Понятие и организация режима в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №31 (373) июль 2021 г.

Дата публикации: 26.07.2021

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Захряпин, Р. И. Понятие и организация режима в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / Р. И. Захряпин, О. А. Захаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83397/ (дата обращения: 16.01.2022).



В данной статье рассмотрены вопросы организации режимных требований в следственных изоляторах в отношении подозреваемых и обвиняемых.

Ключевые слова : следственный изолятор, уголовно-исполнительная система, отдел режима и надзора, подозреваемый, обвиняемый, режимные требования.

This article deals with the organization of security requirements in pre-trial detention centers in relation to suspects and accused.

Keywords: pre-trial detention center, penitentiary system, department of regime and supervision, suspect, accused, regime requirements.

В теории содержания под стражей существуют правила внутреннего распорядка, а также режимные требования. Первые определяют права, обязанности, ограничения подозреваемых и обвиняемых, которые возложены на них законом. Вторые устанавливаются для администрации учреждения, которая в свою очередь, обязана реализовать комплекс ограничений, возложенных на подозреваемых и обвиняемых судом.

Специфические черты, позволяющие отличать следственные изоляторы (тюрьмы) от иных исправительных учреждений, заключаются в целях и задачах, стоящими перед ними, а также особенностями спецконтингента, содержащимся и отбывающим наказание в данных пенитенциарных учреждениях. Стоит сразу подчеркнуть, что среди средств, которые обеспечивают нормальное функционирование следственных изоляторов (тюрем), наиболее важным средством является обеспечение режима. Стоит отметить, что в следственных изоляторах (тюрьмах), а также в других исправительных учреждениях, эффективность организации режима, в большей степени зависит от:

— должного нормативно-правового (законодательного) регулирования правоотношений, возникающих между персоналом и спецконтингентом;

— понимания существа реализуемых функций;

— категориального аппарата и сути деятельности.

Если рассматривать с различных сторон применение термина «режим», то можно обнаружить, что он применяется в обычной жизни, например, пропускной режим на каком-либо предприятии или организации, больничный режим в медицинских учреждениях, а также закреплен в законодательных актах. Если провести анализ действующего российского законодательства, то в нем можно обнаружить большое количество определений различных типов режимов. К примеру, в банковском законодательстве дается понятие общего режима кредитования, в трудовом законодательстве есть такое понятие как режим труда и отдыха и т. д. При тщательном изучении дающихся в российском законодательстве определений различных видов режимов можно сделать некоторые выводы, касающиеся общих признаков режима:

— в первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что все виды режимов по своей форме представляют собой свод правил и норм, а также процедур и условий, регулирующих конкретную сферу деятельности;

— следующая особенность заключается в том, что все правила, нормы, процедуры и условия устанавливаются специальными уполномоченными на то государственными либо иными органами, а также должностными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, можно сказать, что термин «режим» встречается в различных отраслях права. Его можно найти и в нормативно-правовых актах, которые имеют непосредственное отношение к функционированию исправительных учреждений.

Необходимо отметить, что самым первым и наиболее важным средством исправления осужденных является режим отбывания наказания в виде лишения свободы. Помимо режима имеются и другие средства исправления осужденных, среди которых можно выделить: воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и. т.д. Однако, все перечисленные средства исправления осужденных основаны на неукоснительном соблюдении требований режима и строгого контроля за жизнью осужденных в исправительном учреждении. Все это закреплено в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации. В ч. 2 ст. 9 УИК РФ дается понятие режима — это установленный порядок исполнения и отбывания наказаний. Режиму посвящена глава 12 УИК РФ, в которую входят пять статей с 82 по 86. В ст. 82 УИК РФ дано развернутое понятие режима в исправительных учреждениях. Под ним понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания [12, c.97].

В исправительных учреждениях режим выполняет различные функции.

В первую очередь с помощью режима можно реализовать те правовые ограничения, которые присущи конкретному виду наказания. Как отмечают некоторые авторы, основная функция режима — карательная. Они указывают, что правила режима при реализации кары вынуждают или заставляют осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы соблюдать требования законодательства РФ, изменить свое поведение, не нарушать правила отбывания наказания (дисциплину) и т. п. В этом карательная функция переплетается с воспитательной функцией. Еще одной функцией режима является профилактическая функция, связанная с предупреждением и пресечением совершения новых преступлений осужденными не только в период отбывания наказания, но и после освобождения.

