Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (372) июль 2021 г.

Дата публикации: 23.07.2021

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Шевцова, Н. О. Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы) / Н. О. Шевцова, А. Ю. Ходусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 30 (372). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/372/79400/ (дата обращения: 16.04.2024).



Акцентирование внимания педагогов и родителей на процесс формирования организационно-практических умений воспитанников ДОУ определяется стилем современной жизни, изменением взглядов на социальную и интеллектуальную активность личности. В современном дошкольном образовании актуальной становится задача формирования личности, готовой к продуктивному участию в разнообразных областях жизни и познавательный интерес рассматривается в качестве важной составляющей становления личности 4.

Согласно ФГОС, реализация принципа активности в познавательной деятельности воспитанников позволяет педагогам улучшить результаты обучения во всех предметных областях.

Так педагоги МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе в воспитательно-образовательном пространстве уделяют значительное внимание познавательному интересу, как одному из условий формирования организационно-практических умений воспитанников. Обязательными составляющими являются: положительная эмоция ребёнка по отношению к выполняемой деятельности; наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радостью познавания и познания; наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности ребёнка, то есть деятельность сама по себе привлекает ею заниматься.

В процессе формирования организационно-практических умений в группе педагогами подобран занимательный материал по всем образовательным областям. Ведь главное место в жизни ребенка — игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Познавательные дидактические игры имеют большое значение для формирования организационно-практических умений дошкольников, развития их психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), а также способствуют развитию важных качеств личности — самостоятельности, любознательности, сообразительности, наблюдательности, усидчивости, работоспособности.

Познавательные дидактические игры помогают сформировать у детей организационно-практические умения, способность к исследовательскому и творческому поиску. В данных играх формируются правильные взаимоотношения между детьми: умение играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху или огорчаться, поступать честно, правдиво, преодолевать трудности, проявлять самостоятельность2.

Активизация познавательного интереса поддерживается педагогами ДОУ таким приёмом, как «Модель четырёх вопросов», которую мы представляем в ходе образовательной и игровой деятельности. Так в первую очередь предлагается детям вопрос «Что мы знаем о....?», то есть нами актуализируются имеющиеся знания по способу и теме.

Далее предлагаем следующий вопрос по типу «что с этим делать?». Например, мы активно используем данную постановку вопросов при выполнении ОД «Театр теней», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Под грибком», где дети высказывают свои идеи, тем самым обогащая образовательный процесс и делая его целостным.

Далее предлагаем следующий вопрос по типу «Что мы хотим знать о....?». Цель данного вопроса: создать условия для мотивации к деятельности по открытию нового знания. Затем «что нужно сделать, чтобы узнать?» для создания условий для самостоятельного планирования деятельности по открытию нового знания.

Зачастую ставим проблемные вопросы, как например, «С чего начнём подготовку к спектаклю: с изготовления афиши или выходных билетов?», «Чтобы воплотить эти идеи в жизнь, у нас есть всего лишь картонная коробка и несколько кубиков». Данные приёмы помогают активизировать познавательный интерес во время игровой деятельности.

Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка-дошкольника, если его предметно-окружающая среда примитивна и хаотична, и он не получает положительной информации от взаимодействия с ней. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, повлиять на их эмоциональное состояние, а можно помешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, негативно повлиять на отношения детей друг с другом, процесс обучения 1.

Поэтому педагоги МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе стремятся к тому, чтобы каждый объект в группе был органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей. В нашей группе ДОУ созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять окружающее пространство в соответствии с собственными потребностями; зоны для познавательных, сюжетно-ролевых и театральных игр, зоны для чтения и прочее.

Проводя комплексные занятия и образовательные ситуации, мы совмещаем различные области знаний, содержание которых подбираем исходя из конкретной темы недели. В процессе таких занятий дети параллельно осваивают содержание различных образовательных направлений, что экономит время на организацию игровой и самостоятельной деятельности. Например: совмещаем занятия по ознакомлению с окружающим миром с продуктивными видами деятельности. Например, в ходе образовательной деятельности «Дикие животные» дети ознакомились с особенностями подготовки некоторых животных к зиме, а затем сделали аппликацию из нитки «Белый зайчик».

