Особенности развития смысловой памяти у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (371) июль 2021 г.

Дата публикации: 15.07.2021

Статья просмотрена: 732 раза

Библиографическое описание:

Литвякова, М. В. Особенности развития смысловой памяти у младших школьников / М. В. Литвякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 180-181. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83253/ (дата обращения: 24.04.2024).



Люди всегда стремились многое узнать и многому научиться. На заре человечества это было вопросом выживания. Но и в наше время знания и умения необходимы. Мы каждый день обращаемся к своей памяти, чтобы вспомнить то, что когда-то узнали, услышали или увидели. Но мы до сих пор не знаем всех секретов памяти.

Изучение процессов запоминания, равно как и воспроизведения ранее полученных знаний обуславливает одну из главных проблем науки. В детском возрасте именно память является основной психической функцией, и уже все остальные функции развиваются с опорой на нее. Именно поэтому проблема особенностей развития смысловой памяти у младших школьников будет всегда актуальна.

Под памятью подразумевают способность человека получать, хранить и воспроизводить полученный ранее жизненный опыт. В свою очередь жизненный опыт представляет собой сочетание инстинктов, как врожденных, так и приобретенных под действием различных факторов. Механизмы поведения обновляются в течение всей нашей жизни. Именно обновление механизмов поведения отвечает за адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни [3, с. 55]

Если бы мы не могли удерживать в памяти произошедшие события, то не смогли бы развиваться и совершенствоваться. Каждое происшествие воспринималось бы нами как новое. Рубинштейн так говорил: «Без памяти мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом» [1, с. 220].

Память младшего школьника подвергается значимым изменениям. В этом возрасте она начинает становиться все более опосредованной, приобретая характер произвольности, и регулируемой сознательно.

Всему «виной» учебная деятельность, с которой сталкивается младший школьник. Именно учебная деятельность предъявляет повышенные требования к уровню эффективности памяти. Ребенок в процессе обучения должен запоминать большой объем информации. Должен уметь не только выучить, но и воспроизвести информацию спустя какой-то промежуток времени. Без этого умения ребенок не сможет успешно освоить учебную программу, что скажется и на его отношении к школе в целом.

В период обучения в младших классах способность детей произвольно запоминать информацию претерпевает изменения. Так учащиеся первого класса лучше запоминают яркие и интересные события, их память непроизвольна. Непосредственную память им еще предстоит развить [2, с. 351].

Учебные задания постепенно усложняются, и уже недостаточно просто запомнить информацию, да и ее объем возрастает в разы. Младший школьник начинает овладевать различными стратегиями и способами запоминания, учится организовывать и обрабатывать получаемую информацию. На первый план выходит смысловая память. Мыслительные процессы теперь ложатся в основу запоминания.

В этом возрасте проводимая учителем целенаправленная работа по развитию высших форм произвольного запоминания дает отличные результаты.

В основе смысловой памяти лежит понимание изучаемого материала. Смысловая память тесно связана с развитием языка.

Процесс смыслового запоминания можно разбить на несколько этапов. Так на первом этапе из запоминаемого объема вычленяются крупные смысловые единицы, так называемые мнемические опоры, которые несут в себе основные мысли изучаемого. В кратковременной памяти одновременно может храниться ограниченное число объектов запоминания. Выделение крупных блоков помогает преодолеть этот барьер. Мнемические опоры позволяют воспроизводить материал.

Для развития смысловой памяти дети должны научиться обобщению материала, вычленять главные мысли в тексте.

Эффективность запоминания во многом зависит от того на сколько изучаемый материал осмыслен младшим школьником. Было ли это простое механическое запоминание или же информация запоминалась осмысленно.

Разница между двумя этими видами состоит в том, что если при механическом запоминании опора идет на близость объектов, как пространственную, так и временную (запоминание идет без переработки, то есть в том порядке, в каком объекты представлены), то осмысленное запоминание опирается на логические связи между объектами, на понимание таких связей, используются связи второй сигнальной системы.

При механическом запоминании младшему школьнику приходится приложить значительные усилия, направленные на многократность повторения изучаемого материала. Но повторение не может гарантировать адекватность воспроизведения, особенно в случае, если требуется вспомнить не весь блок, а часть.

