Краеведческая деятельность в рамках внеучебной работы по истории — эффективное средство воспитания патриотизма (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (375) август 2021 г.

Дата публикации: 15.08.2021

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Пасько, В. В. Краеведческая деятельность в рамках внеучебной работы по истории — эффективное средство воспитания патриотизма (из опыта работы) / В. В. Пасько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 135-139. — URL: https://moluch.ru/archive/375/83636/ (дата обращения: 17.12.2024).



Известно, что к общечеловеческим ценностям и идеалам человек приходит путем приобщения к национальной культуре и воспитания патриотизма. Формирование у ребенка чувства сопричастности к своему народу невозможно без обращения к историческим корням и национальной культуре. Академик Д. С. Лихачев отмечал: «Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла». В национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности. Поэтому одной из целей учебной и внеучебной деятельности должно стать воспитание у молодого человека любви к национальной культуре.

В последние годы усилилось внимание нашего государства к проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания личности. Во вновь принятых ФГОСах задача нравственного воспитания проходит «красной нитью» через все разделы. Она установлена в качестве цели, ведущего направления процесса обучения и воспитания и, наконец, в качестве результата образовательной деятельности.

Стоит отметить, что новые образовательные стандарты базируются на классических идеях и продолжают традиции, которые уже сложились в отечественной школе. Это идеи системно-деятельностного подхода, идеи гуманизма, гражданственности, толерантности, сотрудничества, воспитания в труде и другие. Данные идеи получают новое звучание в связи с тем, что будущее государства зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. Только построенное на любви к своему народу и уважении к другим нациям общество может стать надежным барьером на пути такого опасного явления, как экстремизм во всех его проявлениях. Поэтому так важно сформировать у школьника поликультурное мировосприятие, построить обучение на принципах полисубъектности взаимодействия со средой и многомерности деятельности, в которую включается школьник.

Каким образом историческое образование может помочь ответить на данные вопросы, помочь школьнику стать патриотом, зрелым, самостоятельным, высоконравственным гражданином России, осознающим ответственность за настоящее и будущее своей страны, бережно относящимся к духовным и культурным традициям многонационального народа Российской Федерации?

На мой взгляд, педагогически правильно организованная деятельность подростков в системе учебной и внеучебной работы в рамках исторического образования и изучения краеведения является эффективным средством воспитания патриотизма и обязательным условием повышения эффективности усвоения национальных ценностей. Патриотизм должен стать для взрослеющего человека не просто словом, «кимвалом бряцающим», а проявляющей себя в реальных делах любовью к великой и малой Родине. Такой любви школьников лучше учить на жизненных примерах, во время простых, понятных, лишенных пафоса занятий. Этими делами могут быть, например, субботники по уборке мусора, помощь пожилым соседям, изучение истории и природы родного края, своей семьи, путешествия и походы, во время которых ребёнок не на словах, а воочию увидит, как прекрасна и могуча наша страна.

Это понимание пришло ко мне не сразу. Убеждение в необходимости изучения краеведческих аспектов истории началось во время учёбы и последующей работы в Новомосковском юридическом колледже. Тогда мне пришлось проводить мини-исследования по усвоению истории, результаты которых подтолкнули меня к осознанию очень важных проблем:

  1. Отсутствие у обучающихся стремления не только к самообразованию, но и отсутствие мотивации к занятиям в урочное время.
  2. Катастрофическая нехватка времени на более четкое и подробное объяснение каких-то событий, на выстраивание причинно-следственных связей тех или иных исторических явлений. И мы расставляем, как нам кажется, правильные акценты — уделяя «наиболее значимым темам» больше времени, иногда забирая время у тем, касающихся родного края.

Преподавание истории родного края в колледже и в средней общеобразовательной школе является непростой задачей. Сама дисциплина не представляется актуальной для обучающихся, и, хотя история края посвящена их малой Родине, региону, в котором живут ученики, получить должную отдачу от обучающихся бывает трудно. Учителю-историку необходимо каждый урок заинтересовывать учеников уникальным материалом.

