Записки паломника А. Н. Муравьёва в восприятии А. С. Пушкина и И. С. Тургенева | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (373) июль 2021 г.

Дата публикации: 02.08.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Суровцева, Е. В. Записки паломника А. Н. Муравьёва в восприятии А. С. Пушкина и И. С. Тургенева / Е. В. Суровцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 69-70. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83448/ (дата обращения: 19.01.2022).



В XVII веке произошло коренное изменение русской культуры в целом — и, в частности, литературы — разделение на две ветви: светскую и церковную. Именно светская словесность создала заслуженную славу нашей стране. Однако следует иметь в виду, что обе ветви русской литературы существовали и существуют параллельно и неразрывно, шедевры создавались не только светскими, но и духовными авторами. Так, А. Н. Муравьёв вошёл в нашу культура как духовный писатель — автор, в частности, паломнических записок и многотомного сборника житий (деятельность Муравьёва как литератора освещена, например, в специальном исследовании Н. А. Хохловой [6]; деятельности Муравьёва как церковного апологета посвящена статья В. С. Малышева [2]).

Об условности разделения нашей словесности на церковную и светскую, а также о тесной их взаимосвязи (в том числе — на чисто человеческом уровне) говорил в одном из своих интервью известный учёный-гоголевед В. А. Воропаев: «Между прочим, в русской словесности (это слово точнее и органичнее для церковной традиции, чем слово “литература”) до революции не было разделения на светскую и духовную. Был единый литературный процесс. Вспомним стихотворную переписку Пушкина со святителем Филаретом, митрополитом Московским, или тот факт, что “Ветка Палестины” Лермонтова написана на квартире Андрея Николаевича Муравьёва (главного героя нашей статьи! — Е.С.), автора “Путешествия в Иерусалим”. Качественный (и количественный) перевес был на стороне духовной словесности. Подлинно народными писателями были не Пушкин и Гоголь, а святитель Тихон Задонский и святитель Димитрий Ростовский, жития святых которого читала вся грамотная Россия. Тот же Андрей Николаевич Муравьёв, известный русский духовный писатель, при жизни издал более 50 книг. Похожая ситуация и в исторической науке, русская история неотделима от Церковной истории» [1, с. 23]. Необходимо оговорить, что некоторым исследователям данная точка зрения представляется крайней, однако, на наш взгляд, она имеет под собой все основания.

В настоящей статье будут кратко проанализированы рецензии А. С. Пушкина и И. С. Тургенева, «чисто светских» литераторов, на церковные сочинения А. Н. Муравьёва — его паломнические записки «Путешествие к Святым местам в 1830 г». (первое издание — 1832 г.) и «Путешествие к Святым местам русским» (первое издание — 1836 г.) (эта книга была переиздана московским издательством «Белый город» в 2016 г; см. также [4, с. 89–233]).

Сначала обратимся к рецензии А. С. Пушкина. До нас дошёл черновой автограф незаконченной статьи Александра Сергеевича, в его позднейшем академическом собрании сочинений получившей условное название «<“Путешествие к Св. местам” А. Н. Муравьёва>», датируемая не ранее февраля 1831 г. [3]. Андрей Николаевич посетил Египет (в частности, Александрию и Каир), Иерусалим, Кипр, Смирну, Константинополь; свои записки издал в 1832 г. (рукопись просматривали В. А. Жуковский и митрополит Филарет (Дроздов); нельзя исключит возможности того, что и Пушкин также был знаком с рукописью ещё до её издания). Свой разбор Пушкин начинает с того, что, когда в 1829 г., решалась судьба Греции и Греция оживала, «один молодой поэт» думал о забытом европейцами Иерусалиме, и ему представилась возможность его посетить. Он отправился к Святым Местам через Константинополь и Александрию. Муравьёв посетил Иерусалим как истинно верующий, не пытающийся, подобно Шатобриану, воспользоваться и Библией, и Одисеей, он выступает в землю обетованную в 1830 г., и его книгу Пушкин прочёл «с умилением и невольной завистью».

Насколько можно судить по этому отрывку, рецензент книги в первую очередь выделяет в рассматриваемом им сочинении прежде всего его христианскую направленность.

