Статья посвящена вопросам, связанным с понятием «пробация», а также направлена на определение целей, принципов и методов службы пробации. Мы рассмотрели опыт зарубежных стран в сфере работы службы пробации и необходимые условия для ее создания в России.
Ключевые слова: пробация, служба пробации, пенологическая деятельность, наказания, не связанные с лишением свободы.
Актуальность вопроса связана с постоянным реформированием системы уголовного законодательства, а именно поисками альтернативных лишению свободы наказаний. Повышающаяся криминогенность в местах лишения свободы, рост пенитенциарного рецидива, проблемы обеспечения правопорядка в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, их недофинансирование, усугубляющиеся трудности в размещении осужденных подтверждают несостоятельность применения лишения свободы как основного средства противостояния преступности. Возникла потребность в проведении пенитенциарной реформы, направленной на сужение сферы применения наказания в виде лишения свободы.
Понятие «пробация» ((от лат probatio — испытание) — уголовный надзор, опека) находит свое отражение в правовом дискурсе для институциализации пенологической деятельности (служб) по мере проведения работ с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Пенитенциарные системы многих стран мира включают службу пробации в качестве важнейшего института сферы уголовного правосудия и предупреждения преступлений.
Пробация в США — это откладывание судом вынесения приговора или приостановка его действия в отношении виновного лица (если есть существенные условия и на определенный срок). Служба пробации является частью судебной системы, осуществляя надзор за условно осужденными. Служба пробации находится под руководством Административного офиса при Верховном суде США, а непосредственное руководство на местах осуществляется местными судами. Согласно американской доктрине соотношение между лицами, находящимися в условиях тюремного заключения, и лицами, находящимися на пробации, составляет 1:2. Подобная организованность возможна благодаря местным службам пробации, количество которых составляет более 1750 единиц, причем половина из них предназначена для надзора за несовершеннолетними. Способы надзора различны. К примеру, используется так называемая «почтовая» пробация, когда осужденному необходимо ежемесячно высылать почтовую открытку с кратким описанием своей жизни и изменениями в ней. Свое распространение получила и «телефонная» пробация, осуществляемая с помощью телефонных переговоров осужденного с сотрудником службы пробации по бессистемному графику, в которых осужденный дает ответы на определенные вопросы, анализируемые службой пробации. Результаты таких форм социально-правового контроля позволили выявить «размытость» надзора, что привело к внедрению в некоторых американских штатах пробации с интенсивным надзором. В некоторых штатах пробационный надзор назначается пожизненно. Сотрудник службы пробации обладает специальными полномочиями, например, он может арестовать поднадзорного без соответствующего ордера в случае нарушения условий пробации или условного осуждения.
Согласно исследованиям если преступники по своим личностным характеристикам и характеру содеянного, не представляют большой общественной опасности, то их следует направлять на пробацию. Американцы сами активно участвуют на волонтерской основе в исполнении пробации, содействуя штатному составу в оказании помощи осужденным по программам ресоциализации. [1]
Хотим отметить, что в Российской Федерации нет службы, которая соответствовала бы зарубежным службам пробации. Специалисты полагают, что в нашей стране есть уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России, исполняющие уголовные наказания в отношении лиц, которые были осуждены без изоляции от общества. Но содержание функций уголовно — исполнительных инспекций в России не соответствуют зарубежным службам пробации.
Мы со стороны нашей уголовно-исполнительной инспекции можем заметить отсутствие выполнения следующих функций: не предоставление суду досудебных докладов, отсутствие попыток примирения потерпевшего и жертвы преступления.
При осуществлении контроля за условно осужденным уголовно — исполнительной инспекции не предоставлено право применения мер предупредительного характера: например, возлагать дополнительные обязанности на осужденных в случае отсутствия в приговоре, а также право на отмену условного осуждения в случае систематических нарушений общественного порядка. Это все свидетельствует о необходимости расширения функции уголовно-исполнительных инспекций. Для облегчения работы по воспитательным программам в инспекцию ввели психолога, что способствует более успешной социальной реабилитации осужденных. В последние годы и материально техническая и финансовое обеспечения претерпели значительное развитие. Все это создает необходимые условия для развития самой инспекции, соответственно формирования на ее базе службы пробации. [4]
В урегулировании этого вопроса Уголовный и Уголовно-исполнительный Кодексы нуждаются в правовых нормах, которые смогут регулировать назначение и исполнение наказания в виде организации свободы в случае назначения пробации в качестве самостоятельного наказания
Элементы пробации для осужденных без изоляции от общества можно отработать в рамках экспериментальных (пилотных) проектов, которые могут быть проведены в различных регионах России.
