Методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (374) август 2021 г.

Дата публикации: 07.08.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Байкина, Н. В. Методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела / Н. В. Байкина, В. Н. Михелькевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 32 (374). — С. 72-73. — URL: https://moluch.ru/archive/374/83542/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается разработанная и успешно апробированная методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела.

Ключевые слова: методика, структурирование, совокупность профессиональных информационно-аналитических компетенций, специалисты таможенного дела.

Некоторые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС) по техническим и социально-экономическим направлениям подготовки бакалавров / специалистов содержат большое число профессиональных компетенций по наиболее характерным видам профессиональной деятельности, которыми должны овладеть студенты в процессе освоения основных образовательных программ. Так, например, ФГОС-3 по подготовке специалистов по специальности «Таможенное дело» содержат одиннадцать профессиональных компетенций только по одному виду их будущей профессиональной деятельности — информационно-аналитической и научно-исследовательской [1].

Приведем дефиниции этих компетенций:

– владение навыками применения в таможенном деле информационных технологий, средств обеспечения их функционирования;

– владение навыками применения методов сбора и анализа данных таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики для принятия управленческих решений во внешнеторговой деятельности и деятельности таможенных органов;

– владение навыками обеспечения информацией в области таможенного дела государственных органов, организаций и отдельных граждан и информационной поддержки внешне торговой деятельности на территории России;

– умение использовать информационные системы и информационное сопровождение в профессиональной деятельности;

– владение навыками использования электронных способов обмена информацией и средств их обеспечения, применяемых таможенными органами;

– владение навыками методами анализа финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД;

– владение навыками методикой расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов;

– владение навыками анализа и прогнозирования поступления таможенных платежей в бюджет государства;

– умение разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в сфере таможенного дела;

– умение проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности и оценивать полученные результаты;

– умение представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах.

Анализ представленных выше дефиниций свидетельствует, что подавляющее большинство из них описывают не целостную, обобщенную компетенцию, а лишь какую-то ее часть, какой-то ее фрагмент. Фрагментарное описание компетенций порождает их многочисленность.

Вместе с тем при большой численности компетенций резко возрастает трудозатратность ведущих преподавателей и методистов по оцениванию результатов обучения: по созданию критериально-диагностического аппарата по оцениванию уровней сформированности каждой из компетенций, по проведению контрольно-оценочных процедур. Эти трудозатраты особенно проявляются при оценивании уровней сформированности профессиональных компетенций, которые сформируются в процессе изучения и освоения ряда учебных дисциплин, к тому же в разных семестрах.

Для снижения трудозатратности создание критериально-диагностического аппарата и проведение контрольно-оценочных процедур была поставлена цель — за счет внутрикластерной групповой интеграции и переструктурирования из множества фрагментарных компетенций образовать минимально возможную по численности, но достаточно полноценную необходимую совокупность информационно-аналитических компетенций (ИАК). В результате проведения оптимизированных комбинаторных процедур была получена и сформулирована следующая трехкомпонентная совокупность профессиональных информационно-аналитических компетенций:

– владеет навыками использования информации в области таможенного дела, применяет информационные технологии с помощью методов сбора и анализа данных таможенной статистики внешней торговли (ПК-0,1);

– владеет навыками использования методов и методик анализа и прогнозирования, расчета показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности и поступления таможенных платежей в бюджет государства (ПК-0,2);

– владеет навыками выполнения научного исследования по различным направлениям таможенной деятельности; владеет навыками ведения научной дискуссии и аргументирования полученных результатов в устной и письменной формах (отчетах, справках, докладах, научных публикациях) (ПК-0,3).

Для подтверждения полноценности объема и глубины обобщенных оптимизированных информационно-аналитических компетенций были проведены экспертные исследования, в которых участвовали высококомпетентные специалисты таможенных предприятий и учреждений (группа ЭГ — 41 человек), а так же профессора и преподаватели Самарского государственного технического университета, участвующие в профессиональной подготовке, будущих специалистов таможенного дела (группа ЭГ — 40 человек).

В розданные экспертам анкеты были вписаны выше названные обобщенные оптимизированные ИАК, и им предлагалось дать каждой из них оценку в форме ответа на три вопроса:

– «компетенция весьма значимая и полноценная и по объему, и по глубине» (да/нет);

– «компетенция необходимая вполне достаточная по объему и глубине» (да/нет);

– «компетенция не в полной мере отражает требования к умениям и навыкам будущего специалиста и нуждается в доработке» (да/нет).

Статистическая обработка данных анкеты выявила, что все три оптимизированные компетенции получили стопроцентное одобрение (83 % — по первому вопросу, 17 % — по второму). Отрицательных оценок по представленным компетенциям не было, несколько замечаний и рекомендаций было сделано лишь по улучшению редакции дефиниций.

