Влияние информационных технологий на личность человека и межличностные взаимоотношения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №31 (373) июль 2021 г.

Дата публикации: 28.07.2021

Статья просмотрена: 276 раз

Библиографическое описание:

Анкудинова, С. Р. Влияние информационных технологий на личность человека и межличностные взаимоотношения / С. Р. Анкудинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83423/ (дата обращения: 20.01.2022).



Цель: изучить влияние информационных технологий на личность человека и межличностные отношения

Результат: в современное время невозможно оградить ребенка от влияния информационных технологий, но следует ограждать ребенка от чрезмерного проведения своего времени в интернете. А также родителям стоит контролировать, какие сайты посещают дети, особенно это касается сайтов, содержащих жестокость.

Вывод: в наше время человек не может существовать без информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, интернет, виртуальный мир.

Современный мир уникален. Мы живем в веке, где наряду с привычным нам миром существует как минимум еще один, виртуальный. Зачастую мы погружаемся в виртуальный мир куда сильнее, чем думаем. Сегодня информационные технологии окружают нас на каждом шагу, от утреннего будильника, который волшебным образом пробуждает нас по утрам, до знакомой всем системы «умный дом». Глупо говорить, что информационный мир не оказывает влияния на нашу жизнь и на личность человека в целом. В связи с этим актуальным становится вопрос «Какую же роль играют информационные технологии в жизни современного человека?»

Наиболее подвержены влиянию информационного мира люди подросткового возраста. Компьютерные игры, социальные сети, а также различные информационные платформы очень притягательны для подрастающего поколения. На то есть несколько причин. Прежде всего — это возможность уйти от реальности. Современному подросту зачастую не хватает внимания родителей, друзей или учителей, таким образом, они выходят в «сеть», чтобы отвлечься, создать свой собственный мир, в котором будут счастливы. Каждый человек хочет быть нужным и важным, социальные сети играют здесь не последнюю роль. Но стоит быть осторожным и бдительным, социальные сети заманивают и могут повлечь не самые приятные знакомства. Совсем другое дело — компьютерные игры. Кибернетика — прекрасный вид спорта, в котором принимает непосредственное участие мозг человека. Это уникальная возможность развиваться и тренировать логическое мышление. Но кибернетика и зависимость от компьютерных игр — это разные вещи. Часы, а то и сутки в интернет-мире пагубно сказываются на личности человека. Люди начинают путать реальность и виртуальный мир, принимать игру за действительность. Но хуже всего — это подверженность насилию. Большое количество игр с применением насилия и оружия, убийство людей, терроризм, все это влияет на сознание людей, особенно подвержены этому влиянию дети в пубертатном периоде. Подростки отказываются от еды и друзей, становятся раздражительными, отдаляются от друзей и реального мира. Нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость и, как следствие, депрессивное состояние, вот основные признаки усталости, от долгой работы за компьютером. Но хуже всего, когда люди окончательно теряют связь с окружающим их миром и полностью становятся зависимыми от насилия. Взять в руки оружие и перенести игру в реальный мир — единственное желание зависимых людей. Разрушение личности — путь зависимого человека, и нужно приложить все усилия, чтобы его избежать.

Еще одно пагубное воздействие информационных технологий на личность человека — это стресс при работе с компьютером. Такой стресс можно назвать информационным. Выделяют два основных фактора формирования информационного стресса: возникновение в результате плохих физических условий, например, негативное отклонение температуры в комнате, плохое освещение или шум. Еще один фактор — неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу.

Но все ли влияние информационных технологий плохо? У всего ли есть пагубное последствие? Современный мир пронизан информационными технологиями. Они облегчают нам жизнь и дают возможность налаживать контакты друг с другом. Благодаря интернет-миру и его возможностям, мы можем связываться с людьми с другого конца света. Видеть человека, который находится за десятки тысяч километров от нас. Социализация людей в обществе улучшается, налаживать межличностные отношения становится проще и легче. Но и здесь есть оборотная сторона, благодаря информационным технологиям люди теряют ценность живого общения друг с другом. Уделяя больше времени компьютерам и смартфонам, люди забывают о прелестях живого общения. Современные исследования показали, что люди, которые проводят большую часть своей жизни в сети, являются замкнутыми, сдержанными. Им, как правило, тяжело общаться в живую, они не знают, как правильно вести себя при личной встрече. Гаджеты и другие новомодные приспособления активно врываются в нашу жизнь, изменяя ее.

В любом случае, современные информационные технологии облегчают нашу жизнь, делают ее интереснее и насыщеннее.

Интернет предоставляет новые возможности: доступ к неограниченному количеству информации, музыке, играм, шанс познакомится с людьми не только из соседних городов, но даже возможность пообщаться с жителями других стран.

Сложно не согласиться, что информационные технологии меняют жизнь человека, влияют на развитие личности. Сеть — это уникальный мир, где каждый может найти увлечение по душе. Однако чрезмерное пользование интернетом имеет свои негативные стороны. В первую очередь это проблемы со здоровьем: нарушение осанки, что ведет к мышечному напряжению и уменьшению объёма легких, также снижается острота зрения, происходит нарушение рефракции и аккомодации, снижается подвижность глаза. В то же время человек утрачивает связь с близкими и друзьями, по мере пользования интернетом они сужают свои эмоциональные контакты, испытывают сложность в непосредственном общении и не желают сближаться с людьми. Они начинают чувствовать пустоту из-за дефицита живых эмоций и контактов, которая заполняется интернет-знакомствами, сериалами, переписками. Поэтому общение не в сети доставляет людям дискомфорт, а это не способствует развитию межличностных отношений между людьми.

Таким образом, слишком активное использование информационных технологий становится причиной ослабления отношений с членами семьи и ухода от эмоциональных контактов, а сама виртуальная реальность может стать подменой реальному миру.

Сам же интернет, зачастую вытесняет привычные инструменты общения, заменяет их новыми, что становится причиной появления совершенно новых форм взаимодействия человека с внешним миром. Несмотря на все преимущества общения в интернете в отличие от общения в жизни, можно сказать, что интернет-общение — более поверхностное.

Литература:

  1. Телицина Е. В., Минахметова А. З. Исследования влияния сети интернет на межличностную коммуникацию виртуальных пользователей // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8.
  2. Корытникова Н. В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий // Социс 2010 № 6.
  3. Цой Н. А. Феномен интернет-зависимости и одиночество // Социс 2011 № 12. C. 98/
Основные термины (генерируются автоматически): личность человека, виртуальный мир, друг, реальный мир, влияние, возможность, время человек, живое общение, информационный мир, современный мир.


Задать вопрос