Понятие мер административного пресечения и их место в системе государственного принуждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (370) июль 2021 г.

Дата публикации: 04.07.2021

Статья просмотрена: 6152 раза

Библиографическое описание:

Маркина, П. В. Понятие мер административного пресечения и их место в системе государственного принуждения / П. В. Маркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83096/ (дата обращения: 19.04.2024).



Актуальность исследования мер административного пресечения, применяемых сотрудниками полиции, обусловлена тем, что область применения таких мер в настоящее время значительно расширена. Отечественное законодательство, лежащее в основе правового регулирования общественных отношений по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, в своем комплексе затрагивающее меры административного пресечения, интенсивнее обновляется. При этом стремительное изменение законов порождает множество противоречий: нормы одних законов не соответствуют положениям других, отдельные правовые нормы зачастую неоднозначны и неконкретны, имеются факты разработки применения множества подзаконных ведомственных актов. Такое положение дел приводит к затруднению в правоприменении.

Ключевые слова: пресечение, государственное принуждение, меры административного пресечения, сотрудники полиции, правоохранительные органы.

Правоохранительные органы занимают существенное положение среди всех государственных органов, поскольку их основная задача заключается в обеспечении безопасности общества, в том числе благодаря незамедлительной реакции на выявленное неправомерное поведение, а также его пресечение. Быстрота реакции сотрудников полиции выражается в применении к нарушителю общественного порядка различных мер непосредственного принуждения, таких, например, как задержание, досмотр, изъятие и др.

Меры административного принуждения не применяются просто так, необходимость в их применении возникает либо в связи с уже совершенным административным проступком, либо в связи с выявлением совершающегося административного проступка [4, с. 82]. Вместе с тем, меры административного принуждения, как реакция на действия нарушителя, могут применяться не только при совершении административного проступка, но и при выявлении совершения иных действий, которые не представляют собой весь объем административного правонарушения. Специальные же меры пресечения используются, как правило, для того чтобы пресечь уже совершаемое преступление и задержать нарушителя.

Для определения отраслевой принадлежности мер пресечения, входящих в систему административного принуждения, необходимо установить не только степень общественной опасности, которая заложена в действиях нарушителя, но и определить характер общественных отношений, в которых эти меры применяются [1, с. 420].

В основе правовой классификации мер административного принуждения могут лежать различные критерии. Так, отдельные группы административного принуждения можно выделить в связи с целью их применения, а также в связи с процедурной особенностью их применения, в зависимости от способа обеспечения правопорядка этими мерами, в связи с характером правовых отношений, которые возникают при применении этих мер.

Принимая во внимание различные факторы и обстоятельства, которые могут лежать в основе классификации все меры административного принуждения можно условно разделить на 4 группы [1, с. 420]:

К первой группе целесообразно отнести административно-предупредительные меры, или другими словами меры административного предупреждения. Вторая группа представлена мерами административного пресечения. Третья группа состоит из мер административно-процессуального обеспечения. Четвёртую группу составляют административные взыскания.

В практической деятельности меры административного пресечения являются наиболее применяемыми сотрудниками органов власти по сравнению с другими мерами административного принуждения.

При этом любая мера административного пресечения применяется с целью реализации административно-правового запрета и как способ обеспечить правоохранительную функцию государства. Любая отдельная мера административного пресечения применяется в конкретных целях решения определенной задачи правоприменителя. Её цель заключается достижение конкретного результата деятельности правоприменителя, в нашем случае сотрудника полиции.

Основная задача мер административного пресечения заключается в обеспечении возможности компетентными органами охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность. Обычное применение мер административного пресечения связано с необходимостью прекращения противоправных действий, устранения противоправной ситуации.

Итак, меры административного пресечения разнообразны в своем применении, их классификация основывается на различных критериях, таких, например, как характер и целевое назначение.

Меры пресечения, как реакция государства на различные противоправные проявления, являются предметом не только административного права, но и некоторых других отраслей. Но, как правило, все же, о мерах пресечения говорится в контексте административного права.

В юридической литературе мнения относительно точного определения понятия мер административного пресечения расходятся, что возможно связано со сложностью рассматриваемого правового явления [3, с. 168].

Так, меры административного пресечения — это предусмотренные нормами административного права юридические способы и средства для психического или физического воздействия сотрудниками органов внутренних дел на граждан и организаций, с целью прекращения объективно противоправных административных или уголовно наказуемых деяний на месте или во время совершения, путем непосредственного вмешательства субъекта административной власти (например, сотрудника полиции) в деятельность правонарушителя.

