Место аудита в системе финансового контроля в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 28.08.2021

Статья просмотрена: 901 раз

Библиографическое описание:

Файзуллина, А. Э. Место аудита в системе финансового контроля в Российской Федерации / А. Э. Файзуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 117-121. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83823/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматриваются особенности, элементы финансового контроля и аудита, анализ которых позволил обозначить место обычного и обязательного аудита в российской системе финансового контроля. Обычный аудит является комплексным правовым профессиональным институтом, реализующим приоритетные частные цели финансового контроля, анализа и дополнительные публичные цели распространения достоверных данных о финансовой деятельности, финансовом состоянии проверяемого субъекта.

Ключевые слова : финансовый контроль, финансовый аудит, обязательный аудит, государственное управление финансами.

Актуальность исследования вопросов места, роли аудита в российской системе финансового контроля обусловлена, главным образом, важностью эффективного функционирования российской системы финансового управления, которая невозможна в современных нестабильных условиях без осуществления соответствующего контроля, профессиональная форма которого именуется финансовым аудитом. От выводов и рекомендаций аудиторского финансового контроля во многом зависит эффективная работа органов власти, коммерческих предприятий всех уровней, качество и темпы экономического развития российского государства, его система обеспечения безопасности и повышение социально-экономического благополучия россиян [1, с. 4].

Для развития рыночной системы отношений в России требуется активная модернизация системы управления государственными ресурсами с учетом множества функций, реализуемых органами власти согласно установленным полномочиям [2, с. 86]. Необходимость обеспечения стабильности и постоянной модернизации принципов, методов, средств и пр. элементов системы финансового аудита обусловлена позитивной динамикой российской экономики, требующей внедрения актуальных средств контроля за государственным управлением бюджетными средствами [3, с. 15].

Важность исследования актуальных особенностей аудиторского финансового контроля подтверждается также недостаточными результатами такого контроля с выявлением множества нарушений. В сфере финансового аудита Счетной палатой РФ и др. контрольными органами в 2020 году проведено 5380 проверок, в результате которых выявлено 25281 нарушение требований закона на сумму около 283,7 млрд. руб. При этом наиболее проблемные направления финансовой деятельности российских органов власти связаны с бюджетом (установлено нарушений на 123 млрд. руб.) и с бухгалтерским учетом (установлено нарушений на 116 млрд. руб.), что также аргументируется показателями аудита 2018, 2019 годов [4].

То есть, исследование и понимание актуальных особенностей аудита, его места в российской системе финансового контроля способствует нормальному экономическому развитию системы управления государственными финансами и в целом российской экономики. Для этого целесообразно обозначить содержание характерных особенностей, элементов финансового контроля и их соотношение с компонентами аудита, как одного из видов этого контроля.

Рассматривая элементы финансового контроля, стоит указать на множество подходов к понятию этого вида контроля. Так, в комплексном исследовании А. М. Асадова приводится общий подход к понятию финансового контроля как разновидности контроля, который связан с финансовой деятельностью субъектов: системы государственного управления, системы корпоративного управления предприятий и т. д. [5]. Это общее определение характеризует лишь субъектный состав и специфическую роль финансового контроля.

При узком подходе А. М. Асадов аргументирует сложный характер финансового контроля как части экономического контроля — деятельности установленных законом органов власти (негосударственных органов) с применением организационно-специфических методов, форм с целями: определения достоверности, законности финансовых операций; объективной оценки достигнутой экономической эффективности анализируемой финансово-хозяйственной деятельности; установления новых резервов повышения экономической эффективности анализируемой финансово-хозяйственной деятельности; и т. д.

Вместе с этим, М. В. Демидов определяет финансовый парламентский контроль регламентированной соответствующими нормативными правовыми актами деятельностью законодательных органов власти и сформированных ими органов с целью контроля: оборота государственных финансовых, материальных ресурсов, средств государственных внебюджетных фондов; целевого, эффективного расходования финансовых, материальных ресурсов, средств государственных внебюджетных фондов; и т. д. [6, с. 31].

В исследовании Е. Е. Фроловой [7, с. 28] предлагается понимать под финансовым государственным контролем денежного обращения комплекс соответствующих методов, форм управления, организации денежного оборота национальной экономики, которые реализуются с целью контроля: мер обеспечения устойчивости системы национальной валюты; мер сбалансированного, стабильного осуществления всех расчетов, платежей; и т. д.

