Методы и приемы развития у дошкольников первичных представлений о малой родине | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (373) июль 2021 г.

Дата публикации: 28.07.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Бутырина, Н. А. Методы и приемы развития у дошкольников первичных представлений о малой родине / Н. А. Бутырина, О. А. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 141-142. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83416/ (дата обращения: 08.12.2021).



Важнейшими задачами современного дошкольного образования, отраженными в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», являются задачи, связанные с созданием условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых.

Значимым аспектом социализации подрастающего поколения является формирование общегражданской культуры, что закладывает базис для достижения целевых ориентиров не только на этапе дошкольного детства, но и на этапе школьного обучения.

В современных нормативных документах можно проследить преемственность задач, связанных с формированием общегражданской культуры. А. Я. Ветохина подчеркивает, что в дошкольном возрасте, в силу особенностей развития детей, их мировосприятия, сформированной у них картины мира, формирование основ гражданской идентичности осуществляется на основе формирования первичных представлений о малой Родине [2, с. 7]. Данное направление работы приобретает особую актуальность, но в практике дошкольного образования оно является недостаточно разработанным. Наибольший интерес представляют конкретные методы и приемы работы.

В работах И. Э. Куликовской, М. В. Марковой подчеркивается, что накопление детьми представлений о своем родном городе, селе, усвоение норм поведения выступает в качестве основополагающего этапа формирования любви к Родине. Большинство авторов, занимающихся проблемой формирования первичных представлений о малой Родине отмечают значимость ранней организации работы по данному направлению, поскольку, чем младше ребенок, тем более он восприимчив, открыт новому, инициативен, умеет искренне сопереживать и сочувствовать. Кроме того, в дошкольном возрасте ребенок активно осваивает разные виды деятельности, что значительно расширяет возможности для формирования первичных представлений о малой родине на основе интеграции разных видов деятельности [5, с. 46].

Для того, чтобы раскрыть возможности разных методов и приемов в формировании первичных представлений о малой Родине необходимо обозначить сущностные характеристики представлений. В работе Т. В. Ермаковой представления характеризуются с точки зрения ряда показателей. Таковыми показателями, которые выступают основой для анализа сформированности первичных представлений у детей о малой Родине в дошкольном возрасте, выступают: полнота, обобщенность, доказательность. Не все из перечисленных показателей применимы к младшему дошкольному возрасту, но по мере формирования представлений, их расширения, углубления появляется возможность более подробного их анализа [3, с. 67].

Полнота представлений отражает объем знаний детей о малой Родине. Обобщенность представлений характеризует сформированность у детей понятий, касающихся малой Родины и способности к выполнению таких умственных действий как анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сравнение. Доказательность как показатель сформированности представлений отражает степень осмысленности и понимания дошкольниками усвоенного знания, умения последовательно и обоснованно аргументировать решение учебной задачи.

На протяжении дошкольного возраста у детей в разных видах деятельности, в ходе организуемой работы формируются представления о малой Родине. Состав этих представлений, как считает Е. Ю. Александрова, включает в себя следующие группы представлений: представление о природе родного края, представление о животном мире родного края, представление об истории родного города, села, края, представление о достопримечательностях и исторических местах родного города, представление о символах города [1, с. 14].

Уровень сформированности первичных представлений о малой Родине тесным образом взаимосвязан с методами и приемами развития первичных представлений. Наиболее часто в практике дошкольного образования встречаются такие распространенные методы и приемы, как: беседы, работа с художественными произведениями соответствующей тематики, рассматривание иллюстраций, составления рассказов, творческие работы, связанные с выполнением тематических рисунков, аппликаций и так далее. Но, как нам кажется, наибольший интерес представляют такие методы и приемы работы, которые реализуются в рамках современных форм работы.

Н. Н. Красновой, С. В. Савиновой формирование первичных представлений о малой Родине рассматривается в старшем дошкольном возрасте на основе процесса создания сборника видеороликов [4]. Ознакомившись с данным опытом, мы частично применили его в своей практике, организовав проект «Видеоролик о родном городе». Работу по созданию данного видеоролика мы осуществляли поэтапно. Вначале был реализован мотивационно-целевой этап, на котором мы предлагали детям познакомиться с готовыми видеороликами, презентациями, посвященными родному городу, селу для того, чтобы повысить интерес у детей к данной деятельности. На следующем − содержательно-деятельностном этапе мы организовали обсуждение работы, планирование работы совместно с детьми, распределив между детьми конкретные задачи. На оценочно-рефлексивном этапе мы представляли с детьми совместно созданный продукт для детей других групп. В создании видеоролика использовались приемы работы в микрогруппах, приемы мозгового штурма, прием «копилка идей» и так далее. Необычность данной формы вызвала у детей устойчивый интерес и оказалась более результативной, чем хорошо знакомые детям формы работы.

Наибольшей ценностью, как мы полагаем, обладают также приемы работы, которые могут быть реализованы в рамках направления музейной педагогики. Так, в частности, мы использовали организованную совместно с детьми и родителями выставку фотографии «Родной город сегодня и в прошлом». Такая выставка содержала в себе целый ряд фотографии хорошо знакомых детям мест родного города, которые были представлены как в прошлом, так и в настоящем. Выставка демонстрировалась детям других групп детского сада, дошкольники могли попробовать себя в роли гида, между детьми были распределены объекты выставки, о которых они рассказывали приглашенным детям.

Кроме этого, в работе мы использовали технологию макетирования и создавали с детьми макет района, в котором расположен детский сад. При создании макета также принимали участие родители, они оказывали большую помощь в создании отдельных элементов макета совместно с детьми, затем представлялся общий продукт.

Анализируя эффективность разных методов и приемов работы по формированию первичных представлений о малой родине, мы отметили, что наиболее эффективны приемы, которые нацелены на создание какого-либо продукта. Совместное творчество, результатом которого является создание некоего продукта, который имеет практическую ценность и на основе которого может развиваться дальнейшая совместная деятельность детей, в большей степени стимулирует интерес детей, активизирует познавательную поисковую активность, способствует формированию более полных и прочных представлений о малой Родине.

Выбор методов и приемов является не единственным ключевым условием, определяющим формирование первичных представлений о малой Родине. Основу для применения разных методов и приемов должен составлять план образовательной деятельности с детьми, который будет отражать формируемую у детей совокупность первичных представлений о родном крае, его природе, жизни людей.

Литература:

  1. Александрова, Е. Ю. Знакомим дошкольников с родным городом / Е. Ю. Александрова. — Москва: ТЦ «Сфера», 2014. — 112 с. — Текст: непосредственный.
  2. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко. — Текст: непосредственный // Методическое пособие для педагогов. − СПб: «ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. − 92 с.
  3. Ермакова, Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т. В. Ермакова. — Текст: непосредственный // Методист. — 2014. − № 3. — С. 66−68.
  4. Краснова, Н. Н. Развитие представлений старших дошкольников о малой родине в процессе создания сборника видеороликов / Н. Н. Краснова, С. В. Савинова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predstavleniy-starshih-doshkolnikov-o-maloy-rodine-v-protsesse-sozdaniya-sbornika-videorolikov (дата обращения: 26.07.2021). — Текст: электронный.
  5. Куликовская, И. Э. Проектирование технологии формирования представлений о родном городе у старших дошкольников / И. Э. Куликовская, М. В. Маркова. — Текст: непосредственный // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2017. — № 4. — С. 43−50.
Основные термины (генерируются автоматически): малая Родина, представление, ребенок, родной город, прием работы, дошкольный возраст, вид деятельности, родной край, формирование, детский сад.


Задать вопрос