Проблемы автоматизации системы внутреннего контроля и аудита в организации на примере АО «Почта России» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №31 (373) июль 2021 г.

Дата публикации: 01.08.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Карева, А. Г. Проблемы автоматизации системы внутреннего контроля и аудита в организации на примере АО «Почта России» / А. Г. Карева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83466/ (дата обращения: 04.12.2021).



Ключевой проблемой руководства организаций на сегодняшний день является сокращение издержек и любых видов затрат на обеспечение функционирования и оценку системы внутреннего контроля и аудита совместно с обеспечением их высокого уровня эффективности.

Системы внутреннего контроля работают на разных уровнях эффективности. Определение эффективности той или иной системы внутреннего контроля является суждением, вытекающим из оценки наличия и функционирования пяти компонентов — контрольной среды, оценки рисков, контрольных мероприятий, информации и коммуникации и мониторинга. Эффективный контроль обеспечивает уверенность в достижении поставленных целей.

Ключевые слова: система внутреннего контроля, эффективность, внутренний контроль, информационные системы, внутренний аудит.

Внутренний аудит играет важнейшую роль в деятельности компании и корпоративном управлении, особенно сейчас, когда автоматизация технических функций организации достигла своего пика.

На менеджеров возлагается ответственность за точность финансовой отчетности их компании. Требуется обязательное документирование внутреннего контроля компании и проверка в рамках внешнего аудита.

Внутренний контроль — это процессы и процедуры, осуществляемые компанией для обеспечения целостности ее финансовой и бухгалтерской информации, содействия подотчетности и предотвращения мошенничества.

Примерами внутреннего контроля являются разделение обязанностей, разрешение, требования к документации и письменные процессы и процедуры. Внутренний аудит направлен на выявление любых недостатков в системе внутреннего контроля компании [1].

В настоящее время вопросам совершенствования управления системы внутреннего контроля и аудита в компаниях уделяется все больше внимания. Технологии автоматизации развиваются быстро, а первые пользователи демонстрируют их эффективность, и сейчас самое время понять и расставить приоритеты в возможностях автоматизации процессов внутреннего аудита с помощью автоматизации.

И предпринять важные шаги для подготовки к продуманному и постепенному развитию.

Наступила эпоха автоматизации, и вместе с ней появляются возможности для интеграции автоматизированных процессов внутреннего контроля и аудита на коммерческих предприятиях.

Сервисы используют для онлайн-мониторинга бизнес-процессов и даже для риск-ориентированного подхода по заданным контрольным показателям-индикаторам. Нужно только правильно поставить задачу, составить верный алгоритм и прописать код [1].

Далеко не все процессы можно эффективно автоматизировать и запустить контрольный алгоритм лишь нажатием одной кнопки. Не все задачи внутреннего контроля можно доверить решениям искусственного интеллекта.

При условии всей верно выстроенной аналитики, настройки автоматических выгрузок данных, необходимо выполнение контрольных процедур человеком. Как минимум для убеждения в корректности работы автоматизированной системы.

В числе преимуществ автоматизации можно отметить сокращение времени на аудит на 25 %. Это существенно. За автоматизацией и цифровой экономикой — будущее.

Программные средства и технологии каждый подбирает для себя: по потребностям, возможностям, цене и сроку ожидания окупаемости. Универсальных решений нет. Здесь принцип внутреннего контроля и аудита о сопоставимости затрат с полученным эффектом как раз кстати.

Система внутреннего контроля (СВК) в АО «Почта России» непрерывно совершенствуется. Так главная политика системы внутреннего контроля Общества ориентирована на создание, непрерывное совершенствование и поддержание эффективной СВК, способствующей достижению стратегических и операционных целей Общества, соответствующей действующей организационной структуре, а также ведущим международным практикам.

