Вызовы цифрового общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №30 (372) июль 2021 г.

Дата публикации: 22.07.2021

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Кунцевич, Н. В. Вызовы цифрового общества / Н. В. Кунцевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 30 (372). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/archive/372/83345/ (дата обращения: 24.01.2022).



Статья посвящена анализу различных аспектов цифровизации как нового социального явления. Для более глубокого и системного анализа психологических эффектов цифровизации рассматриваются положительные и негативные последствия использования новых информационных технологий в жизни человека и общества. Анализируются основные социальные и психологические аспекты цифровизации. Выделены психологические последствия общения в киберпространстве для отдельной личности и общества.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровизация, психологические эффекты, информатизация общества, психологическая безопасность, цифровая среда.

В обыденном сознании широко распространено мнение об изначально позитивном влиянии новых технологических достижений на процесс развития человека в плане интенсификации деятельности, расширения ее творческих возможностей, освобождения от рутинных операций, увеличения доли свободного времени и т. д., что, прежде всего, связано с вхождением в повседневную жизнь разнообразных гаджетов — этих новых «посредников» мышления и деятельности. Вместе с тем раздаются и критические замечания в адрес широкого внедрения цифровых технологий в деятельность человека, особенно детей раннего возраста. Активно исследуются такие явления, как утрата привычного уклада детства, сокращение связей подростков со своими сверстниками, появление разнообразных форм «зависимости», препятствующей нормативно фиксируемому в психологии процессу развития ребенка, и т. д.

Эти темы стали актуальными в современных условиях технологических изменений самой среды человеческой деятельности, появления и развития так называемой цифровой среды, приобретающей особое значение в качестве системы средств и посредников, используемых в коммуникативных процессах.

Понятие «цифровизация» приобретает все большее распространение и употребляется наряду с близкими по содержанию понятиями «информатизация» и «компьютеризация». Каждое из этих понятий подчеркивает определенный аспект процесса становления современной техногенной цивилизации, названной «информационным обществом». Термин «компьютеризация» касается технических способов производства, сохранения, поиска и обмена информацией с помощью компьютеров. Понятие «информатизация» подчеркивает совокупность способов накопления знаний (информации), зафиксированных сегодня на носителях в базах данных с помощью компьютерных технологий, оно обозначает процессы, направленные на развитие телекоммуникационной инфраструктуры, на интеграцию компьютерных средств информационных и коммуникационных технологий. «Цифровизация» — понятие более расплывчатое, чем первые два, оно означает как изначальное создание нового продукта в цифровой форме, так и процесс использования компьютерных средств и технологий. Поэтому в определенном смысле информатизация может быть рассмотрена как компонент цифровизации, тогда, когда речь идет о наличии, качестве и доступности инфраструктуры в определенных видах экономической деятельности или определенных районах, или регионах мира. [2, С. 2]

Цифровизация в глобальном плане представляет собой концепцию экономической деятельности, основанной на цифровых технологиях, внедряемых в разные сферы жизни и производства. И эта концепция широко внедряется во всех без исключения странах.

Любой прогресс имеет две стороны медали, как положительную, так и отрицательную. Рассмотрим через эту призму основные социальные и психологические аспекты цифровизации.

Вопрос о социальных и психологических аспектах цифровизации поднимается регулярно. Никто не станет отрицать, что за последние десятилетия жизнь человека и общества постоянно меняется, появляется все больше вызовов, ускоряются социальные процессы, изменяется сама среда обитания.

Так о каких же психологических и социальных аспектах мы говорим?

  1. Информационный аспект.

В конце ХХ в. в развитых странах был осуществлен прорыв в области информационных технологий, после которого последовала массовая и стремительная компьютеризация и информатизация общества. Задача этого периода, на первый взгляд, была очевидна — обеспечить максимальный и удобный доступ населения к полезной и ценной информации, предоставить возможность коллективного обсуждения важных проблем, а также обмена данными между научными, экономическими, политическими и культурными сообществами и отдельными индивидами.

«Интернет действительно позволяет искать, получать и распространять информацию и идеи независимо от государственных границ. Сегодня человечество переходит от письменной культуры к новой — экранной культуре, основой которой становится «экранная страница». [4, С. 441]

По мнению исследователя Б. Б. Славина, информационный взрыв — это ускоренный рост информации, ускоренное появление новинок и изменений, быстрое обесценивание, устаревание информации и знаний, сопровождаемые интенсивным ростом индустрии информации [7]. Главным стало постоянное увеличение объема хранимых сведений, скорости их передачи и распространения, т. е. удовлетворения потребности в безграничном коммуницировании. На второй план уходит содержание коммуницирования — передаваемые сведения в форме необработанной информации, либо знания как осмысленной и систематизированной информации.

