Различные аспекты понятия «здоровье» в отношении детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Различные аспекты понятия «здоровье» в отношении детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО / С. А. Мушакова, Н. П. Проводова, С. С. Чудинова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 49-53. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83258/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье авторы раскрывают значение понятия «здоровье» для детей дошкольного возраста, рассматривают его с позиции эмоциональной и физической составляющей.

Ключевые слова: эмоциональное неблагополучие, эмоциональное благополучие, ребенок, физическое здоровье, двигательная активность, семейное воспитание

В современных условиях нашей страны, да и всего мира в целом, актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей, ведь именно в дошкольном возрастном периоде закладываются основы здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одним из целевых ориентиров, на этапе завершения дошкольного образования предполагает: «…ребенок физически развитый, овладевший необходимыми умениями и навыками…». Что же такое здоровье? Обращаясь к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья: «Это правильная, нормальная деятельность организма». А в Устав Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) повествует, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. Поэтому проблему здоровья необходимо рассматривать комплексно, в широком социальном значении. Здоровый образ жизни занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, этот период характеризуется интенсивным развитием организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно на этом этапе формировать у дошкольников багаж знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в занятиях физической культурой и спортом. Мы можем сформировать данное интегративное качество, решая задачи:

— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Двигательная активность — основной фактор, формирующий здоровье ребёнка. Движение — биологическая потребность растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше интеллектуально развивается ребёнок. Всё больше внимания педагоги и психологи уделяют взаимосвязи проблем физического здоровья и проблем эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

В обществе есть мнение о том, что проблема эмоций — приоритет психологической науки, но исследования говорят о том, что эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому вопросы педагогики и физиологии прямо связаны с процессом становления эмоций у детей. Все высшие человеческие чувства (эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение) развиваются в процессе воспитательно-образовательных воздействий. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.

Дошкольное детство — период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Поэтому одной из главных задач взрослых, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия и физического здоровья.

Понятие «эмоции», «эмоциональное благополучие» и «эмоциональное неблагополучие». Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — это состояния человека, которые человек испытывает в течение жизни (радость, страх, удовольствие), они возникают в процессе любой деятельности человека.

В. В. Зеньковский [16, с. 40], в своих работах, писал: «Власть настроений, случайных, нетерпеливых, быстрых, кладет печать непосредственности на всю детскую активность. В этом смысле детство может быть названо золотой порой эмоциональной активности». По мнению Т. В. Гребенщиковой [7, с. 40], детям свойственна эмоциональная непосредственность, подвластность чувствам. Эмоции ребёнка — это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии [25, с. 24]. Чем взрослее становится ребенок, тем его эмоции приобретают спокойный фон — желания старшего дошкольника начинают согласовываться с его представлениями о том, что «можно» и «правильно». И при этом эмоции главенствуют в управлении поведением дошкольников, а характер эмоциональных проявлений раскрывает степень их «эмоционального благополучия». И. В. Фаустова [25, с. 25], анализируя работы А. И. Захарова, Ю. М. Миланич, Д. Н. Исаева, А. М. Прихожан и др. исследователей, отмечает, что, в силу активного эмоционального развития, дошкольное детство — период повышенного риска возникновения эмоционального неблагополучия, которое представляет собой отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, выражающееся: в нестабильности и неадекватности эмоциональных реакций при взаимодействии с окружающей действительностью; в доминировании отрицательных по содержанию эмоций; в выраженной тревожности и наличии страхов, превышающих возрастную норму; в преобладании заниженной самооценки. И. В. Фаустова [25, с. 16 -17] отмечает, что эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного возраста характеризуются разными уровнями проявления, критериями которых могут быть:

— нестабильность эмоционального реагирования (частая смена эмоциональных реакций; преобладание неустойчивого настроения);

— неадекватность эмоционального реагирования (неадекватная ситуации форма и интенсивность эмоциональных реакций);

— доминирование отрицательных по содержанию эмоций (частое проявление страха, печали, гнева; преобладание сниженного настроения);

— наличие эмоциональных отклонений (повышенная тревожность, страхи);

— преобладание заниженной самооценки (неуверенность в себе; повышенная ранимость, впечатлительность; склонность к самообвинению).

Ю. М. Миланич [13, с. 126] выделяет три группы признаков эмоционального неблагополучия:

1) острые эмоциональные реакции, окрашивающие эмоциональные, конфликтные для ребенка, ситуации: агрессивные, истерические, протестные реакции, а также реакции страха и чрезмерной обиды;

2) напряженные эмоциональные состояния — более стабильные во времени надситуативные негативные переживания: мрачность, тревожность, подавленное настроение, боязливость и робость;

3) нарушение динамики эмоциональных состояний: аффективная взрывчатость и лабильность (быстрые переходы от положительных эмоций к отрицательным, и наоборот).

