Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Содержание работы по нравственному воспитанию младших школьников средствами народных игр

Педагогика
06.08.2021
225
Поделиться
Библиографическое описание
Фанина, А. А. Содержание работы по нравственному воспитанию младших школьников средствами народных игр / А. А. Фанина, В. А. Глебова, Н. Е. Тертичная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 32 (374). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/374/83510/.


Ключевые слова: нравственное воспитание, народные игры.

Задачами по нравственному воспитанию младших школьников, поставленными перед учителем перед проведением внеклассных занятий с использованием народных игр является:

– воспитание у младших школьников любви и привязанности к своей семье, дому, городу, улице;

– воспитание трудолюбия;

– формирование интереса к русским традициям;

– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

– формирование чувства коллективизма [3, с.22].

Ожидаемым результатом было следующее — использование народных игр для нравственного воспитания младших школьников позволит:

– заложить основу патриотического воспитания у младших школьников, привить любовь к Родине;

– приобщить младших школьников к труду;

– воспитать у младших школьников чувство коллективизма.

Народная игра рассматривается в качестве эффективного средства нравственного воспитания, в частности как эффективное средство развития таких нравственных качеств личности как отношение к труду (трудолюбие), отношение к людям (коллективизм) и отношение к обществу (патриотизм) [1, с.143].

Посещение с обучающимися Белгородского государственный музея народной культуры является важным аспектом, так как вниманию младших школьников представляется следующее: когда появилась область, какие народы заселялись на нашей территории, а также представление о том, что такое народная одежда. Рассказывая младшим школьникам о далеком прошлом, о детстве дедушек и бабушек, мы знакомим с прошлым нашей родины, начиная с традиционных праздников и обрядом. У младших школьников развиваются такие интегративные качества как любознательность, интерес к истории народных промыслов, знание обрядов и праздников, различных жанров народного музыкально-поэтического творчества, народных игр.

Используются специально организуемые игры. Все они проводятся после уроков на свежем воздухе. Учитель вместе с обучающимися выходит на площадку и выстраивает внеклассное занятие таким образом, чтобы были задействованы все обучающиеся. Предлагаются следующие игры: «Жмурки», «Горелки», «Третий лишний», «Каравай», «Пустое место» и др.

При организации и проведении игр нами соблюдался ряд условий. Если во время занятия проводилось несколько игр сразу, то важно было не допускать того, чтобы учащиеся устали. Для того, чтобы у младших школьников вырабатывалось чувство коллективизма, товарищества, дружеские отношения, они самостоятельно выбирали для себя подходящую команду, возникновение конфликтных ситуаций также допускалось. Учитель выступал в качестве организатора и наблюдателя.

Мы учитывали при подборе народных игр то, что они должны нести в себе воспитательный потенциал, а также оказывать влияние на изменение личности младших школьников, воспитывать у младших школьников чувство трудолюбия, чувство любви к Родине, формировать чувство коллективизма.

В ходе используемых игр младшие школьники проявляют большой интерес к проводимой работе, с удовольствием выполняют игровые задания.

Внеклассное занятие по теме «Русские народные игры. Подвижная игра Жмурки» проводилось после уроков на детской площадке. Целью данного внеклассного занятия является приобщение учащихся к формированию у них чувства коллективизма, трудолюбия, чувства любви к Родине, а именно уважительного отношения к традициям русского народа.

Далее следует предварительная беседа. Учитель предлагает обучающимся отправиться в путешествие в прошлое к русскому народу, чтобы посмотреть, в какие игры играли наши предки. Учитель рассказывает о том, что русские народные игры имеют многовековую историю и по сей день передаются из поколения в поколение. Но для того, чтобы перенестись в прошлое, обучающиеся должны надеть волшебные головные уборы, сделанные специально для этой игры на уроке (мальчики надевают фуражки, а девочки — косынки). И все вместе, закрыв глаза, отправляются в путешествие.

Учитель рассказывает учащимся о том, что первая их остановка: Медвежья. Учащиеся под руководством учителя разучивают правила русской народной игры «У медведя во бору», предварительно послушав о ее истории. Это игра, которая отражает отношение людей к природным богатствам. Русский народ всегда с любовью относился к природе, оберегал ее, а также прославлял. Эта игра воспитывает доброе отношение к окружающему миру. Сначала надо создать «берлогу» медведю. Это может быть стул, поставленный в углу комнаты, обруч, меловой круг на площадке — все, что угодно. «Медведь-ведущий» находится в своей берлоге. Он там спит. Остальные играющие отправляются в лес по ягоды. Учащиеся двигаются по площадке, имитируя сбор ягод в корзинку, постепенно приближаясь к «берлоге». Собирая ягоды, обучающиеся произносят специальные слова.

После слова «рычит», медведь «просыпается» и с рычанием начинает ловить детей. Кого поймал — тот становится медведем, и игра повторяется.

Слово учителя: Дети, посмотрите, не успели мы и глазом моргнуть, как оказались на остановке «Жмурки». Учитель рассказывает об этой игре, что русская народная игра «Жмурки» — это, возможно, самая популярная народная подвижная игра за последние 200–300 лет. В «Жмурки» играли в помещичьей усадьбе и крестьянкой избе, в светских салонах и на городских гуляньях. Популярной она остается до наших дней. Играть в подвижную игру «жмурки» можно и на улице, и в помещении. Существует огромное количество вариантов «Жмурок». Но главное остается неизменным: водящему — Жмурке завязывают глаза, он должен вслепую поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого поймал.

Учитель знакомит учащихся с правилами игры: Одному из играющих — жмурке — завязывают глаза, отводят его на середину площадки и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас.

— Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры: Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие кричат «Огонь».

Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

В ходе проведения данной игры можно заметить, что у младших школьников формируется чувство коллективизма, все они работают дружно и слаженно, поддерживают друг друга, помогают разобраться с правилами игры. Также в ходе внеклассного занятия младшие школьники многое узнали об истории народных игр. До начала игры обучающиеся вместе с учителем работали над созданием головных уборов.

Непосредственно в ходе игры с помощью руководства учителя, младшие школьники усваивали правила поведения, учились самостоятельно оценивать собственные действия и поступки.

После проведения внеклассных занятий с использованием народных игр, мы пришли к выводу о том, что уровень воспитанности младших школьников повысил качественную результативность. Обучающиеся стали работать слаженно, сообща, стали проявлять большой интерес к физическому труду, помогая учителю и сверстникам. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит обучающихся к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше [2, с.184].

Используется комплекс народных игр, направленных на развитие таких нравственных качеств как отношение к труду (трудолюбие), отношение к людям (коллективизм) и отношение к обществу (патриотизм), а также наблюдение, которое показывает, как дети применяют полученные знания в игровых и реальных ситуациях.

Литература:

  1. Осокина Т. И. Детские подвижные игры / Т. И. Осокина. — М.: Изд-во «Просвещение», 2003.
  2. Покровский Е. А. Русские детские подвижные игры / Е. А. Покровский. — Спб.: Изд-во «Речь», 2011.
  3. Прихожан А. М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей / А. М. Прихожан // Вопросы психологии. — 1981.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
нравственное воспитание
народные игры
Молодой учёный №32 (374) август 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 83-85):
Часть 1 (стр. 1-107)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 83-85стр. 107

Молодой учёный