Преступность несовершеннолетних: криминологические аспекты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (370) июль 2021 г.

Дата публикации: 13.07.2021

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Кирюшин, А. А. Преступность несовершеннолетних: криминологические аспекты / А. А. Кирюшин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/archive/370/81255/ (дата обращения: 20.01.2022).



По данным Генеральной Прокуратуры РФ в 2019 году подростки стали участниками более чем 40 тысяч преступлений, а количество несовершеннолетних, поставленных на учет ПДН, составило около 145 тысяч человек [1], что свидетельствует о недостаточных государственных мерах, предпринимаемых для профилактики преступности среди лиц, не достигших 18 лет. В настоящей статье анализируются причины, по которым подростки совершают общественно опасные деяния, а также предлагаются меры, направленные на профилактику совершения новых преступлений несовершеннолетними. Методологию настоящей работы составили анализ, синтез, а также формально-юридический метод.

Ключевые слова: подростковая преступность, несовершеннолетние, уголовная ответственность, криминологические особенности преступности несовершеннолетних, профилактика преступности в подростковой среде, уголовный закон, субъект преступления, возраст наступления уголовной ответственности.

Несовершеннолетние являются одной из наиболее активных социальных групп, совершающих общественно опасные деяния ввиду того, что многие из них уверены в том, что не являются субъектами преступления и не понесут ответственности за свои поступки, либо в целом не имеют представления о нормах уголовного закона. Преступность несовершеннолетних представляет собой часть преступности в обществе, развивающуюся под воздействием тех же факторов, которые присуще преступности в целом [2, с. 108]. С данной научной позицией можно согласиться лишь отчасти, поскольку существует ряд особенностей, благодаря которым подросток совершает преступление.

В первую очередь следует дать законодательное определение несовершеннолетнего. Согласно ч.1 ст.87 УК РФ [3] несовершеннолетними являются лица, которым к моменту совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. В криминологической науке существует три возрастные градации подростков: от 14 до 15 лет, от 15 до 16, от 17 до 18 лет. Критерием данной классификации является степень социальной зрелости, что в свою очередь оказывает влияние на осознание лицом противоправности своего поступка [4, с. 59–60].

Первой особенностью формирования преступности несовершеннолетних является негативное влияние взрослых. Нередки случаи, когда в неблагополучных семьях родители на собственном примере демонстрируют ребенку антисоциальный образ жизни и пренебрежение к своим обязанностям, в результате чего у ребенка формируется мнение, что данная модель поведения приемлема и является единственно верной, поскольку иных примеров жизненного уклада он не видел. Ю. М. Антонян отмечает, что в неблагополучных семьях дети чувствуют отвержение со стороны родителей, что сугубо негативно влияет на их психику [5, с. 171].

Кроме того, деструктивным фактором, формирующим деформированное правосознание подростка, является круг его общения. Здесь важную роль играют более глобальные проблемы государственного уровня: уровень безработицы, заработных плат, возможность реализации своих интересов в спортивной или творческой сфере. Если окружающие несовершеннолетнего одноклассники, знакомые, которые имеют определенный авторитет в глазах социума, осуждают законопослушный образ жизни, выражают явное пренебрежение к ограничениям в поведении, то у подростка также формируется мнение о том, что антисоциальный и около криминальный образ жизни является основным критерием уважения со стороны сверстников.

Еще одним немаловажным фактором, влияющим на преступность несовершеннолетних, является сеть «Интернет» и социальные сети. В настоящее время существуют группы и форумы, в которых пропагандируется физическое и психологическое насилие над тем, кто слабее, и что совершать преступления допустимо — главное не попасться за это. Конечно, не следует утверждать, что сеть «Интернет» несет исключительно деструктивное воздействие на подростка, — она лишь усугубляет убежденность в той модели поведения, которую подросток видел на примере родителей и сверстников.

