Виктимность несовершеннолетних при вовлечении их в совершение антиобщественных действий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №33 (375) август 2021 г.

Дата публикации: 16.08.2021

Статья просмотрена: 487 раз

Библиографическое описание:

Загуменных, М. А. Виктимность несовершеннолетних при вовлечении их в совершение антиобщественных действий / М. А. Загуменных, В. В. Денисович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/375/83635/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье авторы характеризуют влияние психофизиологических и социальных факторов на процесс виктимизации несовершеннолетних при вовлечении их в совершение антиобщественных действий.

Ключевые слова: несовершеннолетние, антиобщественные действия, виктимность, возрастная психология, криминология, фактор виктимизации.

Виктимность, с точки зрения криминологии, — это повышенная способность лица, в силу ряда объективных обстоятельств и его субъективных признаков становиться объектом преступных посягательств.

В силу психофизиологических особенностей и социальных ролей дети и подростки обладают повышенной виктимностью.

С целью всесторонней характеристики личности несовершеннолетней жертвы вовлечения в совершение антиобщественных действий мы изучили:

– возрастные особенности детей и подростков;

– психологические качества личности несовершеннолетних и особенности их психического развития;

– особенности социализации несовершеннолетних (роль семьи, ближайшего окружения и системы образования);

– массовые факторы виктимизации несовершеннолетних.

Возрастная психология, педагогика и криминология предлагают различные классификации детского, подросткового и юношеского возраста. Основываясь на концепции «критических периодов», мы выделили следующие возрастные группы с характерными для них виктимологическими рисками: младший школьный возраст (6–9 лет), младший подростковый возраст (10–13 лет), старший подростковый возраст (14–15 лет), ранний юношеский возраст (16–17 лет) [6].

Младший школьный возраст (6–9 лет) характеризуется развитием высших психических функций и личности в целом в рамках учебной деятельности, ведущей деятельности этого периода. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма, к 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения. Возрастает подвижность нервных процессов, отмечается равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют, чем определены такие характеристики младших школьников, как непоседливость и повышенная эмоциональная возбудимость. К концу младшего школьного возраста особое значение начинает приобретать мнение сверстников, ребенок начинает стремиться завоевать признание товарищей, что является определяющим фактором их вовлечения в совершение антиобщественных действий.

Важнейшей особенностью подросткового возраста является принадлежность подростка и к миру детей, и к миру взрослых.

Младший подростковый возраст (10–13 лет) — это период физиологической перестройки организма, для него характерно интенсивное развитие желез внутренней секреции, ведущее к диспропорции в физической конституции. Процесс самоконтроля в младшем подростковом возрасте находится на низком уровне. Дети в этом возрасте достаточно раздражительны, настроение их часто меняется, симпатии и антипатии основываются только на эмоциональном восприятии собеседника. Стремление к свободе, самостоятельности и самоутверждению в совокупности с противостоянием по отношению к родителям и педагогам, с их чрезмерной опекой или наоборот, невнимательностью к подросткам, является ключевым фактором в механизме вовлечения детей, в возрасте от 10 до 13 лет, в совершение антиобщественных действий.

Старший подростковый возраст (14–15 лет) характеризуется интенсивным половым развитием, что является причиной нестабильности эмоционального фона подростков. Несовершеннолетние в этот период нуждаются в эмоциональной поддержке, дружбе и испытывают острую потребность в групповом общении. Чувство взрослости, находящее свое выражение в курении табака и употреблении подростками психоактивных веществ, является определяющим в девиантном поведении несовершеннолетних 14–15 лет. Состояние алкогольного, токсического или наркотического опьянения создает мнимое ощущение решения всех проблем и способствует понижению неуверенности и тревоги, которые свойственны этому возрастному периоду. Формирование сексуального мировоззрения, отсутствие надлежащего контроля и полового воспитания со стороны взрослых ведет к подростковой гиперсексуальности, раннему началу половой жизни, беспорядочным сексуальным контактам и вовлеченности в занятие проституцией и порнографией.

Ранний юношеский возраст (16–17 лет) характеризуется завершением роста и развития организма, усиленным вниманием несовершеннолетнего к себе и своим жизненным перспективам, в силу чего нередки нервные срывы из-за колоссального нервного перенапряжения, связанного с потерей душевного равновесия или осознанием собственной индивидуальности и неповторимости. В этом возрасте авторитет родителей зависит от степени доверительности отношений с несовершеннолетним, друзья «выходят на первый план». Среди причин вовлеченности в совершение антиобщественных действий юношей и девушек в возрасте 16–17 лет можно выделить: желание испытать новые ощущения, следовать моде или традициям подростковой группы, влияние друзей и знакомых, желание забыться и уйти от текущих проблем.