«Информационная перегрузка и одновременно информационный дефицит, рост невостребованных сведений — все это феномены реальности, с которыми в повседневных практиках сталкивается современный человек. Но он отбирает только те сведения, которые ему нужны для решения конкретных задач. Остальные сведения — это “шум”, который отправляется людьми на склады баз данных или уничтожается. Содержание и объем информации влияют на объемы, скорость, интенсивность и масштабы коммуницирования, которые взрывным образом возросли для каждого индивида. Кажется, что проблема в росте сведений. На самом деле проблема в интенсивности и масштабах коммуницирования, которые предлагает и навязывает окружающий социальный мир. И не только информационная, но коммуникативная, прежде всего, перегрузка приводит к двум основным следствиям-проблемам. Первой для современного человека является перегруженность его сознания и процесса общения с другими людьми непрекращающимся процессом роста числа знаков, значений и смыслов, которые становятся барьером для взаимодействий, затрудняя социальную жизнь. Второе следствие проблемы информационно-коммуникативной перегрузки — рост хаоса в индивидуальных картинах мира, распад знакомых образов и себя, и общества, и природной реальности». [2, С. 4]

  1. Коммуникативный аспект.

Цифровые сервисы обеспечивают пользователей новыми способами взаимодействия и общения, в т. ч. с жителями других городов. Создаются условия для формирования кругов общения по сферам интересов, а не по признаку места проживания. Меняется качество социальных связей. «В информационно и коммуникационно насыщенном обществе особенно интенсивно создаются новые смыслы. Они производятся и потребляются без ограничения, теряя при этом само свойство быть смыслами (т. е. утверждениями, направленными на что-то и для чего-то), и, тем самым, превращаясь в функции коммуникаций. Происходит общение (коммуницирование) ради общения, обмен “бессмысленными” смыслами. Одновременно над этим “символическим капиталом” надстраивается его модус — самовозрастающая коммуникация. В итоге потребление коммуникации ради коммуницирования без границ становится массовым видом повседневных практик в информационном обществе». [2, С. 6.]

3. Временной аспект.

— Высока скорость передачи и распространения информации и ее обработки.

Передача личных сообщений, общение на форумах, в чатах и общение с аудиторией в режиме реального времени. В сфере науки новые технологии направлены на ускорение расчетов и вычислений. Кроме того, единая система дает возможность в кратчайшие сроки обмениваться данными ученым, находящимся в разных уголках мира, в автоматическом режиме. Любые открытия делаются и проверяются быстрее.

— Высокая скорость получения информации.

«К положительным последствиям можно, бесспорно, отнести те, которые вызваны компьютеризацией множества процессов и видов деятельности: сферы обслуживания и торговли, банковского дела, медицины, науки и образования, библиотечного дела и т. п». [5, С.172.]

Цифровые сервисы экономят время жителей путем предоставления доступа к информации об общественном транспорте, расписания рейсов, информация о конкретных мероприятиях, возможности заказа такси, товаров и услуг на дом, удаленного получения государственных и прочих услуг и многое другое. Смысл цифровизации информационных систем в том, чтобы современному человеку не нужно было напрягаться и бороться с человеческим фактором в системе. Документы можно сделать через приложение Госуслуг без очередей, служба доставки запоминает, куда вы обычно заказываете пиццу, а медицинская карта уже не затеряется между кабинетами.

Все перечисленное выше существенно экономит человеку время в повседневной жизни. Это несомненно положительное улучшение жизни общества, предоставляющее больше свободного времени для реализации более значимых задач. Но при этом меняется характер использования времени. Общество сталкивается с появлением цифровой зависимости, проведением свободного времени у мониторов.

«Все больше людей перестают совершенствоваться, заниматься своими делами, воспитывать детей, вести привычный образ жизни, отдавая все свое личное, а зачастую и рабочее время компьютеру. У психологов и психиатров возник специальный термин — «компьютерная зависимость». Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Эта зависимость от персонального компьютера, смартфона — заболевание сродни алкоголизму или наркомании. Компьютерная зависимость поражает все больше и больше молодых людей, проводящих свое свободное время перед монитором». [5, С. 174.]

  1. Территориальный аспект.