В своей работе мы используем современные технологии, различные методы и приемы, чтобы дать детям возможность самостоятельно раскрыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения проблемы и действовать в соответствии с предлагаемой ситуацией, что является эффективным условием формирования организационно-практических умений воспитанников ДОУ.

Литература:

  1. Ежкова Н. С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста. Бибком — М., 2017. — 134 c.
  2. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: учебное пособие / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 2008–109 с.
  3. Зотова И. В. Особенности процесса формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / И. В. Зотова — М.: Просвещение, 2017–144 с.
  4. Яшкова, Л.А Активизация познавательной деятельности детей// Яшкова Л.А Активизация познавательной деятельности детей// Статья // Международный научный журнал «Инновационная наука» № 2, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, организационно-практическое умение воспитанников, ребенок, активность детей, игра, игровая деятельность, открытие нового знания, процесс формирования, туапсе.


Похожие статьи

Формирование познавательных интересов обучающихся

 Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и

− включение детей в игровую деятельность с целью реализации и испытания ими своих

Включение обучающихся на занятиях в ситуации споров не только углубляет их знания, но и...

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой...

Игровая деятельность стимулирует развитие мышления, в первую очередь

Проанализировав игровую деятельность детей, уровень развития познавательных интересов

Для развития игры мы формируем умение принимать игровые задачи, затем ставить и самому их решать.

К вопросу о формировании познавательной активности...

Ключевые слова: игра, ребёнок, дидактическая игра, дошкольное образование, познавательная активность, процесс познания. Вопросу активизации познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особое внимание в связи с...

Педагогическое сопровождение развития познавательного...

Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности [1]. Познавательный интерес

Познавательный процесс положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным побудителем деятельности особенно в дошкольный период. Цель статьи:раскрыть сущность понятия «познавательный интерес», его структуру, этапы...

Развитие познавательной активности воспитанников в ходе...

Развитие познавательной активности и поддержка у детей стойкого интереса к учебной деятельности — один из многих вопросов, которые решает воспитатель класса. Роль воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку облегчить процесс овладения...

Формирование познавательной активности у детей...

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через

Кудинова, Л. С. Теоретические основы формирования познавательной активности детей

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Новопавловская, Ю. А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного...

Подготовка дошкольников к школе через развитие...

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на...

Похожие статьи

Формирование познавательных интересов обучающихся

 Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и

− включение детей в игровую деятельность с целью реализации и испытания ими своих

Включение обучающихся на занятиях в ситуации споров не только углубляет их знания, но и...

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой...

Игровая деятельность стимулирует развитие мышления, в первую очередь

Проанализировав игровую деятельность детей, уровень развития познавательных интересов

Для развития игры мы формируем умение принимать игровые задачи, затем ставить и самому их решать.

К вопросу о формировании познавательной активности...

Ключевые слова: игра, ребёнок, дидактическая игра, дошкольное образование, познавательная активность, процесс познания. Вопросу активизации познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особое внимание в связи с...

Педагогическое сопровождение развития познавательного...

Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности [1]. Познавательный интерес

Познавательный процесс положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным побудителем деятельности особенно в дошкольный период. Цель статьи:раскрыть сущность понятия «познавательный интерес», его структуру, этапы...

Развитие познавательной активности воспитанников в ходе...

Развитие познавательной активности и поддержка у детей стойкого интереса к учебной деятельности — один из многих вопросов, которые решает воспитатель класса. Роль воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку облегчить процесс овладения...

Формирование познавательной активности у детей...

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через

Кудинова, Л. С. Теоретические основы формирования познавательной активности детей

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Новопавловская, Ю. А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного...

Подготовка дошкольников к школе через развитие...

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на...

Задать вопрос