Орнитологическая безопасность полетов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №33 (375) август 2021 г.

Дата публикации: 15.08.2021

Статья просмотрена: 331 раз

Библиографическое описание:

Попов, М. В. Орнитологическая безопасность полетов / М. В. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/375/83641/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье рассмотрено влияние птиц на безопасность полетов, последствия столкновения птиц с самолетами, а также рассмотрены основные способы для контроля и отпугивания птиц от аэродромов.

Ключевые слова: столкновение с птицами, орнитологическая безопасность полетов, орнитологическая служба, отпугивание птиц, птицестойкость самолета.

Птица, попавшая в самолет, может разрушить его обшивку, разбить фонарь кабины, вывести из строя двигатели. Ежегодно ущерб мировой авиации от столкновений с птицами доходит до 1,2 миллиарда долларов [1].

Крупнейшей авиакатастрофой, которую спровоцировали именно птицы, считается крушение лайнера Eastern Air Lines в октябре 1960 года. Во время вылета из аэропорта города Бостон самолет столкнулся со стаей скворцов. Отказало сразу несколько двигателей, машина потеряла скорость и разбилась.

Похожая катастрофа произошла и в аэропорте Домодедово в июле 2007 года. При взлете Ан-12 столкнулся с птицами, причем всего в 300 метрах от взлетно-посадочной полосы на высоте около 70 метров. Сначала отказала третья силовая установка, затем четвертая. Самолет пролетел еще несколько километров и упал.

Сегодня все современные аэропорты имеют орнитологические службы, которые занимаются орнитологической безопасностью и контролем птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него. Способов отпугивать птиц от аэродромов множество и применяют их обычно в комплексе для максимального эффекта.

Просто уничтожать птиц рядом с аэропортами негуманно и неэффективно. Лучше всего заставить их бояться подлетать к ним. Например, можно использовать естественных врагов — других птиц, только хищных — это могут быть соколы, совы или ястребы. Практически в каждом аэропорте есть летучий отряд охотников, которые уже одним своим видом отпугивают птиц, а самых смелых или глупых съедают.

Другой способ — имитация звуков, которые отпугивают птиц. По периметру аэродрома установлено специальное стационарное оборудование. Оно расположено в наиболее важных для самолетов частях аэродрома — например, в торце взлетно-посадочной полосы для обеспечения безопасных взлетов и посадок.

К такому оборудованию относится пропановая пушка. Каждые несколько минут она издает хлопок, похожий на выстрел из ружья. Не нравятся птицам и крики опасности, которые издают их собратья. Для их имитации используются биоакустические устройства. У каждого вида птиц есть свои сигналы тревоги, и эти установки постоянно с определенными промежутками времени транслируют их в заданном порядке. Программа постоянно меняется, чтобы птицы не привыкали к одному и тому же звуку. Обновить их несложно — орнитологам достаточно поймать птицу и поднести ее к микрофону. Но равно или поздно животные все равно привыкают к тревожным крикам. Поэтому ястребы, которые охраняют аэропорты, подстраховывают технические устройства.

Несмотря на все усилия, столкновения самолетов с птицами все равно происходят. Больше всего летных происшествий случается летом [2]. Также достаточно опасным можно считать сентябрь и октябрь. Это связано с сезонными миграциями.

Количество столкновений с птицами зависит также и от аэродромов — на каких-то столкновения с птицами происходят чаще. Многие аэропорты не влияют на местные власти и районах аэродромов образуются свалки, которые являются местом кормежки различных птиц. Когда аэродромы строились, не обращали внимание на находящиеся рядом водоемы, которые являются местом гнездования водоплавающих или околоводных птиц. Для отпугивания таких птиц на водоемах используются воздушные змеи или шары, изображающие хищных птиц.