Осмысленное запоминание гораздо более продуктивно по сравнению с механическим. И требует меньшей затраты сил на воспроизведение информации.

Исследования, в этой области говорят нам, что обучение осмысленному приему запоминания, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:

Первое — это формирование самого умственного действия;

Второе — использование его как средства запоминания.

Таким образом, прежде чем использовать, например, прием смысловое соотнесение, для запоминания материала, необходимо овладеть смысловым соотнесением как самостоятельным умственным действием.

Учителю, при работе с младшим школьным возрастом, необходимо вести работу в двух направлениях:

а) направление такой работы связано с формированием у детей приемов осмысленного запоминания (расчленение материала на смысловые единицы, смысловое сопоставление, смысловая группировка),

б) с формированием приемов воспроизведения, распределенного во времени, приемов самоконтроля за результатами запоминания. Специальная работа необходима для формирования у младших школьников приемов воспроизведения [4, с.198].

Таким образом, интенсивное развитие памяти начинается уже в дошкольном возрасте, так как на данном возрастном этапе память является ведущим познавательным процессом. После поступления ребёнка в первый класс начинается перестройка всех его познавательных процессов, так как у ребенка появляется новый вид деятельности, учение. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребёнка становятся произвольность, продуктивность и устойчивость. Детям первых — вторых классов проще и привычнее запоминать непосредственно, чем осмысленно. Объём непосредственной памяти в данном возрасте даже выше, чем у взрослых. К третьему-четвёртому году обучения в начальной школе память младшего школьника становится произвольной, логической, ассоциативной, т. е. опосредованной.

Литература:

  1. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Капитанец Е. Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография. М.: Издательство Перо, 2015. — 200 с.
  2. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия. Монография. М.: Издательство Перо, 2014. 185 с.
  3. Мамонова Е. А. Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти. М: «Академия», 2014. — 215 с.
  4. Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. М.: «Эйдос», 2016. — 38с.
  5. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2018. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, смысловая память, осмысленное запоминание, память, жизненный опыт, информация, непосредственная память, смысловое соотнесение, учебная деятельность.


Похожие статьи

Индивидуальные особенности памяти младшего школьника

Мы исследовали память младшего школьника во 2 классе 52 школы г. Караганды. В изучении особенностей памяти младшего школьника мы использовали методики «Диагностика типа памяти». Цель исследования: определение типа памяти у младших школьников методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

Из этого следует, что нужно развивать память, тренировать в детях осмысленность и сознательность запоминаемого материала, научить устанавливать смысловые связи между словами. От наиболее простых приемов запоминания через повторение и воспроизведение учащийся переходит к группировке и...

Возрастные возможности формирования познавательных...

В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.

Память как познавательный процесс у младших школьников при...

 С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысления детьми различного учебного материала. Нам уже известно, что память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по –разному. Ине только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти.

Психолого-педагогические характеристики младшего школьного...

Формируются различные механизмы переработки и запоминания информации. Основные виды памяти у младших школьников: произвольная и осмысленная. Произвольная память характеризуется целенаправленным запоминанием информации, даже не интересной для ученика. Отличие от непроизвольной памяти в том, что ребенок отлично запоминает информацию, преподнесенную яркими образами, в игровой форме.

«Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными» [1, 113].

Педагогические условия развития смысловой произвольной...

Запоминание обеспечивает ввод информации в память через включение поступающих элементов в соответствующие системы ассоциативных связей. Сохранение представляет собой процесс удержания информации на протяжении определенного времени. Сохранение взаимосвязано тесным образом с забыванием.

Главным педагогическим условием развития смысловой произвольной памяти является специальное обучение и контроль со стороны взрослого, благодаря которому детям дошкольного возраста становятся доступными логические приемы запоминания.

Формирование учебной деятельности младших школьников

Продуктом учебной деятельности является, внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах

Учебная деятельность обладает познавательной (познание окружающего мира,выражающееся в усвоении накопленного человечеством опыта) и пребразующей функциями (развитие ребёнка через овладение им различными интеллектуальными и практическими умениями).

