Психологические особенности социализации студентов в системе профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 28.08.2021

Статья просмотрена: 262 раза

Библиографическое описание:

Давыдова, С. Е. Психологические особенности социализации студентов в системе профессионального образования / С. Е. Давыдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83816/ (дата обращения: 17.12.2024).



Социализация — это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации [7, с. 70] . Многогранное изучение социализация получила в работах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона и отечественных психологов: Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Г. М. Андреевой, Е. А. Аркина, А. Г. Асмолова, Л. И. Божович, Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной, Ю. М. Орлова, А. А. Реан, Д. И. Фельдштейна и др.

Социализация личности наиболее чувствительна к общественным изменениям как в историческом масштабе, так и в масштабе эпохи, определенного поколения. Б. Г. Ананьев, определяя личность, подчеркивал, что это продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути [1, с. 233].

Ключевые слова: социализация, адаптация, адаптированность, личность, ценностные ориентации, студент.

Актуальность: Социализация происходит на протяжении всей жизни человека, однако в определенные возрастные периоды целенаправленное воздействие на этот аспект развития личности является в наибольшей степени эффективным. Такими периодами являются детство, подростковый и юношеский возраст [2, с.365].

Как известно, именно в детстве происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в этом момент закладывается начало самой социализации [2, с.365].

Подростковый период — важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым [5, с. 125] По выражению Л. С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» [5, с. 130]. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Ведущей деятельностью становится интимно — личностное общение. Отмечается, интенсивный характер потребности подростков в общении и взаимодействии с родителями, преподавателями. По мнению Л. И. Божович, «зоной ближайшего развития личности» в этот момент является сотрудничество с взрослыми [4, с. 88].

Социализация на этом этапе онтогенеза является принципиально значимой для решения вопросов, связанных с личностным развитием молодого человека, с решением им важнейшей из задач развития этого возрастного периода — задачей личностного, профессионального и жизненного самоопределения. Отрочество становится периодом, когда человек начинает сознательно формулировать свои ценностные ориентации [7, с. 75].

Какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются? Каковы особенности ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте? Является ли ценностью образование?

Получить ответы на эти вопросы, помогли результаты тестирования. В марте 2021года в группах 1 курса ГБПОУ ВО «ВАТ имени В. П. Чкалова проведено тестирование по методике Милтона Рокича «Ценностные ориентации» [6, с. 26–28]. В тестировании приняли участие 70 человек, возрастная категория 15–17лет. Использованная методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. Рассматривается два класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей. Инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей. Это деление соответствует традиционному делению на ценности — цели и ценности — средства [6, с. 26–28].

При обработке результатов тестирования использованы как количественный, так и качественный анализ. Рассуждая о ценностях, студенты подчеркнули, что такие ценности, как: любовь, здоровье, друзья, семья, имеют фундаментальное значение для жизни человека. Приступив к ранжированию терминальных ценностей, на первое место, студенты поставили — материально обеспеченную жизнь (44 %); на второе — любовь (26 %); на третье — здоровье (физическое и психическое) (13 %); на четвертое — наличие хороших и верных друзей (10 %); на пятое — счастье семейной жизни (7 %).

Достаточно значимыми являются также: активная деятельная жизнь; свобода как независимость в поступках и действиях; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).

Наименее значимыми для студентов оказались следующие ценности: творчество (возможность творческой деятельности); счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).

Из инструментальных ценностей наиболее значимыми являются честность, независимость, ответственность, аккуратность, смелость. К сожалению, такие ценности, как образованность и воспитанность, теряют свою знаковость. На первых позициях образование у 23 % студентов,71 % студентов ставят образованность и воспитанность на 8 и 9 позицию, 6 % — отводят данным ценностям 16 и 18 позицию.

Социализация личности осуществляется в процессе адаптации к окружающей среде и к социальным отношениям. Адаптация рассматривается не только как приспособление, а как функция развития личности. Адаптация — это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. Значение адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека [3, с. 219]. Так, переход от условия школьного обучения к качественно иной атмосфере обучения в техникуме или колледже, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, представляет новые требования к личности подростка. Прежде всего, меняется состав группы, преподавателей, программа обучения и наконец, выбор профессии.

Практическая работа со студентами, включающая: наблюдения, консультации, тестирование, показывает, что адаптированность к группе у подростка, учитывая индивидуальные психологические особенности, проходит легче. Сложнее обстоит дело с адаптированностью к учебной деятельности. Студенты ссылаются на трудности в учебе. Изучаемые предметы, являются сложными, осваиваются с трудом. Подростки нуждаются в дополнительной помощи преподавателей. Также отмечается, низкая мотивационная готовность студентов к выбранной профессии. Подростки имеют поверхностное представление о будущей профессии, что в свою очередь складывается в копилку трудностей в обучении и реализации по окончании образовательного учреждения.

Вывод:

В сложившейся ситуации, важно учитывать психологические особенности подросткового и юношеского возраста для того, чтобы, создавать в образовательном учреждении для студентов оптимальные условия для организации активной познавательной деятельности и мотивации к обучению. Для улучшения работы, механизмов социализации необходимо создание системы взаимодействия всех участников образовательного процесса: преподавателей, родителей, психологов и самих студентов.