В мире возникла новая форма социального неравенства — цифровое неравенство, которое находит свое выражение в разной доступности людей к сетевым и цифровым ресурсам.

«При всех очевидных плюсах компьютеризации можно отметить ряд проблем, связанных с реальным уровнем цифровизации разных стран и регионов, или с реальным уровнем экономического развития, технического оснащения населения каждой страны. Взять, к примеру, Россию. В ней элементы информационного общества сформировались по островному признаку, т. е. они присутствуют лишь в крупных городах. И даже в крупных городах, с учетом расслоения общества по возрастному признаку, такое благо цифровизации как, например, запись по Интернету на прием к врачам-специалистам, осуществляющим прием только по предварительной записи, доступно не всем. Поскольку далеко не у всех есть дома компьютер, да и пользоваться им сможет лишь небольшой процент городского населения». [4, С. 173.]

  1. Аспект компетенции.

Часть граждан в силу целого ряда причин остается за рамками процесса цифровизации ввиду отсутствия желания вникать в эти, с их точки зрения, сложные и непонятные вопросы.

На данный момент нет никаких статистических данных, показывающих насколько цифровизация влияет на психологическое состояние россиян. Однако некоторые данные можно почерпнуть из Всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности», которое представляет собой мониторинг цифровых компетенций россиян. Для его расчета используются как показатели, характеризующие уровень цифровых компетенций в широком смысле (уровень компетентности при проведении финансовых операций через интернет, уровень культуры взаимодействия в социальных сетях и другое). Индекс цифровой грамотности — интегральный индекс, в основе которого лежит 3 субиндекса: цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность. В 2018 году Индекс цифровой грамотности составил 4,52 пт. Несмотря на то, что это низкий показатель, пугаться не стоит. Такой результат объясняется в первую очередь увеличением диспропорций между уровнем цифровых компетенций, цифрового потребления и цифровой безопасности россиян. Многие люди с ростом компетенций стали ниже оценивать свой уровень цифровой безопасности. Поэтому одной из важнейших задач является повышение этого показателя.

  1. Безопасность.

Цифровизация повышает безопасность транзакций и личную безопасность при получении услуг, но есть и обратные проблемы, например, связанные с кибербуллингом, кражей данных и мошенничеством в сети, что в свою очередь пугает многих людей.

Кибербуллинг означает хулиганские действия в сети через разные средства коммуникации. Осознанное и длительное причинение человеку вреда в сети. Психологи ввели это понятие во второй половине 1990-х гг., но в настоящее время это явление приняло огромные масштабы. Россия, по данным Microsoft на 2017 [10], занимает одно из первых мест по интернет-травле среди школьников: каждый второй подросток хотя бы раз сталкивался с буллингом. При этом Закона о кибербуллинге, который предусматривал бы ответственность за плохое поведение в интернете, в России пока нет. Отдельные кейсы могут рассматриваться в рамках статей о клевете (статья 129 УК РФ), оскорблениях (статья 130 УК РФ), неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ), угрозах (статья 119 УК РФ), и доведении до самоубийства (статья 110 УК РФ). В других странах практика защиты от буллинга существует.

В данном случае можно говорить о психологическом аспекте безопасности. В рамках Концепции информационной безопасности РФ (2000г.) под психологической безопасностью понимается положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления её прав.

«Наибольшим потенциалом рассмотрения проблем психологической безопасности в условиях цифровизации обладает общая психология, позволяющая отследить изменения индивидуальных черт человека, подверженного влияниям новых информационных технологий». [2, С.8]

«Среди других отрицательных последствий компьютеризации общества обращаем внимание на возможность осуществления тотального контроля отдельных государственных и частных структур над личной перепиской и личной жизнью граждан. Первые проявления этой опасности дали о себе знать после применения банковских карт для оплаты услуг вместо наличных денег, а после 11 сентября 2001 г. в ряде стран были приняты решения о контроле над социальными сетями, потоками финансов, частной перепиской граждан через Интернет». [4, С. 178.]

К негативным эффектам цифровизации причисляют дегуманизацию и обезличивание общества, непозволительно глубокое проникновение государства в частную жизнь человека, угрозу массового сокращения рабочих мест, снижение экологичности жизни человека, подвергнувшегося не свойственным его биологическому виду воздействиям, угрожающе отражающимся на физиологии и психике. [8]

Опасность цифровизации — в снижении важности человека во многих процессах и вероятное исчезновение в будущем целых профессий, с которыми лучше будут справляться роботы. Яркий пример создание системы голосовых помощников Сири и Алиса. Они могут не только ответить на конкретный вопрос, но и ведут философские беседы с пользователем.

