Феномен культуры в историческом аспекте становления и развития, его современное восприятие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (376) август 2021 г.

Дата публикации: 22.08.2021

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Мишурова, Я. А. Феномен культуры в историческом аспекте становления и развития, его современное восприятие / Я. А. Мишурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83774/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье исследуется понятие «культура» в его первоначальной трактовке и в современном восприятии, особое внимание автор акцентирует на взглядах культурологов на современную культурную ситуацию.

Культура проникает во все сферы жизнедеятельности общества вне зависимости от периода человеческого существования. Это вполне закономерное суждение основывается на том, что культура изначально подразумевает аккумуляцию, хранение и передачу человеческого опыта. Само понятие «культура» обширно, существует множество определений с ориентацией на различные подходы. Свести все к единому определению, удовлетворяющему ученых разных направлений, как показывает практика, в действительности невозможно.

Американские антропологи Альфред Кребер и Клайд Клакхон в книге «Культура. Критический обзор понятий и определений» [1] в 1952 году отметили более 150 определений культуры, упоминавшихся в промежутке с 1871 по 1950 г. в исследованиях западноевропейских и американских теоретиков. Цифра является условной, поскольку ограничена временным отрезком и территорией исследования. К 2021 году количество определений, разумеется, будет гораздо выше, учитывая хотя бы то, что в 1969 году, практически через двадцать лет, французский ученый Абраам Моль в работе «Социодинамика культуры» [2] привел свыше 250 определений культуры. В. Ю. Жуков в начале XXI века в книге «Основы теории культуры» [3] обозначил уже 500 ее определений.

Понятие «культура» берет свои корни в латинском языке от слова «cultura», имеющего значения «возделывать» или «обрабатывать». Первоначально слово употреблялось для характеристики земледелия, уровня развития производства. Античная эпоха определила «культуру» как явление противоположное варварству. Лишь в XVII веке слово «культура» начало употребляться как самостоятельный термин. Немецкий историк Самуэль Пуфендорф одним из первых начал применять понятие «культура» к человеку для того, чтобы показать духовное развитие, совершенствование человека «искусственного» в противоположность человеку «естественному».

В XVIII веке постепенно понятие «культура» входит в научный оборот, применяется в исторических и иных исследованиях. Эпоха Просвещения, провозгласившая культ разума, характеризуется многочисленными работами (Шарль Монтескье, Анн Тюрго, Вольтер), описывающими концепцию культуры с опорой на идею главенства человеческого разума. По мысли просветителей, рационалистический подход неразрывно связан с культурой и является основой всех существующих благ. Таким образом, «цивилизованность» и «культурность» государства, опирающегося на разум с целью достижения высоких результатов в области науки и искусств, противопоставляется «дикарству» и «варварству» первобытных народов.

Между тем, эпоха Просвещения послужила и поиску противоречий в отношении культуры. Жан-Жак Руссо, исходя из противоположного взгляда на культуру, выделяет чистоту естественной жизни как наиболее правильную, отличную от испорченной и распущенной формы жизни «цивилизованных» государств. Таким образом, преобладание материально-вещественного, массового начала превращает культуру в ее противоположность.

Позднее, уже в XX веке, схожую мысль о разнице между культурой в истинном понимании и цивилизацией выскажет Освальд Шпенглер. Немецкий философ утверждал, что культура умирает там, где зарождается цивилизация. Освальд Шпенглер провозгласил принцип множественности культур. Каждая культура уникальна и имеет свою историю: зарождается, развивается, умирает. В этом идеи историка схожи с идеями русского публициста Н. Я. Данилевского, который также считал, что культурно-исторические типы (культуры/цивилизации) подобны живым организмам и неповторимы, тем самым историк также отвергал идею общей цивилизации и европоцентризма [3].

В России слово «культура» впервые было зафиксировано в 1845 году в «Карманном словаре иностранных слов» [4], издаваемом Н. С. Кирилловым. Создатель словаря определил культуру как деятельность, которая направлена на какой-либо предмет с целью пробудить в нем дремлющие силы. Давая именно такую трактовку, Н. С. Кириллов соотносил культуру с улучшением земли, при этом автор также отмечал, что слово может употребляться и по отношению к нравственным способностям человека.

Существование человека вне культуры невозможно. Эту мысль проводит в своем исследовании «Человек. Цивилизация. Общество» П. А. Сорокин: «…любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать без компонентов значений и носителей, то есть без культуры» [5]. При этом культура под человеческим влиянием может обогащаться, деформироваться или вовсе вступить в фазу уничтожения.