С точки зрения психологических качеств личности несовершеннолетних и особенностей их психического развития отметим:

– во-первых, дети и подростки — обладатели холерического и меланхолического темперамента — обладают повышенной виктимностью, в первом случае это связано с низкой способностью к саморегуляции, вспыльчивостью и жаждой риска, во втором случае — с интровертированностью и эмоциональной нестабильностью;

– во-вторых, отклонения психического развития несовершеннолетних, в том числе эмоциональные расстройства (депрессии и тревожность), поведенческие расстройства (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и психотические изменения (бредовые расстройства и галлюцинации) являются детерминантами их вовлечения в совершение антиобщественных действий;

– в-третьих, порядка 10–20 % детей и подростков во всем мире имеют нарушения психического развития, которые не диагностированы и не сопровождаются необходимым лечением, по данным всемирной организации здравоохранения.

Рассматривая влияние процесса социализации несовершеннолетних в структуре формирования их виктимности, отметим, что семья, будучи ключевым звеном социальной адаптации детей и подростков, обладает значительным виктимогенным потенциалом. Базовыми детерминантами нестабильности семьи как социального института являются: низкая материальная обеспеченность семьи и неблагополучное семейное поведение.

Материальное неблагополучие, определяющее, в подавляющем большинстве случаев, повышенную трудовую занятость родителей, негативно отражается на их возможности уделять достаточное внимание вопросам воспитания детей и подростков, контролю их местонахождения и круга общения, что не позволяет должным образом обеспечить безопасность несовершеннолетних. В таких условиях, дети склонны к бесцельному времяпрепровождению и попаданию в неформальные асоциальные компании.

Нельзя не отметит уязвимость, с виктимологической точки зрения, неполных семей, поскольку трудность осуществления воспитательных функций одним родителем, зачастую матерью, объясняет попадание подростков под влияние взрослого вовлекателя, компенсирующего отсутствие отцовского авторитета.

Не менее важная роль в ходе социализации несовершеннолетних отведена системе образования, формирующей у человека ценностные ориентации, мотивы и цели деятельности, привычки и правила поведения.

По оценкам криминологов, чем выше образовательный уровень индивида, тем реже у него формируются антиобщественные взгляды, и наблюдается их проявление.

Обратные же характеристики присущи такому контингенту несовершеннолетних, в педагогике который определяют как «трудновоспитуемые дети». Их незанятость в образовательном процессе образует пустоту социальной активности, заполняемую участием в неформальных группах асоциальной направленности.

Особенности взаимоотношений несовершеннолетних в семье и их ближайшем окружении определяются в качестве факторов виктимизации на индивидуально-групповом уровне.

Особое внимание в процессе изучения виктимизации несовершеннолетних необходимо уделить и влиянию политических, социально-экономических и культурно-информационных явлений в обществе.

К политическим факторам виктимизации относят: нестабильность политической деятельности и общественную оценку деятельности политиков и государственных институтов, коррумпированность государственных служащих и необустроенность межгосударственных границ, приводящая к вооруженным столкновениям и конфликтам.

К социально-экономическим факторам виктимизации относятся: высокий уровень дифференциации населения по уровню доходов, дисфункции социально-экономических институтов и миграция.

Согласно данным мониторингового исследования ВЦИОМ на тему социального самочувствия россиян по итогам сентября 2020 года:

– россияне оценивают материальное положение своей семьи преимущественно как среднее — 60 %, как хорошее — 15 %;

– скорее удовлетворены своей жизнью — 46 % россиян, еще 30 % заявили, что текущий уровень жизни их отчасти устраивает, отчасти нет, о полной неудовлетворенности сообщили 23 % соотечественников;

– более половины россиян предполагают, что экономический кризис еще ожидает нас впереди — 60 %, при этом 15 % считают, что худший период мы переживаем сейчас, а 16 % — что он уже миновал [1].

Особым виктимогенным потенциалом обладает уровень занятости населения экономической деятельностью и безработица. По официальным данным Федеральной службы государственной статистики РФ, число безработных с 2012 года достигло максимального значения в мае 2020 года — 6,1 % всей рабочей силы, т. е. около 4,5 млн. россиян. Экономические трудности воздействуют на сознание несовершеннолетних, формируя у них чувство тревоги, фрустрации и неуверенности в будущем [5].

Согласно исследованию В. П. Гамаюновой, миграционные процессы являются ведущим фактором виктимизации населения и отдельных его социальных групп. Наиболее виктимными, являются мигранты, допущенные к въезду в страну из гуманитарных соображений, например, беженцы, в силу материального неблагополучия и сложностей интеграции в культурном пространстве места пребывания [3].

Культурно-информационные факторы также сказываются на виктимизации несовершеннолетних.