По мнению В. С. Мановой-Томовой [18, с. 6] к детям с нарушенной эмоциональной сферой необходимо относить детей с повышенной боязливостью, стыдливостью, замкнутостью, подавленностью или повышенной аффективностью, а также детей с выраженной импульсивностью, непостоянством, негативизмом, упрямством. То есть можно выделить определенные признаки эмоционального неблагополучия и сформулировать их в виде показателей для наблюдения в повседневной психолого-педагогической практике:

  1. Чрезмерная эмоциональная восприимчивость ребенка. Показатели: частые аффективные реакции; частые изменения в настроении ребенка; преувеличенные эмоциональные реакции.
  2. Неадекватная продолжительность эмоций у ребенка. Показатели: чрезмерно длительные отрицательные переживания; чрезмерно короткие положительные переживания.
  3. Интенсивность протекания эмоций. Показатели: апатичность, вялость в актуальных для дошкольников видах деятельности; чрезмерная возбужденность в поведении.
  4. Эмоциональная устойчивость ребенка. Показатели: трудность перехода от негативных переживаний к успешной продуктивной деятельности.
  5. Доминирование отрицательных по содержанию эмоций. Показатели: частое проявление страха, печали, гнева, обиды, стыда и т. д.; преобладание сниженного настроения; наличие парадоксальных реакций.

Выделенные признаки эмоционального неблагополучия дошкольников, с одной стороны, могут быть обнаружены педагогом или психологом без использования каких-либо специальных диагностических процедур, с другой стороны, являются значимыми индикаторами наличия проблем в психическом развитии дошкольника. Как пишет Г. М. Бреслав [7], своевременное обнаружение выделенных признаков эмоционального неблагополучия позволяет говорить о возможности ранней диагностики неблагоприятных вариантов формирования личности ребенка, что позволит родителям и воспитателям более адекватно и содержательно организовывать процесс общения с ребенком и нормализовать ход формирования его личности.

Как пишет А. Е. Ольшанникова [16, с.6–7], характер проявляемых ребенком эмоций может о многом сказать окружающим, но эмоции — это индикатор того, насколько благополучно формируется личность ребенка, но они не являются причиной его неблагополучия. Поэтому, с одной стороны, психолого-педагогическая работа должна быть направлена на снятие имеющегося у ребенка эмоционального напряжения, уменьшение уровня его тревожности, снижение его восприимчивости и т. д. С другой стороны, как справедливо указывала А. А. Рояк [20, с. 7], она должна учитывать и преодолевать причины, по которым происходят негативные изменения в развитии ребенка, обнаруживающие себя в этих эмоциональных проявлениях. Л. А. Абрамян [1, с.71], обобщая работы различных исследователей, пишет, что к основным причинам формирования эмоционального неблагополучия ребенка можно отнести: стихийность в воспитании; отсутствие представлений у родителей о результате воспитания; несоответствие воспитательских устремлений родителей их воспитательским целям; разнонаправленные требования к ребенку; одностороння ориентация на умственное развитие в ущерб социальным качествам; строго регламентированное воспитание; дефицит содержательного общения родителей с ребенком; недостаточность общения ребенка со сверстниками. Е. Б. Насонова [15, с.8] выделила типы родительского отношения, которые неблагоприятно влияют на эмоциональное и личностное развитие ребенка: отвержение, гиперопека, обращение с ребенком по принципу двойной связи, сверхтребовательность, уклонение от общения, симбиоз, директивность и т. п.

Несомненно, проявление и закрепление негативных эмоциональных состояний у дошкольников может быть обусловлено также и другими причинами, отмечается в работах Л. А. Белозоровой [3, с. 15], Ю. М. Миланич [13, с. 6], М. Ю. Стожаровой [22, с. 20], И. В. Фаустовой [25, с.40] и др. Например, конституциональными особенностями ребенка (типом нервной деятельности, биотонусом), наличием перинатального неблагополучиями, соматической ослабленностью, конфликтностью системы отношений со сверстниками и т. д. Однако ключевым фактором все же является тип семейного воспитания. Именно эмоциональный контакт родителей и детей является главным условием нормального психического развития, формирования характера и личности ребенка [9, с. 39]. Поэтому любая психологическая работа с эмоционально неблагополучными детьми должна начинаться с диагностики детско-родительских отношений, считает Е. В. Хохлова [24, с. 84].

Взаимосвязь физического здоровья и эмоционально-психологического состояния. Если физическое здоровье — это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность — это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Охрана и укрепления здоровья подрастающего поколения — актуальный социальный вопрос. Как для отдельного человека, так и для общества в целом самое дорогое богатство — здоровье. Здоровье — одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками.

Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме эмоционального благополучия и физического здоровья позволяет нам сделать несколько выводов, которые могут быть весьма полезны для работы с детьми.

Эмоциональное благополучие является одним из важных показателей адекватности развития ребенка старшего дошкольного возраста. Так как оно свидетельствует о том, что удовлетворяются его актуальные потребности, он уверен в своей безопасности и безопасности окружающего его мира, удовлетворен собой в качестве субъекта собственной активности и складывающимися межличностными отношениями. Ребенок чувствует себя успешным, нужным, значимым, ценным.