Для XX и, соответственно, XXI веков характерно явление массовой культуры, порожденное урбанизацией, массовыми миграциями, стиранием территориальных и социальных границ. Справедливо считать, что важнейшим фактором, заложившим основы индустрии развлечений, стал изобретенный в 1895 году кинематограф. Изначально дешевое ярморочное развлечение попытались превратить в относительно интеллектуальное зрелище, рассчитанное на более обеспеченную публику, которая привыкла посещать театры. Кинематограф с его способностью легкого восприятия, не требующего даже элементарной грамотности, справедливо стал основным средством массовой культуры, приносящей коммерческий успех.

Американская индустрия развлечений — крупнейшая в мире и занимает треть всего глобального рынка. Рождение Голливуда было обосновано созданием независимых от Патентного Треста, опиравшегося на состоятельную публику, кинокомпаний. Такие компании отличались более либеральным и демократичным подходом, обращаясь к совершенно иной публике — массам иммигрантов. Очевидно, что подобная аудитория нуждалась в другом кинематографе. Так, были придуманы два новых жанра — ковбойские фильмы (вестерн) и комедии затрещин (слэпстик-комедиз).

Фильмы отличались достаточной примитивностью: для вестернов характерна железная формула, которая пользовалась успехом у масс, — победа «хорошего» ковбоя над «плохим», неизменные персонажи второго плана (шериф, врач, отважная девушка) и постоянное движение на экране. Мак Сеннет стал родоначальником слэпстик-комедиз.

Опыт работы актером в бурлесках, обращенных к массовому зрителю, позволил Маку Сеннету изучить публику, пришедшую исключительно развлечься. Режиссер акцентировал внимание на тех деталях, которые могли бы вызвать у зрителей смех. В таких фильмах не было никаких сложных действий или попыток донести нравоучительную, познавательную мысль. Мак Сеннет считал, что зрителю нельзя давать возможность задуматься над увиденным. Подобные фильмы не требуют длительной подготовки, тщательной работы над сценарием, использование ресурсов минимизировано, тем не менее они популярны у масс и приносят коммерческий успех [6].

В статьях В. М. Розин отмечает смену представлений человечества о культуре. Культура — это и множество разных взаимодействующих между собой культур, и культура модерна с новыми технологиями и институтами, внедряющимися в мир, и процесс «посткультуры» («фьючекультуры») [7], который только начинает оформляться в новую культуру. Опираясь на традиции циклической школы, ученый высказывает мнение, что в настоящее время мы находимся в стадии криза модерна. Это вполне закономерное явление, которое отражено в трех стадиях: становления, развития и упадка (завершения).

На данном этапе, утверждает В. М. Розин, сделать прогноз, что ожидает мир в дальнейшем, какой будет культурная картина мира, практически невозможно. Все чаще для характеристики настоящего и будущего используют понятия «неопределенность», «сложность» и «хаос» [7]. Если центральным словом XX века культуролог В. М. Межуев называл культуру, то в нынешнее время, отмечает В. М. Розин, понятие «культура» не относится к главным темам для размышлений. Другой культуролог С. С. Неретина высказывает предположение о «конце культуры»: «Сегодня мы вправе поставить вопрос о конце культуры. Не о конце жизни, не о смерти человека, а именно о конце культуры как явления, имевшего свое начало и соответственно долженствующего иметь свой конец… Поэтому, на мой взгляд, сейчас, в эпоху переходности, необходимо не упование на культуру (сродни религиозной мольбе). Необходима критика культурного разума…» [7].

Исследователи высказывают разные мнения о современном восприятии культуры. Большинство соглашается с тем, что восприятие изменилось. Исходя из этого можно сделать вывод, что современная культура в минимальной степени соответствует изначальной трактовке «возделывание» с ориентиром на высокие и духовные ценности. Это прежде всего связано с тем, что современное культурное пространство формируется в зависимости от глобального рынка. Для рынка приоритетом является создание коммерчески успешного скоротечного развлекательного контента.