С учетом обозначенных тезисов можно представить следующие характерные элементы и особенности системы финансового контроля: элементы в виде субъектов, объектов финансового контроля, принципов, методов, правил, целей, функций реализации соответствующих контрольных мероприятий и особенности в виде частно-публичной сущности, финансово-правового содержания мероприятий этого вида контроля.

Финансовый аудиторский контроль является одним из видов финансового контроля, характерным отличием которого является использование высокопрофессиональных знаний, навыков и опыта соответствующего аудитора.

В этой связи Т. С. Анисифоров приводит достаточные аргументы о следующих особенностях и элементах российского финансового аудита [8, с. 16]:

– аудит нельзя относить к коммерческой деятельности, исходя из легальных признаков гражданско-правового понятия предпринимательской деятельности (см. ч. 1 ст. 2 ГК РФ [9]), профессионального характера аудиторских услуг и целеполагания аудита, которым служит удовлетворение потребностей общества (клиентов) в достоверных финансовых данных, в анализе финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, что характеризует, в первую очередь, профессиональный частно-публичный характер аудиторской деятельности, который подтверждается общеправовыми и специально-правовыми принципами, а также приоритетами аудита;

– общеправовые принципы аудита составляют законность, плановость, федерализм, гласность, объективность; содержание специально-правовых принципов аудита характеризуется принципами независимости, профессиональной компетентности, конфиденциальности, честности, должной тщательности, профессионального поведения;

– два приоритета публично-правового регулирования аудиторской деятельности исходят из частно-публичной правовой природы аудита, который, с одной стороны, выступает категорией финансового контроля, обеспечивающего законность в финансовой области отношений, с другой стороны, является публичным институтом раскрытия финансовых данных о состоянии хозяйствующих субъектов в рамках проверки их финансовой (бухгалтерской) отчетности по различным вопросам финансового, управленческого и пр. характера [10, с. 54];

– наиболее полная реализация задач аудита достигается в условиях саморегулирования этого института;

– главная роль в регулировании аудита принадлежит финансовым правовым, поскольку проверка аудитором финансовых (бухгалтерских) данных предполагает первичный контроль законности формирования, оборота денежных (финансовых) фондов хозяйствующих субъектов, отражающих предмет финансово-правового регулирования; последующий аудиторский анализ динамики экономических индикаторов деятельности аудируемых субъектов в конечном итоге представляется контролем процессов распределения указанных фондов, обуславливающим в целом финансово-правовой характер аудиторской деятельности [11, с. 6].

То есть, характерными особенностями, элементами финансового российского аудита, по логично обоснованным тезисам Т. С. Анисифирова, представляются частно-публичные аспекты правового регулирования его практической деятельности, высокого профессионализма и особенности саморегулирования системы организации, управления финансовым аудитом.

По данному поводу С. И. Кожевникова систематизирует легитимные (обозначенные законодательством) особенности, элементы финансового аудита [12, с. 16]:

– стандартами аудиторской деятельности, утвержденными компетентными субъектами, обозначены базовые основы частных отношений отдельных аудиторов и аудиторских организаций с проверяемыми субъектами, а также публичных отношений профессиональных аудиторских субъектов с органами власти (муниципалитетами) и обществом;

– стандарты аудиторской деятельности в России являются подзаконными правовыми актами общей системы правового регулирования российского аудита, которые характеризуются императивным содержанием и обязательны к исполнению всеми субъектами профессиональной аудиторской деятельности;

– российские стандарты аудиторской деятельности формируются на основе Международных аудиторских стандартов аудита (далее — МСА, англ. «International Standards on Auditing», ISA), которые разработаны профессиональным международным объединением бухгалтеров (далее — МФБ, англ. «International Federatation of Accountants», IFAC), и с учетом национальных особенностей финансового контроля;

– российские стандарты аудиторской деятельности детализируют материальные и формальные нормы об аудиторских мероприятиях, частно-публичные аспекты правового регулирования практической деятельности аудиторов, аспекты саморегулирования и пр. особенности управления финансовым аудитом.

