Как пандемия коронавируса изменила механизмы работы приемных комиссий российских вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (372) июль 2021 г.

Дата публикации: 23.07.2021

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Артемов, А. Н. Как пандемия коронавируса изменила механизмы работы приемных комиссий российских вузов / А. Н. Артемов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 30 (372). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/372/83354/ (дата обращения: 24.04.2024).



В данной статье будет рассмотрена работа приемных комиссий вузов Российской Федерации в период пандемии COVID-19. Описаны основные изменения и тенденции 2020–2021 учебного года. Рассмотрены стадии консультирования абитуриентов, приема документов и обработка данных в связи с измененной эпидемиологической обстановкой в стране.

Ключевые слова: пандемия, вуз, приемная кампания, абитуриенты, магистратура, бакалавриат, коронавирус, сотрудничество, университеты, поступление.

This article will be reviewed the work of admission campaigns of Russian universities during the COVID-19 pandemic. The main changes and trends of the 2020–2021 academic year are described. The stages of advising applicants, accepting documents and processing data in connection with the changed epidemiological situation in the country are considered.

Key words : pandemic, university, admission campaign, applicants, master's degree, bachelor's degree, coronavirus, cooperation, universities, admission.

Пандемия COVID-19 нанесла значительный вред мировой экономике. Тем не менее, как и любое общемировое событие, наступление карантина и введение ограничений в большинстве стран мира сказалось положительно на некоторых сферах жизни общества. Наиболее сильно это сказалась на онлайн-платформах, которые смогли улучшить свои показатели в несколько раз. Многие бизнес-стартапы на раннем этапе реализации были перенесены в сферу интернета.

Глобальные изменения настигли и работу российских образовательных учреждений — школ, колледжей и университетов. Особенно усложненным стал порядок приёма абитуриентов в российские вузы. В связи с нестабильной эпидемиологической обстановкой большинство вузов были вынуждены перевести работу приёмных комиссий полностью в режим онлайн. Данное нововведение должно было быть реализовано в максимально короткие сроки, полностью без задействования офлайн-площадок.

На следующей таблице продемонстрированы наиболее глобальные пункты работы приёмных комиссий, которые подверглись изменениям в 2020–2021 учебном году.

Таблица 1

Список сфер приёмных комиссий вузов России, подвергшихся наиболее глобальным изменениям в 2020–2021 учебном году

Номер пункта

Сфера до пандемии COVID -19

Изменения в 2020–2021 учебном году

1

Консультирования абитуриентов вживую, в стенах университета, с сотрудником приемной комиссии

Консультирование абитуриентов осуществляется через телефонные звонки и чаты в социальных сетях

2

Устав приемной кампании предполагает личное присутствие абитуриента

Устав приемной кампании изменен. Предполагает заполнение абитуриентом или законным представителем документов онлайн

3

Дни открытых дверей и развлекательные мероприятия в ходе приемной кампании проходят офлайн, в стенах университета

Дни открытых дверей и другие развлекательные мероприятия в ходе приемной кампании проходят онлайн, в формате конференций

4

Место расположения агитационной рекламы — популярные места городов, баннеры, плакаты и так далее

Место размещения рекламы — интернет (рассылки, таргетинговая реклама, реклама у блогеров)

5

Подписание согласия о зачислении — лично

Подписание согласия о зачислении — дома, посредством отправки готового документа PDF

6

Дополнительные испытания внутри вуза (при наличии на некоторых направлениях подготовки) лично, стенах университета, в присутствии экзаменатора

Дополнительные испытания внутри вуза (при наличии на некоторых направлениях подготовки) онлайн, перед камерами, с использованием системы прокторинга

7

Оригинал документа об образовании приносится лично, под подпись, сдается в архив для хранения на весь срок обучения

Оригинал документа об образовании принимается в виде фото или откладывается

Из данной таблицы следует то, что многие пункты работы приемных комиссий перешли в новую форму реализации или были в корне изменены. Тем не менее, следует выделить некоторые изменения, которые были добавлены в работу приёмных комиссий вузов, до этого нигде не используемые. Среди них наиболее заметными стали:

1) Введение системы прокторинга для сдачи дополнительных вступительных испытаний.