С тем, чтобы выяснить, насколько эрудированы мои воспитанники в области природы, истории и культуры родного края я подготовил и провёл несколько мини-опросов. Первый из них назывался «Памятные места Тульской области». На вопрос о том, какие памятные места они знают, обучающиеся ответили достаточно полно, пытались продемонстрировать свои знания. Но когда они видели иллюстрацию с конкретными объектами, многие не смогли связать изображение достопримечательности с описанием и с показать её расположение на карте области.

При анализе мини-опроса «Новомосковцы, в честь которых названы улицы», выяснилось, что дети не видят связей между привычными названиями улиц города, например, улицы Садовского или улиц Кукунина, Шарова с реальными людьми, в честь которых эти улицы были названы, и их героическими биографиями.

Получив такие неутешительные результаты, встал вопрос — «Что делать?». Был найден ответ: «Нужно дать детям мотив, найти интерактивные формы работы, чтобы заинтересовать историей, но сделать это нужно исподволь, чтобы ребята не восприняли бы в штыки идею, навязанную извне». И именно внеурочные занятия мне помогли — во время работы в колледже мной совместно с коллегами неоднократно совершались многодневные походы не только по Тульской области, но и в отдалённые уголки страны. Во время уроков истории мне удалось заинтересовать ребят рассказами про поездки и постепенно прививать интерес к изучению истории родного края.

Представляю вашему вниманию краткую хронологию походов, совершенных группой преподавателей и обучающихся Новомосковского юридического колледжа.

Начиная с 2005 до 2014 года группа под руководством директора юридического колледжа Константина Алексеевича Макарова ежегодно совершала лодочные походы по рекам Дон и Ока и автопробеги по необъятной территории нашей страны. Походы осуществлялись как воспитательные и образовательные мероприятия с краеведческим компонентом. Каждый день любого похода приносил новые знания об окружающих местах, которые были пропитаны историей прошлых лет, памятью о великих событиях и красотой русской природы.

Ребята получали навыки общения, взаимопонимания и взаимопомощи, прикладные знания о поведении на природе, взаимодействии друг с другом, знания, которые невозможно получить, сидя за партой.

Как в любой образовательной деятельности походы протекали по принципу от простого к сложному. Сначала походы были короткие и простые, с каждым годом всё более усложняясь.

Лодочный поход по Дону был поделен на несколько этапов, которые мы преодолевали в течении пяти лет, начиная с 2005 года: на первом этапе мы прошли на лодках от слияния рек Непрядвы и Дона до Прощеного колодца, где по преданию князь Дмитрий Донской и его войны омывали раны после Куликовской битвы.

Второй этап проходил по территории Липецкой области в достаточно сложных условиях: реку перегораживало большое количество насыпных мостов, приходилось вытаскивать лодки на берег, разгружать их и обносить мосты, то есть переносить лодки со снаряжением по берегу. В Воронежской области, там, где Дон становится судоходным, появилась возможность использовать моторы.

3 июля 2010 года мы прибыли к Цимлянскому водохранилищу: начался последний этап сплава. Самая большая трудность возникла при прохождении гидроузла: огромного каменного мешка, где вода поднимается и опускается на 4 метра для прохождения барж и речных танкеров. И вот 8 июля наша команда достигла места впадения реки Дон в Азовское море! Мы прошли Дон от истока до устья!

В 2011 году состоялся автопробег протяженностью 8 тысяч километров на Алтай, участники которого посетили родное село Василия Макаровича Шукшина Сростки, где проходил Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае».

В 2012 году совершён автопробег «Новомосковск-Волгоград-Астрахань», его цель — почтить память погибших в сражениях Великой Отечественной войны солдат, посетить мемориальный комплекс на Мамаевом Кургане, возложить цветы к памятникам воинам-защитникам Сталинграда. Эмоции захлестывали нас через край. Вечером, осмысливая увиденное у костра, участники пробега вспоминали рассказы своих бабушек и дедушек о войне.

В конце июня-начале июля 2013 года был осуществлён первый этап лодочного похода по реке Оке, от села Иваньково Мценского района Орловской области до города Белёва Тульской области. Река Ока в Орловской области хоть и широка, но изобилует корягами, завалами, перекатами, низкими мостами, это очень усложняло речное путешествие. Дополнительную проверку на прочность добавила дождливая погода: поначалу ребята вели дневник путешествия, но на третий день пошёл настолько сильный ливень, что журнал превратился в комок бумаги. Дождь сопровождал путешественников на протяжении всего похода, но боевой дух ребят на сломил!