Рассмотрение вопроса о мерах административного пресечения невозможно без обращения внимания на их правовую характеристику и классификацию.

Стоит отметить, что мнения авторов в области административного права по данному вопросу не совпадают. Не сложилось в практике и традиционной устоявшийся классификации мер административного пресечения, а также системы взглядов относительно их правовой характеристики, поскольку среди учёных в области административного права существует множество мнений данному вопросу [5, с. 26].

Меры административного пресечения представляют собой достаточно сложное явление в области административного права, что объясняет неоднозначность подходов исследователей по вопросу понятия этих мер и их содержания. В таких условиях определение дефиниции мер административного пресечения возможно при определении и установлении признаков, которые характерны исключительно для данных мер. Можно сделать вывод, что меры административного пресечения, являясь сложным административно-правовым явлением и при этом выступая как часть системы мер административного принуждения, носят исключительный характер и имеет определенные черты, которые отличают их от иных мер и позволяют сформулировать определение понятия мер административного пресечения. Таким образом, к характерным чертам, позволяющим идентифицировать меры административного пресечения, относятся [2, с. 223]:

1) Меры административного пресечения являются наиболее применяемыми с целью пресечь правонарушения, среди иных мер административного принуждения, поэтому они занимают большой вес в системе мер административного принуждения.

2) К субъектам применения мер административного пресечения относятся различные государственные органы и их должностные лица, а также в некоторых случаях общественные организации.

3) Меры административного пресечения не являются прямым способом реализации института административной ответственности, они напрямую не связаны с применением административного наказания, их содержание не характеризуется чертами, связанными с ограничением субъективных прав нарушителя. Однако зачастую меры административного пресечения являются предпосылками для применения административного наказания.

4) Перечень оснований для применения мер административного пресечения является более объемным, нежели в административной ответственности. Для применения мер административного пресечения необходимо возникновение реальной ситуации, когда на лицо проявления противоправного поведения. Меры административного пресечения в отличие от административно-предупредительных мер, задача которых состоит в том, чтобы предупредить правонарушителя и «уберечь» его от совершения противоправных деяний, осуществляются для прекращения уже проявляющихся действий, характеризующихся как противоправное деяние.

5) Большой круг субъектов, к которым могут быть применены меры административного пресечения. Такие могут быть использованы в отношении несовершеннолетних лиц; лиц, которые обладают различного рода иммунитетом (депутатский, дипломатический); невменяемых лиц; военнослужащих; сотрудников органов внутренних дел, если ими совершаются нарушения, предполагающие привлечение к дисциплинарной ответственности.

6) Меры административного пресечения — это всегда мгновенная реакция органов исполнительной власти при выявлении совершающихся противоправных действий, которая характеризуется непосредственным вмешательством в деятельность нарушителя.

Меры административного пресечения необходимо отличать от мер уголовно-правового пресечения, поскольку последние регламентируются уголовно-процессуальным законодательством.

Сравнительный анализ рассматриваемых мер позволяет сделать вывод, что и те, и другие меры характеризуются общими свойствами, но при этом их сходство поверхностно, поскольку каждая из этих мер отличается по своей сущности, целевому назначению, юридической природе, порядку нормативного регулирования и другим основаниям.

Таким образом, мерами административного пресечения являются средства принудительного воздействия, которые регламентируются административно-правовыми нормами и применяются уполномоченными на то органами государственной власти и их должностными лицами, а некоторых случаях также общественными формированиями, которые направлены на то, чтобы прекратить противоправное деяние, устранить вред причиненный этим деянием, а также создать такие условия, при которых в будущем возможно привлечь виновное лицо к юридической ответственности.

Литература:

  1. Бахрах Д. Н. Административное право: учебное пособие для студентов юридических ВУЗОВ. — М., 2014. — 798 с.
  2. Ковшунков В. Н. Пресечение, предупреждение в административном праве // Вестник Саратовской юридической академии. — 2016. — № 2. — С. 221–224.
  3. Орлов В. Д. Меры защиты (пресечения) в Российском административном праве // Административное право. — 2016. — № 8. — С. 168–172.
  4. Соколов А. Ю. Генезис правовых основ регламентации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // «Lex Russica». — 2012. — № 6. — С. 82–84.
  5. Тюрин В. А. О понятии мер пресечения в административном законодательстве России // Государство и право. — 2016. — № 7. — С. 25–27.
Основные термины (генерируются автоматически): административное пресечение, мера, административное принуждение, мера пресечения, общественный порядок, сотрудник полиции, административная ответственность, административное наказание, общественная безопасность, правовая характеристика.


