Аспекты нравственного и патриотического воспитания молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (376) август 2021 г.

Дата публикации: 23.08.2021

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова, А. М. Аспекты нравственного и патриотического воспитания молодежи / А. М. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 159-160. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83779/ (дата обращения: 25.04.2024).



Воспитание подрастающего поколения — это сложная и нужная деятельность, обязанность по осуществлению которой возлагается на взрослых. Нравственность и патриотизм — это составляющие правильного, законопослушного воспитания, ориентированного на формирование граждан, которые воспринимают нормы поведения в обществе.

Поколениям среднего и старшего возраста не понаслышке известно, что собой представляет военно-патриотическое воспитание. Когда-то начальная военная подготовка была обязательной учебной дисциплиной, которую преподавали в школе. Каждый школьник обязан был получить знания о том, как действовать в условиях внезапного нападения, газовой атаки, вооруженного конфликта либо ядерной атаки.

Однако на смену социалистическому строю, когда практически закрытая от всего мира Россия настраивалась на возможность повторения ужасов Второй мировой войны и готовилась к их преодолению, пришел условно-капиталистический строй. Все идеалы и приоритеты отошли на второй план и были забыты на фоне всеобщей разрухи и обнищания.

Тяжелые девяностые годы прошлого столетия завершились, и в России наступил период относительной финансовой стабильности. Законодательство России изменилось радикально, многие вопросы стали регулироваться с новой точки зрения. Однако и до настоящего времени патриотическое воспитание ассоциируется с военно-патриотическим, что, возможно, обусловлено особенностями нормативной регламентации правоотношений в обществе.

В основном законе нашего государства как одном из главных постулатов его существования закреплено, что защита Отечества — это долг и обязанность граждан России (статья 59 Конституции Российской Федерации) [1]. Военно-патриотическое воспитание, согласно статье 11 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» входит в комплекс мероприятий по подготовке гражданина к прохождению военной службы [2].

Военно-патриотическое воспитание преследует две цели. Первая — это воспитание у молодых людей морально-психологических качеств, необходимых им как защитникам Отечества, способным защитить интересы государства и общества. Вторая — это развитие нравственно-волевых качеств, таких как твердость характера, ответственность за свои поступки, законопослушность, трудолюбие, решительность.

При этом исследуемый вид воспитания направлен на формирование и развитие именно патриотизма.

В последние несколько лет ситуация на международной арене стала меняться, и Россия вновь находится в условиях, когда капиталистические страны, используя имеющиеся у них ресурсы, пытаются воздействовать на принимаемые руководством нашего государства решения, создавая условия некой изоляции. Как следствие вопрос о военно-патриотическом воспитании вновь становится актуальным. Возродились нормы ГТО, аббревиатура которого расшифровывается как «Готов к труду и обороне». Сдача данных норм раньше была неотъемлемым элементом военно-патриотического воспитания молодежи. В настоящее время нормы ГТО не являются обязательными, но подготовка к их сдаче приветствуется, хотя акцент при этом делается уже на здоровом образе жизни.

В итоге достаточно сложно ответить на вопрос о необходимости военно-патриотической подготовки молодежи, если цель ее — обучение навыкам военного мастерства для обороны от некоего пока условного противника. Кроме того, важным является вопрос о том, нужна ли военно-патриотическая подготовка девушкам, которые ранее ее проходили как потенциальные медицинские сестры, готовые в условиях войны оказывать помощь раненым.

Представляется, что однозначного ответа на данный вопрос нет, поскольку доводов в пользу необходимости военно-патриотического воспитания и в пользу признания его неким атавизмом советского прошлого может быть много.

Военно-патриотическое воспитание, ориентированное на уважение к государству, подданство которого присутствует у гражданина, может быть использовано для преодоления сложной ситуации в обществе, поскольку, как уже было отмечено выше, основной его целью является воспитание любви к Родине.

Вместе с тем военно-патриотическое воспитание, как следует из его наименования, имеет два аспекта — патриотизм и получение военных навыков. Вторая составляющая в условиях политики мягкой силы, проводимой нашим государством, не может совсем исчезнуть, но не должна быть приоритетной.

Представляется, что патриотизм не стоит воспринимать как восхваление собственных ценностей на фоне отрицания ценностей иных стран и народов. Он также не должен предполагать отрицания собственной ценности на фоне признания приоритетными интересов государства, как это было в советский период времени.

Патриотизм правильнее будет рассматривать как возможность сохранения истории и культуры собственной страны. Подобный подход к воспитанию патриотов не предполагает возвращения к идеологии советских времен, когда все личное воспринималось как нечто негативное, когда люди были обязаны отказываться от всех бытовых ценностей, провозглашаемых «мещанскими».

Необходимость уважения чужих воззрений, ценностей и приоритетов также важна. Воспитание у молодежи подобного подхода к осуществлению взаимодействия, как с гражданами своей страны, так и с иностранными гражданами будет способствовать повышению уровня культуры.

