Организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 февраля, печатный экземпляр отправим 16 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (371) июль 2021 г.

Дата публикации: 14.07.2021

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Силина, С. В. Организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива / С. В. Силина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83246/ (дата обращения: 29.01.2022).



Статья посвящена опытно-экспериментальной работе по организации методической работы по созданию условий становления детского коллектива в дошкольной образовательной организации. Представлена организация эмпирического исследования; дано детальное описание методов и методик исследования; продемонстрированы данные, отражающие ход и результат эксперимента по внедрению в практику образовательных мероприятий, направленных на становление детского коллектива.

Ключевые слова: детский коллектив, руководство воспитателя, дошкольники, методическая работа, дошкольная образовательная организация

Keywords: children's collective, the management of the tutor, preschool children, methodical work, preschool educational organization

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий для становления детского коллектива направлена на личностно-ориентированную модель, в которой педагог и ребенок выступают равными субъектами взаимодействия. Именно поэтому такой стиль руководства позволяет педагогу оказать помощь каждому ребёнку в поиске своего места в коллективной деятельности [7, с.58].

Проблематика создания условий для развития детского коллектива является значимой. На наш взгляд, педагоги и родители воспитанников в недостаточной степени владеют современными знаниями о детском коллективе. Взрослые имеют общее представление о коллективе, недостаточно пользуются средствами коллективного воспитания (как в условиях детской группы, так и семьи — тоже «взросло-детского» мини-коллектива).

Цель исследования — изучить особенности организации методической работы по созданию детского коллектива в условиях детского сада.

Объект исследования: создание условий становления детского коллектива в детском саду.

Предмет исследования: организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования можно выдвинуть следующую гипотезу : полагаем, что методическая работа в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива будет эффективна если:

— будет осуществлена работа по повышению психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей воспитанников по становлению детского коллектива;

— будет осуществлена система работы с детьми по установлению конструктивного взаимодействия, развитию эмпатии, инициативности, чувствительности к воздействиям сверстника;

— будет осуществляться мониторинг процесса становления детского коллектива.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1. Изучить основные аспекты проблемы коллектива в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

2. Описать методические условия становления детского коллектива

3. Подобрать диагностический инструментарий для изучения детского коллектива.

4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по организации методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива.

5. Определить эффективность опытно-экспериментальной работы по организации методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива.

В теоретической части исследования представлены анализ педагогической литературы, который выявил противоречие между необходимостью становления детского коллектива школьников и недостаточной разработанностью методического обеспечения становления коллектива дошкольников. Рассмотрены сущность и характеристика детского коллектива, подходы к организации методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий детского коллектива и специфика организации методической поддержки при создании условий становления детского коллектива

Методы и методики исследования: эксперимент, наблюдение, анкетирование, социометрия, методика Т. А. Репиной «Секрет»

Цель: изучить взаимоотношения детей в группе детского сада.

Коллектив дошкольников — это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе коллективного образа жизни в детском саду. Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, о радости совместных усилий в достижении общего результата [8, с.3].

Методическая работа это целостная, основанная на достижениях науки, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

На констатирующем этапе сначала мы использовали метод наблюдения. По итогам наблюдения удалось описать конкретную картину взаимодействия детей в двух группах: Радуга и Одуванчик. Большее внимание уделялось таким показателям поведения детей, как инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника и преобладающий эмоциональный фон.

Таким образом, при наблюдении в двух группах выяснилось, что инициативность по критериям оценки — средняя. Также дети в основном не всегда отвечают на предложения сверстников. Преобладающий эмоциональный фон в основном нейтрально-деловой, но у некоторых детей присутствует и негативный.

В этих двух группах также была проведена методика Репиной Т. А. «Секрет».

В результате определения статусного положения детей на констатирующем этапе эксперимента мы установили, что большинство детей (55 %) оказалось в категории «непринятых», 40 % детей было отнесено к категории «принятых», 0 % детей — к категории «изолированных», 5 % детей «предпочитаемых». Уровень благополучия взаимоотношений оказался средний, поскольку количество детей, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях («непринятые» и «изолированные») — 11 человек — значительно превышает число детей, находящихся в благоприятных статусных категориях («принятые») — 4 человека.

