Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №29 (371) июль 2021 г.

Дата публикации: 19.07.2021

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Апарина, М. В. Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Апарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/371/82954/ (дата обращения: 27.01.2022).



Термин «адаптивная физическая культура» появился в России около 20 лет назад и считается частью общей культуры, подсистемой физической культуры, одним из направлений социальной активности, направленных на удовлетворение потребностей в физической активности людей с ограниченными возможностями в восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, развитии личности, самореализации физических и умственных сил для улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. В статье раскрывается понятие «адаптивное физическое воспитание», его цели и задачи.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, физические упражнения, оздоровление, физическая активность, люди с ограниченными возможностями.

The term «adaptive physical culture» appeared in Russia about 20 years ago and is considered part of the general culture, a subsystem of physical culture, one of the areas of social activity aimed at meeting the needs for physical activity of people with disabilities in recovery, strengthening and maintaining health, personality development, self-realization of physical and mental strength to improve the quality of life, socialization and integration into society. The article reveals the concept of «adaptive physical education», its goals and objectives.

Keywords: adaptive physical culture, physical exercises, health improvement, physical activity, people with disabilities.

Адаптивная физическая культура — это комплексное понятие, включающее в себя комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на реабилитацию и адаптацию людей с ограниченными возможностями к окружающей среде, а также на преодоление различных психологических барьеров, позволяющих им ощутить всю ценность жизни, свою ценность и осознанию собственной ценности и значимости [3, с. 27].

Адаптивная физическая культура положительно влияет на целостное развитие тела и личности: развиваются физические и психологические параметры. Положительно влияет на сознание, есть необходимость совершенствоваться и вести активный и здоровый образ жизни.

Адаптивная физическая культура (АФК) была создана на стыке медицины, физической культуры и коррекционного образования и основана на анатомии, физиологии, общей и специальной патологии, физическом воспитании и специальной психологии.

Одним из ведущих направлений АФК является адаптивный спорт, основным направлением которого является формирование двигательной активности как биологического, психического и социального фактора воздействия на организм человека [4, с. 39].

Несмотря на многочисленные исследования по данной теме, до сих пор существует проблема внедрения адаптивной физической культуры и ее места в системе общеобразовательных и коррекционных учреждений, недостаточное технико-методическое обеспечение, отсутствие квалифицированных специалистов и проблема интеграции детей с ограниченными возможностями в массовые образовательные учреждения.

Основная цель АФК как формы физической культуры — максимальное оздоровление и физическое развитие двигательных и психофизических навыков с учетом индивидуальных особенностей и диагноза детей, а также развитие жизнеспособности ребенка со стойкими отклонениями в состоянии здоровья.

Адаптивная физическая культура включает в себя комплекс занятий спортом и досугом, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями и преодоление психологических барьеров, мешающих ощущению полноценной жизни.

АФК носит строго индивидуальный характер обучения и проводится ежедневно с каждым ребенком индивидуально. Физическая активность как мощное средство воздействия на организм расширяет диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом.

Дети с интеллектуальными проблемами и церебральным параличом разучивают простые гимнастические упражнения. Программа АФК индивидуально адаптирована для каждого ребенка с учетом диагноза ребенка (в зависимости от направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физической подготовленностью, возрастом [5].

Людям с ограниченными возможностями необходима адаптация, психологическое преодоление барьеров в развитии окружающей среды и подготовка к жизни в обществе.

Методы и средства адаптивного физического воспитания существенно отличаются от занятий спортом со здоровыми детьми. Безусловно, людям с нарушениями психического или физического развития требуется особое отношение со стороны преподавателя, четкое понимание специфики своего обучения. Несмотря на то, что у детей есть отклонения в каждой области (умственная отсталость, нарушение слуха или зрения, церебральный паралич и т. д.), им необходимо стать полноправными членами общества [6].

Адаптивный спорт в системе физического воспитания помогает эффективно интегрироваться в общество, без страха ориентироваться в нем, понимать его возможности и уметь преодолевать трудности, которые, несомненно, возникают.

Развитие адаптивной физической культуры и спорта направлено на социализацию людей с ограниченными возможностями и их максимальное вовлечение в общественную деятельность. Проблема интеграции таких детей в общество стоит остро не только в России, но и во всем мире [2, с. 153].

Система адаптивного физического воспитания преследует следующие цели:

— развитие внутренней потребности заниматься спортом, пробуждать любовь к физическому воспитанию:

— сохранение и укрепление здоровья;

— обучение умению работать самостоятельно;

— улучшение основных психических процессов, интеллектуального и речевого развития;

— приспособление в обществе;

— развитие личности

Адаптивное физическое развитие и воспитание должны выполнять основные задачи:

— обучение гигиене и навыкам самообслуживания;

— повышение психической и физической устойчивости;

— формирование привычки к здоровому образу жизни;

— расширять пределы физических возможностей ребенка, преодолевать себя;

— обучение основным навыкам безопасности;

— осознание своих способностей по сравнению с обычными детьми;

— компенсация утраченных навыков в ущерб функциям других органов;

— формирование значимых личностных и эмоционально-произвольных характеристик.

Правильная организация адаптивного физического воспитания и развития достигается за счет выполнения основных задач:

1. Образовательные:

— получить необходимые знания для осознанного восприятия движений тела и новых навыков;

— развитие важных повседневных физических навыков;

— владение правилами выполнения полезных для ребенка упражнений;

— научиться ориентироваться в окружающей среде, понимать свои физические возможности и правильно рассчитывать.

2. Развивающие:

— повышение точности, реакции и силы двигательной системы;

— развитие прикладных навыков;

— практическое владение терминами времени и пространства;

— обновление словарного запаса и развитие речевого навыка.

3. Оздоровительные и коррекционные:

— укрепление здоровья, его поддержание;

— закалка;

— активация иммунитета;

— улучшить работу внутренних органов и систем, основное внимание уделяется сердечнососудистой и дыхательной системам;

— коррекция осанки, плоскостопия и других нарушений опорно-двигательного аппарата;

— улучшение мелкой моторики;

— преодоление психомоторных расстройств (боязнь высоты, клаустрофобия, нарушенной самооценки).

4. Воспитательные:

— укрепление уверенности в себе, преодоление внутренней несвободы;

— развитие мужества, упорства, воли и умения работать самостоятельно;

— воспитание желания заниматься спортом;

— обучение осознанию своей ответственности за собственное здоровье [1, с. 58].

В состав адаптивной физической культуры входят адаптивная физическая культура, адаптивное двигательное восстановление, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Они охватывают все виды физической активности детей с физическими и умственными недостатками и помогают им адаптироваться к окружающему миру, поскольку обучение различным типам движений связано с развитием психофизических навыков, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает им общечеловеческие культурные ценности.

Литература:

  1. Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019. — 192 с.
  2. Бишаева А. А., Малков А. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. — 312 с.
  3. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого-педагогическое сопровождение. М.: Юрайт, 2020. — 170 с.
  4. Ростомашвили Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития. М.: Спорт, 2020. — 164 с.
  5. Опарий Наталия Александровна. Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://son-net.info/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-kak-sredstvo-reabilitacii-i-socialnoj-integracii-detej-invalidov-i-detej-s-ovz/ (Дата обращения 18.06.2021).
  6. Особенности адаптивного физического воспитания детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://onlymama.ru/motornye-narusheniya/zmr/adaptivnoe-fizicheskoe-vospitanie-detej/ (Дата обращения 18.06.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): адаптивная физическая культура, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, возможность, окружающая среда, развитие, ребенок, физическая культура, физическое воспитание, физическая активность.


Задать вопрос