Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (372) июль 2021 г.

Дата публикации: 23.07.2021

Статья просмотрена: 1029 раз

Библиографическое описание:

Воронова, В. В. Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра / В. В. Воронова, Е. С. Колесник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 30 (372). — С. 100-103. — URL: https://moluch.ru/archive/372/83331/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье описан опыт практической реализации программы проекта коррекционных занятий по песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода. Проанализировано многовекторное положительное воздействие, направленное на удовлетворение широкого круга образовательных потребностей детей с расстройствами аутистического спектра различных приемов песочной терапии.

Ключевые слова: песочная терапия, аутизм, расстройства аутистического спектра, дошкольные образовательные учреждения.

В настоящее время количество выявленных случаев различных расстройств аутистического спектра во всем мире неуклонно растет. К сожалению, наша страна не является исключением в развитии этой тенденции.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что применение различных коррекционно-развивающих технологий дают наибольшую эффективность в раннем дошкольном возрасте. Поэтому разработка и практическая реализация различных коррекционно-развивающих программ и методик, является приоритетным условием для успешной педагогической работы с детьми аутистами в дошкольных образовательных учреждениях.

Наблюдения показывают, что в коррекционной и психотерапевтической работе с детьми с РАС устойчивое положительное воздействие оказывает применение приемов песочной терапии. Она представляет собой невербальную форму психокоррекции, в которой основной упор делается на творческое самовыражение ребенка [2]. В процессе создания творческого продукта у ребенка в символической форме проявляются образы — рисунки, композиции из фигурок и различные построения на специальном столе с песком [3]. Метод песочной терапии, который является разновидностью игровой терапии, базируется на теории Юнга, утверждающей, что в глубине бессознательного любой предмет внешнего мира порождает создание какого-либо символа. Основоположником аналитической психотерапии К. Г. Юнгом, также была представлена концепция “терапии песком”.

Ребенок уходит с головой в свой собственный мир, как только его руки погружаются в песок. Дети с расстройствами аутистического спектра проявляют стойкий положительный интерес к «песочным» играм, захватывая его непроизвольное внимание, впоследствии они способствуют мобилизации произвольного внимания (повышение концентрации и устойчивости) ребенка. Песочная терапия способствует формированию плодотворного взаимодействия между педагогом и ребенком, а также предрасполагает к усовершенствованию мелкой моторики. Поскольку наблюдается тесная связь головного мозга, а именно: центров, отвечающих за эмоциональное состояние, с нервными окончаниями, расположенными в подушечках пальцев и кисти рук, приемы песочной терапии благоприятствует формированию эмоциональной сферы детей с РАС.

Приемы песочной терапии предоставляют детям с РАС возможность альтернативным способом проявлять свои внутренние переживания, формулируя их при помощи символов. Зачастую символическое отражение настроений, волнений, эмоций и чувств в работе ребенка с песком способно раскрыть картину его внутреннего мира намного точнее и подробнее, чем многословное объяснение. Так как возможности вербального общения у детей с РАС затруднены, методы песочной терапии помогают преодолеть этот коммуникативный барьер, наладить наиболее продуктивное взаимодействие с ребенком и способствуют активации его внутренних ресурсов и потенциала.

В процессе определения теоретических принципов песочной терапии по К. Г. Юнгу швейцарский детский психотерапевт Дора Калфф считала, что инсталляция мира на песке высвобождает внутреннее бессознательное содержание психики. Оно изливается в песок, принимая в виде рекомендованных небольших фигурок символизированную форму. Все построенное, «свой мир», становится видимым и доступным осознанию. То, что было заблокировано на вербальном уровне, выражается символическим языком.

Ощутимая польза песочной терапии для детей с различными расстройствами аутистического спектра выражается в позитивном воздействии на их эмоциональную сферу. Такие дети удерживают в себе накопленные психические переживания, тем самым повышается эмоциональная напряженность, которая в последствии выплескивается в виде различных высокоэмоциональных и не контролированных поведенческих реакций. Соприкосновение с песком дает возможность плавно устранять эмоциональное напряжение и снижать уровень тревожности. Приемы песочной терапии способствуют развитию личности ребенка с РАС, посредством раскрытия творческих ресурсов, реализации возможности самовыражения, развития способностей саморефлексии, формирования символичного мышления. Прикладное положительное воздействие оказывает тактильный контакт и развитие мелкой моторики, формирование способностей невербальной коммуникации. Совокупное взаимодействие позволяет оказать ребенку с расстройством аутистического спектра помощь в процессе наполнения и осознания своего внутреннего мира.

Помимо этого, песочная терапия благоприятствует развитию речевых функций ребенка, продуцирует навыки коммуникативного взаимодействия (в процессе игры дети погружаются в общение, а коммуникативные барьеры ослабевают). Плодотворное влияние песочная терапия оказывает и на формирование и развитие познавательной деятельности (концентрации и устойчивости внимания, повышение качества функций памяти, оптимизация восприятия, улучшение воображения). Посредством развития волевых качеств и целенаправленности действий происходит формирование личностных характеристик. Являющийся следствием упражнений с песком баланс психических процессов (дети которые сильно возбуждены успокаиваются, а флегматичных активизирует) дает умиротворение.