Для оценки эффективности становления детского коллектива использована авторская анкета опроса педагогов, работающих с детским коллективом в дошкольной группе. Анкетирование провели в начале исследования и на контрольном этапе. В результате анкетирования большинство педагогов считает, что коллектива в группе нет и не все педагоги могут оценить свою группу как дружную и бесконфликтную. Дети совсем не поддерживают друг друга в образовательной и коллективной деятельности.

В результате анкетирования на констатирующем этапе исследования воспитателей мы выявили, что организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива находится на низком уровне и недостаточно эффективна. Большая часть педагогов ответили отрицательно на вопросы. Это говорит о том, что педагоги недостаточно информированы о понятии «детский коллектив» и педагогами не используются игры для сплочения коллектива. Поэтому, для того, чтобы организовать методическую работу в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива, необходимо методическое сопровождение по разработке системы мероприятий по становлению детского коллектива: с воспитателями провести консультации, тренинги о становлении детского коллектива; в группе с детьми разработать и проводить мероприятия по сплочению детского коллектива, также необходимо разработать план для сплочения родительского коллектива

Для изучения организации методической работы по созданию условий становления детского коллектива в дошкольной образовательной организации, нами был организован формирующий эксперимент.

Цель формирующего эксперимента являлась реализация системы образовательных мероприятий в виде совместной деятельности педагога с детьми и родителями по созданию условий становления детского коллектива

Рассмотрим условия, которые способствуют становлению детского коллектива в дошкольной образовательной организации.

— повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей воспитанников по становлению детского коллектива;

— осуществление системы работы с детьми по установлению конструктивного взаимодействия, развитию эмпатии, инициативности, чувствительности к воздействиям сверстника;

— проведение мониторинга процесса становления детского коллектива.

В результате формирующего этапа были проведены:

— система методической поддержки педагогов с использованием разнообразных форм методической работы

— разработаны методические рекомендации по становлению детского коллектива в дошкольном образовательном учреждении

— разработан перспективный план работы с детьми по становлению детского коллектива

— составлен координированный план работы со специалистами ДОУ в системе единого тематического планирования по теме «Формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста»

— составлена картотека на сплочение детского коллектива в группе

— разработана дорожная карта взаимодействия с родителями по становлению детского коллектива

На контрольном этапе осуществлялся повторный диагностический срез с использованием того же диагностического пакета, что и на констатирующем этапе исследования.

Повторное осуществление педагогической диагностики на основе наблюдения за детьми показало, что на контрольном этапе инициативность у детей повысилась: высокий уровень выявлен у 78 % (на констатирующем этапе было 56 %), средний у 22 %, слабого уровня не выявлено. Чувствительность к воздействиям к сверстникам повысилась — стала 78 %, средний уровень уменьшился до 22 %, слабый уровень на контрольном этапе не выявлен. Преобладающий эмоциональный фон в основном позитивный — 72 %; нейтрально-деловой — 28 %, негативный эмоциональный фон не выявлен.

В итоге данного протокола средний и высокий уровни говорят о нормальном уровне развития потребности в общении. Преобладающий положительный эмоциональный фон свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.

Результаты социометрического исследования на контрольном этапе в экспериментальной группе «Радуга» показали, что у 9 детей, имеющих статус “непринятые” изменился на статус “принятые”. Статус “изолированные” никто из детей не получил. “Предпочитаемых” было 2 человека на констатирующем этапе, а на контрольном — 5. Увеличилось количество “принятых” детей — 11 человек. В экспериментальной группе уровень благополучия взаимоотношений — низкий, а в контрольной — высокий. По результатам итоговой диагностики видна положительная динамика становления детского коллектива.

В результате анкетирования педагогов на контрольном этапе, можно увидеть положительную динамику в сформированности у педагогов представлений о становлении детского коллектива. Таким образом, организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива находится на высоком уровне.

