Диагностика сформированности представлений о направлениях профессиональной деятельности выпускника магистратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 28.08.2021

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Идрисова, О. И. Диагностика сформированности представлений о направлениях профессиональной деятельности выпускника магистратуры / О. И. Идрисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83822/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье представлено описание сформированности знаний о направлениях профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, освоивший программу магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Определено отношение и готовность обучающихся первого курса магистратуры к выполнению трудовых действий должностей работников образования, соответствующих направлениям профессиональной деятельности.

Ключевые слова: магистратура, непрерывное образование, направления профессиональной деятельности, трудовые действия.

После подписания в 2003 году Болонской декларации Россия включилась в формирование единого европейского пространства высшего образования. В связи с чем произошла переориентация системы с моноуровневой на многоуровневую и определился новый уровень высшего образования — магистратура.

Вопросами, касающимися роли и содержания магистерских программ, занимаются такие исследователи, как Е. Н. Землянская, Э. М. Киселева, П. Д. Павленок, Н. А. Пыхтина, В. С. Сенашенко и др. [1, 2, 3, 4]. Актуальность данных вопросов возрастает в связи с указанной целью магистерских программ, которая заключается в более глубоком освоении теории по выбранному направлению и подготовке обучающегося к научно-исследовательской деятельности. Учитывая, что на любую магистерскую программу можно поступить с любых направлений, имеющихся в Перечне направлений и специальностей высшей школы, то абитуриенты не всегда выбирают направление, преемственное имеющемуся образованию на уровне бакалавриата. Несмотря на относительную невозможность достижения цели магистерских программ, государственная образовательная политика последних лет всё же направлена на увеличение числа обучающихся по программам магистратуры.

Сегодня контрольные цифры приема по основным образовательным программам магистратуры по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» составляют 17037 мест. Это на 60 % превышает количество мест, например, в 2014 году, когда их было 6901 место. Данный факт доказывает заинтересованность современного российского общества в специалистах, имеющих квалификацию «магистр», и их востребованность обществом и экономикой [5].

Одной из особенностей магистерских программ по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование является подготовка обучающихся к решению профессиональных задач в разнообразных направлениях профессиональной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом выпускник магистратуры должен быть способен и готов качественно выполнять педагогическую, проектную, культурно-просветительскую, методическую, организационно-управленческую, сопровождения, научно-исследовательскую деятельность [6]. Содержание магистерских программ построено таким образом, чтобы в течение периода освоения образовательной программы обучающийся получил углубленные представления о каждом направлении профессиональной деятельности. Учитывая, что обучающиеся магистратуры продолжают получение высшего образования, но на более высоком уровне, то на момент поступления они должны представлять содержание профессиональной деятельности разных направлений, уметь определить их привлекательность для себя, а также уметь оценивать свою готовность к осуществлению профессиональной деятельности в данных направлениях.

Для оценки содержания знаний обучающихся о различных направлениях профессиональной деятельности, а также для выяснения отношения и готовности к выполнению трудовых действий должностей работников образования, соответствующих направлениям профессиональной деятельности нами проведено исследование среди обучающихся первого курса магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование в ФГБОУ ВО Уральском государственном педагогическом университете. В исследовании приняли участии 42 обучающихся осваивающих магистерские программы «Проектирование творческой образовательной среды в период детства» и «Проектирование и оценка образовательных программ».

Для оценки содержания знаний обучающихся о различных направлениях профессиональной деятельности мы использовали методику «Понятийный словарь» [7]. Обучающемуся необходимо было письменно раскрыть содержание профессиональной деятельности, перечислить ключевые знания, умения, навыки и компетенции, которыми должен обладать педагогический работник для осуществления качественной профессиональной деятельности в данном направлении. Оценка осуществлялась методом экспертной оценки по следующей шкале: 1 — неправильный ответ (не знаю, подмена понятий, отсутствие ответа); 2 — определение через примеры, перечисления, не отражающие полного объема направления профессиональной деятельности; 3 — характеристика существенных направления профессиональной деятельности, но недостаточно четко и полно; 4 — полное и четкое описание направления профессиональной деятельности.

Обобщенные результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние баллы сформированности представлений о сущности и особенностях направлений профессиональной деятельности , к которым готовится выпускник, освоивший программу магистратуры

Направления профессиональной деятельности

Средний балл

педагогическая

2,9

культурно-просветительская

2,8

организационно-управленческая

2,4

сопровождения

2

проектная

2,3

методическая

2,4

научно-исследовательская

1,9

Данные таблицы 1 показывают, что у обучающихся первого курса магистратуры низкий уровень сформированности представлений о сущности и особенностях направлений профессиональной деятельности. Наиболее распространёнными были ответы недостаточно четко и полно характеризующие направления профессиональной деятельности.

Ранжирование результатов по величине среднего балла, показало, что наиболее верное представление обучающиеся имеют о сущности и особенностях педагогической (2,9) и культурно-просветительской (2,8) деятельности, а наименее верное о сопровождении (2) и научно-исследовательской (1,9) деятельности.

