Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (376) август 2021 г.

Дата публикации: 19.08.2021

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Черепкова, О. О. Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей / О. О. Черепкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83686/ (дата обращения: 23.01.2022).



В статье формулируется роль философии как учебной дисциплины в подготовке студентов инженерных специальностей.

Основной задачей высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов различного профиля. В свою очередь, цель высшего учебного заведения состоит в «удовлетворении потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии» [5]. Система высшего образования позволяет выпускнику адаптироваться к политическим, экономическим и социальным изменениям в мире, развиваться как профессионалу, быть ориентированным на решение профессиональных задач [2].

По окончании обучения в высшем учебном заведении молодой специалист должен быть способен ориентироваться в сфере своей профессиональной деятельности, а также быть готовым работать в коллективе (осуществлять социальное взаимодействие), творчески и критически мыслить, оценивать результаты своей деятельности и быть способным принять ответственность за результат своего труда. Кроме того, выпускник высшего учебного заведения должен быть готов к тому, что ему постоянно необходимо совершенствоваться, повышать собственную квалификацию, развиваться как личность и как профессионал.

Для того, чтобы выпускник высшего учебного заведения, обучающийся на технических (инженерных) специальностях, был конкурентоспособен на современном рынке труда, требуется не только практическая, профильная подготовка, то есть подготовка в рамках его будущей профессиональной деятельности, но и всесторонняя подготовка как личности, способной к культуротворческой деятельности, которая была бы полезна как личности, так и обществу в целом [6].

Выпускник высшего учебного заведения — это одновременно и личность, и работник, профессионал. Как квалифицированного работника его могут охарактеризовать профессиональные знания, умения, навыки, которые позволяют ему выполнять возложенные на него профессиональные обязанности. Как личность выпускника высшего учебного заведения характеризует система жизненных ценностей, мотивация к деятельности, интересы, цели, которые находятся за пределами профессиональной деятельности и не являются необходимыми для выполнения трудовых обязанностей. Связывает в единое целое «работника» и «личность» система гуманитарных знаний, которая позволяет видеть общество как единую систему, а также определить роль техники, технических достижений в развитии и жизни всего человечества [1].

Система гуманитарных знаний расширяется в рамках предметов гуманитарного цикла. В данный цикл входит и философия как учебная дисциплина. Философия как наука обращена к проблемам смысла жизни, смысла деятельности человека, осознания им своих возможностей и их воплощения в жизнь. Как теоретическое знание она открывает человеку путь к самостоятельному разумному и нравственному решению экзистенциальных проблем [6]. Цель решения всех проблем, которые находятся в поле философии как науки, состоит в способствовании совершенствованию человека, развитии его духовно-нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, идеалов, которые позволят сохранить себя как личность в постоянно меняющейся социально-политической реальности, а также добиться своих целей.

Итак, философия как учебная дисциплина имеет высокое значение для подготовки студентов технических (инженерных) специальностей по ряду причин.

Во-первых, философия как гуманитарная наука способствует тому, что развивается способность студента видеть себя не как узкий специалист в рамках одной профессии, а воспринимать себя как разносторонняя личность в определенном культурно-историческом контексте. Человек живет не в вакууме, а в обществе, которое развивалось, менялось, в котором уже сформировались и действуют определенные правила и законы.

На занятиях по истории философии студент, обучающийся на инженерных (технических) специальностях, может составить общее представление о том, как в течение длительного промежутка времени развивались логика и математика как базовые языки науки, а также как изменялась роль техники в жизни общества, как технический прогресс влиял на личность [3].

Важно отметить, что изучение философии позволяет студенту научиться правильно строить речь и грамотно вести спор, находить аргументы для отстаивания собственной позиции в дискуссии.

Знания в области философии способствуют формированию у студента стратегического мышления, то есть мышления «на перспективу», развивают навыки критического анализа, а также расширяют возможности будущего специалиста в его профессиональной деятельности. Это происходит за счет того, что он учится осознавать и понимать свои способности и возможности, анализировать возможности для их развития, а также искать возможные способы их применения. Студент учится понимать сам себя, свои цели.

Оценочная деятельность связана с этическими аспектами деятельности человека, что проявляется и в технической сфере. Важно, чтобы выпускник умел оценивать возможные последствия своей деятельности для общества в целом не только с позиции выгоды для предприятия, науки, но и с позиции полезности для общества и отдельных личностей [4].

Философия соединяет в себе гуманитарное и естественнонаучное знание. Единство философских и естественнонаучных знаний в преподавании философии создает дополнительные возможности интеграции гуманитарного и технического образования.

Особенность философии как учебной дисциплины состоит в том, что студент должен постоянно анализировать не только учебный материал, но и себя и окружающую его действительность. Студент должен стремиться осмыслить, понять, изменить себя или свое отношение к миру [7].

С окончанием учебного курса философия остается в жизни студента, она не уходит, а продолжает формировать его мировоззрение. Важно только стремиться к саморазвитию. Освоение философских знаний способствует тому, что студент будет способен и подготовлен к постоянному расширению своего кругозора, развитию своей духовной культуры, применению творческого подхода в своей профессиональной деятельности.

Итак, современное высшее техническое (инженерное) образование не ограничивается только профильной подготовкой, а должно обеспечивать духовную, нравственную подготовку, воспитывать гражданскую позицию, способствовать эстетическому и культурному развитию. Выпускник высшего учебного заведения должен быть способен осознавать и понимать себя как личность и профессионала, а также окружающий его мир. Философия, являясь предметом гуманитарного цикла, является той учебной дисциплиной, которая способствует подготовке студента к профессиональной деятельности в глобализированной системы мирового хозяйства, позволяет ставить перед собой более реалистичные жизненные цели, выбирать пути их достижения с учетом нравственных, этических ценностей. Развитие навыков критического анализа, стратегического мышления, умения дискутировать и аргументировать свою позицию способствует повышению конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда.

Литература:

1 Бабкин, В. Ф. Гуманизм как ценностное основание современного высшего технического образования / В. Ф. Бабкин, Л. С. Перевозчикова // Воронеж.: Издательство Государственного архитектурно-строительного университета, 2001. — 219 с.

2 Зеленков, М. Ю. О проблемах совершенствования преподавания общественных наук в высшем учебном заведении и путях их решения / М. Ю. Зеленков // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. (Москва, 19–20 ноября 2008г.). — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. — С. 84–93

3 Кавинова, И. П. Особенности преподавания в техническом вузе, или нужна ли философия инженерам / И. П. Кавинова // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Москва, 19–20 ноября 2008г. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. — С. 100–103.

4 Малькова, Т. П. Зачем инженеру нужна философия / Т. П. Малькова, В. В. Каплунов // Гуманитарный вестник. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/hum/phil/257.html.

5 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 53 (часть I). — ст. 7598.

6 Федотова, Л. Ф. Роль философии в качественной подготовке специалистов технического профиля / Л. Ф. Федотова // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/53022.

7 Черемных, Н. М. Философия в техническом вузе: единство знания и понимания / Н. М. Черемных // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Москва, 19–20 ноября 2008г. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. — С. 297–301.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее учебное заведение, профессиональная деятельность, учебная дисциплина, личность, высшее образование, гуманитарный цикл, критический анализ, молодой специалист, профильная подготовка, стратегическое мышление.


Задать вопрос