Литература:

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.с.233

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2008.с.365

3. Березин Ф. Б. Психическая адаптация и тревога // Психические состояния. — СПб.: Питер, 2005.с.219–229.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — Питер,2008 -367с

5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2006. — 464 с.

6. Милтон Рокич. Методика ценностные ориентации. — Москва // Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А. А. Карелин. — М.: Эксмо, 2009. — с. 26–28.

7. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011.736с.

8. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности. Воронеж: МОДЭК, 2005. Т. 1–2.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, студент, юношеский возраст, Ананьев, жизнь человека, образовательное учреждение, социализация, социализация личности.


Похожие статьи

Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования субъективного благополучия, как составляющая толерантности педагога. Проанализирована связь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с особей категор...

Понятие «стратегическое управление» в философском контексте: подходы к пониманию

В данной статье рассматриваются существующие подходы ученых к определению понятия стратегическое управление в истории философской мысли. Однако не было единого подхода к определению понятия, функций, принципов, системы управления. Идеи ученых недооце...

Психологические особенности юношей с различными религиозными представлениями

Наличие или отсутствие религиозных убеждений оказывает значительное влияние на поведение и мировоззрение отдельно взятого индивида, что указывает на актуальность настоящей работы, цель которой — проанализировать особенности юношей с различными религи...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Исследование и формирование уровня психологической готовности к материнству у беременных в период наблюдения в районной женской консультации

Декларируемое раннее равноправие и профессионализация женщин отошли на второй план, в настоящее время наибольшую значимость приобретают вопросы готовности женщины к реализации своей главной роли – роли матери. Таким образом, для современной науки и п...

Мотивация учебной деятельности современного студента

В статье рассматриваются проблемы студенческой мотивации, проведен анализ мотивации учебной деятельности современных студентов различных направлений профессионального образования во время обучения в учебном заведении с момента поступления и до выпуск...

Идеи деятельности и идеи социальных отношений в трудах Л. С. Выготского и его последователей

Статья анализирует восприятие идей деятельности и идей социальных отношений Л. С. Выготского в современной педагогике. Рассматриваются как государственные ресурсы, так и мнения отдельных ученых и деятелей о роли Л. С. Выготского в гуманитарном знании...

Анализ эффективности тренинга по коррекции личностной автономии у старших подростков

Проблема личностной автономии была поднята ещё Выготским Л. С., и на протяжении многих лет к ней возвращаются многие психологи. Личностная автономия для человека означает возможность выхода его за пределы конкретной ситуации, абстрагирования от внешн...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Технология деятельностного метода как эффективное средство реализации требований новых образовательных стандартов

Закон РФ «Об образовании». Выготский Л. С. Антология гуманной педагогики. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». – М.: 2007. Винокурова Н. К. Развиваем позн...

Похожие статьи

Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования субъективного благополучия, как составляющая толерантности педагога. Проанализирована связь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с особей категор...

Понятие «стратегическое управление» в философском контексте: подходы к пониманию

В данной статье рассматриваются существующие подходы ученых к определению понятия стратегическое управление в истории философской мысли. Однако не было единого подхода к определению понятия, функций, принципов, системы управления. Идеи ученых недооце...

Психологические особенности юношей с различными религиозными представлениями

Наличие или отсутствие религиозных убеждений оказывает значительное влияние на поведение и мировоззрение отдельно взятого индивида, что указывает на актуальность настоящей работы, цель которой — проанализировать особенности юношей с различными религи...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Исследование и формирование уровня психологической готовности к материнству у беременных в период наблюдения в районной женской консультации

Декларируемое раннее равноправие и профессионализация женщин отошли на второй план, в настоящее время наибольшую значимость приобретают вопросы готовности женщины к реализации своей главной роли – роли матери. Таким образом, для современной науки и п...

Мотивация учебной деятельности современного студента

В статье рассматриваются проблемы студенческой мотивации, проведен анализ мотивации учебной деятельности современных студентов различных направлений профессионального образования во время обучения в учебном заведении с момента поступления и до выпуск...

Идеи деятельности и идеи социальных отношений в трудах Л. С. Выготского и его последователей

Статья анализирует восприятие идей деятельности и идей социальных отношений Л. С. Выготского в современной педагогике. Рассматриваются как государственные ресурсы, так и мнения отдельных ученых и деятелей о роли Л. С. Выготского в гуманитарном знании...

Анализ эффективности тренинга по коррекции личностной автономии у старших подростков

Проблема личностной автономии была поднята ещё Выготским Л. С., и на протяжении многих лет к ней возвращаются многие психологи. Личностная автономия для человека означает возможность выхода его за пределы конкретной ситуации, абстрагирования от внешн...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Технология деятельностного метода как эффективное средство реализации требований новых образовательных стандартов

Закон РФ «Об образовании». Выготский Л. С. Антология гуманной педагогики. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». – М.: 2007. Винокурова Н. К. Развиваем позн...

Задать вопрос