В этой связи А. Н. Королева обосновала особенности аудита в структуре финансового контроля, подтверждающие частно-публичные, профессиональные и пр. особенности аудита [13]:

– место, роль аудита в российском финансовом контроле обусловлены: аспектами соотношения аудита с другими подсистемами анализируемого финансового контроля, общим и частным в целях, объектах, задачах, методике, субъектах контроля;

– место, роль аудита в российском финансовом контроле определяются на основе оригинальной концепции регулирования, развития аудиторского контроля с учетом исторических традиций, общепризнанных международных правил и позитивного зарубежного опыта;

– критерии определения места аудита отражены в его понятии: аудиторский финансовый контроль — это предпринимательская деятельность в целях независимой проверки данных бухучета, финансовой отчетности аудируемых лиц и аргументации мнения аудитора о достоверности проверенной информации, о соответствии бухгалтерского учета аудируемого субъекта российскому законодательству РФ.

То есть, представленные частно-публичные, профессиональные аспекты и элементы саморегулирования российского аудита характеризуют его место в системе финансового контроля в качестве комплексного (междисциплинарного, межотраслевого) профессионального правового института, реализующего приоритетные частные цели финансового контроля, анализа и дополнительные публичные цели распространения достоверных данных о финансовой деятельности, финансовом состоянии проверяемого субъекта.

В этой связи следует обратить внимание на место, роль обязательного финансового аудита, которое отличается императивным характером в силу реализации таким аудитом приоритетных публичных целей надлежащего финансового контроля в установленных законом предприятиях. Так, согласно ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (далее — ФЗ Об аудите [14]) обязательный финансовый аудит осуществляется в 75 случаях [15], определенных федеральными законами, и в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности 4 видов организаций: коммерческих организаций, допущенных к организованным торгам собственными ценными бумагами; организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг и бюро кредитных историй; и т. д.

Общепринятые базовые цели обязательного аудита как контроля государственных финансов отражены в Лимской декларации [16], нормы ст. 1 которой определяют цели такого аудита: вскрытие отклонений от обязательных требований, коррекция мер финансового управления, привлечение к ответственности виновных, профилактика финансовых нарушений и компенсация нанесенного ущерба.

Анализ указанных теоретико-правовых основ обязательного финансового аудита подтверждает его императивный, четко регламентированный порядок, характеризующий обязательный ежегодный контроль государственных и важных для общества частных финансовых ресурсов, установленный законом в 75 случаях, со вскрытием отклонений от обязательных требований, с коррекцией мер финансового управления, с привлечением к ответственности виновных, с превентивными и восстановительными мероприятиями согласно общепризнанным принципам финансового контроля Лимской декларации.

При этом обязательный финансовый аудит включает общую последовательность стадий финансового контроля и реализует в целом публичные цели финансового контроля, анализа и распространения достоверных данных о финансовой деятельности, финансовом состоянии аудируемого субъекта.

Кроме этого стоит отметить, что в отличие от обычного финансового аудита нарушение требований к организации, проведению обязательного финансового пресекается различными обеспечительными правовыми механизмами ответственности:

– административно-правовой ответственности за неисполнение требований к осуществлению обязательного аудита, предусмотренной нормами статей 5.68, 15.11, 15.15.6 КоАП РФ [17];

– гражданско-правовой ответственности за неисполнение требований к обязательному аудиту, определяемой в судебном порядке, например: в решениях ВС РФ № 301-ЭС15–17240 от 2015 года [18] и № 310-ЭС16–3181 от 2016 года [19] подтверждается правомерность признания судами недействительности решений арбитражного управляющего, не исполнившего среди прочего требования о проведении обязательного аудита; определением ВС РФ № 18-АПГ17–7 от 2017 года [20] изменено решение Краснодарского краевого суда о признании недействительности приказа Департамента тарифов Краснодарского края № 90/2015-э от 2015 года с учетом исполнения последним требований об обязательном аудите; в решении ВС РФ № АКПИ20–863 от 2020 года [21] разъясняется правомерность ликвидации юридического лица (общественного фонда) в силу множества нарушений требований законодательства, включающих и нарушения ст. 5 ФЗ Об аудите; и т. д.

