Влияние современного кино на культуру речи молодого поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ульянова, Д. М. Влияние современного кино на культуру речи молодого поколения / Д. М. Ульянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83603/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье изучаются аспекты влияния современного кинематографа на культуру речи молодежи и разработка плана мероприятий, которые поспособствуют повышению уровня языка студентов.

Ключевые слова : культура речи, кинематограф, молодежь, исследование.

Культура речи — понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. В обиходном значении культуру речи понимают часто как «красивую» речь, содержащую изысканные слова и выражения. Источниками формирования речевой культуры человека являются семья, школа, книги, общение со сверстниками, СМИ.

В первой половине ХХ в. возникает культура речи как научная дисциплина, становление которой в российском языкознании связано с именем профессора С. И. Ожегова — основателя сектора культуры речи в Институте русского языка АН СССР в 1952 году [1].

Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации. На основании того, как человек говорит, можно сделать вывод об уровне его духовного и интеллектуального развития.

Сегодня тема нормы речи все больше привлекает ученых, журналистов и исследователей. Эта тема становится предметом дискуссий носителей русского языка и людей, относящимся к другим специальностям. Вопрос «Что же влияет на речевую культуру современной молодежи?» является одним из самых важных и интересных, ведь сегодня идет огромный поток информации, которую мы впитываем, зачастую, не осознавая, как эта информация влияет на наше поведение и речь.

Состояние русского языка — проблема, которая не может оставить равнодушным ни одного человека. Главной проблемой является современный молодёжный язык. Каким образом он формируется и как влияет на культуру языка?

Язык, если говорить кратко — это способ выражения мыслей и чувств. Русский язык считается одним из наиболее богатых и развитых языков мира. И. С. Тургенев, восхищаясь красотой русского языка, призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками» [2]. Конечно, с этими высказываниями нельзя не согласиться, но в условиях современного мира мы наблюдаем совершенно обратное: «классический», правильный русский язык уходит из повседневности, заменяется упрощенной, жаргонной лексикой.

Отсюда и возникает вопрос: «Нужно ли сегодня учить современному русскому языку, который так бережно хранили наши предки, желая передать его нам-современной молодежи, в «чистом виде», если в подавляющей своей массе молодое поколение говорит на примитивном языке?». Нам придется принять тот факт, что язык меняется и становится проще, забываются многие нормы, но все же беречь русский язык-это чрезвычайно важно.

В разные периоды развития общества разным был язык. Так, в послеоктябрьский период разговорную речь захлестывали волны уличной стихии с элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Например, изменился речевой этикет — исчезли «господа», «судари» и «Ваше благородие», обращаться следовало «товарищ» (вне зависимости от пола) или «гражданин» или «гражданка» — с учетом гендерной принадлежности [3].

Сегодня же молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние нашего общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона.

Современное кино существенно изменилось за минувшие десять-пятнадцать лет. Современный кинематограф характеризуется огромным количеством спецэффектов, фильмами в объемном формате и прочими достижениями научно-технического прогресса. В этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, у режиссера появилось намного больше возможностей выразить свою мысль и донести ее до зрителя, да и аудиторию привлекает что-либо новое и захватывающие. Но есть и такие фильмы, которые изобилуют ненормативной лексикой и пропагандой ненормированных ценностей.

Обратимся к потребителю современного киноискусства-подросткам. Кино — одно из самых популярных и в тоже время одно из самых молодых массовых искусств современности, непосредственно оказывающее воспитательную функцию на подрастающее поколение. Кинофильмы оказывают влияние на мировоззрение молодежи и способствуют развитию их критического мышления [4].

Осмысление фильма подростковой молодежью происходит, прежде всего, сопоставлением их с героями кино, выразительным проникновением во внутренний мир и сочувствием персонажам.

Во многих фильмах представляется грубое, жестокое поведение персонажей, пропагандируется неуважение к старшему поколению.

Еще в 70-е годы XX столетия психологи установили, что модели поведения, которые демонстрируют герои экрана, имеют огромную привлекательность. Особенно для молодых зрителей с неустойчивой психикой и еще не сформированной системой ценностей. Поэтому, когда хулиганское или извращенное поведение на экране никак не наказывается и не осуждается, очень высока вероятность, что подростки будут ему подражать [4].

Мы решили найти меры предотвращения такой ситуации. Было проведено исследование среди школьников и студентов, исходя из которого можем сделать вывод, что сегодня остро стоит проблема потребления ненужной информации среди детей, и ответственность за это несут родители. Зачастую они не следят за тем, какую информацию поглощает их ребенок и какие идеи внедряются в его сознание через мультфильмы. А из телевизионных передач студенты отдают предпочтения американским фильмам, например, сериал «Отбросы», где за пятнадцать минуть программного времени в речи молодых героев прозвучало 38 откровенных матов. Ненормативная лексика употребляется каждые 15 секунд, и звучит как среди юношей, так и среди девушек.

После изучения интернет источников удалось выявить еще одну интересную деталь. Часто, в зарубежных фильмах снимают нашу страну или показывают отдельные фрагменты. Но порой появляются киноляпы, которые к счастью, понятны только русскоговорящим людям.

Text, letter

Description automatically generated

A picture containing map

Description automatically generated

Безусловно, если бы не эти фотографии, зритель бы даже и не заметил таких ляпов. Во-первых, действия в фильме происходят быстро, а во-вторых, если фильм и правда хороший, заметит ли кто-нибудь такие мелочи? Но, к сожалению, русское слово перестало быть ценным и на западе, и в России.

Есть проблема — ищем пути ее решения. Для нас таким решением стала программа «Не то кино». Программа прошла в 2 этапа: подготовительный и основной.