  1. Становление «киберкультуры», переоценка ценностей.

Англоязычное понятие cyberculture определяется Оксфордским словарём как «состояние общества в результате использования средств автоматизации и компьютеризации» [9].

«Признано, что цифровые образовательные технологии приводят к изменению мировоззрения, системы ценностей, установок субъектов образовательного процесса (Морозов, 2019). Среди индивидуальных рисков цифровизации названы изменения личностных стремлений, отношения к насилию, эмоциональной зрелости, сформированности системы ценностей, самооценки, наличие авторитетов (Колыхматов, 2018). Установлено также, что подростки, юноши и молодые люди, характеризующиеся повышенной вовлеченностью в интернет-среду, приобретают комплекс достаточно устойчивых личностных особенностей, включающий нарциссизм, макиавеллизм, неспособность прощать, неорганизованность, неразвитое эстетическое чувство, отклонение от аутогенной нормы и др. (Кружкова, Воробьева, 2019: 173–174). Влиянием информатизации и цифровизации исследователями объясняются ментальные изменения у большинства людей, прежде всего молодежи, выливающиеся в формирование «клипового мышления» как объективного закономерного результата развития одних когнитивных навыков за счет других, а также «клиповой речи», разрозненной, мозаичной, часто алогичной и непоследовательной (Калкеева, Муталиева, Калимжанова, 2018)». [3, С. 158].

Каждый из рассмотренных аспектов является важным. Положительное влияние цифровизации говорит о прогрессе и улучшении качества жизни. В то время как отрицательное воздействие приводит к психологическим проблемам. Появляются новые психологические феномены, диагнозы. Психологическая наука активно изучает имеющиеся проблемы и возможные причины возникновения этих проблем, чтобы найти способы помочь людям справиться с ними. Чтобы быть компетентным в быстро меняющемся мире психологу-практику необходимо быть в курсе современных междисциплинарных исследований. Изучение психологических эффектов цифровизации требует их целостного рассмотрения с точки зрения безопасности отдельной личности и общества в целом. Вызовы цифровизации требуют сплоченной работы и готовности к трансформации различных сфер жизнедеятельности нашего общества.

Литература:

  1. Гордеев В. В. Психологические проблемы цифрового общества. [Электронный ресурс]. URL: https://www.b17.ru/article/123269/
  2. Игнатьев В. И. Информационная перегрузка социальной системы и её социальные последствия // Социологические исследования. 2017. № 7. С. 3–11. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35013222
  3. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Принцип безопасности в психологических исследованиях проблем цифровизации. // Проблемы педагогики и психологии. 2020. № 2. С. 152 -166. DOI: 10.17805/zpu.2020.2.14 Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» — https://cyberleninka.ru URL:https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-bezopasnosti-v-psihologicheskih-issledovaniyah-problem-tsifrovizatsii
  4. Лазар М. Г. Регулятивные возможности информационной этики // Контуры будущего: технологии и инновации в культурном контексте. Коллективная монография. СПб: Астерион, 2017. С. 441–445. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35013222
  5. Лазар М. Г. Цифровизация общества, ее последствия и контроль над населением // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Монография. СПб: Астерион, 2018. С. 170–181. [Электронный ресурс]. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» — https://cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obschestva-ee-posledstviya-i-kontrol-nad-naseleniem/viewer
  6. Меновщиков В. Ю. Психологическая помощь в сети интернет. М., 2007. — 178 с. [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/psyhelp_in_internet
  7. Славин Б. Б. Эпоха коллективного разума: О роли информации в обществе и о коммуникационной природе человека. М., 2014–316 с. ISBN 978–5-397–04224–6 [Электронный ресурс]. Российская государственная библиотека. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006676015
  8. Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И., Нестик, Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2018. 275 с. [Электронный ресурс]. Российская государственная библиотека. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009500668
  9. Cyberculture, Oxford University Press, December 2001. [Электронный ресурс]. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9A %D0 %B8 %D0 %B1 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BB %D1 %8C %D1 %82 %D1 %83 %D1 %80 %D0 %B0#cite_ref-OEDcyberculture_1–0.
  10. Microsoft releases Digital Civility Index, challenges people to be more empathetic online // Jacqueline Beauchere — Global Digital Safety Advocate. 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, свободное время, общество, психологическая безопасность, Россия, современный человек, цифровая грамотность, информационное общество, отдельная личность, повседневная жизнь.


Задать вопрос