В этом же 2013 году мы, шестеро молодых новомосковцев во главе со своим руководителем и идейным вдохновителем К. А. Макаровым, проехали двадцать тысяч километров на обычной «ГАЗели», чтобы увидеть свою мечту — Дальний Восток. Из Новомосковска выехали 23 июля, а вернулись 15 августа. Из двадцати дней нашего путешествия мы провели только один день на острове Русский, день во Владивостоке и полдня в Находке, а все остальные — в пути.

Конечно, по дороге мы останавливались в местах, которые нам очень хотелось увидеть. Сильнейшее впечатление на нас произвело озеро Байкал, вода в котором такая прозрачная, что её можно пить прямо из озера! Заезжали мы и на озеро Хасан, что расположено на юго-востоке Приморского края у границ с Китаем и Кореей. Проехали мы и по легендарной дороге Чита-Хабаровск, там, где Путин на «Ладе Калине» проезжал.

В 2014 году сплав по Оке продолжился от Белёва до Калуги, необходимо было преодолеть 160 километров извилистой реки с бесконечными перекатами и водоворотами. Занимательной особенностью этого этапа стал тот факт, что мы не пользовались электронным и механическими часами, а определяли время по солнцу, и нас удивило, что обычно расхождение во времени составляло не более 10 минут.

В 2014 году мы совершили ещё одно удивительное путешествие — путешествие на Соловецкий архипелаг.

Несколько раз за время наших странствий мы хотели попасть на Соловецкие острова. Но…не получалось. А вот в 2014 году нам помог настоящий помор из маленького города Кемь, что в Карелии. Три часа на рыбачьем катере по бурным волнам, под дожем и на пронизывающем ветру — и вот они, Соловки!

Соловецкий архипелаг — это группа островов в северной части Онежского залива Белого моря. Находятся в 165 км южнее линии полярного круга. Соловки известны уникальным собранием каменных памятников первобытной культуры: лабиринты, святилища, курганы и стоянки древних людей. Однако главное место притяжения на Соловках — Соловецкий монастырь, основанный в 1420–1430 годах. Монастырь быстро стал одним из самых крупных экономических и культурных центров Русского севера. С конца 16 в. монастырь становится сильной крепостью, на которую возлагается обязанность защиты северо-западных рубежей России. Иван Грозный даже жалует монастырю артиллерию, а позже по указу царя Фёдора Ивановича начинается строительство каменных стен. Стены строились 10–12 лет, высота их достигала 11 метров. Сложно представить, как огромные валуны весом в 5–6 тонн вручную поднимали на высоту трёх-четырёх метров! Выше камни уменьшались, и стена становилась тоньше. Наверху стен были устроены крытые галереи с бойницами, чтобы отбиваться от неприятеля.

В 1920 году монастырь был закрыт, а через три года на его месте был основан крупнейший для тех времён Соловецкий лагерь особого назначения. Храмы и скиты были превращены в тюрьму, имущество и иконы были утеряны, разграблены, вывезены в музеи, фрески уничтожены. Десятки тысяч людей погибли там в тридцатые годы ХХ века.

С 1992 года в старых стенах возрождён Спасо-Преображенский мужской монастырь, который сегодня и оплот православия, и исторический памятник, и объект внимания туристов.

Мы побывали в морском музее на острове, где реставрируют и воспроизводят старинные корабли. Около музея на воде стоит целая флотилия кораблей, воссозданных по старинным чертежам.

Конечно, чтобы рассказать обо всех походах, совершённых мной, моими друзьями и коллегами из юридического колледжа, потребуется намного больше времени и места, поэтому я поделился лишь малой частью информации о наших путешествиях, сплавах и автопробегах.

Трудно переоценить значимость этих походов в формировании гармонично развитой личности, становлении характера, поскольку за время, проведённое в походах, обучающиеся получили массу прикладных навыков, выросли эмоционально, стали уверенными в себе, самостоятельными, ответственными, познакомились с историей родного края. В них проснулся интерес к более углубленному изучению истории.