Литература:

  1. Kroeber A., Kluckhohn Cl. Culture. A Critical Review of Concept and Definition. — New York, 1952.
  2. Моль, А. Социодинамика культуры: пер. с фр. / предисл. Б. В. Бирюкова. — Изд. 3-е. — М.: ЛКИ, 2008. — 416 с.
  3. Жуков, В. Ю. Основы теории культуры: учебное пособие для студентов вузов. — СПб.: СПбГАСУ, 2004. — 227 с.
  4. Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, издаваемый Н. Кириловым. — С. Петербург: Типография Губернского правления, 1845 // Президентская библиотека. — URL: https://www.prlib.ru/item/335952 (дата обращения: 10.02.2021).
  5. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. — ISВN 5–250–01297–3.
  6. Беленький, И. В. Лекции по всеобщей истории кино: Годы беззвучия: Кн. 1, Кн.2: Учебное пособие / Отв. редактор В. А. Луков. — М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина (ГИТР), 2008. — 416 с. — ISBN 978–5-94237–032–9.
  7. Розин, В. М. Концепция «посткультуры» / В. М. Розин // Культура и искусство. — 2019. — № 6. — С. 45–52. — DOI: 10.7256/2454–0625.2019.6.29768.
Основные термины (генерируются автоматически): культура, глобальный рынок, коммерческий успех, конец культуры, массовая культура, слово, эпоха Просвещения.


Похожие статьи

Массовая культура как «дух» современности | Статья в журнале...

Современную культуру М. Кастельс характеризует как "культуру реальной виртуальности", культуру, детерминированную глобальными интерактивными электронными средствами коммуникации. Создается система, в которой сама реальность полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся

И здесь мы солидарны с теми авторами, которые определяют массовую культуру не как культуру в строгом смысле слова, а как ту форму, которую принимает культурное развитие в условиях индустриальной цивилизации. Массовая культура – это и есть современная культура, а не один из ее модусов, и основные ее характеристики являются выражением особого «духа» эпохи.

Проблема определения понятия «культура» | Статья в журнале...

То есть культура — это нечто религиозное. Также в трудах Бердяева мы встречаем такое определение: «Культура — это путь возвращения человека к Богу» [8], или, иными словами, это переход людей от «падшего» «разделенного» духовного состояния — к состоянию перехода «выхода за собственные границы».

В своих трудах Георг Гегель (1770–1831), представитель немецкой классической философии, также дает свое определение данному понятию. Он оценивает термин «культура» с точки зрения разума и образования, потому это понятие синонимично понятиям «образование», «просвещение». Человек, усваивая знания, переходит от «необразованного, безграмотного» состояния к постижению человеческих накопленных предыдущими поколениями истин, преодолевая то «необразованное» состояние.

Массовая культура: аспекты трансформации | Статья в журнале...

Концепт «массовой культуры» является довольно распространённым в культурологии, философии, социологии, и отражает определённую установку осмысления культуры, так, как она возникала и какие формы приобретала, начиная примерно с 20-хх гг. ХХ в. В то же время изменения, происходящие в обществе, их темп и качественные трансформации побуждают говорить также и об изменениях в подходах, смыслах применяемых для анализа понятий: если сами они могут не. меняться, то может качественно меняться их содержание, смысловое наполнение. Так, мало у кого возникает сомнение, что существенный сегмент современной культуры так и остаётся «массовым», вместе с тем это уже далеко не те формы, которые имели место в 10-30-е или 60-70-е гг. ХХ в., не говоря уже о ситуации начала XXI века.

Подходы к определению понятия «культура» | Статья в журнале...

Слово «культура» пришло к нам из латинского языка (cultura) и уже тогда имело три значения. Надо отметить, что эти значения тесно связаны между собой, как ступени одной лестницы. И, чтобы проникнуть в суть этого слова, необходимо преодолеть все три ступени. Итак, первое значение — это взращивание, разведение, уход, некая защита живого (то, что связано непосредственно с жизнью).

Культура — многозначное, не имеющее четкого определенного термина слово. Культура — это совокупность духовных ценностей и норм, которые присуще большой социальной группе, народу или нации, определяющий уровень развития общества в целом.

Роль фрейдистских идей в современной культуре

Мощный рычаг развитию современной массовой культуры дает фрейдистская идея о компенсаторных функциях искусства [2]. Отсюда многочисленные повести, романы, телесериалы, фильмы о супергероях наподобие Фантомаса или Дж. Бонда, с удачливыми ребятами, лихими ковбоями в вестернах и полицейскими в сериалах, которые владеют всеми приемами западных и восточных единоборств, с современнейшими амуницией и вооружением.

Массовая культура — это сложный социально-духовный феномен, задача которого усреднено удовлетворять всевозможные потребности людей многообразной и сложной ориентации, когда необходимо осваивать различные роли в быстро меняющихся ситуациях, в образе жизни. Инновационные подходы в преподавании мировой...