Молодежь должна понимать, что не существует единого образца поведения, единой, идеальной нормы, что все происходящее следует анализировать и исследовать, не занимая при этом крайних, максималистских позиций.

Кроме того, патриотизм, как верно отметил Н. И. Шестов, должен исключать возможность воспитания в молодежи крайних воззрений на ценности нации и Отечества, как позволяющих диктовать свою волю остальному миру. [3, с. 187].

Патриотизм должен формировать в неразрывной связи с нравственностью. Нравственность нужна и важна во всех аспектах и во всех сферах деятельности человека. Безнравственные поступки зачастую являются одновременно и противоправными, что нельзя упускать из внимания при осуществлении воспитания.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что необходимость осуществления нравственного и патриотического воспитания присутствует.

Патриотическое воспитание может осуществляться как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с военно-патриотическим воспитанием.

При осуществлении нравственного и патриотического воспитания целесообразно акцентировать внимание на уважении и любви к своему Отечеству, признании ценностей иных государств и народов. Прививание детям и молодежи подобного восприятия мира и человечества позволит им выстраивать взаимоотношения в родной стране и вне ее пределов на условиях взаимоуважения, признания равенства и паритета.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 01.07.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — 04.07.2020.
  2. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
  3. Шестов Н. И. Мифологическое и фактическое в технологии патриотического воспитания // Известия Саратовского университета. — 2017. — № 2. — С. 185–190.
Основные термины (генерируются автоматически): военно-патриотическое воспитание, патриотическое воспитание, Россия, военная служба, интерес государства, патриотизм, подобный подход.


Похожие статьи

Развитие патриотического воспитания в России

Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США, молодое поколение, российское общество, мировая война, советский период.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Ведь благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США...

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе. Автор: Шлыков Артем Владимирович.

В проекте федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» патриотическое воспитание определяется как система мер, направленных на...

Военно-патриотическое воспитание как фактор национальной...

Военно-патриотическое воспитание выступает основополагающим фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением...

Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы

патриотизм, гражданский патриотизм, гражданин, государство, Россия, государственный патриотизм, патриотическое воспитание, российское общество, ценность, идеологическое содержание. Военно-патриотическое воспитание учащихся вузов США.

Трансформация «национальной идеи» патриотизма: сравнение...

В советском обществе патриотическое воспитание являлось составной частью нравственного воспитания, поэтому, понятие патриотизма теоретизировалось идеологами педагогического воспитания, например, Н. И. Болдыревым и Б. Т. Лихачевым. По верному замечанию Б. Т...

Патриотизм — национальная идея России | Статья в журнале...

Патриотизм — национальная идея России. Автор: Иванова Елизавета Константиновна.

Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого состояния патриотизма.

Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как...

Военно-патриотическое воспитание учащихся

Военно-патриотическое воспитание это процесс, который является частью политики государства в системе идейного воспитания гражданина страны и направлен на воспитание в нем идейности, нравственности, патриотизма, моральной и психологической стойкости...

патриотизм, военно-патриотическое воспитание, патриот.

Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников.

‒ Развивать и укреплять особый интерес к малой родине, осознавать ценность этого понятия.

Мельчакова Ирина Вячеславовна. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи...

Похожие статьи

Развитие патриотического воспитания в России

Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США, молодое поколение, российское общество, мировая война, советский период.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Ведь благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США...

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе. Автор: Шлыков Артем Владимирович.

В проекте федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» патриотическое воспитание определяется как система мер, направленных на...

Военно-патриотическое воспитание как фактор национальной...

Военно-патриотическое воспитание выступает основополагающим фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением...

Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы

патриотизм, гражданский патриотизм, гражданин, государство, Россия, государственный патриотизм, патриотическое воспитание, российское общество, ценность, идеологическое содержание. Военно-патриотическое воспитание учащихся вузов США.

Трансформация «национальной идеи» патриотизма: сравнение...

В советском обществе патриотическое воспитание являлось составной частью нравственного воспитания, поэтому, понятие патриотизма теоретизировалось идеологами педагогического воспитания, например, Н. И. Болдыревым и Б. Т. Лихачевым. По верному замечанию Б. Т...

Патриотизм — национальная идея России | Статья в журнале...

Патриотизм — национальная идея России. Автор: Иванова Елизавета Константиновна.

Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого состояния патриотизма.

Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как...

Военно-патриотическое воспитание учащихся

Военно-патриотическое воспитание это процесс, который является частью политики государства в системе идейного воспитания гражданина страны и направлен на воспитание в нем идейности, нравственности, патриотизма, моральной и психологической стойкости...

патриотизм, военно-патриотическое воспитание, патриот.

Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников.

‒ Развивать и укреплять особый интерес к малой родине, осознавать ценность этого понятия.

Мельчакова Ирина Вячеславовна. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи...

Задать вопрос