Основной этап включал в себя просмотр познавательных фильмов, походы в театр и др. Помимо этого мы разработали несколько интересных методик и техник, как например методика «Я — актер», где ребята должны проиграть ситуацию, в которой человек, обычно выражается резко и некультурно (падение, неудачный день, обида и др.) Студентам будет предложено множество вариантов замены ругательств на подходящие культурные выражения.

Данная программа будет хорошим началом в повышении уровня культуры речи молодежи. Мы создали «костяк», который в дальнейшем можем преобразовывать. Программа «Не то кино» может использоваться другими образовательными учреждениями.

Увлечение разговорной, а порой и жаргонной, лексикой — болевой синдром телевидения последних лет. Другим серьезным изъяном речи, особенно в сериалах, является языковая небрежность. Бывший руководитель Дирекции информационных программ РТР Александр Нехорошев однажды отметил: «Самая серьезная трагедия, которую сейчас переживают телевидение и радио — это забвение русского языка. Я бы хотел, чтобы победа в области великого русского языка была бы окончательной и бесповоротной».

Литература:

  1. Береговская Е. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование / Е. М. Береговская // Вопр. Языкознания. — 1996. — № 3. — С. 15–20.
  2. Виртуальная «личность” и реальное «я“: проблема идентичности / А. Г. Осипова // Вопросы культурологи. — 2008. — № 1. — С. 42–50.
  3. Гридчин М. М. Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь / М. М. Гридчин // Власть. — 2007. — № 9. — С. 20–24.
  4. Золотов Е. А. Воздействие аудиовизуального насилия на подрастающее поколение России: историко-культурологический аспект / Е. А. Золотова // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — № 4. — С. 10–13.
Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, русский язык, фильм, ненормативная лексика, сегодня, современный кинематограф.


Похожие статьи

Проблема культуры речи в современном обществе

Способы устранения ненормативной лексики из речи детей... Ключевые слова: речь, ненормативная лексика, нецензурная брань

Словарь современного русского литературного языка; Словарь русских народных говоров и др. Русский язык и культура речи: учебник для...

Разговорная и ненормативная лексика в фильме Антона...

Обильные примеры разговорной и ненормативной лексики встречаются также в фильме Антона

Закрыть гермодвери со стороны станции «Парк культуры». (разг. гермодвери

Обсценная (ненормативная) лексика — это слова и словосочетания, недопустимые с точки...

Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления

Ненормативная лексика — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.

Особенности употребления и перевода обсценной лексики на...

Ключевые слова: обсценная лексика, киноперевод, ненормативная лексика, сложности перевода.

Суть даже не в отсутствии нравов в американской культуре общества, а в том, что

Из вышеупомянутого следует, что английская и русская ненормативная лексика имеет...

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших...

Язык — это цивилизация и культура. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием, но и насущной

Следовательно, стилистически ограниченная лексика, употребляемая в мультипликационных фильмах, популярна среди школьников и...

Влияние СМИ на речевую культуру | Статья в журнале...

Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т. М. Воителева, Е. С. Антонова. Влияние английских заимствований на лексику русского языка. Очень многие слова и выражения прочно входят в наш лексикон благодаря им...

Пример использования короткометражных фильмов на занятиях...

В статье представлена методическая разработка урока на основе короткометражного фильма. Она содержит пошаговые инструкции для преподавателя, а также раздаточный материал для студентов с вопросами для дискуссии. Данный урок рассчитан на иностранных учащихся...

Система аргументации в работах П. А. Столыпина (на примере...)

Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, ненормативная лексика, родной язык, современный язык, друг.

В современном русском языке это слово часто используется для обозначения особого социального явления, характеризующегося...

Языковая культура современных средств массовой информации

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры... русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст. Влияние СМИ на речевую культуру...

Похожие статьи

Проблема культуры речи в современном обществе

Способы устранения ненормативной лексики из речи детей... Ключевые слова: речь, ненормативная лексика, нецензурная брань

Словарь современного русского литературного языка; Словарь русских народных говоров и др. Русский язык и культура речи: учебник для...

Разговорная и ненормативная лексика в фильме Антона...

Обильные примеры разговорной и ненормативной лексики встречаются также в фильме Антона

Закрыть гермодвери со стороны станции «Парк культуры». (разг. гермодвери

Обсценная (ненормативная) лексика — это слова и словосочетания, недопустимые с точки...

Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления

Ненормативная лексика — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.

Особенности употребления и перевода обсценной лексики на...

Ключевые слова: обсценная лексика, киноперевод, ненормативная лексика, сложности перевода.

Суть даже не в отсутствии нравов в американской культуре общества, а в том, что

Из вышеупомянутого следует, что английская и русская ненормативная лексика имеет...

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших...

Язык — это цивилизация и культура. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием, но и насущной

Следовательно, стилистически ограниченная лексика, употребляемая в мультипликационных фильмах, популярна среди школьников и...

Влияние СМИ на речевую культуру | Статья в журнале...

Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т. М. Воителева, Е. С. Антонова. Влияние английских заимствований на лексику русского языка. Очень многие слова и выражения прочно входят в наш лексикон благодаря им...

Пример использования короткометражных фильмов на занятиях...

В статье представлена методическая разработка урока на основе короткометражного фильма. Она содержит пошаговые инструкции для преподавателя, а также раздаточный материал для студентов с вопросами для дискуссии. Данный урок рассчитан на иностранных учащихся...

Система аргументации в работах П. А. Столыпина (на примере...)

Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, ненормативная лексика, родной язык, современный язык, друг.

В современном русском языке это слово часто используется для обозначения особого социального явления, характеризующегося...

Языковая культура современных средств массовой информации

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры... русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст. Влияние СМИ на речевую культуру...

Задать вопрос