и классификаций компетенций. А. В. Хуторской рассматривает компетентность как совокупность личностных качеств учащегося (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере. В свою очередь, под компетенцией он подразумевает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности обучаемых [2].

В последние годы в методической литературе предпринимаются попытки определить понятие «компетенция» применительно к конкретным предметам. Исследователи выделяют шесть предметных компетенций по литературе: Читательская, интерпретационная, коммуникативно-культурологическая, речевая, креативно-творческая и историко-литературная. Читательская компетенция неразрывно связана с развитием читательского восприятия, начитанностью и культурой чтения. Интерпретационная — определяется уровнем восприятия художественного произведения и его интерпретацией. Коммуникативно-культурологическая компетенция определяет понимание текста как культурного универсума, организацию диалога в культуре и диалога культур. Речевая компетенция определяется степенью овладения различными стилями и жанрами речи. Креативно-творческая компетенция раскрывается в способности осуществлять творческую деятельность и создавать творческие работы. Историко-литературная компетенция определяется уровнем понимания неразрывной связи литературы и исторического процесса.

Переход на компетентностный подход в рамках ФГОС на уроках литературы призван повысить качество литературного образования при помощи использования учителем достаточно большого количества педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных.

Технология проблемного обучения, разработанная Е. Л. Мельниковой, моделирует все звенья научного творчества, и учащиеся таким образом проходят все этапы открытия «новых» знаний. При помощи диалога, специально выстроенного при помощи различных методов и приемов, учитель направляет учащихся на всем пути от создания проблемной ситуации до проработки путей ее решения. [1] На фоне обязательного развития коммуникативной компетенции происходит развитие предметных компетенций.

Структура проблемно-диалогического урока следующая:

  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
  2. Выдвижение версий.
  3. Актуализация имеющихся знаний.
  4. Составление плана решения проблемы.
  5. Поиск решения проблемы — открытие нового знания.
  6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Создание проблемной ситуации, а также поиск решения учебной проблемы в зависимости от степени подготовки учащихся и сложности проблемы могут осуществляться при помощи разных приемов. Для каждого приема существует примерный текст диалога и обозначены способы реагирования учителя на предлагаемые учеником формулировки учебной проблемы или выдвигаемые гипотезы.

Рассмотрим связь между предметными компетенциями по литературе и предметными УУД, формируемыми на уроке литературы в 11 классе.

Связь между предметными компетенциями и целями урока

Предметные компетенции

Предметные УУД

1

Интерпретационная компетенция

1.Учить постигать идею художественного произведения посредством компаративного анализа евангельского сюжета и повести Л.Андреева «Иуда Искариот»

2

Интерпретационная компетенция

2. Познакомить учащихся с особенностями трактовки евангельского сюжета Л.Андреевым

3

Коммуникативно-культурологическая компетенция

3. Показать общие и отличительные черты евангельского сюжета и сюжета повести Л.Андреева «Иуда Искариот»

4

Интерпретационная компетенция

4. Совершенствовать навыки филологического анализа текста.

5

Читательская компетенция

5. Формировать навыки работы с различными источниками информации.

Создание проблемной ситуации учителем начинается с метода Подводящий к теме диалог. Учитель демонстрирует Евангелие, цитирует высказывание А. С. Пушкина о Библии, побуждая учащихся объяснить, что имел в виду великий классик. Второй репликой учитель просит высказать мнение, как эта книга связана с уроком? Таким образом, учитель пошагово приводит ученика к формулировке темы. Посредством использования метода подводящего к теме диалога, представляющего собой систему посильных ученику вопросов и заданий, происходит развитие коммуникативной компетенции.

На этапе актуализации знаний происходит формирование читательской компетенции. Учащимся предложена работа с текстом, используется прием «инсерт». С помощью подводящего без проблемы диалога ученик формирует и высказывает новое знание: автору «Иуды Искариота» свойственна склонность к изображению темных, стихийных начал в человеке, эта идея доминирует не только в этом, но и в других его произведениях.

На этапе открытия новых знаний ученице было предложено провести анализ повести по вопросам с последующим обсуждением, которое служит формированию интерпретационной и коммуникативной компетенций. Использован побуждающий к гипотезам диалог по содержанию, подталкивающий ученика к постижению идеи произведения.