Богема: история и социокультурное значение | Статья в журнале...

Функции массовой культуры в конце XIX – начале XX вв. изменились вместе с каналами ее передачи: из системы средств смысловой адаптации она стала поглотителем и заменителем элитарной культуры.

С началом эпохи промышленного переворота предметы, выполненные вручную, заменяются их механическими копиями, а история искусств вытесняется историей успеха. «Культура становится заложницей экономики».[4, с.159]. Сама история искусств пережила свой богемный период.

К концу XX века с богемой произошло невиданное: она срослась с буржуазией, которую отвергала и презирала, появился на первый взгляд противоестественный термин «бобо», возникший из сочетания «буржуазно-богемный» (bourgeois-bohemien).

Влияние глобализации на культуру | Статья в сборнике...

Непосредственное влияние на культуру оказывает не глобализация в целом, а именно информационные технологии, доступная компьютеризация, интернет-ресурсы. Эпоху перехода в новое тысячелетие можно охарактеризовать как невиданное развитие различных средств коммуникации, формирование интегративной культуры мира.

Глобальный мир должен сохранять культурное многообразие и уважать право каждого народа действовать в соответствии с собственными культурными идеалами и ценностями. Такой проект будущего часто называют глокализацией, т. е. синтезом модернизированных локальных культур с достижениями формирующейся глобальной культуры, который происходит при взаимообогащении культур.

Проблема глобализации современной культуры

Ключевые слова:глобализация, культура, межкультурная коммуникация, массовая культура, цивилизационная миссия, культурный империализм, языки.

Возникающая глобальная культура не обладает всем тем, чем обладали культуры прошлых эпох — это исторической памятью, скреплённой этнонациональными и религиозными смыслами, которые передавались из поколения в поколение, обеспечивая преемственность в развитии и создавая условия для культурной идентичности.

Массовая культура — продукт коммерческой индустрии культуры, созданный для масс, предназначенный для потребления народом, но далёкий от подлинно народной культуры. В этом особенно отчетливо видна сущность глобализации массовой культуры Запада.

Теоретические подходы к определению понятия «массовая...»

Массовая культура, таким образом, имеет исключительно формальный характер, не реализуя на практике функций культурогенеза, именно в силу отсутствия сущностного содержания. Другое определение можно найти в рамках экономического подхода, когда суть массовой культуры сводится к постоянному воспроизводству одних и тех же культурных ценностей, имеющих коммерческое назначение.

Массовая культура — продукт коммерческой индустрии культуры, созданный для масс, предназначенный для потребления народом, но далёкий от подлинно народной культуры. Массовая культура — это сложный социально-духовный феномен...

Похожие статьи

Массовая культура как «дух» современности | Статья в журнале...

Современную культуру М. Кастельс характеризует как "культуру реальной виртуальности", культуру, детерминированную глобальными интерактивными электронными средствами коммуникации. Создается система, в которой сама реальность полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся

И здесь мы солидарны с теми авторами, которые определяют массовую культуру не как культуру в строгом смысле слова, а как ту форму, которую принимает культурное развитие в условиях индустриальной цивилизации. Массовая культура – это и есть современная культура, а не один из ее модусов, и основные ее характеристики являются выражением особого «духа» эпохи.

Проблема определения понятия «культура» | Статья в журнале...

То есть культура — это нечто религиозное. Также в трудах Бердяева мы встречаем такое определение: «Культура — это путь возвращения человека к Богу» [8], или, иными словами, это переход людей от «падшего» «разделенного» духовного состояния — к состоянию перехода «выхода за собственные границы».

В своих трудах Георг Гегель (1770–1831), представитель немецкой классической философии, также дает свое определение данному понятию. Он оценивает термин «культура» с точки зрения разума и образования, потому это понятие синонимично понятиям «образование», «просвещение». Человек, усваивая знания, переходит от «необразованного, безграмотного» состояния к постижению человеческих накопленных предыдущими поколениями истин, преодолевая то «необразованное» состояние.

Массовая культура: аспекты трансформации | Статья в журнале...

