Различные аспекты понятия «здоровье» в отношении детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Различные аспекты понятия «здоровье» в отношении детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО / С. А. Мушакова, Н. П. Проводова, С. С. Чудинова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 49-53. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83258/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье авторы раскрывают значение понятия «здоровье» для детей дошкольного возраста, рассматривают его с позиции эмоциональной и физической составляющей.

Ключевые слова: эмоциональное неблагополучие, эмоциональное благополучие, ребенок, физическое здоровье, двигательная активность, семейное воспитание

В современных условиях нашей страны, да и всего мира в целом, актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей, ведь именно в дошкольном возрастном периоде закладываются основы здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одним из целевых ориентиров, на этапе завершения дошкольного образования предполагает: «…ребенок физически развитый, овладевший необходимыми умениями и навыками…». Что же такое здоровье? Обращаясь к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья: «Это правильная, нормальная деятельность организма». А в Устав Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) повествует, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. Поэтому проблему здоровья необходимо рассматривать комплексно, в широком социальном значении. Здоровый образ жизни занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, этот период характеризуется интенсивным развитием организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно на этом этапе формировать у дошкольников багаж знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в занятиях физической культурой и спортом. Мы можем сформировать данное интегративное качество, решая задачи:

— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Двигательная активность — основной фактор, формирующий здоровье ребёнка. Движение — биологическая потребность растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше интеллектуально развивается ребёнок. Всё больше внимания педагоги и психологи уделяют взаимосвязи проблем физического здоровья и проблем эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

В обществе есть мнение о том, что проблема эмоций — приоритет психологической науки, но исследования говорят о том, что эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому вопросы педагогики и физиологии прямо связаны с процессом становления эмоций у детей. Все высшие человеческие чувства (эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение) развиваются в процессе воспитательно-образовательных воздействий. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.

Дошкольное детство — период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Поэтому одной из главных задач взрослых, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия и физического здоровья.

Понятие «эмоции», «эмоциональное благополучие» и «эмоциональное неблагополучие». Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — это состояния человека, которые человек испытывает в течение жизни (радость, страх, удовольствие), они возникают в процессе любой деятельности человека.

В. В. Зеньковский [16, с. 40], в своих работах, писал: «Власть настроений, случайных, нетерпеливых, быстрых, кладет печать непосредственности на всю детскую активность. В этом смысле детство может быть названо золотой порой эмоциональной активности». По мнению Т. В. Гребенщиковой [7, с. 40], детям свойственна эмоциональная непосредственность, подвластность чувствам. Эмоции ребёнка — это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии [25, с. 24]. Чем взрослее становится ребенок, тем его эмоции приобретают спокойный фон — желания старшего дошкольника начинают согласовываться с его представлениями о том, что «можно» и «правильно». И при этом эмоции главенствуют в управлении поведением дошкольников, а характер эмоциональных проявлений раскрывает степень их «эмоционального благополучия». И. В. Фаустова [25, с. 25], анализируя работы А. И. Захарова, Ю. М. Миланич, Д. Н. Исаева, А. М. Прихожан и др. исследователей, отмечает, что, в силу активного эмоционального развития, дошкольное детство — период повышенного риска возникновения эмоционального неблагополучия, которое представляет собой отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, выражающееся: в нестабильности и неадекватности эмоциональных реакций при взаимодействии с окружающей действительностью; в доминировании отрицательных по содержанию эмоций; в выраженной тревожности и наличии страхов, превышающих возрастную норму; в преобладании заниженной самооценки. И. В. Фаустова [25, с. 16 -17] отмечает, что эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного возраста характеризуются разными уровнями проявления, критериями которых могут быть:

— нестабильность эмоционального реагирования (частая смена эмоциональных реакций; преобладание неустойчивого настроения);

— неадекватность эмоционального реагирования (неадекватная ситуации форма и интенсивность эмоциональных реакций);

— доминирование отрицательных по содержанию эмоций (частое проявление страха, печали, гнева; преобладание сниженного настроения);

— наличие эмоциональных отклонений (повышенная тревожность, страхи);

— преобладание заниженной самооценки (неуверенность в себе; повышенная ранимость, впечатлительность; склонность к самообвинению).

Ю. М. Миланич [13, с. 126] выделяет три группы признаков эмоционального неблагополучия:

1) острые эмоциональные реакции, окрашивающие эмоциональные, конфликтные для ребенка, ситуации: агрессивные, истерические, протестные реакции, а также реакции страха и чрезмерной обиды;

2) напряженные эмоциональные состояния — более стабильные во времени надситуативные негативные переживания: мрачность, тревожность, подавленное настроение, боязливость и робость;

3) нарушение динамики эмоциональных состояний: аффективная взрывчатость и лабильность (быстрые переходы от положительных эмоций к отрицательным, и наоборот).

