Оценка качества предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания в муниципальном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №28 (370) июль 2021 г.

Дата публикации: 11.07.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Жилинская, Е. А. Оценка качества предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания в муниципальном образовании / Е. А. Жилинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83202/ (дата обращения: 17.01.2022).



На сегодняшний день для проведения оценки эффективности предоставления социальных услуг их получателям, как правило, пользуются едиными выработанными на законодательном уровне показателями качества, отражающие объективные результаты деятельности социальных служб. Оценка качества организаций в сфере предоставления социальных услуг может осуществляться: общественным советом, утвержденным главным надзорным органом в сфере социального обслуживания (Минтруд РФ); исследовательским центром независимой оценки качества условий оказания услуг (далее НОВИ); региональным общественным советом — группой экспертов, состав которой утверждается региональными контролирующими органами (региональные органы власти, министерства, комитеты в сфере социальной защиты и системы здравоохранения, Роспотребнадзора и т. п.) и внутренней комиссией организации социального обслуживания.

В Ст. 23–1. ФЗ № 442 определены основные критерии оценки для проведения независимой оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания в целях общественного контроля и повышения эффективности деятельности данных организаций [1; 2].

Независимая оценка проводится общественным советом, утвержденным органом исполнительной власти и предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям как [1; 2]:

— открытость и доступность информации об организации социального обслуживания;

— комфортность условий предоставления социальных услуг, в том числе время ожидания предоставления услуг;

— доброжелательность, вежливость работников организации социального обслуживания;

— удовлетворенность качеством условий оказания услуг, а также доступность услуг для инвалидов.

Независимая оценка качества, проводимая исследовательскими центрами, такими как НОВИ осуществляется поэтапно, в заочной форме.

Для привлечения НОВИ к совместной деятельности, первоочередным является заключение договора с местным контролирующим органом в сфере социального обслуживания (в нашем регионе — это Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области) Группой экспертов направляется запрос в определенную организацию социального обслуживания, о согласии проведения оценки. После чего, экспертами НОВИ осуществляется оценка сайта, направляются анкеты для сотрудников и получателей социальных услуг, требуются видео- и фотоотчеты, показывающие доступность и комфортность предоставления социальных услуг. По результатам полученных данных составляется отчет [4].

Результаты независимой оценки качества, проведенные общественным советом и НОВИ размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях: www.bus.gov.ru.

Региональным общественным советом проводятся заседания (в нашем регионе при Комитете социального обеспечения материнства и детства Курской области), на которых утверждается перечень организаций социального обслуживания, в отношении которых будут осуществляться проверки по определенному графику [3]. По результатам проведения данных проверок, каждой организации ставится определенный балл соответствия, определяется рейтинг. Также при выявленных недостатках, формируются требования по их дальнейшему устранению в определенных срок.

Что касается самоконтроля, то каждая организация социального обслуживания определяет состав комиссии для проведения регулярных внутренних проверок оценки качества по установленным критериям соответствия федеральных и региональных стандартов.

Перейдем к рассмотрению основных критериев, характеризующих в той или иной степени эффективность предоставления социальных услуг, используемых в практике оценки системы социального обслуживания.

Эффективность работы организаций социального обслуживания, оценивается путем внутреннего и/или внешнего контроля своевременности и степени удовлетворенности получателей их качеством.

Независимые или систематические внутренние оценки качества проводятся в целях [5, с. 862]:

— доступности социального обслуживания;

— повышения результативности социальных услуг.

Основными задачами оценки являются:

— определение полноты и качеств оказания услуг;

— определение степени соответствия услуг установленным стандартам, с последующей корректировкой.

Как правило, оценка производится поэтапно: путем анализа уставных, локальных и иных документов организации, необходимых при оказании услуг; группой экспертов в очной или заочной формах проводятся опросы и на основании полученных данных заполняется итоговый отчет.

При проведении предварительного анализа внутренних документов организации специалистами, осуществляющими оценку, перед выездом в организацию составляется запрос на имя руководителя организации социального обслуживания о необходимости предоставления первичной информации Предварительно специалистами, осуществляющими оценку, проводится сбор и анализ данных относительно открытости и доступности уставных, контактных, информационных данных, размещаемых на официальном сайте организации, которую оценивают. Также проводится оценка доступности способов обратной связи с получателями социальных услуг.

Таким образом, оценка качества предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания в муниципальном образовании определяется экспертными группами (внутренними или внешними) с помощью конкретных критериев, позволяющих оценить как количественные, так и качественные показатели, характеризующие организацию работы и процесс предоставления социальных услуг в конкретном социальном учреждении. Основные способы оценки показателей работы организации: наблюдение, опрос и осмотр получателей социальных услуг, изучение учетной документации, опрос персонала.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020). — Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70552648/paragraph/26429:0
  2. Белянинова, Ю.В., Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» / [под ред.] Э. Р. Курманова; Ю. В. Белянинова, О. А. Гурина, Н. А. Захарова, О. В. Кузнецова, С. А. Слесарев. — ГАРАНТ, 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/multilink/70552648/paragraph/1073742225/number/0:1
  3. Итоги независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания населения Курской области // Официальный сайт Администрации Курской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: adm.kursk.ru независимая оценка качества
  4. Официальный сайт исследовательского центра независимой оценки качества условий оказания услуг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://н-о-к.рф/
  5. Российская энциклопедия социальной работы / [Акимова Ю. А. и др.]; под общей редакцией Е. И. Холостовой. — 2-е издание. — М.: Дашков и К°, 2017. — 1030 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное обслуживание, группа экспертов, общественный совет, услуга, заочная форма, Курская область, независимая оценка качества, региональный общественный совет, услуга организациями.


Задать вопрос