С целью получить наиболее полную информацию о педагогическом просвещении родителей, о становлении детского коллектива было проведено анкетирование, в котором приняли участие 32 родителя. В анкетировании активно принимали участие не только мамы, но и папы.

В результате выявлено, что большинство родителей (53 %) считают, что дети идут в детский сад с хорошим настроением; с плохим настроением 16 %; «по-разному» 31 %.

84 % родителей ответили, что дети дома вспоминают о сверстниках и о воспитателях.

На вопрос «Как вы оцениваете своё участие в жизни группы?» — 50 % родителей принимают активное участие; 22 % не принимают участия.

На вопрос «Есть ли в группе у ребёнка друзья?» — 91 % родителей ответили положительно, отрицательных ответов не выявлено.

На вопрос рассказывают ли дети дома о жизни группы, 91 % родителей ответили положительно, отрицательных ответов не было; 9 % родителей ответили «иногда».

Большинству родителей удалось выстроить дружеские взаимоотношения с педагогами — 75 %.

На вопрос «Чем удовлетворены в работе группы?» — 44 % родителей удовлетворены комфортной психологической обстановкой; 31 % родителей сплочённостью группы, 16 % родителей удовлетворены отношением воспитателей к детям; 9 % родителей считают важным в группе дисциплину.

На вопрос «Возможно ли в группе становление дружного коллектива?» — 56 % человек ответили положительно; отрицательных ответов не выявлено, 44 % родителей затрудняются с ответом.

50 % родителей уверены, что игры на сплочение коллектива способствуют становлению детского коллектива; 28 % считают, что совместная коллективная деятельность способствует становлению детского коллектива; 13 % отмечают совместные переживания; 9 % родителей не смогли ответить на этот вопрос.

Таким образом, проведение анкетирования родителей на контрольном этапе исследования позволило выяснить то, какие сформированы представления о детском коллективе у родителей воспитанников.

Подводя итоги опытно-экспериментальной работы по организации методической работы по созданию условий становления детского коллектива в дошкольной образовательной организации, отметим, что определенные в гипотезе условия показали свою эффективность.

Практическая значимостьисследования заключена в том, что представлены система и диагностический инструментарий по исследованию становления детского коллектива. Разработаны рекомендации для педагогов по становлению детского коллектива и картотека игр для сплочения детского коллектива в дошкольной образовательной организации. Данные исследования можно рекомендовать старшим воспитателям и воспитателям дошкольной образовательной организации.

Таким образом, в результате проведенного исследования, поставленные задачи были выполнены, и гипотеза исследования подтвердилась. Полученные результаты не только не противоречат ранее проведенным исследованиям, но и дополняют их.

Литература:

  1. Немов, Р. С. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р. С. Немов, А. Г. Кирпичник. — Москва: Педагогика, 1988. — 144 с.
  2. Добрынина, Т. Н. Психолого-педагогические и организационные аспекты формирования и управления коллективом: учебно-методическое пособие / Т. Н. Добрынина — Новосибирск: НГПУ, 2014. — 141 с.
  3. Климентьева, З. А. Организация методической работы в детском саду. // Современное дошкольное образование и коррекционная педагогика: теории, инновации, опыт: Сборник статей и методических материалов международной НПК. 29 мая 2013г. / Под ред. В. Габдулхакова, С. Башиновой. — Казань: КФУ, 2013. — 151с.
  4. Петровский, А. В. Социальная психология коллектива: учебное пособие для пед. ин-тов: доп. М-вом просвещения СССР / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. — Москва: Просвещение, 1978. — 176 с.
  5. Омельченко, Е. А. Управление дошкольным образовательным учреждением: учебно-методическое пособие по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. А. Омельченко; Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: НГПУ, 2010. — 170 с. — URL: https://lib.nspu.ru/views/library/63288/read.php
Основные термины (генерируются автоматически): детский коллектив, дошкольная образовательная организация, методическая работа, создание условий становления, контрольный этап, ребенок, становление, детский сад, констатирующий этап, родитель.


Задать вопрос