Правовой статус неполных семей с детьми: социолого-юридический аспект исследования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Попова, А. О. Правовой статус неполных семей с детьми: социолого-юридический аспект исследования / А. О. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83594/ (дата обращения: 19.01.2022).



В статье рассматриваются вопросы, связанные проблемами семейных ценностей, которые играют основную роль в становлении современного общества.

Ключевые слова: неполная семья, материнская семья, отцовская семья, многодетная семья, малоимущая семья, воспитание, социализация, правовые гарантии, правовая поддержка, криминогенность.

Семья — это сложное социальное образован, ведь исследователи рассматривают его как институт и малую социальную структуру. Именно поэтому глава государства — В. В. Путин на встрече с представителями общественников высказал позицию, что «Высшего счастья для человека, чем воспитание ребенка, в мире не существует». Его слова подчеркивают, что в центре процесса стоят семейные ценности. [5]

Роль семейных отношений в современном мире довольно велика. Ведь понятие «семья» включает социокультурное явление, без которого сложно представить будущее современного общества. Парадоксально, но исследователи не выделяют точной и однозначной дефиниции данного понятия, а это значит, что рассматривать ячейку общества следует комплексно, с точки зрения различных позиций. Как показывает научная практика, влияние семейных взаимосвязей на человека может достигать до 40 %, исходя из совокупности всех составляющих нашей жизни, а это относительно большой показатель. Сложился такой стереотип, что семья без детей — это территория, лишенная центрального элемента, каких — либо положительных гарантий, поскольку одна из основных функций создания семьи — репродуктивная.

Проблемы демографии — один из главных вызовов, которые возникают перед органами государственной власти. По словам Президента, Владимира Путина: судьба России, ее историческая перспектива зависит от того, сколько нас будет, сколько детей родится в российских семьях через год, через пять, десять лет. По мнению главы государства, гарантом развития страны являются, в первую очередь, дети. [4] В Российской Федерации материнство, отцовство и детство защищены государством, именно так определено в ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации. [2] Законодатель закрепил норму с целью укрепления семейных отношений на чувствах взаимной любви, уважения и взаимопомощи. Обеспечение интересов детей является предметом особой заботы родителей. Способы воспитания направлены исключить любое пренебрежение, грубое либо жестокое обращение. Государство признает свою меру ответственности перед родителями и детьми. В Конституции Российской Федерации, а именно в ч.1. ст. 38, раскрывается конституционный принцип о значимости семьи в обществе. Помимо данной правовой нормы, ч.2 ст.7 предусматривает наличие определенных государственных мер поддержки семьям, которые имеют детей. [1]

Зачастую, безответственный подход к планированию семьи, снижение количества времени, которое родители уделяют в общении с ребенком либо отсутствие готовности возложить ответственность быть родителем накладывают отпечаток на формирование личностных характеристик подрастающего ребенка. Все это в последующем приводит к негативным последствиям, дети не осознают свое предназначение и меру социальной культуры. Проблемы семей существовали всегда, ведь на каждом этапе они различны в силу постоянной мобилизации человеческих потребностей. Возникает необходимость в управленческом реформировании семьи, которая наиболее сильно нуждается в поддержке и модернизации.

Рассмотрим, что представляет собой понятие «неполная семья» с точки зрения психологического аспекта. По мнению А. Г. Волкова неполная семья характеризуется как неполное ядро, поскольку внутренние отношения составляют один из родителей, не состоящий обычно в браке, и ребенок. [8]

В одной из научных работ я отмечала, что так называемые неполноценные семьи в целом не являются проблемой для общества. Здесь стоит помнить, что все мы разные с точки эмоционального и психологического состояния, возможно, когда один из родителей покидает семью — второй склонен по тем или иным причинам пойти на крайнюю меру, отказаться от ребенка, мотивируя это слишком большой ответственностью, с которой одному нелегко справиться. Но, такое восприятие трудной ситуации далеко не у всех, и, на мой взгляд, если брать обобщенную картину — в мире есть более серьезные проблемы. Неполная семья сталкивается с рядом трудностей и проблем, но имеет возможность для полноценного воспитания детей. Важно учитывать эмоциональное состояние и развитие, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье, не отставал в процессе социализации от своих сверстников. [7]

Как верно и справедливо отметил уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов на Пятом съезде детских омбудсменов: у нас по данным статистики, число неполных семей выросло до 30 %, всего их 6, 2 миллиона. В стране 5,6 миллиона матерей одиночек и 634,5 тысячи отцов — одиночек. Около 9,5 тысячи одиноких родителей самостоятельно воспитывают пять и более детей. [6] Исходя из этого, я могу сделать вывод, что, к сожалению, число неполных семей возросло, и самым немаловажным фактором является частое одиночное воспитание у женщин, нежели у мужчин. Возможно, это связано с тем, что отцы чаще оставляют свои семьи на единоличный контроль матери, может быть в силу отсутствия в полной мере чувства ответственности у мужчин. Но, следует заметить — не всех родителей отцов мы относим к данным категориям, статистика отражает полноценную обобщенную картину. Правовая сторона понятия подразумевает государственные правовые гарантии. Защита неполной семьи, и прав детей, в нашей стране реализуется в соответствии с различных отраслей права.