Похожие статьи

Основание и порядок применения мер административного...

В свою очередь, меры административное принуждение также принято разделять на четыре группы: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административной ответственности и меры административно-процессуального обеспечения. В рамках настоящей статьи рассмотрим основание и порядок применения мер административного пресечения. Под мерами административного пресечения понимаются средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях принудительного прекращения противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий...

Проблемы применения мер административного пресечения...

 Актуальность исследования мер административного пресечения, применяемых сотрудниками полиции обусловлена тем, что область применения таких мер в настоящее время значительно расширена. Отечественное законодательство, лежащее в основе правового регулирования общественных отношений по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, в своем комплексе затрагивающее меры административного пресечения, интенсивнее обновляется. При этом стремительное изменение законов порождает множество противоречий: нормы одних законов не соответствуют положениям других, отдельные правовые нормы зачастую неоднозначны и неконкретны, имеются факты разработки...

Меры пресечения административных правонарушений...

Ключевые слова: меры пресечения, административные правонарушения, процессуальное обеспечение. В федеральном законе «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ в п. 2 ч. 1 ст. 2 установлено, что основное направление деятельности полиции — предупреждение и

Преобладающей группой в системе мер административного принуждения являются меры пресечения, поскольку они являются самыми многочисленными. С помощью специальных мер административного пресечения решается большинство правоохранительных задач, в число

Также стоит отметить, что суть мер пресечения заключается в принудительном прекращении противоправной деятельности граждан, которые нарушают общественный порядок [1].

Применения мер административного пресечения...

В статье рассматриваются проблемы применения мер административного пресечения в деятельности правоохранительных органов. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, для ликвидации различных интерпретации норм права в применении норм пресечения необходимо боле четче прописать основания для применения данных мер в КоАП.

Следовательно, учитывая правовую обязанность и ответственность работников ОВД, важно выяснить суть мер административного пресечения, границы их применения. Следует, прежде всего, акцентировать на том, что эти меры чаще направляются на непосредственное пресечение нарушений правовых норм и не предусматривают применение других мер...

Применение мер административного принуждения в особых...

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Как известно, «административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т. д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий».

Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата. Административное принуждение применяется только к правонарушителям в случаях и в порядке, указанном в законе.

Административно-правовое принуждение, являясь особым...

Чаще всего среди мер административного принуждения применяются меры пресечения, представляющие собой ряд действий, ориентированных на прекращение уже совершаемого противоправного действия или правонарушения. В Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» к мерам пресечения относятся: требование прекратить противоправные действия; требование оставаться на месте до прибытия сотрудников полиции; блокирование места проведения массового мероприятия; применения оружия или специальных средств и др. Полиция имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий от всех участников и организаторов массовых мероприятий.

Виды административного принуждения и их характеристика

В. М. Манохин, например, выделяет меры административной ответственности и различные обеспечительные меры, которые, в свою очередь, включают меры охраны и обеспечения безопасности и порядка и меры, обеспечивающие привлечение правонарушителя к административной ответственности [1, с. 99–101].

Поскольку данные меры являются ограничителями прав и свобод, очень важно, чтобы они применялись исключительно в целях их защиты, безопасности государства, соблюдения баланса частных и публичных интересов. Административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд.

Понятие и виды мер административного принуждения

Административно-правовое принуждение, являясь особым видом правового принуждения, заключается в применении субъектами публичной функциональной власти принудительных мер, которые установлены нормами административного права, в связи с неправомерными действиями. Административно-правовое принуждение играет важную роль в охране правопорядка и в профилактике правонарушений. Административно-правовое принуждение обладает большим количеством средств пресечения (например: запрещение эксплуатации механизмов или задержание граждан). Их использование прекращает антиобщественные действия и предотвращает наступление общественно вредных последствий.

Применение сотрудниками полиции мер административного...

– удаление нарушителя общественного порядка. На последующем этапе проведения массовых мероприятий необходимости применять меры предупреждения практически не возникает. Чаще всего среди мер административного принуждения применяются меры пресечения, представляющие собой ряд действий, ориентированных на прекращение уже совершаемого противоправного действия

В качестве меры пресечения может быть применено требование оставаться на месте до прибытия сотрудников полиции, или доставить в отделение полиции для составления протокола. В соответствии с п. 20 ст. 11 Федерального закона РФ «О полиции» полиции предоставлено право производить по решению начальника ОВД или его заместителя...

