Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (375) август 2021 г.

Дата публикации: 16.08.2021

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Шерстнева, К. В. Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов / К. В. Шерстнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/archive/375/83404/ (дата обращения: 26.01.2022).



В рамках сложившегося подхода к образованию в наши дни, можно выделить несколько видов деятельности, характерных для компонентов образовательной среды: это и, непосредственно, сам учебный процесс, и организация деятельности групп продлённого дня, и общешкольные мероприятия, индивидуальная работа с учениками и, конечно, воспитательный аспект работы педагога начальных классов. Среди этих пунктов нет организации учителем внеурочной деятельности, так как она фактически не стандартизирована в рамках ФГОС. Безусловно, такая деятельность не становится основополагающей для учителя, но это не умаляет её значимости в решении учебных вопросов, которые невозможно решить на уроке.

Поэтому совершенно точно можно говорить о том, что внеурочная деятельность является особым видом деятельности, реализуемая в соответствии с требованиями ФГОС, решающая конкретные образовательные задачи и осуществляемая по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное.

А. К. Маркова рассматривает проблему профессиональной компетентности через определение её особенностей: компетентность представляет собой сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно компетентность и не сводится к образованности человека [1].

Профессиональная компетентность является качеством, формирующимся в образовательном процессе, поэтому мы рассматриваем профессиональную компетентность педагога как субъектное качество, проявляющееся в проектировании и реализации деятельности с учетом квалификационных требований.

Таким образом, под педагогической компетентностью учителя можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности [2].

В этом ключе особенно интересен термин «креативная компетенция», который впервые был использован американским ученым Джозефом Чилтоном Пирсом и означал творческое освоение окружающего мира. Понятие «креативная компетентность» было введено в научный обиход Р. Эпстайном и означало готовность адаптивно применять полученные знания, дополнять систему знаний самостоятельно и стремление к самосовершенствованию [3].

В связи с реформированием системы образования все чаще поднимается вопрос об оптимизации образовательного пространства. Ведущую роль в этом процессе, безусловно, играет учитель. Именно поэтому во многих научных исследованиях предпринимается попытка выделить оптимальный набор характеристик, позволяющих учителю быть успешным в современном нестабильном образовательном пространстве.

Можно предположить, что одной из ведущих характеристик, необходимых педагогу, выступает креативная компетентность, которая может быть реализована во всех направлениях внеурочной деятельности. Она позволяет учителю использовать разнообразные стратегии при решении проблемных педагогических ситуаций, вариативно применять современные образовательные технологии и методики, избегать однообразия и рутины вне урочных занятий. Также она способствует профессиональному росту, стремлению к самосовершенствованию, а также препятствует профессиональному выгоранию [4].

Почему это особенно касается педагогов начальной школы? Как считает П. Торренс, пики в развитии креативности приходятся именно на младший школьный возраст. В этом возрасте ведущая учебная деятельность шагает рука об руку с игровой деятельностью, посредством которой компетентный педагог может существенно улучшить качество получаемых знаний на уроках через внеурочную деятельность учащихся. Следовательно, педагоги должны владеть знаниями, умениями, навыками и инструментарием в области развития креативности у учащихся — другими словами, проявлять профессиональную компетентность в этом вопросе. В таком случае внеурочная деятельность сама по себе становится одной из важнейших компетенций учителя начальных классов, значимость которой не меркнет на фоне остальных базовых компетенций педагога.

Особенности организации внеурочная деятельности в начальной школе заключены в соблюдении ряда обязательных принципов. Например, принцип гуманистической направленности, в котором в начальной школе в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживается проявление индивидуальности младших школьников.

Через принцип системности важно установить взаимосвязь между всеми участниками внеурочной деятельности — родителями, социальными партнёрами, педагогами, остальными учениками, формируя тем самым у ребёнка целостное представление и отношение к окружающей действительности.

Очень важен в организации внеурочной деятельности младших школьников принцип вариативности, предоставляющий детям возможности свободного выбора и добровольности участия в предложенных мероприятиях. Этот принцип позволяет осуществить пробу своих сил и способностей в нескольких видах деятельности, что очень важно и актуально для ребёнка младшего школьного возраста.

Обязательно стоит упомянуть принцип креативности для поддержания развития творческой активности детей и принцип социальной значимости, так как в рамках формирующейся самооценки очень важно, чтобы достигаемые ребёнком результаты были представляли ценность не только для него самого, но и для окружающих [5].

Проявление профессиональной компетенции педагога в организации внеурочной деятельности может проявляться в выборе форм её реализации. Это могут быть различные организационные формы: предметные кружки, научно-исследовательское общество учеников, факультативы. Возможные формы проблемно — ценностного общения, такие как дискуссии, тематические диспуты, этические беседы. Для младших школьников очень актуальны формы социального творчества трудовой, экологической, патриотической направленности [6]. Поэтому обоснованный выбор педагогом наиболее эффективного варианта реализации внеурочной деятельности детей может стать опорным моментом проявление его профессиональной компетенции.

Таким образом, выделяя особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе как профессиональную компетенцию учителя, мы сочли необходимым выделить ряд ее содержательных особенностей. Итак, компетентный педагог начальных классов обязан:

— знать сущность понятия «внеурочная деятельность», её формы, цели, содержание, методы и средства реализации;

— уметь определять эффективные формы, методы и средства организации этой деятельности (содержание внеклассных занятий и формы их организации всегда должны быть интересны учащимся);

— при осуществлении внеурочной деятельности обеспечить соблюдение вышеупомянутых принципов (системности, социальной значимости, гуманности и пр.);

— учитывать психологические и возрастные особенности личности в младшем школьном возрасте — ключевой особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе (предлагаемый ученикам материал должен быть доступен им по возрасту и уровню развития);

— осуществлять прогноз и проектирование, уметь диагностировать педагогическую ситуацию;

— уметь выстроить внеурочную деятельность так, чтобы она, углубляя и расширяя знания учащихся, не отвлекала их внимание от основного содержания учебной программы;

— обеспечить глубокую связь индивидуальной, коллективной и групповой работы во внеурочной деятельности младших школьников с целью поддержки проявлений индивидуальности и формирования и сплочения коллектива класса;

— соблюдать продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество;

— знать сущностную характеристику психолого-педагогических основ организации внеурочной деятельности и приоритетные пути её реализации.

Литература:

  1. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: изд. центр «Академия», 2000. — С. 62.
  2. Корнилова Л. В. Компетентности учителя начальной школы, обусловленные введением требований ФГОС НОО // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — № 3. — 2011. — С. 131–135.
  3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. — М.: Изд. центр «Академия», — 2002. — 320 с.
  4. Суняйкина Т. В., Сергиенко Ю. А. Особенности креативной компетентности учителей начальных классов // Концепт. — 2015. — № 7. — С. 1–7.
  5. Сарсембенова Г. Д., Абилхаева А. Д. Особенности организации внеурочной работы в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — № 21. — С. 916–919.
  6. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 233 c.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, начальная школа, младший школьный возраст, профессиональная компетентность, компетентный педагог, особенность организации, педагог, принцип, социальная значимость.


Задать вопрос