С учетом вышеизложенного можно резюмировать, что обозначенные императивные, прецедентные особенности обязательного финансового аудита формируют его место в системе российского финансового контроля в качестве важного инструмента обязательного ежегодного внешнего финансового контроля всех публичных (государственных, муниципальных, акционерных) и других важных для общества организаций, который отличается четкой регламентацией преобладающего большинства особенностей обязательного аудита и наличием обеспечительных механизмов наказания компаний, нарушающих требования законодательства к его осуществлению.

Таким образом, с помощью формального и структурного анализа тезисов, норм финансового контроля и аудита выделены их особенности и элементы, характеризующие место обычного и обязательного аудита в системе финансового контроля:

– во-первых, обычный аудит является комплексным правовым профессиональным институтом, реализующим приоритетные частные цели финансового контроля, анализа и дополнительные публичные цели распространения достоверных данных о финансовой деятельности, финансовом состоянии проверяемого субъекта;

– во-вторых, обязательный аудит представляется инструментом обязательного ежегодного внешнего финансового контроля всех публичных (государственных, муниципальных, акционерных) и других важных для общества организаций, который отличается четкой регламентацией особенностей обязательного аудита и наличием обеспечительных механизмов наказания компаний, нарушающих требования законодательства к его осуществлению.

Литература:

  1. Беляева, О. И. Совершенствование методического обеспечения государственного аудита (контроля) государственных программ Российской Федерации: дис.... канд. экон. наук: 08.00.10/ Беляева Ольга Ивановна. — М., 2016. — С. 4.
  2. Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник / А. В. Мелехин. — Москва: ЮСТИЦИЯ, 2019. — 326 с.
  3. Саунин А. Н. Аудит эффективности использования государственных средств: учебное пособие/ Саунин А. Н. М.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2015.— с. 15.
  4. Основные показатели финансового аудита за 2020 год органов финансового контроля РФ. [Электронный ресурс] // URL: https://portal.audit.gov.ru/#/main-page (Дата обращения: 05.08.2021).
  5. Асадов А. М. Основные показателей анализа состояния экономической безопасности российской федерации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2018. № 3 (44). С. 90–95.
  6. Демидов М. В. Государственный и муниципальный финансовый контроль. Чебоксарский кооперативный институт (филиал). Чебоксары, 2018. — 116 с.
  7. Фролова Е. Е. К вопросу правового обеспечения формирования гражданского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016. № 1. С. 36–40.
  8. Анисифоров, Т. С. Финансово-правовое регулирование института аудита в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.04 / Анисифоров Тим Сергеевич. — Москва, 2020. — 25 с.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  10. Анисифоров Т. С. Публично-правовой характер института аудита в России // Банковское право. 2018. № 5. С. 54–61.
  11. Анисифоров Т. С. Институт аудита в системе финансового права // Финансовое право. 2020. № 5. С. 3–6.
  12. Кожевникова, С. И. Международные стандарты финансовой отчетности как условие эффективного осуществления финансово-правовой деятельности в РФ: правовое решение и практика применения: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.04 / Кожевникова Светлана Игоревна. — Москва, 2015. — 26 с.
  13. Королева А. Н. Правовое регулирование применения технологий искусственного интеллекта на финансовых и товарных рынках. Сборник статей V Международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом. под общ. ред. С. Д. Могилевского, О. А. Золотовой; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Институт права и национальной безопасности. Москва, 2018. С. 269–289.
  14. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 15.
  15. О Перечне случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год: информационное сообщение Минфина России от 20.01.2021 № ИС-аудит-39. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online... (Дата обращения: 05.08.2021).
  16. Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году, Счетная палата РФ участвует с 1995 года). [Электронный ресурс] // URL: https://docs.cntd.ru/document/901935176 (Дата обращения: 05.08.2021).
  17. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002, № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  18. Определение Верховного Суда РФ от 31.12.2015 N 301-ЭС15–17240 по делу N А11–4615/2014. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online... (Дата обращения 05.08.2021).
  19. Определение Верховного Суда РФ от 30.03.2016 N 310-ЭС16–3181 по делу N А09–9327/2012. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online... (Дата обращения 05.08.2021).
  20. Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.08.2017 N 18-АПГ17–7. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online... (Дата обращения 05.08.2021).
  21. Решение Верховного Суда РФ от 25.11.2020 N АКПИ20–863. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online... (Дата обращения 05.08.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый контроль, аудиторская деятельность, обязательный аудит, финансовый аудит, обязательный финансовый аудит, финансовая деятельность, российская система, финансовое состояние, аудиторский финансовый контроль, государственное управление.