Затем учащимся было предложено ознакомиться с распечатанным фрагментом Евангелия от Матфея, что позволило сравнить два варианта объяснений причин предательства Иудой своего Учителя. На данном этапе открытия новых знаний формируется читательская и коммуникативно-культурологическая компетенция через реализацию предметных УУД.

Вывод учащиеся делают самостоятельно, с помощью учителя — этот этап в проблемно-диалогическом обучении получил название «Выражение решения проблем и применения на практике». Домашнее задание (письменно ответить на вопрос «Что нового внес Андреев в традиционную тему «иудина греха»?»), которое учащиеся получают в конце урока, направлено на формирование креативно-творческой компетенции.

Формирование предметных компетенций происходит на уроке при помощи методов и приемов проблемно-диалогической технологии. Данная технология универсальна, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени, в том числе в классах с ЗПР и УО.

Литература:

  1. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е. Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. — М.: Баласс, 2008. — Вып. 8. — С. 5–55
  2. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2002. — 488 с.
  3. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С.58–64.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемная ситуация, евангельский сюжет, знание, интерпретационная компетенция, коммуникативная компетенция, коммуникативно-культурологическая компетенция, компетенция, учащийся, учебная проблема, Учитель, читательская компетенция.


Похожие статьи

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Информационно-коммуникативная компетенция — это профессионально-значимое интегративное качество личности, характеризующее умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать и представлять её; моделировать и проектировать...

Формирование коммуникативной компетенции школьников...

Формирование коммуникативной компетенции школьников посредством использования проблемно-диалогической технологии.

Коммуникативная компетентность, выделяемая и среди ключевых, и среди предметных компетенций в качестве одной из главных, базовых, в...

Современные теоретические представления о коммуникативных...

 В статье рассматриваются современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях.

«Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения...

Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления...

Направления формирования коммуникативной компетенции. В ходе экспериментальной работы выявлена проблема: противоречие между

В ходе исследования установлено, что формирование коммуникативной компетенции учащихся напрямую связано с уровнем их...

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

2) коммуникативная компетенция – это способность человека к общению в одном или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретённое в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Любая компетентность формируется и развивается в процессе деятельности, которая связанна с постановкой цели, разрешением проблемы, поиском способов решения, определением результатов и т. д. Особенность коммуникативной компетентности в том, что коммуникация...

Сущностные характеристики формирования основ читательской...

читательская компетентность, умение, компетенция, компетентность, подход, урок чтения, коммуникативная функция, познавательная компетенция, ценностно-смысловая компетенция...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

В данной статье рассматривается коммуникативная компетенция, ее сущность и

Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. линг

Коммуникативная компетенция — владение навыками и умениями в разных видах речевой...

Специфика контроля сформированности коммуникативной...

Пахомова, М. Г. Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как... коммуникативная компетенция, обучение иностранному языку, английский...

Похожие статьи

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Информационно-коммуникативная компетенция — это профессионально-значимое интегративное качество личности, характеризующее умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать и представлять её; моделировать и проектировать...

Формирование коммуникативной компетенции школьников...

Формирование коммуникативной компетенции школьников посредством использования проблемно-диалогической технологии.

Коммуникативная компетентность, выделяемая и среди ключевых, и среди предметных компетенций в качестве одной из главных, базовых, в...

Современные теоретические представления о коммуникативных...

 В статье рассматриваются современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях.

«Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения...

Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления...

Направления формирования коммуникативной компетенции. В ходе экспериментальной работы выявлена проблема: противоречие между

В ходе исследования установлено, что формирование коммуникативной компетенции учащихся напрямую связано с уровнем их...

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

2) коммуникативная компетенция – это способность человека к общению в одном или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретённое в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Любая компетентность формируется и развивается в процессе деятельности, которая связанна с постановкой цели, разрешением проблемы, поиском способов решения, определением результатов и т. д. Особенность коммуникативной компетентности в том, что коммуникация...

Сущностные характеристики формирования основ читательской...

читательская компетентность, умение, компетенция, компетентность, подход, урок чтения, коммуникативная функция, познавательная компетенция, ценностно-смысловая компетенция...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

В данной статье рассматривается коммуникативная компетенция, ее сущность и

Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. линг

Коммуникативная компетенция — владение навыками и умениями в разных видах речевой...

Специфика контроля сформированности коммуникативной...

Пахомова, М. Г. Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как... коммуникативная компетенция, обучение иностранному языку, английский...

Задать вопрос