Эта оптимизированная совокупность ИАК продуктивно используется в учебном процессе профессиональной подготовки специалистов по специальности 38.05.02 — «Таможенное дело». Так же, в частности, она была использована в качестве звена целеполагания в разработанной и внедренной в учебный процесс компетентностно-модульной технологии формирования информационно-аналитических компетенций у студентов — будущих специалистов таможенного дела [3].

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. N 850 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета)"
  2. Русскова О. Б., Камалеева А. Р., Грузкова С. Ф. Оценивание результатов обучения в системе профессионального обучения. — Вестник Томского государственного педагогического университета № 1(152). — С.34–139
  3. Байкина Н. В., Михелькевич В. Н. Компетентностно-модульная технология формирования информационно-аналитических компетенций у студентов — будущих специалистов таможенного дела. Современные наукоемкие технологии № 2, 2021.-С.106–110
Основные термины (генерируются автоматически): владение навыками, компетенция, дело, внешняя торговля, критериально-диагностический аппарат, письменная форма, профессиональная деятельность, таможенная деятельность, таможенная статистика, учебный процесс.


Ключевые слова

методика, структурирование, специалисты таможенного дела, совокупность профессиональных информационно-аналитических компетенций

Похожие статьи

Современная система профессионального развития персонала...

Профессиональное развитие персонала — это некоторый процесс развития персонала для

Современная система подготовки персонала в области таможенного дела включает в себя

Таким образом, основной целью профессионального развития персонала в таможенных...

Основные направления деятельности таможенных органов...

− оперативно-розыскная деятельность таможенных органов по добыванию информации об угрозах экономической безопасности России; − оперативно-розыскная деятельность в целях противодействия преступлениям, относящимся к компетенции таможенных органов

Использование современных цифровых и информационных...

Сфера таможенной деятельности также не является исключением. Это именно та сфера деятельности, которая за короткий

Использование современных технологий позволяет существенно упростить различные процессы и отдельные операции, а человеческий фактор...

Административная юрисдикционная деятельность таможенных...

Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов базируется на тесно

Действуя в пределах своей исключительной компетенции и реализуя установленные на

Таким образом, административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов имеет...

Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы

таможенная декларация, таможенное декларирование, таможенный орган, таможенное декларирование товаров, электронная форма, Таможенный кодекс, Евразийский экономический союз, письменная форма... Направления совершенствования таможенного контроля после...

Внешнеторговая деятельность: сущность, задачи и способы...

Внешнеторговая деятельностьдеятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью [1]. Основными субъектами внешнеторговой деятельности являются

Содержание и сущность административно-правового...

Деятельность в сфере таможенного дела, как и любая другая

Однако административно-правовое регулирование деятельности в сфере таможенного дела имеет ряд особенностей.

Общая форма реестров лиц, осуществляющих деятельности в сфере таможенного дела...

Характерные черты ВЭД и результаты ее осуществления в РФ

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.

Внешнеэкономическая деятельность: теоретические аспекты

Внешнюю экономическую деятельность можно рассматривать как особую форму

Основной правовой формой такого сотрудничества являются международные договоры, как

Но не всегда внешнеэкономическая деятельность была позитивным процессом экономического...

Похожие статьи

Современная система профессионального развития персонала...

Профессиональное развитие персонала — это некоторый процесс развития персонала для

Современная система подготовки персонала в области таможенного дела включает в себя

Таким образом, основной целью профессионального развития персонала в таможенных...

Основные направления деятельности таможенных органов...

− оперативно-розыскная деятельность таможенных органов по добыванию информации об угрозах экономической безопасности России; − оперативно-розыскная деятельность в целях противодействия преступлениям, относящимся к компетенции таможенных органов

Использование современных цифровых и информационных...

Сфера таможенной деятельности также не является исключением. Это именно та сфера деятельности, которая за короткий

Использование современных технологий позволяет существенно упростить различные процессы и отдельные операции, а человеческий фактор...

Административная юрисдикционная деятельность таможенных...

Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов базируется на тесно

Действуя в пределах своей исключительной компетенции и реализуя установленные на

Таким образом, административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов имеет...

Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы

таможенная декларация, таможенное декларирование, таможенный орган, таможенное декларирование товаров, электронная форма, Таможенный кодекс, Евразийский экономический союз, письменная форма... Направления совершенствования таможенного контроля после...

Внешнеторговая деятельность: сущность, задачи и способы...

Внешнеторговая деятельностьдеятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью [1]. Основными субъектами внешнеторговой деятельности являются

Содержание и сущность административно-правового...

Деятельность в сфере таможенного дела, как и любая другая

Однако административно-правовое регулирование деятельности в сфере таможенного дела имеет ряд особенностей.

Общая форма реестров лиц, осуществляющих деятельности в сфере таможенного дела...

Характерные черты ВЭД и результаты ее осуществления в РФ

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.

Внешнеэкономическая деятельность: теоретические аспекты

Внешнюю экономическую деятельность можно рассматривать как особую форму

Основной правовой формой такого сотрудничества являются международные договоры, как

Но не всегда внешнеэкономическая деятельность была позитивным процессом экономического...

Задать вопрос