2) Создание специальных чат-ботов для быстрой консультации абитуриентов по вопросам поступления.

3) Организация колл-центра для общения с абитуриентами и их законными представителями.

4) Организация онлайн-встреч для передачи информации абитуриентам о нововведениях или рассказа об определенной образовательной программе.

5) Открытие отдельных департаментов в вузе, занимающихся проверкой подлинности документов, отправленных абитуриентами или их законными представителями.

6) Рассылка в мессенджерах, смс-уведомлениях и по почте.

Значительные отличия в работе приемных комиссий вузов наблюдаются в сравнении приема студентов на разные уровни обучения — бакалавриат, магистратура и аспирантура. Отличия основываются на различных способах оценки потенциала студентов.

Стоит рассмотреть изменения на каждом уровне обучения. На следующей таблице продемонстрированы изменения механизма работы приёмных кампаний для каждой ступени высшего образования в РФ, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Таблица 2

Изменения механизма работы приёмных кампаний для каждой ступени высшего образования в РФ

Бакалавриат

Магистратура

Аспирантура

Поступление по ЕГЭ

нет

нет

Поступление по внутренним вступительным испытаниям, проводимым онлайн, с применением прокторинга

Поступление по внутренним вступительным испытаниям, проводимым онлайн, с применением прокторинга

Поступление по внутренним вступительным испытаниям, проводимым онлайн, с применением прокторинга/высылания научной статьи для рассмотрения

Поступление по котирующимся олимпиадам: предоставляются повсеместно элктронные сертификаты

Поступление по котирующимся олимпиадам: предоставляются повсеместно элктронные сертификаты

Поступление по котирующимся олимпиадам: предоставляются повсеместно элктронные сертификаты

нет

Целевая квота: договор с работодателем заключается онлайн

Целевая квота: договор с работодателем заключается онлайн

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменения в работе приемных кампаний коснулись всех уровней образования в России — бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В связи с наступлением пандемии коронавируса были созданы новые способы взаимодействия со студентами, ранее не используемые для подобных целей. Порядок поступления в вузы трансформировался с учётом рамок онлайн-режима.

Литература:

  1. Андреев А. А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Открытое образование. 2013. № 5(100). С. 40–46.
  2. Альтбах Ф. Дж., Ханс де Вит. Информационные технологии в контексте COVID-19: поворотный момент? // Международное высшее образование.2020. № 103. С. 6–8. М.: НИУ ВШЭ.
  3. Гафуров И. Р., Ибрагимов Г. И., Калимуллин А. М., Алишев Т. Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. № 10
  4. Лутфуллаев Г. У., Лутфуллаев У. Л., Кобилова Ш. Ш., Неъматов У. С. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Проблемы педагогики. 2020. № 4(49).
  5. Савицкая Н. После пандемии высшее образование уже не будет прежним https://ng-ru.turbopages.education1.html. 2020. № 1.
  6. Аналитический центр НАФИ. 2020. Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: Ы^:// nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi/.
  7. Россия в цифрах. [Электрон. ресурс]. 2017: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2017–511 с.
Основные термины (генерируются автоматически): приемная кампания, изменение, онлайн, поступление, приемная комиссия вузов, стен университета, COVID, PDF, высшее образование, целевая квота.


Похожие статьи

Дистанционное поступление в вуз: опыт этого лета и будущие...

В 2020 году пандемия коронавируса COVID-19 внесла коррективы в проведение вузами приемной кампании. Сам прием документов в дистанционном режиме не так нов. Многие университеты на этот момент уже предлагали личные кабинеты абитуриентам в качестве альтернативы дальним поездкам и почтовым отправлением.

