Особенности развития внимания старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (376) август 2021 г.

Дата публикации: 20.08.2021

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Иванова, М. В. Особенности развития внимания старших дошкольников / М. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83740/ (дата обращения: 23.01.2022).



Вданной статье рассматривается актуальная проблема развития внимания старших дошкольников. Проанализированы психологические особенности развития внимания детей в старшем дошкольном возрасте.

Ключевые слова: произвольное внимание, старший дошкольный возраст.

Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте является одним из непременных условий успешного обучения в школе. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий взрослого. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат — все это требования, которые предъявляет школа к произвольности детского внимания.

Внимание включено в работу всех познавательных процессов, и отделить его от них, изучать внимание в «чистом» виде практически невозможно. Вместе с тем, внимание является самостоятельным познавательным процессом, поскольку обладает своими собственными свойствами, которых нет у других познавательных процессов.

В отечественной психологии проблемой внимания занимались такие ученые как Н. Н. Ланге, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. Н. Узнадзе, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, А. Н. Леонтьев.

В концепции Н. Ф. Добрынина внимание формулировалось как направленность и сосредоточенность психической деятельности. С позиции ученого, направленность — это выбор деятельности и его поддержание, а сосредоточенность представляет собой углубление в эту деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности [3].

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Наиболее простым видом внимания является непроизвольное внимание. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Не случайно данный вид внимания называют иногда непреднамеренным и пассивным.

Непроизвольное, или непреднамеренное, внимание — это направленность сознания на предмет или явление вследствие некоторых особенностей. Способность к такому вниманию оказывается у человека врожденной, по этой причине Л. С. Выготский именовал его натуральным [2].

Отличие непроизвольного внимания состоит в стихийности возникновения, отсутствии усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть.

Произвольное внимание — это сознательно направляемое и регулируемое внимание, связанное с волевым усилием и сознательно поставленной целью. Его еще называют волевым, активным, преднамеренным.

Некоторые специалисты выделяют еще один вид внимания — послепроизвольное. Данное понятие введено в научный оборот Н. Ф. Добрыниным. О послепроизвольном внимании говорят тогда, когда для личности не только интересен и значим результат целенаправленной деятельности, но также и ее содержание, и сам процесс деятельности.

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют ввиду совершенствование его свойств, к которым относятся: объем (количество предметов, которые могут быть восприняты одновременно), концентрация (степень сосредоточенности на предмете), распределение (возможность выполнять несколько действий одновременно, удерживать во внимании несколько предметов), устойчивость (длительность сосредоточения на предмете), переключаемость (сознательный перенос внимания с одного предмета на другой).

Историю развития внимания Л. С. Выготский анализировал в русле своей культурно-исторической концепции. Так же как произвольное восприятие, произвольная память, словесно-логическое мышление, произвольное внимание принадлежит к высшим психическим функциям человека.

Л. С. Выготский писал, что история внимания ребенка знаменует собой историю развития организованности его доведения, что основа генетического понимания внимания кроется вне личности ребенка, а не внутри.

Освоить эти средства ребенок может только в социуме, в общении со взрослым и совместной с ним деятельности. Культурное развитие внимания содержится в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), путем которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание [9].

В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в развитии внимания ребенка. На протяжении всего периода дошкольного детства развивается непроизвольное внимание ребенка — повышается его устойчивость, увеличивается объем.

В этом возрасте основное достижение в развитии внимания заключается в формировании нового его вида, произвольного внимания. Благодаря развитию данного вида внимания дети приобретают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, фиксировать его в течение некоторого времени [10].

Развитию внимания в старшем дошкольном возрасте способствует возникновение новых интересов, расширение кругозора, овладение новыми видами деятельности. Так, переход в дошкольном возрасте к более сложным видам игровой деятельности, к выполнению простейших трудовых заданий, в которых ребенок вынужден считаться с известными правилами и требованиями взрослых и детского коллектива, содействует развитию произвольного внимания [7].

Но само по себе развитие и совершенствование непроизвольного внимания не приводит к образованию произвольных его видов. Формирование последнего связано с включением ребенка взрослыми в новые виды деятельности, где с помощью определенных средств они направляют и организуют его внимание. Взрослые, руководя вниманием ребенка, дают ему те средства, при помощи которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием [1, 469].

Большую роль в привлечении внимания ребенка дошкольного возраста играют эмоционально значимые стимулы. Но, несмотря на преобладание роли этих стимулов, в старшем дошкольном возрасте существенно возрастает способность детей связывать любую деятельность с речевой инструкцией.

Развитие произвольного внимания предусматривает возможность детей принять постепенно усложняющиеся инструкции, удержать их во внимании, а также развитие навыков самоконтроля.