Похожие статьи

Основание и порядок применения мер административного...

В свою очередь, меры административное принуждение также принято разделять на четыре группы: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административной ответственности и меры административно-процессуального обеспечения. В рамках настоящей статьи рассмотрим основание и порядок применения мер административного пресечения. Под мерами административного пресечения понимаются средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях принудительного прекращения противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий...

Проблемы применения мер административного пресечения...

 Актуальность исследования мер административного пресечения, применяемых сотрудниками полиции обусловлена тем, что область применения таких мер в настоящее время значительно расширена. Отечественное законодательство, лежащее в основе правового регулирования общественных отношений по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, в своем комплексе затрагивающее меры административного пресечения, интенсивнее обновляется. При этом стремительное изменение законов порождает множество противоречий: нормы одних законов не соответствуют положениям других, отдельные правовые нормы зачастую неоднозначны и неконкретны, имеются факты разработки...

Меры пресечения административных правонарушений...

Ключевые слова: меры пресечения, административные правонарушения, процессуальное обеспечение. В федеральном законе «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ в п. 2 ч. 1 ст. 2 установлено, что основное направление деятельности полиции — предупреждение и

Преобладающей группой в системе мер административного принуждения являются меры пресечения, поскольку они являются самыми многочисленными. С помощью специальных мер административного пресечения решается большинство правоохранительных задач, в число

Также стоит отметить, что суть мер пресечения заключается в принудительном прекращении противоправной деятельности граждан, которые нарушают общественный порядок [1].

Применения мер административного пресечения...

В статье рассматриваются проблемы применения мер административного пресечения в деятельности правоохранительных органов. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, для ликвидации различных интерпретации норм права в применении норм пресечения необходимо боле четче прописать основания для применения данных мер в КоАП.

Следовательно, учитывая правовую обязанность и ответственность работников ОВД, важно выяснить суть мер административного пресечения, границы их применения. Следует, прежде всего, акцентировать на том, что эти меры чаще направляются на непосредственное пресечение нарушений правовых норм и не предусматривают применение других мер...

Применение мер административного принуждения в особых...

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Как известно, «административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т. д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий».

Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата. Административное принуждение применяется только к правонарушителям в случаях и в порядке, указанном в законе.

Административно-правовое принуждение, являясь особым...

Чаще всего среди мер административного принуждения применяются меры пресечения, представляющие собой ряд действий, ориентированных на прекращение уже совершаемого противоправного действия или правонарушения. В Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» к мерам пресечения относятся: требование прекратить противоправные действия; требование оставаться на месте до прибытия сотрудников полиции; блокирование места проведения массового мероприятия; применения оружия или специальных средств и др. Полиция имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий от всех участников и организаторов массовых мероприятий.

Виды административного принуждения и их характеристика

В. М. Манохин, например, выделяет меры административной ответственности и различные обеспечительные меры, которые, в свою очередь, включают меры охраны и обеспечения безопасности и порядка и меры, обеспечивающие привлечение правонарушителя к административной ответственности [1, с. 99–101].

Поскольку данные меры являются ограничителями прав и свобод, очень важно, чтобы они применялись исключительно в целях их защиты, безопасности государства, соблюдения баланса частных и публичных интересов. Административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд.

Понятие и виды мер административного принуждения

Административно-правовое принуждение, являясь особым видом правового принуждения, заключается в применении субъектами публичной функциональной власти принудительных мер, которые установлены нормами административного права, в связи с неправомерными действиями. Административно-правовое принуждение играет важную роль в охране правопорядка и в профилактике правонарушений. Административно-правовое принуждение обладает большим количеством средств пресечения (например: запрещение эксплуатации механизмов или задержание граждан). Их использование прекращает антиобщественные действия и предотвращает наступление общественно вредных последствий.

Применение сотрудниками полиции мер административного...

– удаление нарушителя общественного порядка. На последующем этапе проведения массовых мероприятий необходимости применять меры предупреждения практически не возникает. Чаще всего среди мер административного принуждения применяются меры пресечения, представляющие собой ряд действий, ориентированных на прекращение уже совершаемого противоправного действия

В качестве меры пресечения может быть применено требование оставаться на месте до прибытия сотрудников полиции, или доставить в отделение полиции для составления протокола. В соответствии с п. 20 ст. 11 Федерального закона РФ «О полиции» полиции предоставлено право производить по решению начальника ОВД или его заместителя...

Задать вопрос