Революционным изменением стал прием экзаменов в режиме онлайн. Коснулось это вчерашних школьников, выбравших творческие специальности, на которые вступительные испытания организует сам вуз.

В итоге Министерству высшего образования пришлось давать опровержение. Развеялись слухи только в июне, когда вышел Приказ ведомства от 15.06.2020 № 726 . В документе были оговорены все особенности приемной кампании этого года.

Работа приемной комиссии высшего учебного заведения...

 Прием в вузы является серьезным первоначальным этапом, обеспечивающим реализацию права на образования граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция РФ в ст.43 гласит: «Каждый имеет право на образование» [4] согласно пункту № 1 и пункту № 3 ст. 43 которой: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно

При всем многообразии ситуаций непосредственно важно иметь представление о каждом абитуриенте в момент принятия решения о его зачислении. Это и есть основная задача работников приемной комиссии высших учебных заведений. Ответственность, лежащая на них, имеет самую высокую степень, ведь именно от их решения и правильного выполнения своих должностных обязанностей связано не только их профессиональная деятельность, но и...

Особая и целевая квоты приема в вуз: специфика подачи...

К целевой квоте относят абитуриентов, которые заключили трехсторонний договор с вузом и направляющей организацией. Их количество зависит от поступивших до определенного срока заявок. Конкурс между абитуриентами подавшими заявления на особую или целевую квоту проводится по

В контрольные цифры приема входят так же абитуриенты, поступающие по договору об оказании образовательных услуг. В данном случае конкурс не предусматривается, единственным условием для поступления является набор минимального порога баллов по профильным предметам и

Зачисление абитуриентов в несколько этапов. 80 % поступающих по общему конкурсу на очную форму обучения в 2018 году были зачислены приказом ректора по университету 3 августа. Оставшиеся 20 % и 100 % зачисляемых на заочную форму — 8 августа.

Информационные системы для абитуриентов | Статья в журнале...

Приемным комиссиям будет все сложнее и сложнее справляться. Именно поэтому необходимо оптимизировать данный процесс: создать единую информационную систему, в которой каждый сможет ознакомиться со всеми возможными вариантами обучения в высших учебных заведениях страны, а также подать документы в выбранный университет без больших проблем.

Нужно суметь не упустить различные детали (время работы приемной комиссии, перечень необходимых документов для поступления и т. д.). А ведь почти каждый студент подает документы в 5 вузов. Это 5 личных кабинетов (при их наличии), 5 пакетов документов (которые иногда имеют отличия), логины, пароли. Все это пугает абитуриентов, которые не всегда в полной мере осведомлены о процессе поступление в высшие учебные заведения.

Целевой прием в медицинских вузах России | Статья в сборнике...

 Целевой прием вмедицинских вузах России. Ким Мария Сергеевна, студент. Пермский государственный медицинский университет имени академика Е. А. Вагнера.

В ноябре-декабре 2015 года в рамках деятельности научной секции кафедры «истории Отечества, истории медицины, социологии и политологии» Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера автором статьи был проведен опрос в форме анонимного анкетирования, цель которого заключалась в

Большинство респондентов (90 %) знали об этом пункте договора. Возможно, такой высокий уровень осведомленности связан с тем, что этот пункт четко прописан в договоре. Значительно меньшее количество респондентов осведомлено о том, что при разрыве договора студент может продолжать учиться на бюджетной основе.

Дистанционное обучение студентов медицинского колледжа...

В статье описан опыт использования дистанционного обучения на базе Дербентского медицинского колледжа имени Г. А. Илизарова в период пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19. Изучены положительные и отрицательные аспекты дистанционного обучения.

Пандемия затронула жизни большинства людей, изменила нашу жизнь и стала тяжелым испытанием для медицинских учреждении {1,2}. Не стало исключением и для медицинских учреждении ощутимая паника новой коронавирусной инфекции Covid-19, а доступность хорошего качества образования вызвала бум различных онлайн образовательных программ в форме обмена клиническим материалом, обсуждения в группах социальных сетей, и онлайн обучения в режиме реального времени на таких платформах, как.

