Применение композитных материалов в авиастроении на примере самолета МС-21 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №31 (373) июль 2021 г.

Дата публикации: 26.07.2021

Статья просмотрена: 597 раз

Библиографическое описание:

Попов, М. В. Применение композитных материалов в авиастроении на примере самолета МС-21 / М. В. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 22-23. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83400/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассмотрено применение композитных материалов в авиастроении. Проведен анализ крыла самолета МС-21 из композитных материалов и процесс его создания.

Ключевые слова: композитные материалы, композит, самолет МС-21, крыло, инфузионная технология, авиастроение.

В настоящее время авиастроительные компании активно используют композитные материалы. Данная технология позволяет снизить общую массу конструкции и существенно сократить расходы при эксплуатации [1].

Композитные материалы (композиты) — многокомпонентные материалы, состоящие, как правило, из пластичной основы (матрицы), армированной наполнителями. Сочетание разнородных веществ приводит к созданию нового материала, свойства которого отличаются от свойств каждого из его составляющих.

Использование композитных материалов позволяет снизить вес планера летательного аппарата на 30–40 % по сравнению с весом планера из традиционных металлических материалов [2, с. 59].

Рассмотрим использование композитных материалов при создании крыла российского самолета МС-21.

МС-21 — совместный проект корпорации «Иркут» и конструкторского бюро Яковлева. Новый лайнер создается с применением самых современных технологий, которые следуют тенденциям в мировом авиастроении.

Чтобы получить более экономные самолеты, меньшие удельные расходы по топливу, требуется создание новой геометрии крыла, и как раз к этому времени подошла технология изготовления основных силовых элементов пассажирских лайнеров из композитных материалов.

МС-21 стал первым отечественным пассажирским самолетом, в котором широко применяются углеродные композиты. Использование этих материалов дает серьезные преимущества перед цельнометаллическими лайнерами. Такие самолеты получаются легче и обладают лучшей аэродинамикой, а, значит, они более экономичны и экологичны, и, что еще немаловажно, их эксплуатационные расходы заметно ниже.

Мировыми лидерами в создании композитных самолетов являются Boeing и Airbus. Их лайнеры уже вышли на регулярные авиалинии, а МС-21 пока находится в роли догоняющего, но это дало возможность оценить чужой опыт и в некоторых показателях даже обойти конкурентов.

Для нового самолета было создано крыло уникального профиля, которое за счет большего удлинения и меньшей толщины позволяет на 5 % увеличить аэродинамическое качество самолета и, соответственно, повысить его экономичность.

По алюминию, стали, титану есть многолетняя статистика, подтверждающая свойства и работу этих материалов в конструкции. Но этих данных нет для композитных материалов. Главное — это обеспечение безопасности полета, поэтому перед этим проводили исследования на образцах, на натурных конструкциях, проводили прочностные испытания, испытания на жесткость. Были проведены достаточно большие испытания конструкции и исследования материала для того, чтобы убедиться, что самолет с подобным крылом будет безопасным.

Уже больше 60 лет алюминий является главным материалом для строительства самолетов. Он достаточно легкий, хорошо обрабатывается, а главное досконально изучен. Но эра металлических самолетов подходит к концу. Для создания качественно новых аэродинамических профилей возможностей алюминия оказалось недостаточно. После изучения этой геометрии в аэродинамических трубах поняли, что создать подобную геометрию из классических металлических материалов будет достаточно затруднительно.

Крыло МС-21 более совершенное, чем у подобных самолетов. При его создании применили более современную и совершенную технологию — инфузионную.

Главное отличие инфузионной технологии в том, что композит изначально не пропитан связующей смолой, то есть это сухой углерод — тончайшие нити, которые сформированы в ленты [3]. Инфузионная технология дешевле автоклавной, которую используют другие авиастроители. Ее принципиальное отличие в том, что связующий компонент, склеивающий сухое углеродное волокно, попадает в сформированную деталь под вакуумом в инфузионной камере. В автоклавной технологии работают с препрегом — он уже пропитан смолой, поэтому его жизнеспособность имеет четкие временные рамки.

При создании каждой композитной детали изготавливается так называемая панель-спутник. Она делается из того же самого углеродного волокна, с тем же самым наполнителем. Мало того, и процесс инфузирования проходит одновременно с основной деталью. Получается своего рода клон, который далее нарезают на образцы-свидетели и проводят десятки исследований в лаборатории, чтобы подтвердить, что основная деталь полностью соответствует всем характеристикам, заявленным конструкторами. Эти образцы показывают, что процесс полимеризации произошел так, как требуется, и что там требуемое количество угля относительно связующего, не больше не меньше, — это физические и химические испытания. Прочностные испытания — подтверждение заложенных характеристик. Каждая деталь и каждый элемент конструкции работает в своих условиях нагружения, поэтому испытания разные. Около пяти видов механических испытаний для деталей.

Площадь крыла среднемагистральных лайнеров примерно одинакова и равна 180 м 2 . Выложить углеродные слои такой площади вручную невозможно, именно поэтому на заводах, где делают композитные крылья, широко применяется робототехника.

Принцип создания тот же, что и при создании деталей. Вместо широких полотен углеродного материала используется 6-мм углеродная лента, которую робот постепенно, слой за слоем, выкладывает на оснастке. Когда все слои готовы, их укрывают вакуумной пленкой и помещают в инфузионную камеру. Внутрь заготовки подается связующий состав и происходит процесс формирования будущей конструкции.