В соответствии с ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей [7, c.285].

Если проанализировать понятие «режим в исправительном учреждении» данное в УИК РФ и понятие «режим в местах содержания под стражей» данное в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, то можно смело утверждать, что они имеют правовое различие, которое установлено законодательством.

При этом необходимо отметить, что в ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не дается понятие режима содержания под стражей, а только указывается на то, что он устанавливается и обеспечивает:

1) соблюдение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных и исполнение ими своих обязанностей;

2) изоляцию подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

3) выполнение задач, поставленных и предусмотренных УПК РФ.

Данные положения, при которых на первое место ставится соблюдение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, практически полностью соответствуют нормам Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Однако, как утверждают некоторые авторы, это не соответствует тем целям, в соответствии с которыми лица были помещены в следственный изолятор. На наш взгляд отсутствие законодательного закрепления понятия режима содержания под стражей является пробелом в действующем уголовно-исполнительном законодательстве.

Если проанализировать иные нормативно-правовые акты, в которых дается понятие режима, то можно отметить следующее: в части 2 гл. 1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 января 2005 г. № 189 полностью повторяет содержание ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», но в тоже время дополняет его следующим определением: «Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы дается следующее понятие режима — под ним понимается порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также порядок отбытия лишения свободы осужденными в тюрьмах и осужденными, оставленными для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в СИЗО (тюрьме), реализация их прав, обязанностей и законных интересов [8, c. 24].

Из анализа специальных нормативных актов — Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, можно отметить, что в отличие от положений ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в них дается понятие режима содержания под стражей, однако, данные понятия не соответствуют положениям ст. 82 УИК РФ.

Таким образом, на сегодняшний день назрела необходимость в создании единого правового поля и повышения эффективности правоприменительной практики.

Как указывают некоторые авторы содержательную сторону режима в СИЗО (тюрьме) составляют:

1) права и обязанности сотрудников ФСИН России;

2) права и обязанности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах;

3) права и обязанности лиц, которые лишь соприкасаются с процессом изоляции от общества, а также содействуют и оказывают помощь в работе следственных изоляторов (тюрем), например представители религиозных и общественных объединений, должностные лица государственных органов, которые посещают исправительные учреждения и т. д.

При этом режим в следственных изоляторах (тюрьмах) в первую очередь должен обеспечивать охрану и изоляцию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также надзор за ними, при этом, не нарушая и не ограничивая их других прав и законных интересов, что в какой-то мере подчеркивает его сходство с режимом в исправительном учреждении [10, c.188].

Главную роль в обеспечении режима и его составляющих, т. е. охраны, изоляции и надзора в следственных изоляторах (тюрьмах), играют территориальные управления ФСИН России, которые имеют свою специфику при организации деятельности.

Охрана исправительных учреждений осуществляется следующими способами: выставлением часовых и оперативным дежурством караула. Часовые осуществляют охрану исправительных учреждений неподвижным постом, например наблюдением с вышек и передвижным постом, например патрулированием вокруг исправительного учреждения по установленному маршруту. Одну из главных ролей в охране исправительных учреждений играют кинологические подразделения. Основная задача данных подразделений является усиление охраны на наиболее уязвимых в плане побега участках периметра.

Обращает на себя внимание тот факт, что эффективная организация надзора в следственном изоляторе за поведением содержащихся в данном исправительном учреждении лиц является средством, которое выполняет обеспечивающую функцию. Реализация данной функции носит упреждающее воздействие на поведение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, способствует пресечению в их среде криминогенных явлений, в том числе межличностные конфликты.

Проблемы, которые относятся к сфере организации надзора в следственном изоляторе (тюрьме), обусловливают то, что многие факты делинквентного поведения подозреваемых, обвиняемых и осужденных преобразуются в правонарушения, образуют условия, которые создают угрозу безопасности как для персонала следственного изолятора (тюрьмы), так и для лиц, которые содержатся в следственном изоляторе (тюрьме), и иных граждан, находящихся на территории следственного изолятора (родственники, лиц, содержащихся в данном исправительном учреждении, представители религиозных и общественных организаций). Кроме того, в случае, если в следственном изоляторе (тюрьме) имеет место слабая система организации надзора, то это может способствовать осложнению оперативной обстановки и совершению преступлений.