Что такое DOI и зачем он нужен ученому — Молодой ученый

Если расшифровать эту аббревиатуру, получается “Digital Object Identifier”, то есть цифровой идентификатор объекта. Как видим, это не исключительно научное понятие. Оно связано с определением места документов в виртуальном пространстве.

Влияние глобальных явлений (COVID-19) на лексический состав...

Определение влияния глобальных явлений COVID-19 на изменения в лексическом составе английского языка относится к наиболее важным аспектам при изучении современного состояния языка. Постоянное пополнение и изменение английской лексики в связи с постоянно меняющейся обстановкой в мире находится в фокусе внимания многих лингвистов.

Наша жизнь в мире напрямую зависит от происходящих в нем событий, вследствие чего изменяется наше общество, речь и будущее. Данное исследование доказало, что события COVID-19 изменили очень много в нашем современном мире, в том числе эти изменения не обошли стороной и лексический состав английского языка, в котором появилось множество неологизмов.

Остаться в уникальных: обзор сервисов проверки на плагиат

Кстати, большинство вузов (более 85%, как указано на сайте) пользуются именно этим антиплагиатом, покупая специализированную версию. Воспользоваться поверхностной проверкой текста можно бесплатно, а стоимость детального разбора текста начинается от 150 и может доходить до 50 тысяч рублей. Сервис обещает не только показать процент оригинальности, но и указать на фрагменты текста, которые нуждаются в доработке.

У Advego Plagiatus есть два варианта использования: в виде программы, установленной на ПК, или онлайн. Эта программа больше подходит для проверки рефератов и небольших по объему студенческих работ, так как совпадения и заимствования она ищет просто по интернету.

Похожие статьи

Дистанционное поступление в вуз: опыт этого лета и будущие...

В 2020 году пандемия коронавируса COVID-19 внесла коррективы в проведение вузами приемной кампании. Сам прием документов в дистанционном режиме не так нов. Многие университеты на этот момент уже предлагали личные кабинеты абитуриентам в качестве альтернативы дальним поездкам и почтовым отправлением.

Революционным изменением стал прием экзаменов в режиме онлайн. Коснулось это вчерашних школьников, выбравших творческие специальности, на которые вступительные испытания организует сам вуз.

В итоге Министерству высшего образования пришлось давать опровержение. Развеялись слухи только в июне, когда вышел Приказ ведомства от 15.06.2020 № 726 . В документе были оговорены все особенности приемной кампании этого года.

Работа приемной комиссии высшего учебного заведения...

 Прием в вузы является серьезным первоначальным этапом, обеспечивающим реализацию права на образования граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция РФ в ст.43 гласит: «Каждый имеет право на образование» [4] согласно пункту № 1 и пункту № 3 ст. 43 которой: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно

При всем многообразии ситуаций непосредственно важно иметь представление о каждом абитуриенте в момент принятия решения о его зачислении. Это и есть основная задача работников приемной комиссии высших учебных заведений. Ответственность, лежащая на них, имеет самую высокую степень, ведь именно от их решения и правильного выполнения своих должностных обязанностей связано не только их профессиональная деятельность, но и...

Особая и целевая квоты приема в вуз: специфика подачи...

К целевой квоте относят абитуриентов, которые заключили трехсторонний договор с вузом и направляющей организацией. Их количество зависит от поступивших до определенного срока заявок. Конкурс между абитуриентами подавшими заявления на особую или целевую квоту проводится по

В контрольные цифры приема входят так же абитуриенты, поступающие по договору об оказании образовательных услуг. В данном случае конкурс не предусматривается, единственным условием для поступления является набор минимального порога баллов по профильным предметам и

Зачисление абитуриентов в несколько этапов. 80 % поступающих по общему конкурсу на очную форму обучения в 2018 году были зачислены приказом ректора по университету 3 августа. Оставшиеся 20 % и 100 % зачисляемых на заочную форму — 8 августа.