Получив в этих походах такой многообразный опыт, я увидел положительные стороны и позитивные результаты взаимодействия и взаимодополнения урочной и внеурочной деятельности. Ребята стали активно участвовать в проектной деятельности, подготавливали исследовательские работы по истории Тульской области, участвовали в исторических викторинах, с большой охотой помогали готовится к туристическим поездкам и лично в них участвовали.

Другой формой моей краеведческой деятельности было участие в краеведческих чтениях, которые более десяти лет организует и проводит Новомосковская библиотечная система. География участников чтений обширна, в работе чтений принимают участие библиотечные и музейные работники, преподаватели и студенты высших и средних профессиональных образовательных заведений, учителя и учащиеся школ из Новомосковска, Узловой, Донского, Тулы и Москвы.

В октябре 2017 года в Центральной городской библиотеке проходили IX межрегиональные краеведческие чтения «Тульский край из века в век». Я подготовил выступление на тему «Российские императоры и Тульский край», опубликованное в сборнике, изданном по итогам краеведческий чтений: Тульский край из века в век: IX межрегиональные краеведческие чтения, посвящённые Году экологии, 240-летию со дня образования Тульской губернии, 80-летию со дня образования Тульской области: Новомосковск, 24–27 октября 2017 г. — Тула: ТППО, 2017. — 319 с.

В следующем, 2018 году, я продолжил изучение темы взаимодействия первых лиц нашего государства с Тульским краем и выступил на X межрегиональных краеведческих чтениях «Тульский край в прошлом, настоящем и будущем», посвященных 310-летию со дня утверждения Тульской губернии, 240-летию со дня утверждения гербов городов Тульского наместничества, 100-летию ВЛКСМ, с докладом «Руководители советского и российского государства в Новомосковске». По итогам этих юбилейных краеведческих чтений также был издан сборник: Тульский край в прошлом, настоящем и будущем: X межрегиональные краеведческие чтения: Новомосковск, 23–26 октября 2018 года. — Тула: ТППО, 2018. — 257 с., в котором опубликована моя статья.

Новомосковские краеведческие чтения играют существенную роль в развитии краеведческого движения в нашем регионе. За одиннадцать лет заслушано 420 докладов, в которых представлен ценнейший материал об истории, природе и культуре нашей области. И я горд, что частица моего труда есть в большом деле изучения истории Тульского края.

В 2021 году исполняется 90 лет со дня основания нашего города Новомосковска (Сталиногорска), в связи с этим актуальность краеведческой исследовательской деятельности ещё более возросла, и я надеюсь выступить в этом юбилейном для Новомосковска году на краеведческих чтениях вновь.

Известно, что процесс воспитания — есть процесс непрерывный и целостный, но во внеурочное время, когда учитель выступает в роли воспитателя, старшего помощника, он может открыть детям целый мир знаний и ценностей, о которых невозможно сказать на уроке. И те знания, навыки и умения, которые ученик получает на уроке, учитель-воспитатель закрепляет во внеурочной деятельности: через игру и организацию досуга, через индивидуальную работу при самоподготовке, которая тесно связана с урочной деятельностью. Таким образом, происходит не просто взаимосвязь, а взаимообогащение урочной и внеурочной деятельности школьников, возрастает эффективность усвоения школьниками знаний и моральных ценностей.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что краеведческая деятельность является эффективным средством патриотического воспитания и помогает:

– воспитывать заботливое отношение к природе, историческому и культурному наследию;

– приобщать к историко-исследовательской деятельности, сохранности исторической памяти нашего народа;

– совершенствовать духовно-нравственные, моральные и культурные свойства личности,

– развивать социальную компетентность, гражданскую активность.

Ребенок всегда ждет от учителя новых, интересных сведений, расширяющих его горизонты. Поэтому наша задача, задача педагогов, — работая в педагогически продуманной системе взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, постараться увлечь ребенка, «замотивировать» его, показать необходимость и, в то же время, увлекательность изучения истории, в том числе истории малой родины. Только таким образом возможно наиболее полно реализовать потенциал исторического образования и воспитать настоящих патриотов.

Приложение 1

Мини-опрос «Памятные места Тульской области»

  1. Назови памятные места и достопримечательности Тульской области, которые ты знаешь.