Концепт «массовой культуры» является довольно распространённым в культурологии, философии, социологии, и отражает определённую установку осмысления культуры, так, как она возникала и какие формы приобретала, начиная примерно с 20-хх гг. ХХ в. В то же время изменения, происходящие в обществе, их темп и качественные трансформации побуждают говорить также и об изменениях в подходах, смыслах применяемых для анализа понятий: если сами они могут не. меняться, то может качественно меняться их содержание, смысловое наполнение. Так, мало у кого возникает сомнение, что существенный сегмент современной культуры так и остаётся «массовым», вместе с тем это уже далеко не те формы, которые имели место в 10-30-е или 60-70-е гг. ХХ в., не говоря уже о ситуации начала XXI века.

Подходы к определению понятия «культура» | Статья в журнале...

Слово «культура» пришло к нам из латинского языка (cultura) и уже тогда имело три значения. Надо отметить, что эти значения тесно связаны между собой, как ступени одной лестницы. И, чтобы проникнуть в суть этого слова, необходимо преодолеть все три ступени. Итак, первое значение — это взращивание, разведение, уход, некая защита живого (то, что связано непосредственно с жизнью).

Культура — многозначное, не имеющее четкого определенного термина слово. Культура — это совокупность духовных ценностей и норм, которые присуще большой социальной группе, народу или нации, определяющий уровень развития общества в целом.

Роль фрейдистских идей в современной культуре

Мощный рычаг развитию современной массовой культуры дает фрейдистская идея о компенсаторных функциях искусства [2]. Отсюда многочисленные повести, романы, телесериалы, фильмы о супергероях наподобие Фантомаса или Дж. Бонда, с удачливыми ребятами, лихими ковбоями в вестернах и полицейскими в сериалах, которые владеют всеми приемами западных и восточных единоборств, с современнейшими амуницией и вооружением.

Массовая культура — это сложный социально-духовный феномен, задача которого усреднено удовлетворять всевозможные потребности людей многообразной и сложной ориентации, когда необходимо осваивать различные роли в быстро меняющихся ситуациях, в образе жизни. Инновационные подходы в преподавании мировой...

Богема: история и социокультурное значение | Статья в журнале...

Функции массовой культуры в конце XIX – начале XX вв. изменились вместе с каналами ее передачи: из системы средств смысловой адаптации она стала поглотителем и заменителем элитарной культуры.

С началом эпохи промышленного переворота предметы, выполненные вручную, заменяются их механическими копиями, а история искусств вытесняется историей успеха. «Культура становится заложницей экономики».[4, с.159]. Сама история искусств пережила свой богемный период.

К концу XX века с богемой произошло невиданное: она срослась с буржуазией, которую отвергала и презирала, появился на первый взгляд противоестественный термин «бобо», возникший из сочетания «буржуазно-богемный» (bourgeois-bohemien).

Влияние глобализации на культуру | Статья в сборнике...

Непосредственное влияние на культуру оказывает не глобализация в целом, а именно информационные технологии, доступная компьютеризация, интернет-ресурсы. Эпоху перехода в новое тысячелетие можно охарактеризовать как невиданное развитие различных средств коммуникации, формирование интегративной культуры мира.

Глобальный мир должен сохранять культурное многообразие и уважать право каждого народа действовать в соответствии с собственными культурными идеалами и ценностями. Такой проект будущего часто называют глокализацией, т. е. синтезом модернизированных локальных культур с достижениями формирующейся глобальной культуры, который происходит при взаимообогащении культур.

Проблема глобализации современной культуры

Ключевые слова:глобализация, культура, межкультурная коммуникация, массовая культура, цивилизационная миссия, культурный империализм, языки.

Возникающая глобальная культура не обладает всем тем, чем обладали культуры прошлых эпох — это исторической памятью, скреплённой этнонациональными и религиозными смыслами, которые передавались из поколения в поколение, обеспечивая преемственность в развитии и создавая условия для культурной идентичности.

Массовая культура — продукт коммерческой индустрии культуры, созданный для масс, предназначенный для потребления народом, но далёкий от подлинно народной культуры. В этом особенно отчетливо видна сущность глобализации массовой культуры Запада.

Теоретические подходы к определению понятия «массовая...»

Массовая культура, таким образом, имеет исключительно формальный характер, не реализуя на практике функций культурогенеза, именно в силу отсутствия сущностного содержания. Другое определение можно найти в рамках экономического подхода, когда суть массовой культуры сводится к постоянному воспроизводству одних и тех же культурных ценностей, имеющих коммерческое назначение.

Массовая культура — продукт коммерческой индустрии культуры, созданный для масс, предназначенный для потребления народом, но далёкий от подлинно народной культуры. Массовая культура — это сложный социально-духовный феномен...

Задать вопрос