Придать алюминию подобную сложную форму достаточно тяжело, так как требуется много переходов для ее формирования. А в случае композитов готовую панель получают за один технологический цикл.

Самое главное в применении композитов как нового материала, который применяется в основных силовых элементах планера — обеспечить безопасность. Нет данных многолетнего опыта эксплуатации, приходится закладывать большие коэффициенты запаса, искать резервы и расчетные методики, которые подтверждают экспериментами, и новые конструктивные решения для композита.

Литература:

  1. Электронный ресурс [http://www/ft-publishing.ru/upload/file/books/article_06.pdf] (дата обращения: 21.07.2021).
  2. Применение композиционных материалов в конструкции БПЛА / Н. С. Сенюшкин, Р. Р. Ямалиев, Л. Р. Ялчибаева // Молодой ученый: ежемесячный науч. журнал. 2011. № 4 (27) — 140 с.
  3. Электронный ресурс [https://www.aex.ru/docs/5/2015/3/19/2205/] (дата обращения: 21.07.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): материал, инфузионная технология, самолет, инфузионная камера, испытание, композит, лайнер, основная деталь.


Ключевые слова

композитные материалы, композит, авиастроение, самолет МС-21, крыло, инфузионная технология

Похожие статьи

Применение композиционных материалов в конструкции БПЛА

Композитные материалы представляют собой металлические и неметаллические матрицы (основы) с заданным распределением в них упрочнителей (волокон, дисперсных частиц и др

Сравнительные свойства различных конструкционных материалов представлены в таблице1.

Исследование электрических свойств композитного углеродного...

2. Применение современных полимерных композитных материалов в конструкции планера самолетов

6. Полимерные композиционные материалы: структура, свойства, технологии: уч

8. Современные технологии получения и переработки полимерных и композиционных...

ILS и MLS — различия, преимущества и недостатки

— Более высокие возможности и наведение в отношении погодных условий — самолету может быть оказана более активная помощь в неблагоприятных погодных условиях — могут быть

— Дальнейшая дальность — MLS может приниматься самолетами на высоте до 20 000 футов.

Роль кальция в синаптической передаче | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): белок, мембрана, канал, везикула, кальциевый канал, медиатор, мембрана везикулы, NFS, SNAP, SNARE.

Методы защиты авиационных ГТД от вредных воздействий...

Концентрация и фракционный состав частиц естественной пыли в атмосфере зависят от характера почвы и скорости ветра. Мелкодисперсная пыль распределяется в приземном слое воздуха равномерно; количество крупных частиц, составляющих основную массу пыли в...

Шпангоут фюзеляжа вертолета из композиционного материала

Композиционные материалы — искусственно созданные материалы, которые состоят из двух или более компонентов, различающихся по составу. Композиты обладают ярко выраженной разделяющей границей. Данный материал изготавливается из высокопрочного наполнителя и...

Стандартные операционные процедуры в трансфузиологии: что...

При перевозках биологических материалов, температура которых варьирует от 0 до 8

Закрыть крышку термоконтейнера. При перевозках биологических материалов, температура которых

Основные термины (генерируются автоматически): стандартная операционная процедура...

Системы встроенного контроля для интегрированного комплекса...

Термин «контроль технического состояния» применяют, когда основной задачей технического диагностирования является определение вида технического состояния (ТС). Целью прогнозирования ТС может быть определение с заданной вероятностью интервала времени...

Похожие статьи

Применение композиционных материалов в конструкции БПЛА

Композитные материалы представляют собой металлические и неметаллические матрицы (основы) с заданным распределением в них упрочнителей (волокон, дисперсных частиц и др

Сравнительные свойства различных конструкционных материалов представлены в таблице1.

Исследование электрических свойств композитного углеродного...

2. Применение современных полимерных композитных материалов в конструкции планера самолетов

6. Полимерные композиционные материалы: структура, свойства, технологии: уч

8. Современные технологии получения и переработки полимерных и композиционных...

ILS и MLS — различия, преимущества и недостатки

— Более высокие возможности и наведение в отношении погодных условий — самолету может быть оказана более активная помощь в неблагоприятных погодных условиях — могут быть

— Дальнейшая дальность — MLS может приниматься самолетами на высоте до 20 000 футов.

Роль кальция в синаптической передаче | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): белок, мембрана, канал, везикула, кальциевый канал, медиатор, мембрана везикулы, NFS, SNAP, SNARE.

Методы защиты авиационных ГТД от вредных воздействий...

Концентрация и фракционный состав частиц естественной пыли в атмосфере зависят от характера почвы и скорости ветра. Мелкодисперсная пыль распределяется в приземном слое воздуха равномерно; количество крупных частиц, составляющих основную массу пыли в...

Шпангоут фюзеляжа вертолета из композиционного материала

Композиционные материалы — искусственно созданные материалы, которые состоят из двух или более компонентов, различающихся по составу. Композиты обладают ярко выраженной разделяющей границей. Данный материал изготавливается из высокопрочного наполнителя и...

Стандартные операционные процедуры в трансфузиологии: что...

При перевозках биологических материалов, температура которых варьирует от 0 до 8

Закрыть крышку термоконтейнера. При перевозках биологических материалов, температура которых

Основные термины (генерируются автоматически): стандартная операционная процедура...

Системы встроенного контроля для интегрированного комплекса...

Термин «контроль технического состояния» применяют, когда основной задачей технического диагностирования является определение вида технического состояния (ТС). Целью прогнозирования ТС может быть определение с заданной вероятностью интервала времени...

Задать вопрос