В настоящее время в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода идет активное внедрение в педагогический процесс освоение техники работы с песком на столе «Радуга» для развития умений элементарного самоконтроля и саморегуляции, самостоятельности и инициативы у детей с расстройствами аутистического спектра, развитие коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности, тактильной чувствительности и познавательных функций, творческого мышления и навыков рисования, а также развитие интереса ребенка к экспериментальной деятельности. Описанный курс рассчитан на один год и включает в себя ряд эффективных коррекционно-развивающих упражнений, таких как: «Песочный дождик», «Пальчиковые ходилки», «Кому повезет», «Песочный ветер», ««Путешествие в страну «А«"», «Трудная дорога», «Идут медвежата», «Узоры на песке», «Кто-то мимо проходил», «Секрет», «Боулинг», ««Путешествие в страну «Е«"», «Опасный поворот», «Прыгают зайцы», «К нам идет…», «Отпечатки наших рук», «Кому повезет», «Мой город», ««Путешествие в страну «И«"», «Молния», «Ползут змеи», «Секретные задания кротов», «Ручки шалят», «Мина», Игра «Найди друга», ««Путешествие в страну «О«"», «Чудовище на острове». По итогам курса предполагалось, достижение целей внедрения в практическую деятельность детей группы компенсирующей направленности современной техники работы с песком как средство для коррекционно-развивающих занятий, эффективный практический метод в педагогике, предполагающий диалог руки ребёнка с песком и являющийся источником внутреннего его роста и развития.

Форма проведения занятий — игровая, так как у воспитанников в дошкольном возрасте этот вид деятельности ключевой и вызывает достаточный положительный эмоциональный отклик у детей аутистов, способный удерживать их внимание продолжительное время. Структура проекта базируется на том, что игровые упражнения и задания творческой направленности способствуют созданию благоприятной образовательной среды, стимулируют когнитивные процессы, тем самым содействуют построению условий для плодотворной учебной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра.

Материал подобран с учетом оптимизации комплекса игр и упражнений, положительно влияющих на развитие речи, мелкой моторики и творческого мышления, стимуляции когнитивных функций, уравновешенности психических процессов и корректировки поведения.

В процессе практической реализации программы песочной терапии четко определяются три фазы: хаос, сопротивление, решение проблемы.

Стадия хаоса характеризуется недостаточным пониманием детей с РАС ориентации взаимодействия в процессе незнакомого варианта игры. Типичным поведением ребенка на этом этапе является необдуманный набор множества фигурок сразу, перемешивание их с песком, закапывание или сваливания их в кучу. Продолжительность фазы составляет от двух до пяти занятий.

На стадии борьбы в процессе игры дети с РАС отображают на песке накопившееся эмоциональное напряжение, это воспроизводится в виде разного рода насилия, убийств, войн. Песочная терапия содействует безопасному для окружающих высвобождению внутренней агрессии ребенка Данный этап длится на протяжении двух-трех занятий.

Фаза разрешения конфликта складывается под конец курса программы песочной терапии, осуществляется разрешение накопившихся внутренних конфликтов детей с РАС и сглаживание отрицательного воздействия высокоэмоциональных негативных переживаний. В процессе игры это выражается в виде верной коммуникации между персонажами.

Стол для песочной терапии с подсветкой, который использовался в процессе осуществления проекта, представляет собой световой модуль с песком для рисования «Радуга», на ножках.

Опционально можно использовать: комплекты миниатюрных игрушек определенного направления, например, фигурки людей, всевозможных животных и растений, транспорт; пульверизатор с водой; природный материал (ракушки, веточки, камешки, палочки); можно использовать большие пуговицы.

Структура программы коррекционных занятий по песочной терапии, проходящих под чутким руководством педагога, определяется как совокупность специфики направленности и динамики специальных упражнений для детей с РАС. Длительность одного занятия составляет до 40 мин. Занятия ведутся в групповой (3–4 человека) и индивидуальной формах.

Разнообразная направленность игр с песком в составе комплекса коррекционных занятий позволяет воздействовать на более широкий круг потребностей детей с РАС.

Игры, направленные на стимулирование тактильной чувствительности и повышения уровня кинетических ощущений: поиск предметов, перетирания песка в ладонях, отпечатки рук, пересыпание, поиск предметов, спрятанных в песок, рисование пальчиком.

Игры, направленные на содействие в развитии речевого аппарата, например, проигрывание по ролям различных вымышленных ситуаций, сказок, стихотворений.

Упражнение «Песочная грамота» в игровой форме способствует изучению образа букв и цифр.