В нашей стране применимы функции пробации в виде предоставления досудебного доклада, программы коррекции, примирения с помощью посредника.
Досудебный доклад может быть представлен в виде информации, характеризующей клиента пробации. Доклад готовится работником службы пробации по запросу суда или прокурора. Его необходимо подготовить на этапе решения вопроса о мере пресечения, при подготовке административной комиссией тюрьмы материалов для суда о досрочном условном освобождении лица, соответственно о пребывании лица под надзором (пробацией).
Досудебный доклад должен включать в описательной части:
— социальную характеристику;
— результаты психосоциального тестирования личности;
— оценку рисков совершения уголовных правонарушений.
Примирение с помощью посредника состоит в защите интересов потерпевшего, то есть возможности высказывания обидчику своих претензий, а преступнику компенсировать вред. Примирение касается как моральной, так и материальной составляющих. Основа применения — милосердие, прощение отступившегося. А также примирение — восстановление утраченного в результате преступления и исправление правонарушителя.
Перспективным направлением профилактики преступлений, совершаемых условно осужденными, выступает использование комплекса специально-криминологических мер. Их реализация в первую очередь требует введения в штат УИИ должности оперативного сотрудника с закреплением соответствующих полномочий. Просчеты в построении системы профилактики преступлений, совершаемых условно осужденными, негативным образом отражаются на увеличении количества проводимых первоначальных, розыскных мероприятий (далее — ПРМ) в отношении лиц, скрывающихся от исполнения наказания. Сложившаяся в УИИ практика осуществления первоначальных розыскных мероприятий в отношении условно осужденных позволяет выявить ряд проблем, требующих законодательного урегулирования. В частности, сотрудники УИИ не наделены полномочиями на осуществление оперативно-розыскных мероприятий. ПРМ и отдельные оперативно-розыскные мероприятия в отношении подучетного УИИ лица, скрывающегося от контроля УИИ, проводятся силами сотрудников отдела розыска территориального органа ФСИН России (в рамках розыскного дела) с привлечением сил сотрудников территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации. Розыск условно осужденных, скрывающихся от исполнения наказания, как особая задача, стоящая перед сотрудниками УИИ и оперативными работниками отдела розыска территориальных органов ФСИН России, требует повышения методического и правового обеспечения.
Мировая тенденция развития служб пробации и их опыт способствуют при создании пробации в Российской Федерации формированию следующих принципов:
— наличие у указанного института самостоятельного ведомственного подчинения;
— заполнение службой пробации социально — реабилитационной работы с гражданами, преступившими закон;
— служба должна представлять собой компактный орган, в обязанности которого будет входить не только решение социально-реабилитационных задач, но и организационная и финансовая мобилизация всех соответствующих ресурсов на обслуживаемой территории.
По опыту стран Запада можно сделать вывод, что проработанная система пробации способна не только предупредить криминализацию личности, снизить повторную преступность и уменьшить нагрузку на пенитенциарную систему, но и способствует снижению общего уровня преступности в обществе. [2]
Отбывание наказания без изоляции от общества позволит избежать нравственные, психологические и физические последствия изоляции, поскольку альтернативное наказание при помощи сотрудников служб пробации сохраняет и развивает навыки социального взаимодействия. Санкции, которые не связаны с изоляцией от общества, имеют значительные экономические преимущества, способствуют разгружению учреждений лишения свободы, перераспределению ресурсов. [3]
Чтобы развитие службы пробации не обострило проблемы с антикоррупционной деятельностью, необходимо нормативно формализовать правовой статус сотрудников (определить вид государственной службы, зону ответственности, права и обязанности сотрудников, их социальные гарантии и т. д.).
Таким образом, в настоящее время институциализация пробации в разных странах реализуется посредством создания многофункциональных служб пробации, но разной подведомственности (Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Верховный суд, Прокуратура). С учетом зарубежной практики по этому вопросу, можно объединить условное осуждение и ограничение свободы и исполнять в качестве основного и дополнительного вида наказания, применяя даже в отношении несовершеннолетних. Это и будет в российском законодательстве пробацией.
Литература:
1. Габраев А. Ш., Новиков А. В. Перспективы реализации института пробации в современной пенитенциарной политики Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 // URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=23244 (дата обращения: 19.04.2019)
2. Смирнов Л. Б., Малинин В. Б. Уголовно-исполнительное право / учебник для юридических ВУЗов и факультетов. 2017. С. 78–80.
3. Темирбекова А. Пробация: сущность, цели и методы реализации // URL: http://www.adilet.gov.kz/ru/node/8643 (дата обращения: 19.03.19)
4. Тепляшин П. В. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями // ФГКОУ ВПО Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2018г. № 16–2. С. 40–41.