Чаще всего встречи с птицами происходят на взлете и при посадке. Во время движения по маршруту шанс столкнуться заметно ниже. На высоте до 300 метров происходит 75 % всех столкновений, тогда как на высоте от 300 до 1500 метров — 20 %, и только 5 % на высоте более 1,5 километров [3]. Неудивительно, что наибольшую угрозу самолетам представляют птицы, обитающие около аэродромов. Исследования показали, что в 45 % случаев столкновения птицы попадают в двигатель самолета и в 12 % случаев в кабину пилотов.

Столкновение обычно происходит на небольшой высоте, поэтому повреждение обшивки самолета и разгерметизация не опасны. Куда хуже, если птица попадает в двигатель — это может привести к помпажу, отрыву лопаток компрессора, пожару и разрушению корпуса двигателя и самолета.

Инженеры проектируют двигатели авиалайнеров, учитывая возможность столкновения. Однако предел прочности агрегатов ограничен. Двигатели, по замыслу конструкторов, должны выдерживать столкновение с птицей весом до 1,8 килограмма — достаточно, чтобы не бояться ворон или чаек. Современные турбовинтовые двигатели также устойчивы к небольшим птицам. Птицы не закупоривают двигатель, но могут согнуть или сломать лопасти винта, что приводит к отказу двигателя. Вероятность того, что несколько двигателей буду одновременно выведены из строя от столкновения с птицей, очень мала.

Все элементы конструкции самолета обязательно проходят тесты на птицестойкость. Проверяют их обычно с помощью специальной воздушной пушки, которая стреляет самой обыкновенной куриной тушкой из магазинов. Главное, чтобы она была свежей, а не замороженной. Испытания могут проводиться как малыми птицами, так и большими птицами массой до 3,6 кг [4]. Преимущественно проверяют двигатели и планеры самолетов. Особое внимание уделяют фонарю кабины экипажа — стекло должно быть прочным и выдерживать попадание курицы даже на скорости 800 км/ч.

Весь этот комплекс мер — птицестойкость самолета и орнитологические службы аэропорта — пусть и не сократили количество столкновений с пернатыми до нуля, зато значительно повысили безопасность полетов, и авиакатастрофы с человеческими жертвами, вызванные птицами, стали редкостью.

Литература:

  1. Юридические аспекты столкновений самолетов с птицами. — Текст: электронный // Отраслевая группа авиационной орнитологии: [сайт] — URL: http://otpugivanie.narod.ru/documents/lawyer-2.html (дата обращения: 09.08.2021).
  2. Статистика столкновений с птицами и другими животными. — Текст: электронный // Федеральное агентство воздушного транспорта: [сайт] — URL: https://favt.gov.ru/dejatelnost-bezopasnost-poletov-stolknoveniya-ptici-stat/ (дата обращения: 09.08.2021).
  3. Разбор пернатых. — Текст: электронный // Коммерсантъ: [сайт] — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4565141#id1974904 (дата обращения: 10.08.2021).
  4. Прочностные испытания самолетов ГП «Антонов». Тестирование железом и птицами. — Текст: электронный // АвиаПОРТ: [сайт] — URL: https://www.aviaport.ru/digest/2019/07/30/598547.html (дата обращения: 11.08.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): птица, двигатель, столкновение, аэродром, аэропорт, безопасность полетов, взлетно-посадочная полоса, отпугивание птиц, птицестойкость самолета, самолет.


Ключевые слова

орнитологическая служба, столкновение с птицами, орнитологическая безопасность полетов, отпугивание птиц, птицестойкость самолета

Похожие статьи

Ключевые слова: аэропорт, самолеты, авария, птицы...

Главным достоинством является повышение безопасности самолетов на взлетно-посадочных полосах аэропорта и аэропортовой территории. Ключевые слова: аэропорт, самолеты, авария, птицы, орнитологическая служба, квадрокоптер.

Метод построения блока бесконтактных кнопок в системах...

В статье проанализированы методы построения устройств с бесконтактными кнопками. Бесконтактные кнопки представляют собой датчики, с помощью которых возможен набор информации. Используются для нескольких целей, таких как: защита информации, борьба с...