В дошкольном возрасте есть вероятность возникновения эмоционального неблагополучия, проявление которого в повседневном поведении ребенка имеет несколько явно выраженных признаков:

  1. Чрезмерная эмоциональная восприимчивость ребенка.
  2. Неадекватная продолжительность эмоций у ребенка.
  3. Неадекватная интенсивность протекания эмоций.
  4. Эмоциональная неустойчивость ребенка, проявляемая в трудности перехода от негативных переживаний к успешной продуктивной деятельности.
  5. Доминирование отрицательных по содержанию эмоций.

Преодоление эмоционального неблагополучия предполагает одновременное осуществление психолого-педагогической работы по следующим направлениям:

  1. Работа с симптомами эмоционального неблагополучия. Например, снижение тревожности, обучение расслаблению, привлечение внимания к положительным сторонам социальной среды, повышение уверенности в себе и т. д., а также создание условий для самореализации детей, достижении успешных результатов в различных видах деятельности при поддержке и одобрении со стороны взрослых и сверстников.
  2. Выявление и коррекция конкретных внутренних структур личности ребенка, нарушение которых привело к появлению эмоционального неблагополучия. Проводиться такая работа должна с учетом специфики отношений в семье, с понимаем, как, и под влиянием какого конкретно типа неправильного воспитания они формировались. Определение типа семейного воспитания позволит педагогу дифференцировать такие проявления в эмоциональной сфере дошкольников, как, например, спокойствие и апатичность. Если первый вариант является особенностью ребенка в рамках возрастной нормы, то второе, скорее, является признаком эмоционального неблагополучия, сообщающим о наличии искажения в развитии психики ребенка.
  3. Работа с родителями, основной целью которой является создание условий, побуждающих вносить коррективы в свой тип семейного воспитания, изменять свое отношение к ребенку.

Взаимосвязь педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника достаточно актуальна. Можно с уверенностью сказать, что проблема своевременна и сложна.

Литература:

  1. Абрамян Л. A. О некоторых особенностях эмоционального развития дошкольника в семье / Л. А. Абрамян // Семья и личность: Тезисы докл. всесоюзн. конфер. — М.: МПГУ, 1981. — 546 с.
  2. Бадулина О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: диссертация... канд. пед. наук [Место защиты: Институт общего образования] — М., 1998.
  3. Белозорова Л. А. АРТ-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников: дис... канд. психол. наук [Место защиты:Кур. гос. ун-т.], — Курск, 2011.
  4. Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников / Вопросы психологии, 1984. — № 3. — С. 53–59.
  5. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: дис... канд. психол. наук. [Место защиты: МПГИ им. Ленина] — М.,1986.
  6. Гамова С. Н. Развитие эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры: дис... канд. пед. наук [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина] — Елец, 2007.
  7. Гребенщикова Т. В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: дис... канд. пед. наук [Место защиты: Кузбас. гос. пед. акад.] — Новокузнецк, 2011.
  8. Дьяченко М. И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — С.106–112.
  9. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
  10. Зеньковский, В. В. Психология детства. — М.: Академия, 1996. — 346 с.
  11. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. — М.: Академия, 2004. — 304 с.
  12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.
  13. Лисина В. Р. Влияние общения воспитателя с ребенком 5 года жизни на его эмоциональное благополучие: дис.канд. пед. наук [Место защиты: МПГУ им. Ленина] — М., 1994.
  14. Миланич Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: дис.канд. психол. наук [Место защиты: СПбГУ] — СПб.,1998.
  15. Насонова Е. Б. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное поведение младшего школьника: автореферат дис.... канд. психол.наук [Место защиты: НИИ психологии УССР] — Киев, 1990.
  16. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание. — М.: Знание, 1983. — 80 с.
  17. Пинигин В. Г. Эмоциональность и ее возрастно-половые особенности: дис... канд. психол. наук [Место защиты: РГПУ им. А. И. Герцена] — СПб., 2002.
  18. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте / В. С. Манова-Томова, Г. Д. Пирьов, Р. Д. Пенушлиева. — София: Медицина и физкультура, 1981. — 190 с.
  19. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Прогресс 1979. — 75с.
  20. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М.: Педагогика, 1988. — 120 с.
  21. Спиваковская А. С. Психотерапия детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200с.
  22. Стожарова М. Ю. Педагогические условия преодоления эмоциональных трудностей ребенка старшего дошкольного возраста в процессе его общения с родителями: дис... канд. пед. наук [Место защиты: МПГУ] — М., 2001.
  23. Столин В. В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 284 с.
  24. Хохлова Е. В. Влияние социально-психологических особенностей семейного воспитания на развитие эмоциональных расстройств у детей: дис... канд. психол. наук [Место защиты: Сам. гос. пед. ун-т.] — Самара 2006.
  25. Фаустова И. В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: дис.канд. психол. наук [Место защиты: Елецкий гос. ун-т Им. И. А. Бунина] — Елец, 2011.
  26. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. — М.: Владос-Пресс, 2003. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное неблагополучие, ребенок, эмоциональное благополучие, физическое здоровье, двигательная активность, дошкольный возраст, семейное воспитание, содержание эмоций, работа, реакция.


Задать вопрос