Стихотворная речь как художественная система | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 28.08.2021

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Сорочинская, С. Ю. Стихотворная речь как художественная система / С. Ю. Сорочинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 146-147. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83806/ (дата обращения: 07.12.2021).



В статье автор выявляет основные аспекты анализа стихотворного текста с помощью систематизации Б. И. Ярхо и М. Л. Гаспарова.

Ключевые слова: поэзия, стихотворная речь, система.

Стихотворная речь формируется по определенной системе, к которой во все времена обращались поэты для создания своих произведений. Авторы столетиями прорабатывали приемы, которые позволяют выражать художественную идею стихотворения не только с помощью сюжетной канвы, но и с помощью формы. Это и является ключевым отличием прозы от лирики. Одним из главных трудов, который посвящен систематизации поэтической речи, является система уровневой организации стихотворного текста, которую разрабатывал Б. И. Ярхо и в дальнейшем развил М. Л. Гаспаров.

Литературоведы считают, что стихотворение можно поделить на несколько «уровней»: фонетический, синтаксический, метрический, лексический, идейно-образный. Внутри каждого из них есть свои приемы, которые помогают поэтам (осознанно или неосознанно) раскрыть художественную идею.

В фонике поэтической речи традиционными приемами считаются ассонанс и аллитерация. Иногда их используют и прозаики, но это встречается гораздо реже. Звукопись помогает авторам создать имитацию художественного пространства для читателя на звуковом уровне. Такой прием использует, например, Г. Р. Державин в стихотворении «Водопад».

Гр о х о чет эх о п о г о р ам,

Как гр о м, гр е м ящий п о гр о м а м

Благодаря повторяющимися «взрывным» звукам «г», «р» и «м» Державин замедляет скорость прочтения. Читатель «останавливается» на каждой из согласных, словно действительно слышит взрывы. Кроме того, в приведенных строках автор использует еще один важный прием для усиления звукового строя — лейтмотивная инструментовка (термин ввел Г. А. Шенгели) [1, с. 6]. Обращает на себя внимание, что фонетический состав ключевого для стихотворения слова «гром» распылен по тексту, что говорит о том, что лейтмотивная инструментовка связывает подчеркивает ключевое понятие для тематики текста. Таким образом, фоника поэтической речи подчиняется определенной системе, благодаря которой главные мотивы стихотворений актуализируются даже с помощью звучания.

Синтаксический уровень также имеет характерные приемы, которыми пользуются поэты для того, чтобы подчеркнуть важные темы в произведении. Самыми распространёнными являются анадиплосис и анжамбеман. Их часто использовал Борис Рыжий в своих стихотворениях. Например, анжамбеман встречается в произведении «Когда в подъездах закрывают двери»..

я перед сном гуляю в этом сквере,

с завидной регулярностью, по мере

возможности , по полтора часа.

Прием служит для «прозаизации» стихотворной речи, ослабления важности стихотворного ритма. Лирический герой — это хоть и «хороший поэт», но также он простой человек, что и показывают синтаксические переносы. Благодаря этому, синтаксис связывается с художественной идеей.

Часто важную роль в синтаксическом строе играют знаки препинания. В поэтической речи особенно часто авторы используют авторскую пунктуации для придания тексту особой эмоциональной окраски. Самым известным примером является творчество М. И. Цветаевой. Она часто использовала дефисы и тире там, где это противоречит правилам русского языка, но подчеркивает художественную идею стихотворения. Это прослеживается в стихотворении «Рас — стояние: версты, мили…»:

Рас — стояние: версты, мили…

Нас рас — ставили, рас — садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Поэт «дробит» слова с семантикой «расстояние», чтобы подчеркнуть разрыв со своим возлюбленным. Они находятся далеко друг от друга, как части слов, если между ними ставится тире.

Синтаксические приемы также повторяются у многих авторов, что говорит о существовании определенной системе в средствах художественной выразительности поэтической речи.

М. Л. Гаспаров, помимо работы над теорией уровневой организации стихотворного произведения, создал еще несколько важных материалов о системах в поэзии. Одним из таких трудов является «Метр и смысл» [2, с. 6]. Литературовед утверждает, что на метрическом уровне поэты, иногда осознанно иногда неосознанно, выбирают стихотворный размер, который обладает определенным семантическим ореолом. Он писал: «Избрать размер — уже значит подсказать читателю целую сеть смысловых ассоциаций». Так, пятистопный хорей заключает в себя образ дороги. Действительно, многие стихотворения, написанные этим размером, связаны именно с путниками. Одним из примеров является произведение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит

Стихотворный размер также отличает стихотворную речь от прозаическую и содержит в себе определенную систему, которой подчиняется из раза в раз.

Лексический строй стихотворений также имеет свои характерные черты. Он может быть усложнен тем, что по мере развития текста может меняться характер используемых автором слов. Такой прием использует Е. Б. Рейн в стихотворении «Одиночка». В первых трех четверостишиях превалируют слова с конкретной семантикой («экспресса», «никотина», «яд», «кислорода», «туза»), автор описывает рутинную жизнь, апеллируя определенными образами. Однако лексика меняется после фразы в четвертой строфе: «и что-то высмотрел и понял», лирическое «я» смотрит в глаза Богу и существительные становятся абстрактными («жизнь», «эхо», «мир», «бешенство», «торжество») . Именно в этот момент появляется мир небесный, божественный. Благодаря смене характера существительных можно увидеть конкретный момент, когда автор вводит двоемирие и связывает свое лирическое «я» из мира земного с миром небесным, стирая четкую грань между ними. Рефлексия синтезируется с философскими размышлениями о месте человека в мире, что отражается в лексике. Это подчеркивает наличие определенных систематических приемов в стихотворной речи, отличающих ее от прозы.

Таким образом, поэтический текст подчиняется определенным правилам, которые повторяются у всех авторов, образуя художественную систему. Актуализируя все текстовые категории, система подчеркивает уникальность поэтического языка, что отличает лирику от прозы.

Литература:

  1. «Техника стиха» Г. А. Шенгели
  2. «Метр и смысл» М. Л. Гаспаров
Основные термины (генерируются автоматически): поэтическая речь, стихотворная речь, автор, прием, система, стихотворный размер, стихотворный текст, уровневая организация, художественная идея, художественная идея стихотворения.


Ключевые слова

система, поэзия, стихотворная речь
Задать вопрос