Исследование по определению пропускной способности...

ВПП — определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов. На каждом аэродроме должен быть определен его класс, а на многополосном аэродроме также класс каждой взлетно-посадочной полосы.

ILS и MLS — различия, преимущества и недостатки

В совокупности эти преимущества обеспечивают прибывающим самолетам большую операционную выгоду с точки зрения погоды и местоположения; в котором заход на посадку можно было перехватить с самых разных углов относительно взлетно-посадочной полосы...

Влияние авиации на окружающую среду и меры по ослаблению...

Самолеты загрязняют приземные слои атмосферы отработанными газами авиадвигателей, составляющие 87 % всех выбросов гражданской авиации.

Специалистами подсчитано, что выбросы вредных веществ в зоне аэропорта зависит от взлетно-посадочного цикла для...

Способы обеспечения продольной устойчивости самолетов типа...

Рассмотрены основные способы обеспечения устойчивого управления летательных аппаратов схемы «летательное крыло». Обоснованы сильные и слабые стороны компоновки типа «летательное крыло». Выделены перспективы применения летательных аппаратов схемы...

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Сразу же после оплаты. Моментально после онлайн-оплаты на сайте появится препринт вашей статьи (у вас будет ссылка на страницу с публикацией). Кроме этого, в личном кабинете сразу же появится справка на фирменном бланке издательства и свидетельство о публикации статьи.

Проблема аэропортов с малой интенсивностью полетов

 Прежде всего следует отметить, что в российском законодательстве отсутствует регламентированное определение аэропортов с низким пассажиропотоком или с небольшим количеством взлетно-посадочных операций, то есть аэропортов с малой интенсивностью...

Похожие статьи

Ключевые слова: аэропорт, самолеты, авария, птицы...

Главным достоинством является повышение безопасности самолетов на взлетно-посадочных полосах аэропорта и аэропортовой территории. Ключевые слова: аэропорт, самолеты, авария, птицы, орнитологическая служба, квадрокоптер.

Метод построения блока бесконтактных кнопок в системах...

В статье проанализированы методы построения устройств с бесконтактными кнопками. Бесконтактные кнопки представляют собой датчики, с помощью которых возможен набор информации. Используются для нескольких целей, таких как: защита информации, борьба с...

Исследование по определению пропускной способности...

ВПП — определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов. На каждом аэродроме должен быть определен его класс, а на многополосном аэродроме также класс каждой взлетно-посадочной полосы.

ILS и MLS — различия, преимущества и недостатки

В совокупности эти преимущества обеспечивают прибывающим самолетам большую операционную выгоду с точки зрения погоды и местоположения; в котором заход на посадку можно было перехватить с самых разных углов относительно взлетно-посадочной полосы...

Влияние авиации на окружающую среду и меры по ослаблению...

Самолеты загрязняют приземные слои атмосферы отработанными газами авиадвигателей, составляющие 87 % всех выбросов гражданской авиации.

Специалистами подсчитано, что выбросы вредных веществ в зоне аэропорта зависит от взлетно-посадочного цикла для...

Способы обеспечения продольной устойчивости самолетов типа...

Рассмотрены основные способы обеспечения устойчивого управления летательных аппаратов схемы «летательное крыло». Обоснованы сильные и слабые стороны компоновки типа «летательное крыло». Выделены перспективы применения летательных аппаратов схемы...

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Сразу же после оплаты. Моментально после онлайн-оплаты на сайте появится препринт вашей статьи (у вас будет ссылка на страницу с публикацией). Кроме этого, в личном кабинете сразу же появится справка на фирменном бланке издательства и свидетельство о публикации статьи.

Проблема аэропортов с малой интенсивностью полетов

 Прежде всего следует отметить, что в российском законодательстве отсутствует регламентированное определение аэропортов с низким пассажиропотоком или с небольшим количеством взлетно-посадочных операций, то есть аэропортов с малой интенсивностью...

Задать вопрос