По мнению В. С. Мановой-Томовой [18, с. 6] к детям с нарушенной эмоциональной сферой необходимо относить детей с повышенной боязливостью, стыдливостью, замкнутостью, подавленностью или повышенной аффективностью, а также детей с выраженной импульсивностью, непостоянством, негативизмом, упрямством. То есть можно выделить определенные признаки эмоционального неблагополучия и сформулировать их в виде показателей для наблюдения в повседневной психолого-педагогической практике:

  1. Чрезмерная эмоциональная восприимчивость ребенка. Показатели: частые аффективные реакции; частые изменения в настроении ребенка; преувеличенные эмоциональные реакции.
  2. Неадекватная продолжительность эмоций у ребенка. Показатели: чрезмерно длительные отрицательные переживания; чрезмерно короткие положительные переживания.
  3. Интенсивность протекания эмоций. Показатели: апатичность, вялость в актуальных для дошкольников видах деятельности; чрезмерная возбужденность в поведении.
  4. Эмоциональная устойчивость ребенка. Показатели: трудность перехода от негативных переживаний к успешной продуктивной деятельности.
  5. Доминирование отрицательных по содержанию эмоций. Показатели: частое проявление страха, печали, гнева, обиды, стыда и т. д.; преобладание сниженного настроения; наличие парадоксальных реакций.

Выделенные признаки эмоционального неблагополучия дошкольников, с одной стороны, могут быть обнаружены педагогом или психологом без использования каких-либо специальных диагностических процедур, с другой стороны, являются значимыми индикаторами наличия проблем в психическом развитии дошкольника. Как пишет Г. М. Бреслав [7], своевременное обнаружение выделенных признаков эмоционального неблагополучия позволяет говорить о возможности ранней диагностики неблагоприятных вариантов формирования личности ребенка, что позволит родителям и воспитателям более адекватно и содержательно организовывать процесс общения с ребенком и нормализовать ход формирования его личности.

Как пишет А. Е. Ольшанникова [16, с.6–7], характер проявляемых ребенком эмоций может о многом сказать окружающим, но эмоции — это индикатор того, насколько благополучно формируется личность ребенка, но они не являются причиной его неблагополучия. Поэтому, с одной стороны, психолого-педагогическая работа должна быть направлена на снятие имеющегося у ребенка эмоционального напряжения, уменьшение уровня его тревожности, снижение его восприимчивости и т. д. С другой стороны, как справедливо указывала А. А. Рояк [20, с. 7], она должна учитывать и преодолевать причины, по которым происходят негативные изменения в развитии ребенка, обнаруживающие себя в этих эмоциональных проявлениях. Л. А. Абрамян [1, с.71], обобщая работы различных исследователей, пишет, что к основным причинам формирования эмоционального неблагополучия ребенка можно отнести: стихийность в воспитании; отсутствие представлений у родителей о результате воспитания; несоответствие воспитательских устремлений родителей их воспитательским целям; разнонаправленные требования к ребенку; одностороння ориентация на умственное развитие в ущерб социальным качествам; строго регламентированное воспитание; дефицит содержательного общения родителей с ребенком; недостаточность общения ребенка со сверстниками. Е. Б. Насонова [15, с.8] выделила типы родительского отношения, которые неблагоприятно влияют на эмоциональное и личностное развитие ребенка: отвержение, гиперопека, обращение с ребенком по принципу двойной связи, сверхтребовательность, уклонение от общения, симбиоз, директивность и т. п.

Несомненно, проявление и закрепление негативных эмоциональных состояний у дошкольников может быть обусловлено также и другими причинами, отмечается в работах Л. А. Белозоровой [3, с. 15], Ю. М. Миланич [13, с. 6], М. Ю. Стожаровой [22, с. 20], И. В. Фаустовой [25, с.40] и др. Например, конституциональными особенностями ребенка (типом нервной деятельности, биотонусом), наличием перинатального неблагополучиями, соматической ослабленностью, конфликтностью системы отношений со сверстниками и т. д. Однако ключевым фактором все же является тип семейного воспитания. Именно эмоциональный контакт родителей и детей является главным условием нормального психического развития, формирования характера и личности ребенка [9, с. 39]. Поэтому любая психологическая работа с эмоционально неблагополучными детьми должна начинаться с диагностики детско-родительских отношений, считает Е. В. Хохлова [24, с. 84].

Взаимосвязь физического здоровья и эмоционально-психологического состояния. Если физическое здоровье — это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность — это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Охрана и укрепления здоровья подрастающего поколения — актуальный социальный вопрос. Как для отдельного человека, так и для общества в целом самое дорогое богатство — здоровье. Здоровье — одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками.

Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме эмоционального благополучия и физического здоровья позволяет нам сделать несколько выводов, которые могут быть весьма полезны для работы с детьми.

Эмоциональное благополучие является одним из важных показателей адекватности развития ребенка старшего дошкольного возраста. Так как оно свидетельствует о том, что удовлетворяются его актуальные потребности, он уверен в своей безопасности и безопасности окружающего его мира, удовлетворен собой в качестве субъекта собственной активности и складывающимися межличностными отношениями. Ребенок чувствует себя успешным, нужным, значимым, ценным.

В дошкольном возрасте есть вероятность возникновения эмоционального неблагополучия, проявление которого в повседневном поведении ребенка имеет несколько явно выраженных признаков:

  1. Чрезмерная эмоциональная восприимчивость ребенка.
  2. Неадекватная продолжительность эмоций у ребенка.
  3. Неадекватная интенсивность протекания эмоций.
  4. Эмоциональная неустойчивость ребенка, проявляемая в трудности перехода от негативных переживаний к успешной продуктивной деятельности.
  5. Доминирование отрицательных по содержанию эмоций.

Преодоление эмоционального неблагополучия предполагает одновременное осуществление психолого-педагогической работы по следующим направлениям:

  1. Работа с симптомами эмоционального неблагополучия. Например, снижение тревожности, обучение расслаблению, привлечение внимания к положительным сторонам социальной среды, повышение уверенности в себе и т. д., а также создание условий для самореализации детей, достижении успешных результатов в различных видах деятельности при поддержке и одобрении со стороны взрослых и сверстников.
  2. Выявление и коррекция конкретных внутренних структур личности ребенка, нарушение которых привело к появлению эмоционального неблагополучия. Проводиться такая работа должна с учетом специфики отношений в семье, с понимаем, как, и под влиянием какого конкретно типа неправильного воспитания они формировались. Определение типа семейного воспитания позволит педагогу дифференцировать такие проявления в эмоциональной сфере дошкольников, как, например, спокойствие и апатичность. Если первый вариант является особенностью ребенка в рамках возрастной нормы, то второе, скорее, является признаком эмоционального неблагополучия, сообщающим о наличии искажения в развитии психики ребенка.
  3. Работа с родителями, основной целью которой является создание условий, побуждающих вносить коррективы в свой тип семейного воспитания, изменять свое отношение к ребенку.

Взаимосвязь педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника достаточно актуальна. Можно с уверенностью сказать, что проблема своевременна и сложна.

Литература:

  1. Абрамян Л. A. О некоторых особенностях эмоционального развития дошкольника в семье / Л. А. Абрамян // Семья и личность: Тезисы докл. всесоюзн. конфер. — М.: МПГУ, 1981. — 546 с.
  2. Бадулина О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: диссертация... канд. пед. наук [Место защиты: Институт общего образования] — М., 1998.
  3. Белозорова Л. А. АРТ-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников: дис... канд. психол. наук [Место защиты:Кур. гос. ун-т.], — Курск, 2011.
  4. Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников / Вопросы психологии, 1984. — № 3. — С. 53–59.
  5. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: дис... канд. психол. наук. [Место защиты: МПГИ им. Ленина] — М.,1986.
  6. Гамова С. Н. Развитие эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры: дис... канд. пед. наук [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина] — Елец, 2007.
  7. Гребенщикова Т. В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: дис... канд. пед. наук [Место защиты: Кузбас. гос. пед. акад.] — Новокузнецк, 2011.
  8. Дьяченко М. И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — С.106–112.
  9. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
  10. Зеньковский, В. В. Психология детства. — М.: Академия, 1996. — 346 с.
  11. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. — М.: Академия, 2004. — 304 с.
  12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.
  13. Лисина В. Р. Влияние общения воспитателя с ребенком 5 года жизни на его эмоциональное благополучие: дис.канд. пед. наук [Место защиты: МПГУ им. Ленина] — М., 1994.
  14. Миланич Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: дис.канд. психол. наук [Место защиты: СПбГУ] — СПб.,1998.
  15. Насонова Е. Б. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное поведение младшего школьника: автореферат дис.... канд. психол.наук [Место защиты: НИИ психологии УССР] — Киев, 1990.
  16. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание. — М.: Знание, 1983. — 80 с.
  17. Пинигин В. Г. Эмоциональность и ее возрастно-половые особенности: дис... канд. психол. наук [Место защиты: РГПУ им. А. И. Герцена] — СПб., 2002.
  18. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте / В. С. Манова-Томова, Г. Д. Пирьов, Р. Д. Пенушлиева. — София: Медицина и физкультура, 1981. — 190 с.
  19. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Прогресс 1979. — 75с.
  20. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М.: Педагогика, 1988. — 120 с.
  21. Спиваковская А. С. Психотерапия детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200с.
  22. Стожарова М. Ю. Педагогические условия преодоления эмоциональных трудностей ребенка старшего дошкольного возраста в процессе его общения с родителями: дис... канд. пед. наук [Место защиты: МПГУ] — М., 2001.
  23. Столин В. В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 284 с.
  24. Хохлова Е. В. Влияние социально-психологических особенностей семейного воспитания на развитие эмоциональных расстройств у детей: дис... канд. психол. наук [Место защиты: Сам. гос. пед. ун-т.] — Самара 2006.
  25. Фаустова И. В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: дис.канд. психол. наук [Место защиты: Елецкий гос. ун-т Им. И. А. Бунина] — Елец, 2011.
  26. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. — М.: Владос-Пресс, 2003. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное неблагополучие, ребенок, эмоциональное благополучие, физическое здоровье, двигательная активность, дошкольный возраст, семейное воспитание, содержание эмоций, работа, реакция.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме...