Как нам кажется, организация надзора в следственном изоляторе (тюрьме), которая осуществляется с целью обеспечения безопасности, должна в первую очередь предусматривать создание конкретного функционального механизма, который должен состоять из следующих элементов:

— непосредственное участие в организации надзора начальника следственного изолятора (тюрьмы), которое заключается в принятии управленческого решения в форме утверждения плана надзора;

— письменный приказ об обеспечении надзора;

— несение службы на внутренних постах;

— непосредственное участие отдела режима (охраны), дежурных служб в организации надзора;

— взаимодействие дежурного помощника начальника следственного изолятора с сотрудниками оперативного отдела по обеспечению их информацией, носящей упреждающий характер, относительно совершения правонарушений.

Подводя итог, следует отметить, что проведенный нами анализ действующего уголовно-исполнительного законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов позволяет дать следующее определение режима в местах содержания под стражей. Под режимом в местах содержания под стражей необходимо понимать установленный законодательством Российской Федерации и соответствующими ему ведомственными нормативно-правовыми актами порядок, который включает в себя систему мер и условий, обеспечивающих непрерывный контроль за поведением лиц, находящихся под стражей в целях соблюдения ими установленных нормативно-правовыми актами правил, обеспечения их надежной охраны и изоляции, безопасности вышеуказанных лиц, сотрудников, граждан, находящихся на территории следственного изолятора, а также реализацию прав и обязанностей указанных лиц и выполнение задач, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Литература:

  1. «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: федер. закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2018. — № 30, ст. 4532.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27 декабря 2019 г. № 494-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 2, ст. 198.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01 апреля 2020 г. № 100-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2001. — № 52 (часть I), ст. 4921.
  4. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I (ред. 27.12.2019 г. № 487-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993 г. — № 33, ст. 1316.
  5. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: федер. закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ (ред. 27.12.2019 № 520-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 29, ст. 2759.
  6. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. № 189 (ред. от 31 мая 2018 г. № 96) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 ноября 2005 г. № 46.
  7. Антонов И. А., Каширин Н. М. Организация режима в местах содержания под стражей: формирование категориального аппарата и основные направления деятельности / И. А. Антонов, Н. М. Каширин // Общество и право. — 2016. — № 2 (56). — С.284–288.
  8. Буторин Д. Е. Понятие режима содержания под стражей в следственных изоляторах / Д. Е. Буторин // Уголовно-исполнительное право. — 2012. — № 1. — С.24–26.
  9. Жилко И. А. Некоторые проблемы правового регулирования исполнения лишения свободы в отношении осужденных, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию / И. А. Жилко // Уголовно-исполнительное право. — 2019. — Т. 14(1–4), № 1. — С. 30–34.
  10. Зубарев С. М. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. М. Зубарев. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 188 с.
  11. Килимбаев Р. В. Понятие обеспечения безопасности в исправительных учреждениях и СИЗО и его правовая основа / Р. В. Килимбаев // Материалы Международной научно-практической конференции «Оперативно-розыскная деятельность в пенитенциарных учреждениях: вопросы теории и практики»; круглого стола «Организационно-правовые вопросы обеспечения режима и охраны в следственных изоляторах и исправительных учреждениях на современном этапе». — 2015. — с.169–173.
  12. Комаров С. В. Организация деятельности отделов и служб исправительных учреждений по обеспечению безопасности сотрудников / С. В. Комаров // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 7 (104). — С.97–105.
  13. Павлов П. А. Система функций следственного изолятора / П. А. Павлов // Человек: преступление и наказание. — 2014. — № 2 (85). — С.95–97.
Основные термины (генерируются автоматически): следственный изолятор, исправительное учреждение, обвиняемый, РФ, тюрьма, изолятор, режим, Российская Федерация, страж подозреваемых, уголовно-исполнительная система.


Задать вопрос