В отдельную категорию ученые выделяют так называемые «расширенные неполные семьи». К сожалению, в последнее время их число стремительно увеличивается. В результате потери родителей по различным причинам (лишение материнских прав, отбывание наказания в местах лишения свободы и т. д.) воспитанием занимается старшее поколение — бабушки и дедушки.

Наиболее остро, на мой взгляд, выделяются жилищные, материальные проблемы и проблемы трудоустройства. Безусловно, они взаимосвязаны между собой. Имея один трудовой доход, семья считается малообеспеченной. Это одно из следствий проблемы трудоустройства. Родителю необходима постоянная, оплачиваемая работа с возможностью свободного графика. Самое главное — обеспечить достойный уровень жизни своим детям. С точки зрения трудового права данный аспект регламентируют нормы, закрепляющие возможность перейти на труд в условиях неполного рабочего времени (ст. 93 ТК РФ); письменное согласие для работы в ночной период, сверхурочный труд, поездки и командировки, привлечение в выходные и праздники (ст. 259, 96 ТК РФ); в необходимое время предоставляется перерыв от работы без сохранения оплаты за период 14 дней (ст. 263 ТК РФ). [3] Во всех неполных семьях существует невозможность раздела жилищной площади. Одинокий родитель с ребенком вынужден жить со своими родителями, поскольку не имеет возможности самостоятельно удовлетворить свои потребности в жилье. На мой взгляд, проблема имеет пути решения: предоставление льготной ипотеки с минимальным годовым процентом; разработка социальных программ, которые в полной мере способны были бы обеспечить жильем семьи в случае острой необходимости.

При разводе привычная роль супругов утрачивает свое значение, снижается самооценка на фоне эмоционального потрясения, которые в дальнейшем могут сопровождаться трудностями финансового характера. Дети, зачастую, являются свидетелями и участниками семейных событий. Родители, которые разведены, вынуждены проживать совместно, а это повод для конфликтной ситуации, которая может послужить психологическим барьером. У детей в последующем возникают проблемы в процессе социализации, способные привести к негативному отношению в процессе общения. Необходимо своевременно принимать меры, разрешать ситуации посредством конструктивного диалога, чтобы ребенок основывался на положительном опыте в какой — либо пройденной ситуации.

Любая проблема имеет возможности успешного решения, особенно если она затрагивает семейные взаимоотношения. Государство и общество всегда стремилось к их улучшению. Нормативно — правовые акты в любой ситуации позволяют грамотно кодифицировать те или иные нормы, но законодателю стоит обратить внимание на некоторые аспекты и, на мой взгляд, более подробно их раскрыть, причем в разных отраслях. Потому как неполные семьи является предметом нескольких правовых категорий.

Я придерживаюсь позиции, что не только государство вносит вклад в развитие неполных семей, но и общество служит ярким примером в обеспечение комфортного процесса социализации. Да, в некоторых случаях у детей возникают сложности адаптации в социуме из-за отсутствия полноценного второго родителя, вкладывающего огромную роль в воспитание ребенка как личности. Но, на мой взгляд, все зависит также и от особенностей характера либо наследственных признаков. Конечно, отношения в семье имеют большой смысл, особенности которого непосредственно отражаются на личностных качествах детей, и содержат многочисленные позиции, точки зрения как с социальной, психологической, так и с правовой сторон.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек 1993 г.// http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации: 29 дек 1995 г. № 223 — ФЗ// Российская газета. — 1996. — № 17.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации: от 30 дек 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. — 2001. — № 256.
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию». [Электронный ресурс]: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/.
  5. РИА Новости, Встреча Президента РФ с представителями общественности в Иваново. [Электронный ресурс]: https://ria.ru/20200306/1568259012.html.
  6. РИА Новости, Пятый съезд детских омбудсменов — Павел Астахов. [Электронный ресурс]: https://ria.ru/20120426/635705515.html.
  7. Студенческий форум: научный журнал. — № 31 (124). Часть 2. М., Изд. «МЦНО», 2020. — 64 с.
  8. Нафикова Г. З. Понятие неполной семьи и ее типы / Г. З. Нафикова // Вестник Башкирского университета, 2009. — № 1. — С. 241–243.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мой взгляд, неполная семья, семья, проблема, родитель, Российская Федерация, ТК РФ, правовая сторона, современное общество.


Ключевые слова

социализация, воспитание, неполная семья, многодетная семья, материнская семья, криминогенность, правовые гарантии, отцовская семья, малоимущая семья, правовая поддержка
Задать вопрос