Формирование произвольного внимания у ребенка обнаруживается сначала в том случае, когда он подчиняет свое поведение речевой инструкции взрослого. А затем, по мере овладения речью, оно проявляется в подчинении поведения ребенка собственной речевой инструкции. Прежде всего, произвольное внимание опирается на внутреннюю речь. Поэтому, хорошо развитая речь благоприятствует более раннему формированию произвольного внимания.

В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Следовательно, для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, надо просить его больше рассуждать вслух. Выполняя задание согласно инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают ее в 10–12 раз чаще, чем младшие дошкольники [4,8].

Понимание значения предстоящей деятельности, осознание ее цели также способствует развитию произвольного внимания. Цель любой деятельности стимулирует внимание, включает необходимые механизмы для ее достижения.

По мере роста ребенка развиваются и свойства внимания.

Интеллектуализация, происходящая в процессе умственного развития ребенка, является существенной в развитии его внимания: оно начинает переключаться с чувственного содержания на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка.

Старшие дошкольники могут с достаточной полнотой и детализацией одновременно воспринимать три-четыре предмета. Но, одновременное восприятие ребенком нескольких незнакомых предметов, приводит к сужению объема внимания. Это может происходить и в том случае, когда воспринимаемые ребенком предметы близко расположены друг к другу либо, наоборот, размещены на большой площади.

Если же взрослый поясняет изображения, сравнивает их, ищет причинно-следственные связи между ними и привлекает к этому процессу ребенка, то результат улучшается.

К шести годам не только возрастает количество объектов, которые ребенок способен воспринять одновременно, но и меняется круг предметов, привлекающих его внимание. Внимание ребенка начинают привлекать ничем не примечательные внешне объекты. Он все больше интересуется самим человеком, в облике и поведении которого замечает детали, а также деятельностью людей [5].

В этом возрасте заметно возрастает устойчивость внимания, что проявляется, к примеру, в увеличивающейся продолжительности детских игр. Наибольшая длительность игр младших дошкольников равна 30 минутам, у шестилетних же детей она возрастает до двух часов. Объясняется это тем, что в своих играх старшие дошкольники отражают более сложные действия и взаимоотношения людей, вводят новые ситуации, что, способствует, в свою очередь, поддержанию интереса к играм.

Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными к удержанию внимания на действиях, обретающих для них интеллектуально значимый интерес [8].

Старшие дошкольники, в отличие от младших, не только в течение более длительного времени могут заниматься малоинтересной работой, но и гораздо реже отвлекаются на посторонние объекты.

В дошкольном возрасте концентрация внимания у детей еще невелика, также как переключение и распределение внимания, которые необходимо развивать. И главная роль в этом, несомненно, принадлежит взрослому, рядом с которым растут и развиваются дети.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что развитие произвольного внимания у детей происходит в процессе освоения ими разных видов деятельности. Основная линия развития внимания в старшем дошкольном возрасте связана с тем, что дети начинают овладевать своим вниманием, у них формируется способность управлять им.

Внимательный ребенок более точно и эффективно воспринимает необходимые знания, которые дают ему возможность успешно развиваться в умственном плане. Развитие произвольного внимания и отдельных его свойств у дошкольников поможет детям в дальнейшем успешно справляться со школьными заданиями.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Психология внимания. — М.: Изд-во ЧеРо, 2001.- С.467–507.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. /Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. Т.3: Проблемы развития психики. — 368с.: ил.
  3. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания // Психология внимания. — М.: Изд-во ЧеРо, 2001. — С.518–534.
  4. Головей Л. А. Развитие личности ребенка от пяти до семи. — Екатеринбург: Изд-во Рама Паблишинг, 2010. — 576с.
  5. Курдюкова С. В., Сунцова А. В. Внимание! Внимание! Развиваем внимание: игры и упражнения; советы специалиста. — М.: Изд-во Эксмо, 2010. — 80с.: ил.
  6. Легчакова О. А., Курчина В. В. Пути формирования произвольного поведения // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 47–49. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1331/
  7. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М.: Изд-во Смысл, 2000. — 508с.
  8. МухинаВ. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание. — М.: Издательский центр Академия, 2015. — 656 с.
  9. Немов Р. С. Психология: учебник для бакалавров. — М.: Изд-во Юрайт, 2014. — 639 с.
  10. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. Запорожца А. В., Эльконина Д. Б. — М.: Изд-во Просвещение, 1964. — 350с.
Основные термины (генерируются автоматически): произвольное внимание, старший дошкольный возраст, ребенок, внимание, дошкольный возраст, вид внимания, развитие, вид деятельности, внимание ребенка, непроизвольное внимание.


Задать вопрос