Игры с песком психотерапевтического характера в виде воспроизведения настоящих жизненных ситуаций детей с РАС, помощь психолога в процессе поиска вариантов решения возникающих по ходу сюжета затруднений, попытка направить сознание ребенка на их преодоление.

Практическая реализация программы проекта песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода, основанная на совокупности разнообразных положительных воздействий, направленных на удовлетворение образовательных потребностей детей с РАС, показала высокую эффективность. От воспитанников сада удалось наряду с уравновешиванием эмоциональной сферы, добиться прогресса в достижении образовательных задач.

Литература:

  1. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
  2. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница (адаптированный перевод с англ.). М.: ИНТ, 2010. 94 с.
  3. Мальцева Н. А. Песочная терапия в работе с особым ребенком // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Научно-практический сборник. Вып. 8. Москва, Теревинф, 2014. С. 120–125.
  4. Поликарпова, И. В. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы детей-сирот [Текст]: методические рекомендации / И. В. Поликарпова; под общей редакцией Н. И. Приходько. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. — 43 с.
  5. Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н. А. Сакович. — Санкт-Петербург: Речь, 2008. — 166 с.
Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, ребенок, песок, РАСА, занятие, мелкая моторика, процесс игры, внутренний мир, образовательная потребность детей, эмоциональная сфера.


Похожие статьи

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей...

песок, ребенок, окружающий мир, игра, занятие, песочная терапия, коррекционная работа, мелкая моторика, развитие, голубой цвет. Песочная терапия как одна из современных... Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей... песочная терапия, игра, песок...

Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми...

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с

Занятия с детьми «Песочная терапия» включают разные игровые формы работы с песком

– состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может...

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

ребенок, песочная терапия, поверхность песка, песок, развитие, мелкая моторика рук, голубой цвет, зрительное восприятие, какой-либо персонаж, мелкая моторика. Специфика использования песочной терапии на логопедических... песочная терапия, ребенок, занятие...

Технология проведения игр на песке в процессе...

Песочная терапия — один из методов психотерапии, автором которого является

Песочная терапия открывает двери в мир детства человеку любого возраста, провожая его к своему

В процессе консультирования детей песочная терапия может проводиться в разных формах...

Кинетический песок как средство развития... | Молодой ученый

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук. Консультация для родителей». Кинетический песок как средство развития...

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия...

Песочная игротерапия для дошкольников | Статья в журнале...

Песочная терапия для детей дошкольного возраста — это игровой способ «рассказать» о своих проблемах, возможность показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка — это необходимая, естественная и любимая деятельность.

Песочная терапия как средство психолого-педагогической...

Ключевые слова: песочная терапия, эмоциональные нарушения, виды эмоциональных нарушений

Песочнаятерапия это терапия психотерапевтического воздействия на человека с использованием

Играя в песок, дети как будто создают свой отдельный прекрасный мир...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим...

В статье представлены игры с песком по развитию мелкой моторики. Ключевые слова: старшие дошкольники, песочная терапия

Одним из эффективных методов коррекционного воздействия, используемых на логопедических занятиях, является песочная терапия.

Похожие статьи

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей...

песок, ребенок, окружающий мир, игра, занятие, песочная терапия, коррекционная работа, мелкая моторика, развитие, голубой цвет. Песочная терапия как одна из современных... Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей... песочная терапия, игра, песок...

Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми...

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с

Занятия с детьми «Песочная терапия» включают разные игровые формы работы с песком

– состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может...

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

ребенок, песочная терапия, поверхность песка, песок, развитие, мелкая моторика рук, голубой цвет, зрительное восприятие, какой-либо персонаж, мелкая моторика. Специфика использования песочной терапии на логопедических... песочная терапия, ребенок, занятие...

Технология проведения игр на песке в процессе...

Песочная терапия — один из методов психотерапии, автором которого является

Песочная терапия открывает двери в мир детства человеку любого возраста, провожая его к своему

В процессе консультирования детей песочная терапия может проводиться в разных формах...

Кинетический песок как средство развития... | Молодой ученый

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук. Консультация для родителей». Кинетический песок как средство развития...

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия...

Песочная игротерапия для дошкольников | Статья в журнале...

Песочная терапия для детей дошкольного возраста — это игровой способ «рассказать» о своих проблемах, возможность показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка — это необходимая, естественная и любимая деятельность.

Песочная терапия как средство психолого-педагогической...

Ключевые слова: песочная терапия, эмоциональные нарушения, виды эмоциональных нарушений

Песочнаятерапия это терапия психотерапевтического воздействия на человека с использованием

Играя в песок, дети как будто создают свой отдельный прекрасный мир...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим...

В статье представлены игры с песком по развитию мелкой моторики. Ключевые слова: старшие дошкольники, песочная терапия

Одним из эффективных методов коррекционного воздействия, используемых на логопедических занятиях, является песочная терапия.

Задать вопрос