Информационные системы для абитуриентов | Статья в журнале...

Приемным комиссиям будет все сложнее и сложнее справляться. Именно поэтому необходимо оптимизировать данный процесс: создать единую информационную систему, в которой каждый сможет ознакомиться со всеми возможными вариантами обучения в высших учебных заведениях страны, а также подать документы в выбранный университет без больших проблем.

Нужно суметь не упустить различные детали (время работы приемной комиссии, перечень необходимых документов для поступления и т. д.). А ведь почти каждый студент подает документы в 5 вузов. Это 5 личных кабинетов (при их наличии), 5 пакетов документов (которые иногда имеют отличия), логины, пароли. Все это пугает абитуриентов, которые не всегда в полной мере осведомлены о процессе поступление в высшие учебные заведения.

Целевой прием в медицинских вузах России | Статья в сборнике...

 Целевой прием вмедицинских вузах России. Ким Мария Сергеевна, студент. Пермский государственный медицинский университет имени академика Е. А. Вагнера.

В ноябре-декабре 2015 года в рамках деятельности научной секции кафедры «истории Отечества, истории медицины, социологии и политологии» Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера автором статьи был проведен опрос в форме анонимного анкетирования, цель которого заключалась в

Большинство респондентов (90 %) знали об этом пункте договора. Возможно, такой высокий уровень осведомленности связан с тем, что этот пункт четко прописан в договоре. Значительно меньшее количество респондентов осведомлено о том, что при разрыве договора студент может продолжать учиться на бюджетной основе.

Дистанционное обучение студентов медицинского колледжа...

В статье описан опыт использования дистанционного обучения на базе Дербентского медицинского колледжа имени Г. А. Илизарова в период пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19. Изучены положительные и отрицательные аспекты дистанционного обучения.

Пандемия затронула жизни большинства людей, изменила нашу жизнь и стала тяжелым испытанием для медицинских учреждении {1,2}. Не стало исключением и для медицинских учреждении ощутимая паника новой коронавирусной инфекции Covid-19, а доступность хорошего качества образования вызвала бум различных онлайн образовательных программ в форме обмена клиническим материалом, обсуждения в группах социальных сетей, и онлайн обучения в режиме реального времени на таких платформах, как.

Что такое DOI и зачем он нужен ученому — Молодой ученый

Если расшифровать эту аббревиатуру, получается “Digital Object Identifier”, то есть цифровой идентификатор объекта. Как видим, это не исключительно научное понятие. Оно связано с определением места документов в виртуальном пространстве.

Влияние глобальных явлений (COVID-19) на лексический состав...

Определение влияния глобальных явлений COVID-19 на изменения в лексическом составе английского языка относится к наиболее важным аспектам при изучении современного состояния языка. Постоянное пополнение и изменение английской лексики в связи с постоянно меняющейся обстановкой в мире находится в фокусе внимания многих лингвистов.

Наша жизнь в мире напрямую зависит от происходящих в нем событий, вследствие чего изменяется наше общество, речь и будущее. Данное исследование доказало, что события COVID-19 изменили очень много в нашем современном мире, в том числе эти изменения не обошли стороной и лексический состав английского языка, в котором появилось множество неологизмов.

Остаться в уникальных: обзор сервисов проверки на плагиат

Кстати, большинство вузов (более 85%, как указано на сайте) пользуются именно этим антиплагиатом, покупая специализированную версию. Воспользоваться поверхностной проверкой текста можно бесплатно, а стоимость детального разбора текста начинается от 150 и может доходить до 50 тысяч рублей. Сервис обещает не только показать процент оригинальности, но и указать на фрагменты текста, которые нуждаются в доработке.

У Advego Plagiatus есть два варианта использования: в виде программы, установленной на ПК, или онлайн. Эта программа больше подходит для проверки рефератов и небольших по объему студенческих работ, так как совпадения и заимствования она ищет просто по интернету.

Задать вопрос