Похожие статьи

государственный финансовый контроль, аудит эффективности...

Зевайкина А. Н. Аудиторский финансовый контроль в Российской Федерации / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М. 2005.

финансовый контроль, аудиторская деятельность, аудиторский контроль, государственный аудит, аудит, Российская Федерация, аудитор...

финансовый контроль, аудиторская деятельность...

Аудиторский финансовый контроль согласно российскому законодательству — это независимый вневедомственный контроль

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — это предпринимательская деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих...

Правовое регулирование аудиторской деятельности

Ключевые слова : финансовый контроль, аудиторская деятельность, финансовый аудит, обязательный аудит, регулирование

Об утверждении Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года: распоряжение Правительства РФ от...

Аудит — это сфера финансового контроля, которая реализуется...

Аудит направлен на защиту публичных интересов и на обеспечение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов, то есть относится к инструментам финансового регулирования и имеет публично-правовой характер.

финансовый контроль, аудиторская деятельность...

Выявлено, что аудит формирования финансовых результатов и распределения прибыли в

Необходимо отметить, что с 1 января 2017 года аудиторская деятельность в РФ на уровне

Методические рекомендации не являются обязательными к применению, не нуждаются в...

Аудит эффективности в системе государственного...

Хабибуллин, Т. Р. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля / Т. Р. Хабибуллин.

По мнению В. М. Родионовой, государственный финансовый контроль — это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке...

Проблемы осуществления аудиторского финансового контроля...

Титова Л. Н. Система финансового менеджмента в органах государственного управления: внутренний контроль и аудит

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний аудит, аудиторская деятельность, стратегический аудит, аудитор, внутренний контроль...

государственный финансовый контроль, аудит эффективности...

Это позволит определить и место аудита в системе финансового контроля, с учетом того, что на

Аудит — это сфера финансового контроля, которая реализуется соответствующими

Характеристика аудита как деятельности негосударственных аудиторских организаций и...

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале...

В целом Финансовый контроль можно трактовать как контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, предполагает необходимость осуществления контроля данной деятельностью.

Похожие статьи

государственный финансовый контроль, аудит эффективности...

Зевайкина А. Н. Аудиторский финансовый контроль в Российской Федерации / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М. 2005.

финансовый контроль, аудиторская деятельность, аудиторский контроль, государственный аудит, аудит, Российская Федерация, аудитор...

финансовый контроль, аудиторская деятельность...

Аудиторский финансовый контроль согласно российскому законодательству — это независимый вневедомственный контроль

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — это предпринимательская деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих...

Правовое регулирование аудиторской деятельности

Ключевые слова : финансовый контроль, аудиторская деятельность, финансовый аудит, обязательный аудит, регулирование

Об утверждении Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года: распоряжение Правительства РФ от...

Аудит — это сфера финансового контроля, которая реализуется...

Аудит направлен на защиту публичных интересов и на обеспечение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов, то есть относится к инструментам финансового регулирования и имеет публично-правовой характер.

финансовый контроль, аудиторская деятельность...

Выявлено, что аудит формирования финансовых результатов и распределения прибыли в

Необходимо отметить, что с 1 января 2017 года аудиторская деятельность в РФ на уровне

Методические рекомендации не являются обязательными к применению, не нуждаются в...

Аудит эффективности в системе государственного...

Хабибуллин, Т. Р. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля / Т. Р. Хабибуллин.

По мнению В. М. Родионовой, государственный финансовый контроль — это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке...

Проблемы осуществления аудиторского финансового контроля...

Титова Л. Н. Система финансового менеджмента в органах государственного управления: внутренний контроль и аудит

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний аудит, аудиторская деятельность, стратегический аудит, аудитор, внутренний контроль...

государственный финансовый контроль, аудит эффективности...

Это позволит определить и место аудита в системе финансового контроля, с учетом того, что на

Аудит — это сфера финансового контроля, которая реализуется соответствующими

Характеристика аудита как деятельности негосударственных аудиторских организаций и...

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале...

В целом Финансовый контроль можно трактовать как контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, предполагает необходимость осуществления контроля данной деятельностью.

Задать вопрос