Средства массовой информации, характеризующиеся криминальной тематикой, культом материализма, сексуальной и нравственной вседозволенностью, способствуют преломлению главного защитного механизма психического здоровья несовершеннолетних — стыда, и формированию асоциальных установок детей и подростков.

В заключение, проанализировав детерминанты виктимности несовершеннолетних при вовлечении их в совершение антиобщественных действий, обратимся непосредственно к механизму виктимизации, который представляет собой следующую систему событий:

  1. Деформация политических, социально-экономических или культурно-информационных условий на макроуровне.
  2. Деформация микросреды (семейных отношений, взаимоотношений внутри ближайшего окружения или в образовательном пространстве).
  3. Деформация ценностных ориентации и установок несовершеннолетних.
  4. Возникновение мотивации несовершеннолетнего к совершению им антиобщественных действий.

Литература:

  1. Аналитический обзор «Социальное самочувствие россиян: мониторинг» [Электронный ресурс] // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/soczialnoe-samochuvstvie-rossiyan-monitoring (дата обращения: 24.11.2020).
  2. Вишневецкий, К. В. Виктимизация: факторы, условия, уровни // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 4. — с. 226–227.
  3. Гамаюнова, Ю. П. Влияние социальной миграции на криминогенную виктимизацию населения // Краснодарский университет МВД России. — 2015. — № 3. — с. 74–76.
  4. Комарницкий, А. В. Личность несовершеннолетней жертвы преступления в контексте виктимологической защиты // Юридическая мысль. — 2013. — № 3 (77). — с. 28–38.
  5. Статья «Безработица в Росси выросла до максимума за восемь лет» информационного агенства «РосБизнесКонсантинг» [Электронный ресурс] // URL: https://rbc.ru/economics/19/06/2020/5eecd9db9a7947e77b3bc058 (дата обращения: 18.11.2020).
  6. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / Шаповаленко, И.В. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ближайшее окружение, действие, младший подростковый возраст, младший школьный возраст, подросток, совершение, возрастная психология, материальное неблагополучие, ранний юношеский возраст.


Похожие статьи

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует...

Психолого-педагогические особенности лиц младшего...

- у учащихся младшего подросткового возраста возможно формирование теоретического мышления; - учебная и игровая деятельность младших подростков очень близки и отличаются только своим мотивом; - мнение товарищей для младших подростков гораздо более значимо...

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

Л. И. Божович признает юношеский возраст как старший школьный, и уделяет особое значение мотивационной сфере личности: старшеклассник стремится найти свое место в жизни и внутренней позиции, в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, которое влияет...

Психологические особенности развития личности в младшем...

Возрастная норма эмоциональной жизни ребенка младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в

Именно в период младшего школьного возраста самооценка получает свое развитие за счет...

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы...

В возрастных границах юности принято выделять раннюю юность (старший школьный возраст) и позднюю юность, однако хронологические рамки этих периодов жизни индивида будут несколько отличаться у представителей различных психологических школ.

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности

Младший школьный возраст связан с обучением учащихся в начальных классах.

Старший школьный возраст - это период ранней юности

Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам.

Особенности развития младших школьников в сравнении со...

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний. Подражать во многих действий и высказываниях — важное условие умственного развития в эти годы. Каждое из отмеченных свойств выступает у младших школьников главным образом своей...

Особенности развития личности в подростковом возрасте

Подростковый возраст — это возраст врастания в культуру, один из этапов формирования личности, а для формирования

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер

Похожие статьи

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует...

Психолого-педагогические особенности лиц младшего...

- у учащихся младшего подросткового возраста возможно формирование теоретического мышления; - учебная и игровая деятельность младших подростков очень близки и отличаются только своим мотивом; - мнение товарищей для младших подростков гораздо более значимо...

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

Л. И. Божович признает юношеский возраст как старший школьный, и уделяет особое значение мотивационной сфере личности: старшеклассник стремится найти свое место в жизни и внутренней позиции, в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, которое влияет...

Психологические особенности развития личности в младшем...

Возрастная норма эмоциональной жизни ребенка младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в

Именно в период младшего школьного возраста самооценка получает свое развитие за счет...

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы...

В возрастных границах юности принято выделять раннюю юность (старший школьный возраст) и позднюю юность, однако хронологические рамки этих периодов жизни индивида будут несколько отличаться у представителей различных психологических школ.

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности

Младший школьный возраст связан с обучением учащихся в начальных классах.

Старший школьный возраст - это период ранней юности

Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам.

Особенности развития младших школьников в сравнении со...

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний. Подражать во многих действий и высказываниях — важное условие умственного развития в эти годы. Каждое из отмеченных свойств выступает у младших школьников главным образом своей...

Особенности развития личности в подростковом возрасте

Подростковый возраст — это возраст врастания в культуру, один из этапов формирования личности, а для формирования

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер

Задать вопрос