Для выяснения отношения и готовности обучающихся к выполнению трудовых действий должностей работников образования, соответствующих направлениям профессиональной деятельности, мы взяли за основу анкету разработанную Т. И. Мясниковой и наполнили ее содержанием по проблеме нашего исследования [8]. По каждому трудовому действию, соответствующему направлению профессиональной деятельности обучающийся должен был дать два ответа, выразив свое отношение к тем или иным трудовым действиям по условной 10-балльной шкале, где минимальный балл — 0, максимальный — 10: первый ответ характеризовал то, насколько обучающийся хотел бы заниматься этим в своей профессиональной деятельности; второй — насколько он смог бы выполнять описанные действия. В итоге получилось два результата — по желанию и по готовности к работе в данном направлении профессиональной деятельности.

Обобщенные результаты исследования представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Средние баллы, характеризующие отношение обучающегося магистратуры к трудовым действиям должностей работников образования

Трудовые действия, соответствующие направлениям профессиональной деятельности

Средний балл

педагогическая

8,8

культурно-просветительская

8

организационно-управленческая

6,3

сопровождения

5,7

проектная

6,1

научно-исследовательская

4,3

методическая

6

Наиболее высокий уровень мотивации у обучающихся первого курса магистратуры наблюдается к педагогической деятельности (8,8). Это может объясняться тем, что, обучающиеся при поступлении на направление подготовки Педагогическое образование были ориентированы именно на педагогическую деятельность.

Наиболее низкий уровень мотивации у обучающихся первого курса магистратуры отмечен к научно-исследовательской (4,3) и сопровождение (5,7) деятельности. Данная тенденция может быть обусловлена рядом факторов, например, недостаточным уровнем знаний в данной должности, предполагаемой сложностью работы, нежеланием ведения данной деятельности и др.

Таблица 3

Средние баллы, характеризующие готовность обучающегося магистратуры к выполнению трудовых действий должностей работников образования

Трудовые действия, соответствующие направлениям профессиональной деятельности

Средний балл

педагогическая

8,5

культурно-просветительская

7,7

сопровождения

5,7

организационно-управленческая

5,8

методическая

5,5

проектная

5,9

научно-исследовательская

4,1

Наиболее высокий уровень рефлексивной готовности обучающихся наблюдается к педагогической деятельности (8,5). Наиболее низкий уровень наблюдается к научно-исследовательской (4,1) и методической (5,5) деятельности.

Результаты оценки желания и готовности обучающихся к работе разных направлениях профессиональной деятельности достаточно похожи. Обучающиеся хотят и могут, по собственной оценке, заниматься педагогической и культурно-просветительской деятельностью, а проявляют наименьшее желание и готовность к методической, сопровождение и научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, обучающиеся понимают содержание, хотят и готовы выполнять профессиональную деятельность по подготовке подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями, а также распространять знания о материальных и духовных ценностях, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики, способствующих правильному пониманию жизни в целом или отдельных ее сторон. Уровень знаний, желание и готовность к получению общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах и организационных формах, а также в направлении оказание помощи в достижении цели по самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации личности в процессе взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего для обучающихся являются менее желанными и привлекательными.

Литература:

  1. Землянская, Е. Н. Исследовательская и педагогическая практика магистрантов: специализированная подготовка «Предшкольное образова-ние»: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Землянская, Л. П. Ковригина, М. Я. Ситниченко; Моск. пед. гос. ун-т. — Москва: Прометей, 2011. — 119 с. — Текст: непосредственный.
  2. Киселева, Э. М. Особенности производственной практики магистров в условиях уровневой системы высшего образования /
  3. Э. М. Киселева. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2014. – № 1 (60). — С. 534–536. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8869/ (дата обращения: 04.08.2020).
  4. Павленок, П. Д. О некоторых проблемах подготовки магистров в стране / П. Д. Павленок. — Текст: непосредственный // Российский и зарубежный опыт реализации магистерских программ по направлению подготовки «Социальная работа»: материалы V заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарева; под общ. ред. Л. И. Савинова. — Саранск: Издатель Афанасьев В. С., 2015. — С. 25–28.
  5. Сенашенко, В. С. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы / В. С. Сенашенко, Н. А. Пыхтина. — Текст: непосредственный // Высшее образование в России. — 2017. — № 12. — С. 13–25.
  6. Ломакина, Т. Ю. Проблема неоднородности учебных групп в педагогической магистратуре / Т. Ю. Ломакина, О. И. Идрисова. — Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 3, — С. 15–20.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. — URL: http://fgosvo.ru/440401 (дата обращения: 08.04.2016). — Текст: электронный.
  8. Вершловский, С. Г. «Понятийный словарь» как метод изучения доходчивости словесной пропаганды: опыт конкретного социологического исследования / С. Г. Вершловский, В. И. Кобзарь, Л. Н. Лесохина, Ю. Н. Солонин. — Текст: непосредственный // Философские науки. — 1967. — № 2. — С. 50–57.
  9. Мясникова, Т. И. Развитие профессиональной мобильности в процессе профилизации подготовки будущих специалистов в вузе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. И. Мясникова. — Екатеринбург, 2010. — 192 с. — Текст: непосредственный.

[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19–313–90029.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, направление, направление подготовки, обучающийся, курс магистратуры, высшее образование, научно-исследовательская деятельность, педагогическая деятельность, Педагогическое образование, трудовое действие должностей работников образования.


Ключевые слова

магистратура, непрерывное образование, трудовые действия, направления профессиональной деятельности
Задать вопрос