__________________________________________________________________

  1. Какая главная достопримечательность города Новомосковска?

– детская железная дорога;

– исток реки Дон;

– памятник «Катюше»;

– Свято-Успенский мужской монастырь.

  1. Что изображено на гербе нашей области?

– золотая хлебная мера;

– серебряные мечи и золотые молотки;

– чёрный с золотым клювом и лапами орёл;

– сталелитейный ковш.

  1. Какие достопримечательности нашего края ты посоветовал бы посетить гостям из других городов и областей?

__________________________________________________________________

  1. Путешествуешь ли ты с семьей по Тульской области?

– да, часто;

– да, редко;

– не путешествую.

Приложение 2

Мини-опрос «Новомосковцы, в честь которых названы улицы города»

  1. Знаешь ли ты знаменитых земляков?

– не знаю;

– знаю (укажите, кого) ______________________________________

__________________________________________________________________

  1. Какой подвиг совершил С. А. Кукунин, в честь которого названа улица?
  2. Чем известен С. В. Садовский, в честь которого названа одна из центральных улиц?
  3. Кто такой Никита Ефимович Дёмкин, в честь которого названа улица, на которой располагается наша школа?
  4. Почему улица Бережного раньше называлась Почтовой?

Литература:

  1. Пасько, В. В. Российские императоры и Тульский край / В. В. Пасько. — Текст: непосредственный // Тульский край из века в век: IX межрегиональные краеведческие чтения…: Новомосковск, 24–27 октября 2017 г. — Тула, 2017. — С. 169–177.
  2. Пасько, В. В. Руководители советского и российского государства в Новомосковске / В. В. Пасько. — Текст: непосредственный // Тульский край в прошлом, настоящем и будущем: X межрегиональные краеведческие чтения: Новомосковск, 23–26 октября 2018 г. — Тула, 2018. — С. 166–174.
  3. Вдоль по Дону. — Текст: непосредственный // Тульские известия. — 2010. — № 147. — С. 1.
  4. Кучерова, М. Новомосковцы побывали на родине Василия Шукшина / М. Кучерова, В. Пасько — Текст: непосредственный // Слобода. — 2011. — № 32. — С. 57–59.
  5. Тимофеева, Л. Новомосковцы доплыли по Дону до Азовского моря! / Л. Тимофеева. — Текст: непосредственный // Слобода. — 2010. — № 36. — С. 57.
  6. Тимофеева, Л. Новомосковцы покорили Японское море и остров Русский / Л. Тимофеева, В. Пасько. — Текст: непосредственный // Слобода. — 2013. — № 36. — С. 56–57.
  7. Ларин, И. По Поясу Богородицы / И. Ларин. — Текст: непосредственный // Новомосковская правда. — 2013. — № 28. — С. 8.
  8. Пасько, В. Флаг Новомосковска над Беломорским архипелагом / В. Пасько — Текст: непосредственный // Новомосковская правда. — 2014. — № 38 — С. 19–20.
  9. Поярков, В. От Белёва до Калуги по красавице Оке / В. Поярков. — Текст: непосредственный // Новомосковская правда. — 2014. — № 29. — С. 18.
  10. Шведков, Е. По следам героизма и святости / Е. Шведков. — Текст: непосредственный // Новомосковская правда. — 2012. — № 50. — С. 1.
Основные термины (генерируются автоматически): Тульская область, Тульский край, Новомосковск, родной край, национальная культура, Ока, поход, внеурочная деятельность, историческое образование, малая родина.


Похожие статьи

Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы)

Познавательный интерес детей дошкольного возраста — платформа успешного обучения в школе (из опыта работы)

Детская художественная литература о природе как средство воспитания экологической культуры у детей подготовительной к школе группы (из опыта работы)

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде (из опыта преподавания иностранного языка в техническом вузе)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Похожие статьи

Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы)

Познавательный интерес детей дошкольного возраста — платформа успешного обучения в школе (из опыта работы)

Детская художественная литература о природе как средство воспитания экологической культуры у детей подготовительной к школе группы (из опыта работы)

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде (из опыта преподавания иностранного языка в техническом вузе)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Задать вопрос