Основными задачами СВК в Обществе являются [2]:

— оценка СВК бизнес-процессов Общества;

— идентификация и оценка рисков бизнес-процессов Общества;

— внедрение механизмов внутреннего контроля, обеспечивающих эффективность операционной деятельности и экономичного использования ресурсов;

— внедрение механизмов внутреннего контроля, обеспечивающих достоверность, корректность, целостность и актуальность финансовой и иной отчетности / информации Общества;

— разработка и внедрение процедур внутреннего контроля как на корпоративном уровне, так и на уровне бизнес-процессов Общества;

— стандартизация и регламентирование ключевых процедур в области внутреннего контроля.

Рассмотрим более наглядно систему СВК АО «Почта России» (рисунок 1).

Система СВК АО «Почта России»

Рис. 1. Система СВК АО «Почта России»

В свою очередь, автоматизация внутреннего аудита и контроля на «Почте России» была внедрена в 2016 году и успешно реализована (автоматизация внутреннего аудита, контроля и оценки риска АВАКОР).

Цель проекта — добиться гибкости и быстроты реакции на изменения внутренней среды компании. Использование АВАКОР обеспечивает гарантию качества проведения внутреннего аудита, а следовательно, и качества бизнес-процессов, что позволяет компании повысить уровень зрелости процессов организации.

За год на АО «Почта России» могут проходить десятки внутренних проверок. Службе внутреннего аудита компании такого масштаба, как «Почта России» требовался гибкий инструмент для оптимизации процессов проведения внутренних аудитов и позволяющий оперативно реагировать на имеющиеся недостатки и потенциальные риски, с целью и повышения эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью компании.

Для выполнения принятой стратегии развития организации до 2018 года, необходимо было внедрить систему для автоматизации деятельности подразделений департамента внутреннего аудита, которая позволила повысить эффективность и качество выполнения контрольно-проверочных мероприятий.

Основные цели проекта [3]:

— повышение эффективности и качества проведения мероприятий;

— создание единой рабочей среды для проведения проверок (аудитов), формирования отчётности, мониторинга результатов проверок (аудитов), хранения документации.

— внедрение современных инструментов для проведения проверок (аудитов), автоматического формирования отчётных форм.

— мониторинг результатов выполнения мероприятий по результатам контрольных мероприятий с целью устранения нарушений.

— улучшение контроля за выполнением аудиторских процедур, распределением ресурсов.

— повышение эффективности средств анализа информации и её систематизации, оперативное получение данных о длящихся и завершённых проверках, выявленных недостатках.

— обеспечение безопасности и конфиденциальности информации.

— внедрение единых методологических подходов и организации риск-ориентированной деятельности.

Система внедрения АВАКОР на «Почте России» обеспечила автоматизацию внутреннего контроля и аудита, а именно [3]:

— планирование деятельности внутреннего контроля и аудита на долгосрочную перспективу;

— подготовка и проведение аудиторских проверок;

— обеспечение автоматизации отчетов по результатам проверок;

— управление и разработка необходимых мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Внутренний контроль и аудит не должен превратиться в формальность и профанацию. Затраты на внутренний контроль и аудит не должны превышать эффект от его внедрения и функционирования.

Существенным фактором является понимание того, что внутренний контроль и аудит не являются репрессивной машиной, а напротив, отличной возможностью адекватной оценки внешних угроз, мобилизации и гармоничного встраивания в конкурентную среду.

Литература:

  1. Внутренний аудит и контроль [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://nsovetnik.ru/audit/vnutrennij-audit-i-vnutrennij-kontrol-est-li-raznica/. — Загл. с экрана.
  2. Автоматизация внутреннего аудита [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://digdes.ru/project/pochta-rossii-avtomatizatsiya-vnutrennego-audita. — Загл. с экрана.
  3. АВАКОР АО «Почта России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://digdes.ru/project/pochta-rossii-avtomatizatsiya-vnutrennego-audita. — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, внутренний аудит, аудит, система, автоматизация, внедрение механизмов, внутренний контроль компании, проведение проверок, эффективность.


Задать вопрос