Ученик должен быть настроен к тому, чтобы узнать больше проявить заитересованность, проанализировать, осмыслить новую информацию, подходить исследовательски, пытаться выявить причинно- следственные связи.

Особенности развития памяти у детей младшего школьного...

В статье рассматриваются виды памяти и их развитие у детей младшего школьного возраста, а также, какие виды памяти страдают в большей мере у детей с задержкой психического развития. В статье предложены варианты педагогической помощи со стороны педагогов и психологов для освоения и запоминания материала.

Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Изучение взаимосвязи особенностей темперамента и типа памяти...

Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти. Память характеризуется следующими параметрами: количеством запоминаемой информации, точностью и быстротой воспроизведения, а также длительностью, то есть способностью удерживать информацию определенное время. С. Л. Рубинштейн отмечал, что без памяти не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Всё, что мы узнаём, каждое наше впечатление или переживание, оставляют в нашей памяти известный...

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

младшие школьникиучебная деятельность; подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность; старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность [1, 328]. Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным...

Похожие статьи

Индивидуальные особенности памяти младшего школьника

Мы исследовали память младшего школьника во 2 классе 52 школы г. Караганды. В изучении особенностей памяти младшего школьника мы использовали методики «Диагностика типа памяти». Цель исследования: определение типа памяти у младших школьников методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

Из этого следует, что нужно развивать память, тренировать в детях осмысленность и сознательность запоминаемого материала, научить устанавливать смысловые связи между словами. От наиболее простых приемов запоминания через повторение и воспроизведение учащийся переходит к группировке и...

Возрастные возможности формирования познавательных...

В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.

Память как познавательный процесс у младших школьников при...

 С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысления детьми различного учебного материала. Нам уже известно, что память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по –разному. Ине только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти.

Психолого-педагогические характеристики младшего школьного...

Формируются различные механизмы переработки и запоминания информации. Основные виды памяти у младших школьников: произвольная и осмысленная. Произвольная память характеризуется целенаправленным запоминанием информации, даже не интересной для ученика. Отличие от непроизвольной памяти в том, что ребенок отлично запоминает информацию, преподнесенную яркими образами, в игровой форме.

«Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными» [1, 113].

Педагогические условия развития смысловой произвольной...

Запоминание обеспечивает ввод информации в память через включение поступающих элементов в соответствующие системы ассоциативных связей. Сохранение представляет собой процесс удержания информации на протяжении определенного времени. Сохранение взаимосвязано тесным образом с забыванием.

Главным педагогическим условием развития смысловой произвольной памяти является специальное обучение и контроль со стороны взрослого, благодаря которому детям дошкольного возраста становятся доступными логические приемы запоминания.

Формирование учебной деятельности младших школьников

Продуктом учебной деятельности является, внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах

Учебная деятельность обладает познавательной (познание окружающего мира,выражающееся в усвоении накопленного человечеством опыта) и пребразующей функциями (развитие ребёнка через овладение им различными интеллектуальными и практическими умениями).

Ученик должен быть настроен к тому, чтобы узнать больше проявить заитересованность, проанализировать, осмыслить новую информацию, подходить исследовательски, пытаться выявить причинно- следственные связи.

Особенности развития памяти у детей младшего школьного...

В статье рассматриваются виды памяти и их развитие у детей младшего школьного возраста, а также, какие виды памяти страдают в большей мере у детей с задержкой психического развития. В статье предложены варианты педагогической помощи со стороны педагогов и психологов для освоения и запоминания материала.

Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Изучение взаимосвязи особенностей темперамента и типа памяти...

Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти. Память характеризуется следующими параметрами: количеством запоминаемой информации, точностью и быстротой воспроизведения, а также длительностью, то есть способностью удерживать информацию определенное время. С. Л. Рубинштейн отмечал, что без памяти не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Всё, что мы узнаём, каждое наше впечатление или переживание, оставляют в нашей памяти известный...

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

младшие школьникиучебная деятельность; подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность; старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность [1, 328]. Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным...

Задать вопрос