Обстоятельный разбор других муравьёвских паломнических записок — «Путешествия по святым местам русским» (их Муравьёв посетил в разное время) — оставил И. С. Тургенев. Его статья называется «Путешествие по святым местам русским. С.-Петербург, в тип. III отдел, собственн. е. и. в. канцелярии, 1836 года» (1836) [5]. Этот текст был впервые опубликован в «Журнале министерства народного просвещения» (1836, № VIII) — это было первое критическое выступление писателя, которое он позже назвал «ребяческим упражнением». Историю христианства Иван Сергеевич называет «неизъяснимо величественны явлением»; отмечает, что христианство объединило в течение XI века самые разные славянские народы, но дух феодализма не дал русскому народу объединиться в единое государство — и мы попали под иноплеменное иго монголов; но позже духовенство сокрушило узы этого ига и позднее спасло страну от смуты. Кроме того, многие русские люди, горя «любовью к Богу и ревностью к церкви», стремились передать свою веру и другим народам, ещё языческим, уходили в леса и в болота, основывали пустыни и монастыри, которые «должны быть предметом всего нашего уважения и внимания», но многие из них, к сожалению, забыты. Именно поэтому отрадно, что появился автор, который талантливо и с любовью к вере и Отечеству описал нам святые русские места.

Как справедливо замечает рецензент, книга Муравьёва делится на четыре части: Троицкая Лавра, Ростов, Новый Иерусалим, Валаам.

Подробнее всего Тургенев останавливается на разделе о Лавре, так как он «весьма богата историческими воспоминаниями», хотя есть в нашей стране и более древние обители. Писатель указывает на основные «сюжеты» в повествовании Муравьёва о Лавре — описание Успенского собора, история обители, посещение её патриархами, смутное время.

Затем Тургенев переходит к описанию Ростова, связанного с жизнью митрополита Филарета и архимандрита Авраамия, одновременно упоминая и святыни Пернеславля-Залесского (четыре монастыря, Ростовский собор), находящегося недалеко от Ростова.

Затем, переходя к рассмотрению главы о Новом Иерусалиме, Тургенев сначала останавливается на характере его основателя — патриарха Никона, который именуется «одним из замечательных лиц нашей истории в XVII столетии». Муравьёв может судить о сходстве и отличии Нового Иерусалима с подлинником — и отмечает, что главный вид всё же отличен. Автор книги описывает храмы и приделы Нового Иерусалима и, как пишет Иван Сергеевич, отмечает и похожее, и различное с Иерусалимом «старым», а от описания храма Воскресения сразу переходит к описанию обрядов, совершающихся в подражание древним.

В последней главе Муравьёв описывает Валаам — очень древнюю обитель. Тургенев излагает факты, свидетельствующие о её древности, рассказывает о набегах шведов, о перемещении мощей святых Сергия и Германа сперва в Новгород, затем в Никольский монастырь старой Ладоги и обратно на Валаам, о посещении остова Александром в 1818 г. Иван Сергеевич полагает, что эта глава «замечательна ещё каким-то поэтическим чувством». Завершается разбор книги стихами, которые в книге Муравьёва поют валаамские отшельники (комментаторы полного собрания сочинений Тургенева полагают, что эти стихи, видимо, принадлежат, самому Муравьеву).

Думается, можно утверждать, что историю русских монастырей Тургенев увязывает и историей нашего Отечества и подчёркивает их роль в развитии русской государственности.

Надеемся, что нам в данной статье удалось:

1) акцентировать внимание на взаимосвязи церковной и светской литературы в России;

2) сделать небольшой вклад в изучение русской критики.

Литература:

  1. Воцерковление творчества. Интервью с В. А. Воропаевым // Православное обозрение. 2012. Апрель. С. 17–23.
  2. Малышев В. С. А. Н. Муравьев (1806–1874): церковный публицист и апологет // Материалы IX международной студенческой научно-богословской конференции 10 мая 2017. СПб.: СПбДА, 2017. С. 236–242.
  3. Пушкин А. С. <«Путешествие к Св. местам» А. Н. Муравьёва> // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. В 19 томах. Том 11. М.: Воскресенье, 1996. С. 217.
  4. Святые места вблизи и издали. Путевые заметки русских писателей 1 половины XIX века М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, Школа-Пресс, 1995.
  5. Тургенев И. С. Путешествие по святым местам русским. С.-Петербург, в тип. III отдел, собственн. е. и. в. канцелярии, 1836 года // Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах. Сочинения в пятнадцати томах. Том первый. Стихотворения, поэмы. Статьи и рецензии. Прозаические наброски (1834–1849). М.,-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1960.
  6. Хохлова Н. А. Андрей Николаевич Муравьев — литератор. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): Иерусалим, Пушкин, Валаам, III, VIII, Александрия, книга, Константинополь, Путешествие, святой.


Задать вопрос