Несовершеннолетние совершают преступления как в одиночку, так и в соучастии. Напомним, что в соответствии со ст. 32 УК РФ соучастием признается умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления. Главное управление правовой статистики и информационных технологий по городу Москва в обзоре за январь — февраль 2020 года приводит сведения о состоянии преступности несовершеннолетних: всего насчитывается 5 574 преступлений, совершенных либо в одиночку, либо при соучастии несовершеннолетних. Динамика преступности составляет -2,4 %, а удельный вес от расследованных преступлений равен 3,3 % [6, с. 44]. Анализируя вышеуказанные данные, следует сделать вывод о том, что количественные показатели подростковой преступности остаются на достаточно высоком уровне, что требует законодательной доработки мер ответственности, которой применяется к несовершеннолетним.

В большинстве случаев суд применяет принудительные меры воспитательного воздействия в связи с освобождением от уголовной ответственности или наказания, а также условное осуждение. Особым является и место, где подростки отбывают наказание — учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. В этом также проявляются криминологические особенности, которые учел законодатель, — подростки, в отличие от взрослого преступника, в большей степени способны к исправлению, поскольку их характер и поведение еще можно скорректировать, они склонны к получению одобрения со стороны людей, которых они уважают. Главной задачей педагогов в этом случае является получение этого уважения.

Переходя к конкретным мерам по профилактике преступности несовершеннолетних, следует отметить, что эта определенная совокупность, а не одна или две задачи, которые должно решать государство:

Во-первых, профилактика безнадзорности. Должны быть разработаны федеральные и региональные программы, которые направлены на расширение досуговых центров дополнительного образования, которые бы функционировали на бесплатной основе для талантливых и целеустремленных ребят, увлеченных тем, чем они занимаются. В этом случае у безнадзорного подростка появляется стимул трудиться и узнавать что-то новое, поскольку это позволяет заниматься любимым делом абсолютно бесплатно;

Во-вторых, переход общеобразовательных учреждений на систему малокомплектных классов по 10–15 человек, чтобы педагог в течение учебного часа мог уделить внимание каждому ученику;

В-третьих, введение уроков правовой и финансовой грамотности — это позволит дать несовершеннолетним представление о том, что такое право и юридическая ответственность, а также разъяснение необходимости выполнять свои обязанности — формирование правосознания в целом;

В-четвертых, снижение возраста уголовной ответственности до 12 лет за некоторые виды административных правонарушений, а также за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, поскольку к этому возрасту абсолютное большинство подростков способно осознавать, что мелкое хищение, мелкое хулиганство, а также убийство, кража, угон автомобиля и иные виды деяний совершать запрещено.

Проблема подростковой преступности, несмотря на ее глубокое изучение криминологической наукой, требует наиболее комплексного подхода, так как личность несовершеннолетних характеризуется рядом социально-психологический особенностей, связанных с особенностями характера, межличностными отношениями, с подходами к формированию личности подростка и его воспитанию.

Литература:

  1. Генеральная Прокуратура сообщила о росте подростковой преступности // «Российская газета» от 20.04.2020 № 86 (8140).
  2. Литвяк, Л. Г. Особенности и характерные черты преступности несовершеннолетних // Л. Г. Литвяк. — К.: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2017. 107–110 с.
  3. Уголовный кодекс РФ (в редакции от 08.04.2021) // СЗ РФ от 17.06.1996 № 25 ст. 2954.
  4. Алексеев, С. Л. Криминология: учебное пособие для бакалавров // С. Л. Алексеев, Р. Р. Салимзянова, А. Ю. Епихин. — К.: Академия социального образования, 2016. 212 с.
  5. Антонян Ю. М. Криминология: учебник академического бакалавриата // Ю. М. Антонян. — М.: Юрайт, 2018. 388 с.
  6. Обзор Генеральной Прокуратуры Российской Федерации о состоянии преступности в России за январь — февраль 2020 г. // Главное управление правовой статистики и информационных технологий по городу Москва. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/e99/sbornik_1_2020.pdf. (дата обращения 05.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): уголовная ответственность, подростковая преступность, профилактика преступности, криминологическая наука, модель поведения, подросток, преступление, субъект преступления, УК РФ.


Ключевые слова

уголовная ответственность, уголовный закон, несовершеннолетние, подростковая преступность, субъект преступления, криминологические особенности преступности несовершеннолетних, профилактика преступности в подростковой среде, возраст наступления уголовной ответственности
Задать вопрос