ребенок, эмоциональное благополучие, дошкольный возраст, родитель, семья, доброжелательное отношение, организация помощи, семейное воспитание, эмоциональное благополучие ребенка, эмоциональное...

Проблема сохранения эмоционального здоровья детей...

Дошкольный возраст ваших детей — это важный период для воспитания и развития тех умений и навыков, которые будут служить их здоровью всю жизнь. И не менее важный период для закладки основ прочного здоровья, здоровой психики, моральной устойчивости...

Психогимнастика как средство развития и формирования...

- сохранение эмоционального благополучия детей; - опора на воображение; - возможность использовать групповые формы работы.

Знают все, но далеко не все понимают, как важна эмоциональная активность для формирования физического и психического здоровья...

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Через эмоциональное развитие в дошкольном возрасте эмоции становятся более здравыми и подчиняются мышлению.

Эмоциональная грамотность — это способность детей писать и рассказывать о своих эмоциях или чувствах, а также о эмоциях и чувствах окружающих его...

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

Эмоциональное благополучие — это уверенность ребёнка в себе, чувство защищенности, положительное самочувствие от сознания собственных успехов.

В младшем исреднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно.

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников.

Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния... Формирование эмоциональной сферы дошкольников через... О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно.

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста

Важнейшим компонентом эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно способности к сочувствию и понимаю переживаний и эмоций других людей. Ребенок, у которого развита эмпатия, всегда войдет в положение того или иного...

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при

Ребенокдошкольник отличается впечатлительностью, стремлением к признанию себя среди других

Эмоциональное неблагополучие формирует различные типы поведения дошкольников [12...

Исследование условий и факторов эмоционального...

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста.

эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, эмоция, ребенок, дошкольное образование, эмоциональное отношение, нравственная норма, федеральный...

Похожие статьи

Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме...

ребенок, эмоциональное благополучие, дошкольный возраст, родитель, семья, доброжелательное отношение, организация помощи, семейное воспитание, эмоциональное благополучие ребенка, эмоциональное...

Проблема сохранения эмоционального здоровья детей...

Дошкольный возраст ваших детей — это важный период для воспитания и развития тех умений и навыков, которые будут служить их здоровью всю жизнь. И не менее важный период для закладки основ прочного здоровья, здоровой психики, моральной устойчивости...

Психогимнастика как средство развития и формирования...

- сохранение эмоционального благополучия детей; - опора на воображение; - возможность использовать групповые формы работы.

Знают все, но далеко не все понимают, как важна эмоциональная активность для формирования физического и психического здоровья...

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Через эмоциональное развитие в дошкольном возрасте эмоции становятся более здравыми и подчиняются мышлению.

Эмоциональная грамотность — это способность детей писать и рассказывать о своих эмоциях или чувствах, а также о эмоциях и чувствах окружающих его...

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

Эмоциональное благополучие — это уверенность ребёнка в себе, чувство защищенности, положительное самочувствие от сознания собственных успехов.

В младшем исреднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно.

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников.

Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния... Формирование эмоциональной сферы дошкольников через... О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно.

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста

Важнейшим компонентом эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно способности к сочувствию и понимаю переживаний и эмоций других людей. Ребенок, у которого развита эмпатия, всегда войдет в положение того или иного...

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при

Ребенокдошкольник отличается впечатлительностью, стремлением к признанию себя среди других

Эмоциональное неблагополучие формирует различные типы поведения дошкольников [12...

Исследование условий и факторов эмоционального...

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста.

эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, эмоция, ребенок, дошкольное образование, эмоциональное отношение, нравственная норма, федеральный...

Задать вопрос